Мудрый Юрист

Расширение области применения норм налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления налогового мониторинга как формы налогового контроля *

<*> Исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы по теме "Совершенствование взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях в Российской Федерации на основе зарубежного опыта досудебного урегулирования налоговых споров".

Ильин Александр Юрьевич, заместитель заведующего кафедрой "Финансовое и налоговое право" юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент.

Моисеенко Марина Анатольевна, заместитель заведующего кафедрой "Финансовое и налоговое право" юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается процесс законодательного регулирования налогового мониторинга как формы налогового контроля, внедрение новой формы налогового контроля в практическую деятельность налоговых органов и налогоплательщиков и перспективы развития данного института.

Ключевые слова: налоговые органы, налогоплательщики, налоговый контроль, взаимосогласительные процедуры, налоговый мониторинг, Налоговый кодекс.

Broadening Application of Provisions of the Tax Code of the Russian Federation Regulating the Procedure of Tax Monitoring as a Form of Tax Control

A.Yu. Ilyin, M.A. Moiseenko

Ilyin Alexander Yu., Deputy Head of the Department of Financial and Tax Law of the Faculty of Law in Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Moiseenko Marina A., Deputy Head of the Department of Financial and Tax Law of the Faculty of Law in Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

The article reviews the process of legislative regulation of tax monitoring as a form of tax control, the introduction of a new form of tax control in practical activities of tax authorities and taxpayers and prospects of future development of this institution.

Key words: tax authorities, taxpayers, tax control, mutual agreement procedures, tax monitoring, tax code.

Налогообложение - это динамичный инструмент государственной политики, представляющий собой законодательно установленный порядок взимания налогов.

Современное развитие общественно-экономических отношений в совокупности с реформированием налоговой системы требует повышения поступления налогов, упрощения механизма налогового учета и контроля, стабильности и эффективности налоговой системы в целом.

Государство, определяя общественные потребности, их структуру, вырабатывает концептуальные основы налогообложения и налогового контроля.

Именно совершенствование форм и методов контрольной работы налоговых органов как составной части налогового администрирования представляется единственно прогрессивным способом увеличения доходов бюджета за счет налоговых поступлений, не ущемляющим законных прав и интересов налогоплательщиков.

В настоящее время ФНС России внедряется в практику новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг.

Закон РФ N 348-ФЗ <1> от 04.11.2014 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 348-ФЗ), вступивший в силу 1 января 2015 года, дополнил часть первую Налогового кодекса РФ разделом V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга", состоящим из гл. 14.7 "Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия"; гл. 14.8 "Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа", законодательно закрепив новую форму налогового контроля - горизонтальный мониторинг.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 45. Ст. 6158.

Данная форма налогового контроля имеет следующие преимущественные признаки:

  1. соответствует мировому опыту (США, Великобритания, Нидерланды и др.);
  2. позволит органам налоговой администрации более эффективно и качественно осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;
  3. позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации;
  4. направлен на выявление пробелов и коллизий в законодательстве о налогах и сборах;
  5. направлен на обеспечение стабильности и определенности в налоговой нагрузке налогообязанного лица, что является одной из важных составляющих в повышении финансовой привлекательности страны на рынке мировых инвестиций.

Налоговый мониторинг разработан налоговыми органами и внедрен в практику контрольной работы на основе горизонтального мониторинга.

За пределами Российской Федерации горизонтальный мониторинг известен давно. Он был впервые предложен Налоговой службой Нидерландов - в 2002-м году на Научном совете по государственной политике в Нидерландах.

Некоторые рекомендации Совета явились основой программы нидерландского Правительства, которая была направлена на достижение "меньшего количества правил, лучшего исполнения правовых норм и большей ответственности со стороны общества". В 2004 году Налоговая служба Нидерландов объявила о намерении применить горизонтальный мониторинг и разработала его концепцию.

Для апробации горизонтального мониторинга в России, до принятия Закона РФ N 348-ФЗ, ФНС был запущен пилотный проект.

