Мудрый Юрист

Денежное обращение: особенности реализации публичного интереса

Саттарова Нурия Альвановна, заведующая кафедрой финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются отдельные вопросы публичного интереса в сфере денежного обращения во взаимосвязи с деятельностью государства. Обоснован вывод о необходимости баланса публичных и частных интересов в сфере денежного обращения с позиции устойчивости финансовой системы страны в соотношении с интересами всего общества.

Ключевые слова: деньги, государство, интерес, инфляция, право.

Money Circulation: Features of Public Interest Implementation

N.A. Sattarova

Sattarova Nuria A., Head of the Department of Financial and Environmental Law in the Institute of Law of Bashkir State University, Doctor of Law, Professor.

This article discusses some issues of public interest in the field of currency in connection with the activities of the state. The conclusion about the need to balance public and private interests in the sphere of money circulation from the point of stability of the financial system of the country in relation to the interests of the whole society is justified.

Key words: money, government, interest, inflation, right.

"Хлеб насущный, тугрики, бабки, лавэ, наличка, жизненно необходимые средства, кэш, капуста - как их ни называй, а деньги вещь важная" <1>, - так определяет важность и необходимость денег для людей, общества и государства Ниал Фергюсон. Деньги проникают во все сферы человеческой деятельности и представляют собой нечто существенно более важное, чем просто инструмент экономической системы <2>. В современных условиях в рыночной экономике поддержание непрерывности хозяйственного оборота, пропорций общественного воспроизводства, обеспечение устойчивого экономического роста достигается во многом благодаря деньгам, играющим роль универсальной связи между субъектами экономики, опосредующим практически все хозяйственные процессы и сделки <3>.

<1> Фергюсон Н. Восхождение денег. М., 2010. С. 7.
<2> Кучеров И.И. Деньги, денежные обязанности и денежные взыскания. М., 2012. С. 37.
<3> Артемьева С.С., Митрохин В.В., Чугунов В.И. и др. Финансы, денежное обращение, кредит. М., 2008. С. 250.

Хозяйствующие субъекты, физические лица и само государство своей деятельностью, опосредованной товарно-денежными отношениями, приводят деньги в движение, чем обусловливается денежный оборот - постоянный и непрерывный процесс денежного обращения. В свою очередь процесс движения денежных средств практически всегда опосредует движение денежных потоков, связывающих различные денежные фонды, бюджеты государства, домашних хозяйств и бюджеты отдельных физических лиц. Поэтому оборот, движение денежных средств - неотъемлемый атрибут государства. В целях бесперебойного и непрерывного движения денежных средств государство регулирует процесс обращения наличных и безналичных денег, устанавливает обязательные для выполнения требования, в необходимых случаях применяет меры принуждения и ограничения, "поскольку в публичном интересе заключается общее благо, обладание которым ценно для каждого индивида, ограничение прав и свобод личности допустимо, исходя из публичных интересов. В таком соотношении частного и публичного интереса заключается социальная справедливость, поскольку ограничение права производится в пользу общего блага, то есть в том числе и блага лица, права которого ограничиваются" <4>.

<4> Шарнина Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 4. С. 5.

Публичные интересы включают в себя, во-первых, государственные интересы в той их части, которая отражает интересы общества в целом, и, во-вторых, общественные интересы, понимаемые как интересы гражданского общества, в той степени, которая соответствует уровню их познания и которая может быть обеспечена правовой защитой <5>. Частные права приобретаются в силу обстоятельства, имеющего индивидуальный характер, и принадлежат исключительно самому индивиду, в публичных же правах объектом права пользуется целая группа индивидов, при этом не требуется особого акта приобретения <6>.

<5> Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003.
<6> Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914. С. 179.

Денежный оборот в любом государстве связан с публичными и частными интересами, с интересами общества, государства и частных лиц, правовое регулирование денежного обращения является институтом комплексного взаимодействия публично-правовых и частноправовых норм.

Публичный интерес в сфере денежного обращения реализуется исключительно государством. Это связано с тем, что финансы есть денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задач. Так, процесс формирования централизованных фондов осуществляется посредством поступления денежных средств в казну государства в виде налоговых или неналоговых доходов. Согласно п. 5 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога осуществляется в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ. Распределение и использование денежных средств осуществляется посредством перечислений на соответствующие счета получателей бюджетных средств.

Свои полномочия по определению направлений денежных средств, организации и управлению денежными потоками государство передает специальным органам. Действия уполномоченных органов государственной власти, способствующие перемещению финансовых средств в денежной форме, всегда законодательно оформлены, но не всегда выражают интересы частных лиц (например, при уплате фискальных платежей). В случае необходимости, которая определяется публичным интересом, государство "включает" принудительный механизм. Принуждение в сфере денежного обращения немыслимо без правоприменительной деятельности; осуществляется в рамках охранительных правоотношений; сопряжено (в основном) с причинением правоограничений. Принуждение как регулятор денежного обращения имеет свои особенности, которые выражаются в правовом статусе участников денежного оборота, в содержании, формах и механизме реализации принудительного воздействия <7>.

