Мудрый Юрист

Национальная технологическая инициатива: правовые аспекты экономики будущего

Молотников Александр Евгеньевич, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

4 декабря 2014 года В.В. Путин подписал поручение, в соответствии с которым Правительство РФ совместно с Агентством стратегических инициатив, РАН и ведущими университетами, деловыми объединениями предпринимателей должны к 1 июля 2015 года разработать доклад о реализации Национальной технологической инициативы.

Национальная технологическая инициатива - это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

НТИ подразумевает необходимость изменения норм, правил, действующих мер финансового и кадрового развития. Выбор технологий производится с учетом основных трендов мирового развития, исходя из приоритета сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека как конечного потребителя.

Основными правовыми факторами, сдерживающими развитие новых перспективных рынков, являются:

  1. система правового регулирования, сохранившаяся с XX века в неизменном состоянии.

Основная проблема - это наличие одного центра принятия решений и жесткая иерархия приведения в исполнение данных решений. Сами по себе 9 направлений НТИ строятся по системе распределенных сетей, когда не существует одного источника энергии, поставщика еды, когда доставка товара к потребителю даже в самый удаленный уголок планеты не зависит от транспортно-логистической инфраструктуры. Соответственно, и правовое регулирование не должно носить жесткий централизованный характер;

  1. недостаточная развитость системы саморегулирования. Когда старая система сдерживает развитие новых рынков и движется скорее по пути запрета всего нового, декларируя всеобщую пользу и обеспечение общественной безопасности, на помощь может прийти развитая система саморегулирования. Необходимо не запрещать коммерческие беспилотные летательные аппараты, а позволить игрокам рынка самим для себя прописать правила, по которым будет осуществляться их использование, поскольку, как показывает практика, со стороны государства существует лишь желание наказать за их использование или вовсе их запретить.

Без существенного пересмотра самой концепции правового регулирования той или иной отрасли невозможно будет добиться успеха на новых рынках, построенных по образу Интернета. Только после изменения подхода право перестанет играть сдерживающую роль для всех "Netoв" и станет той опорой и поддержкой, на основе которых будет осуществляться развитие не только перспективных отраслей, но и целых рынков.

Главная цель НТИ - подтолкнуть лидеров высокотехнологичных отраслей к объединению в крупные компании, которые в перспективе 20 - 30 лет станут лидерами новых формирующихся сегодня рынков. Основной задачей государства для реализации инициативы становится формирование инновационной инфраструктуры, в которой станет возможным развитие объединений ученых, предпринимателей и инженеров.

Все 9 направлений НТИ: EnergyNet, FoodNet, SafeNet, AeroNet, MariNet, AutoNet, HealtNet, FinNet, NeuroNet - получили приставку "Net", подчеркивающую преемственность построения по модели Интернета и базовый принцип формирования отраслей экономики будущего на основе распределенных сетей, когда взамен иерархической централизованной системе построения отрасли экономики приходит система автономных субъектов и сетевого взаимодействия.

Первый опыт государственного регулирования отраслей, которые были заявлены как наиболее значимые для реализации НТИ, на примере беспилотных летательных аппаратов показывает, что в настоящий момент правовая система не готова принять на себя функцию формирования инфраструктуры инноваций. Параграф 2 Постановления Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" дает следующее определение для беспилотника: "Беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов".

Таким образом, текущее регулирование приравнивает БПЛА к любому другому воздушному средству, следовательно, на беспилотники также распространяются требования воздушного законодательства к совершению полетов. В настоящий момент, чтобы совершить полет на любом воздушном средстве, требуется следующий комплект документов:

Получается, что в случае если предприниматель решает использовать беспилотники для доставки своей продукции, он встает перед выбором: либо каждый раз запрашивать требуемый комплект документов, либо использовать БПЛА, оставаясь вне закона.

Законопроект N 752189-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов" <1>, подготовленный Правительством РФ, призван устранить неопределенность правового статуса БПЛА. Данный законопроект отменяет необходимость обязательной регистрации и сертификации беспилотников, чья масса составляет менее 115 кг, что в перспективе может облегчить коммерческое использование сверхлегких БПЛА, например, для доставки товаров внутри города. Остается надеяться, что законопроект не растеряет своих благих начинаний в процессе принятия, несмотря на до сих встречающееся противодействие <2>.

<1> Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=752189-6&02.
<2> Мосгордума хочет запретить беспилотники. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2748597.

Первое желание государства - запретить незнакомые или малопонятные явления и вывести их за рамки правового поля, но не всегда такие запреты влияют отрицательно на отрасль экономики. Так, в начале XVIII века в Англии запрет появляться в здании Королевской биржи в отношении брокеров, работающих с ценными бумагами, послужил мощным толчком к возникновению институтов саморегулирования фондового рынка. Появлением клиринговой деятельности мы обязаны тем же биржевым брокерам, собиравшимся с 1698 года в кафе "У Джонатана", как и установлением правил торговли на фондовом рынке. В наше же время для России актуальна скорее обратная ситуация, попытки урегулировать новые рынки в условиях централизованного принятия решений неблагоприятно сказываются на инновационной сетевой инфраструктуре. Появление рынка распределенной генерации энергии, одной из перспектив развития направления EnergyNet, затруднительно в рамках существующего нормативного регулирования данной отрасли.