В рамках проведения пилотного проекта в целях предварительного согласования налоговой обязанности налогообязанные лица представляли в налоговые органы информацию о налоговом и бухгалтерском учете, бизнес-процессах, системах внутреннего контроля <2>. Пилотный проект продемонстрировал высокую эффективность применения горизонтального мониторинга, в связи с чем был рассмотрен вопрос о разработке проекта федерального закона в части применения альтернативных (внесудебных) процедур урегулирования налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

<2> Об итогах эксперимента по внедрению "горизонтального мониторинга" сообщил Минфин России в своем апрельском докладе "О результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 - 2017 годов".

Внедрение налогового мониторинга призвано способствовать сокращению затрат на организацию и проведение налоговых проверок, поскольку введение данной формы налогового контроля не потребует дополнительных материальных затрат, так как ФНС России может перераспределить трудовые ресурсы и провести организационные мероприятия в рамках штатной численности.

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля должен снизить конфликтность между участниками налоговых отношений и повысить эффективность взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

По нашему мнению, налоговый мониторинг должен стать еще одной формой налогового контроля наряду с такими, как камеральная и выездная налоговые проверки, которые связываются:

  1. с введением с 2015 года налогового контроля за счетами-фактурами налогоплательщиков в электронном виде, что фактически создает систему полной прозрачности для всех налогоплательщиков (а не только для перешедших на налоговый мониторинг), однако налоговые проверки отменяются только для налогоплательщиков, перешедших на налоговый мониторинг;
  2. с возможностью у налогоплательщика оперативно исправить ошибку или объяснить нестандартную ситуацию в рабочем режиме;
  3. с легитимной возможностью взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом для решения практических вопросов;
  4. с возможностью налогоплательщика использовать взаимосогласительные процедуры после вынесения налоговым органом мотивированного мнения;

За те периоды, которые попали под налоговый мониторинг, налоговые органы не могут проводить ни камеральную, ни выездную проверки, за исключением случаев, когда:

а) камеральная проверка проводится:

б) выездная проверка проводится:

  1. с возможностью не начислять пени на недоимку, образовавшуюся в результате выполнения организацией мотивированного мнения налогового органа (п. 8 ст. 75 НК РФ), а также исключить вину лица в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Но для налогоплательщиков, перешедших на налоговый мониторинг, существуют определенные риски. Среди них прежде всего можно выделить:

  1. степень обеспечения конфиденциальности информации;
  2. риск "должной осмотрительности" в выборе контрагента.

Сущностный подход института налогового мониторинга заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени предоставляет налоговым органам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволяет контролировать правильность расчета налогов без проведения выездных и камеральных проверок, а налогоплательщику - своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации налогового органа.

В соответствии с п. 4 ст. 105.26 НК РФ периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга. Заявление о проведении налогового мониторинга должно быть представлено организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Организация, в соответствии со ст. 83 НК РФ, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, может отозвать его на основании другого своего письменного заявления, но сделать это она должна до принятия налоговым органом решения о проведении налогового мониторинга или решения об отказе в проведении налогового мониторинга. В случае отзыва заявление о проведении налогового мониторинга не считается поданным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Руководствуясь п. 1, 2, 3 ст. 105.26 Налогового кодекса России <3>, основанием для проведения налогового мониторинга является положительное решение налоговой инспекции на поданное заявление. Провести налоговый мониторинг могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). При этом воспользоваться налоговым мониторингом возможно только с 1 января 2016 года. Участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 Налогового кодекса РФ с 1 января 2016 года.

<3> Форма такого заявления утверждена Приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. N ММВ-7-15/184.

В отношении налогоплательщиков - физических лиц возможность проведения налогового мониторинга разделом V.2 Налогового кодекса России не предусмотрена. Налоговый мониторинг должен проводиться налоговым органом на основании решения о его проведении (п. 2 ст. 105.26 НК РФ). Для того чтобы было принято решение о проведении налогового мониторинга, организация должна обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.

При этом организация должна отвечать условиям, перечисленным в подп. 1 - 3 п. 3 ст. 105.26 НК РФ:

  1. совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 300 млн руб.;
  2. суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должен составлять не менее 3 млрд руб.;
  3. совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должна составлять не менее 3 млрд руб.

Чтобы организация смогла обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении в отношении нее налогового мониторинга, ей не обязательно входить в число крупнейших налогоплательщиков. Положения подп. 1 - 3 п. 3 ст. 105.26 НК РФ не требуют от организации соблюдения требований о необходимом минимальном (или максимальном) среднесписочном составе ее работников. Некоторые из вышеперечисленных условий позволяют включить организацию в число крупнейших налогоплательщиков. Так, к организациям, подлежащим налоговому администрированию в качестве крупнейших на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение:

а) суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 млрд руб.;

б) для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - свыше 300 млн руб.;

в) суммарный объем полученных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб.;

г) активы превышают 20 млрд руб.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию в качестве крупнейших, на региональном уровне относятся организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:

а) суммарный объем полученных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 млрд руб. включительно;

б) среднесписочная численность работников превышает 50 человек;

в) активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. <4>.

<4> Пункты 1 и 5 Критериев отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденных Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга проводится налоговым органом на основании решения, которое принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ. Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основаниями для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга являются:

  1. непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации) в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ;
  2. несоблюдение организацией условий, предусмотренных подп. 1 - 3 п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
  3. несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.

Как решение о проведении налогового мониторинга, так и решение об отказе в проведении налогового мониторинга должны быть приняты до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течение 5 дней со дня его принятия. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган вправе обратиться к организации:

а) с требованием о предоставлении в течение 5 дней необходимых пояснений в случае, если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);

б) с требованием в течение 10 дней внести необходимые исправления в случае, если при проведении налогового мониторинга выявлено несоответствие сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Пункт 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ предусматривают подачу заявления о проведении налогового мониторинга не позднее 1 июля текущего года. К заявлению о проведении мониторинга в соответствии с абзацем 3 п. 6 ст. 105.26 и п. 2 ст. 105.27 Налогового кодекса РФ прилагается регламент информационного взаимодействия по представлению документов (информации) или доступа к информационным системам организации.

В регламенте информационного взаимодействия <5> отражается:

<5> Форма и требования к регламенту утверждены Приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. N ММВ-7-15/184.
  1. порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов, который может быть осуществлен:

а) в электронной форме

б) и (или) путем предоставления доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация);

  1. порядок ознакомления налогового органа с подлинниками документов (в случае необходимости);
  2. порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля);
  3. информация об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей организации, если доля такого участия составляет более 25%;
  4. учетная политика для целей налогообложения организации на текущий год.

Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть принято до 1 ноября года, в котором подано заявление.

За периоды проведения налогового мониторинга налоговые органы не вправе проводить налоговые проверки (за исключением установленных случаев):

  1. если в уточненной декларации, представленной за отчетный период проведения налогового мониторинга, подлежащая уплате сумма налога меньше, чем в ранее представленной декларации;
  2. если, например, представлена декларация по НДС (по акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога (сумма акциза к возмещению).

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов. Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены организацией в налоговый орган любым из нижеперечисленных способов:

а) лично;

б) через представителя;

в) путем направления по почте заказным письмом;

г) путем передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;

д) путем передачи в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

Если истребуемые у организации документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, организация вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи <6>.

<6> Порядок направления требования о представлении документов и представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи должен быть установлен ФНС России. В настоящее время действует Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам, утвержденный Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий. При этом в абз. 2 п. 4 ст. 105.29 НК РФ особо установлено, что налоговому органу не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Документы (информация), пояснения, которые были истребованы в соответствии с п. 3 ст. 105.29 НК РФ при проведении налогового мониторинга, должны быть представлены организацией в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. В случае если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информационные данные), пояснения в течение вышеуказанного срока, эта организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, должна письменно уведомить должностных лиц налогового органа, проводящих налоговый мониторинг:

а) о невозможности представления в указанный срок документов (информационных данных), пояснений с указанием причин, по которым истребуемые документы (информационные данные), пояснения не могут быть представлены в установленный срок;

б) о сроках, в течение которых организация может представить истребуемые документы (информационные данные), пояснения.

Вышеуказанное установлено абз. 2 п. 5 ст. 105.29 НК РФ. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании уведомления в течение 2 дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов (информации), пояснений или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

Обратим внимание, что согласно положениям п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ соответственно не проводятся:

а) камеральные налоговые проверки при представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1.1 ст. 88 НК РФ);

б) выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена на налогоплательщика (п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Исключения из правила, предусмотренного п. 1.1 ст. 88 НК РФ, составляют случаи, когда:

  1. налоговая декларация (расчет) представляется позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  2. представляется налоговая декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговая декларация по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  3. представляется уточненная налоговая декларация (расчет), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  4. процедура налогового мониторинга была досрочно прекращена.