Пока ввиду относительно малой мощности субъектов распределенной электрогенерации купля-продажа электрической энергии осуществляется на розничном рынке электроэнергии с наличием централизованных поставщиков, но с перспективным разрастанием станций солнечной, ветровой энергии, которые в первую очередь будут появляться в удаленных населенных пунктах, куда доставка топлива для энергетического комплекса затруднена в силу географических причин, отсутствие нормативного регулирования для сетевых субъектов может стать серьезной проблемой.

Конечно, сегодня законодательно не очерчен круг субъектов, у которых можно приобретать энергию по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, поэтому можно говорить о принципиальной допустимости генерации электрической энергии в сеть объектом распределенной генерации и о едином порядке правового регулирования передачи электрической энергии объектов распределенной генерации с остальными производящими энергию субъектами. При этом специального регулирования для объектов распределенной генерации не предусмотрено, несмотря на наличие определенной технической специфики энергетики нового поколения.

В связи с этим можно выделить следующие задачи в рамках правового регулирования EnergyNet.

  1. Изменение нормативных правовых актов для снятия ограничений по использованию распределенной энергетики. Трансформация существующей жестко иерархической электроэнергетики с ограниченным числом активных (управляемых) производителей и потребителей электроэнергии и большого количества пассивных потребителей электроэнергии в платформу для взаимодействия неограниченного количества активных (самоуправляемых) производителей и потребителей электроэнергии. Эта платформа должна состоять из:
  1. Изменение технических требований для распределенной энергетики:
  1. Пересмотр льгот при техническом присоединении. Законодательное стимулирование потребителей к полному использованию выделенной сетевой мощности.
  2. Определение микросетей, виртуальных электростанций, накопителей электроэнергии, в том числе законодательное закрепление понятия "субъект распределенной энергетики", обладающего возможностью участия в двунаправленном обмене энергии, а также в согласованном регулировании энергетических режимов; "агрегатор распределенных энергетических ресурсов", обеспечивающий реализацию тех или иных бизнес-моделей (Virtual Power Plant, MicroGrid, Demand Response и другие).

В остальных направлениях НТИ также существуют проблемы - как правового регулирования, так и проблемы морально-этического характера, которые тоже придется разрешать гуманитарным наукам. Решение этической "Проблемы вагонетки", сформулированной английским философом Филиппой Фут, самым прямым образом относится к беспилотным транспортным системам в целом. Что должен предпринять искусственный интеллект, управляющий беспилотным автомобилем, если на его пути попадутся люди, а затормозить он не успевает? Также правовой науке только предстоит сформулировать нормы ответственности для разработчиков искусственных самообучающихся интеллектуальных систем. Вопросы безопасного хранения и передачи данных становятся как никогда актуальными при разработке систем, интегрируемых с мозгом человека, позволяющих обмениваться информацией силой мысли, что актуально для рынка NeuroNet.

Возможным решением, которое должно помочь сформироваться инновационной сетевой инфраструктуре, может стать саморегулирование данных отраслей - Netов. На этапе формирования новых рынков бессмысленно закреплять новые достижения, потому что в таком случае право будет все время отставать от стремительно развивающихся рынков, сдерживая их развитие и ставя под вопрос технологическое лидерство нашей страны в обозначенных сферах через 20 - 30 лет. Саморегулирование, при котором сами участники рынка смогут устанавливать для себя правила игры, позволит сформировать правовую инфраструктуру инноваций снизу и обеспечит преференции для компаний, которые уже сейчас являются прорывными в своих отраслях и претендуют на будущее мировое лидерство. Конечно, необходимо уделять внимание вопросам безопасности, но при этом ставить искусственные правовые барьеры на пути развивающихся рынков было бы недальновидным решением. Достижение баланса между общественной безопасностью и саморегулированием отраслей не произойдет сразу. Государство должно постепенно отказываться от отдельных полномочий по регулированию отраслей, передавая эти полномочия объединениям специалистов в каждой отрасли. Экономика будущего, построенная на основе сетевого объединения автономных субъектов чего бы то ни было, не может существовать в условиях иерархичной правовой среды двадцатилетней давности.

Правовая система, в которой работают инновационные компании, является составной частью инфраструктуры инновации. Нормы, которые устанавливаются государством, влияют не только на то, как решаются текущие проблемы, возникающие у предпринимателей в высокотехнологичных отраслях, но и на будущее развитие целых рынков. В настоящий момент государство, являясь основным источником правового регулирования, само сдерживает развитие этих рынков. Национальная технологическая инициатива, несмотря на то что поддерживается на самом высоком уровне, в первую очередь строится именно как инициатива, исходящая снизу, от сообществ ученых, исследователей и бизнесменов, поэтому крайне важно не допустить затухания полезных идей. В условиях сложного законодательного процесса единственной возможностью построения правовой системы, которая будет быстро и живо реагировать на развитие экономики, может быть только саморегулирование отраслей.