Исключения из правила, предусмотренного п. 5.1 ст. 89 Налогового кодекса РФ, составляют случаи, когда:

  1. выездная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  2. досрочно прекращена процедура налогового мониторинга;
  3. налогоплательщиком не выполняется мотивированное мнение налогового органа;
  4. налогоплательщиком представляется уточненная налоговая декларация (расчет) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

В ходе мониторинга налоговый орган формирует мотивированное мнение, содержащее позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов <7>. Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

<7> Форма и требования к мотивированному мнению утверждены Приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. N ММВ-7-15/184.

Если в ходе налогового мониторинга налоговые органы не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение не составляется и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга (то есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом). В случае если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 105.29 НК РФ). Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Мотивированное мнение направляется организации при проведении налогового мониторинга.

Мотивированное мнение должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Мотивированное мнение налогового органа может быть составлено в 2 случаях:

а) по инициативе налогового органа;

б) по запросу организации.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, предусмотренном абз. 2 п. 2 ст. 105.29 НК РФ и п. 3 ст. 105.30 НК РФ.

Вышеуказанными нормами Налогового кодекса России предусматривается, что мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. Мотивированное мнение должно быть направлено организации в течение 5 дней со дня его составления.

Указанное мотивированное мнение может быть составлено не позднее, чем за 3 месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.



Запрос о представлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации. В запросе о представлении мотивированного мнения излагается позиция организации по указанным вопросам.

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено этой организации налоговым органом, получившим запрос, в течение 1 месяца со дня получения указанного запроса.

Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен налоговым органом на 1 месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган должен сообщить организации в письменной форме в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

Направить свое мнение в организацию налоговый орган обязан в течение пяти рабочих дней после его составления. Налогоплательщик вправе самостоятельно письменно обратиться в налоговые органы за письменными разъяснениями в случае затруднений по вопросам законности исполнения налоговой обязанности. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно излагается суть проблемы и позиция налогоплательщика. В течение одного месяца со дня получения запроса налоговый орган обязан предоставить налогоплательщику письменный ответ при условии, что запрос подан не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом, в котором налоговый орган представит свою позицию по ситуации из запроса.

Сроки представления мотивированного мнения могут быть продлены на один месяц, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока налогоплательщик уведомляется в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения (п. 4 и 5 ст. 105.30 Налогового кодекса РФ).

Получив мотивированное мнение налогового органа, организация может либо согласиться с ним, либо возразить, представив письменные возражения (разногласия) в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.



Территориальный налоговый орган, получив разногласия, в течение трех рабочих дней пересылает их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры. Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.

Получив мотивированное мнение налогового органа, организация может:

а) согласиться с мотивированным мнением налогового органа;

б) не согласиться с мотивированным мнением налогового органа.

О своем согласии с мотивированным мнением организация должна уведомить налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии) (п. 6 ст. 105.30 НК РФ).

Организация может выполнить мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом.

Налоговый орган в срок не позднее 2 месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга должен уведомить организацию о наличии (или об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга. При проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам (п. 10 ст. 105.30 НК РФ).



Отметим, что согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину организации в совершении налогового правонарушения, будет являться выполнение ею мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

При этом данное правило не должно применяться в случае, если указанное мотивированное мнение налогового органа основано на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения должна представить разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Налоговый орган, получивший указанные разногласия, обязан в течение 3 дней со дня их получения направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России в порядке ст. 105.31 НК РФ. Взаимосогласительная процедура проводится руководителем (заместителем руководителя) ФНС России в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.

По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России уведомляет организацию:

а) об изменении мотивированного мнения;

б) об оставлении мотивированного мнения без изменения.



Уведомление об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) ФНС России. Уведомление вручается или направляется организации в течение 3 дней со дня его составления. Организация в течение одного месяца со дня получения уведомления об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения уведомляет налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

В случае несогласия налогоплательщика с мотивированным мнением инициируется проведение взаимосогласительной процедуры. Новацией законодательства о налогах и сборах Российской Федерации является возможность применить взаимосогласительную процедуру в случае возникновения разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами по содержанию мотивированного мнения налогового органа.

Взаимосогласительная процедура проводится руководителем ФНС России или его заместителем в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с налогоплательщиком и налоговым органом, который отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

Налоговые органы вправе прекратить налоговый мониторинг, если организация:

О досрочном прекращении налогового мониторинга в соответствии со ст. 105.28 НК РФ налогоплательщики уведомляются в письменной форме в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Статья 105.28 НК РФ предусматривает случаи, когда процедура проведения налогового мониторинга может быть досрочно прекращена. Так, в соответствии с п. 1 ст. 105.28 НК РФ налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:

  1. неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
  2. выявления налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
  3. систематического (2 раза и более) непредставления налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.

Налоговый орган должен в письменной форме уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга в течение 10 дней со дня установления вышеуказанных обстоятельств. Однако указанное уведомление не должно быть направлено позднее, чем 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.28 НК РФ). Отметим, что досрочное прекращение налогового мониторинга является согласно подп. 4 п. 1.1 ст. 88 НК РФ и подп. 2 п. 5.1 ст. 89 НК РФ одним из оснований для возобновления проведения соответственно камеральной или выездной налоговой проверки в отношении организации.



Налоговый мониторинг проводится на основании имеющихся деклараций (расчетов) по налогам, документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга, других документов, содержащихся в базе данных налогового органа.

Помимо этого налоговые органы в соответствии с п. 1, 2 и 3 ст. 105.29 Налогового кодекса РФ вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения.

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения выдается на руки или направляется в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении: согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет. Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 Налогового кодекса РФ.

Следует обратить внимание: несмотря на то что Закон N 348-ФЗ вступил в силу 1 января 2015 г., начало проведения процедур налогового мониторинга в отношении организаций (которые не являются участниками консолидированной группы налогоплательщиков) может быть осуществлено только с 1 января 2016 г. Связано это с тем, что возможность подачи заявления о проведении налогового мониторинга предоставляется до 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ), а периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).

Среди основных факторов налогового мониторинга, положительно влияющих на деятельность налогоплательщиков, можно обозначить следующие:

  1. прогнозируемость отношений с налоговыми органами и объема налоговых доначислений;
  2. при появлении спорных вопросов налогообложения налогоплательщики направляют запрос налоговому органу с описанием совершенных операций и имеющейся внутренней позиции о порядке налогового учета указанных операций с целью получения мотивированного мнения налогового органа;
  3. освобождение от налоговой ответственности в случае действия налогоплательщика в полном соответствии с официальной позицией налоговых органов;
  4. сокращение объема и частоты налоговых проверок;
  5. повышение привлекательности компании для западных инвесторов: наличие соглашения демонстрирует желание компании быть максимально прозрачной с использованием инструментов, которые понятны западным инвесторам.

В заключение следует сказать, что сущность налогового мониторинга как формы налогового контроля заключается во взаимном доверии налогового органа и налогоплательщика, который с учетом предоставления ему информационной безопасности раскрывает перед налоговыми органами данные о своей предпринимательской деятельности в рамках заключенного специального соглашения, а налоговый орган своевременно предоставляет налогоплательщику необходимую информацию, налоговое консультирование, бесплатно обрабатывает информацию о его финансовых операциях, предупреждает налогоплательщика о рисковых операциях и факторах (причинах), предопределяющих их.

Налоговый мониторинг - это прежде всего новый уровень общения с налогоплательщиками, основной целью которого является не тотальный контроль за деятельностью субъекта хозяйствования и комплексный аудит всех его операций, а предупреждение осуществления налогоплательщиком рисковых операций и определение факторов (причин), предопределяющих их. То есть при согласии плательщика органы налогового контроля готовы бесплатно обрабатывать информацию о его финансовых операциях и заранее указывать на возможные риски и сомнительных контрагентов.

Литература

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Приказ Минфина России от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Зубарева И.Е. Подводные камни досудебного урегулирования налоговых споров // Ваш налоговый адвокат. 2008. N 5.
  5. Сашичев В.В. Организационно-методические основы предпроверочного анализа деятельности налогоплательщиков в механизме повышения результативности налогового контроля: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.
  6. М.В. Мишустин. Повышение качества и эффективности налогового администрирования // Российский налоговый курьер. 2010. N 13 - 14.