<7> Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 - 16.

Публичный интерес в сфере денежного обращения обусловливает необходимость поддержания дисциплины, законности как в процессе организации наличного и безналичного денежного оборота, так и в процессе осуществления расчетов и выплат. В указанных отношениях публичный интерес оформляется различными предписаниями, обязательными для исполнения его участниками. Так, осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном законодательством. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 13.07.2015) "О банках и банковской деятельности" в ст. 19 предусматривает меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России.

Следует указать, что коммерческие банки являются обязательными участниками процесса денежного оборота. С одной стороны, являясь посредниками между государством и государственной казной, банки непосредственно участвуют в реализации публичных интересов государства, с другой стороны, сами являются субъектами предпринимательства, крупнейшими налогоплательщиками. Сбои в деятельности коммерческих банков способны повлечь кризисные проявления в банковской системе, что в свою очередь нарушает интересы частных субъектов.

Вместе с тем необходимо учесть, что государство защищает публичный интерес не только в случае правонарушений. Публичный интерес в сфере денежного обращения напрямую связан с нарушением денежного равновесия, который проявляется в избыточном количестве денежной массы, поскольку между количеством денег в обращении и реальной потребностью в них существует тесная взаимосвязь. На государство ложится основная нагрузка в борьбе с инфляцией. "На данный момент понимание того, что экономика рыночного типа является наиболее эффективным типом организации хозяйственной системы государства, является практически общепринятым. Между тем во всех моделях рыночной экономики деятельности государства отводится весьма существенная, а по ряду сфер ключевая роль. Причина этого в том, что рыночная экономическая система не возникает и не поддерживается спонтанно, а требует соответствующей организации хозяйственных процессов и взаимоотношений между экономическими хозяйственными субъектами... в экономике рыночного типа экономическая деятельность государства объективно необходима и сущность ее заключается в создании правовой и институциональной среды эффективного функционирования рыночных механизмов, а также в социальной защите граждан" <8>.

<8> Сорвирова В.В. Государственное регулирование транзитивной экономики страны в условиях инфляции: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. С. 33.

В случае "инфляционных перекосов" проявляются нарушения иного порядка, которые приводят к обесценению национальных денежных единиц, диспропорциям экономики и нестабильности финансовой системы страны. Поэтому реализация публичного интереса в данном случае должна осуществляться не только экономическими, но и правовыми мерами. При этом эффективными правовыми средствами можно противостоять диктату предприятий-монополистов, диспропорциям общественного воспроизводства, неэффективной экономической политике - главным причинам современной инфляции <9>.

<9> Саттарова Н.А. Правовые средства регулирования инфляции // Финансовое право. 2013. N 2. С. 19 - 22.

Регулируя инфляцию, принимая меры по снижению инфляционных ожиданий, государство разрабатывает долговую стратегию страны, принимает меры по урегулированию внешней задолженности, стабилизации финансовой и банковской системы, в целях укрепления национальной валюты осуществляет денежные реформы и т.д. Таким образом, участие государства в отношениях по регулированию инфляционных процессов непосредственно влияет на сферу денежного обращения и является прямым отражением публичных интересов. Однако следует указать, что публичный интерес в борьбе с инфляцией должен выражать потребности всего общества, что обусловливает тесную взаимосвязь публичных и частных интересов. Полагаем, что антиинфляционная деятельность должна быть направлена на достижение главных целей экономической и финансовой политики, в рамках которых обеспечивается устойчивость экономического роста, ценовая стабильность, а вместе с этим и устойчивость национальной валюты и денежно-кредитной системы.

Предпринимательство является важной чертой рыночной экономики и выступает в качестве особого вида экономической деятельности. Основная цель предпринимательской деятельности - производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос, и получение прибыли. Получение максимальной прибыли способствует дальнейшему развитию предприятия, но при этом сопряжено с жесткой регламентацией цен, уплатой налогов, государственным регулированием и влиянием инфляционных процессов. Интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, не всегда соответствуют интересам общества, "субъекты предпринимательства, реализуя экономическую свободу, нередко забывают о том, что кроме них есть еще и общество, где только и возможно вести эту деятельность" <10>. Таким образом, вопросы участия государства в реализации публичных интересов в сфере денежного обращения актуализируют проблемы вмешательства государства в сферу частных интересов субъектов предпринимательства. Например, государство, регулируя процесс ценообразования, устанавливает определенные запреты и ограничения. При этом ценовая политика, являясь одним из основных направлений финансовой политики, регулируя цены и тарифы на монопольные товары и услуги, в свою очередь, определяет воздействующее влияние государственного ценообразования на бюджетно-налоговую сферу, сферу денежного обращения и таможенного регулирования <11>. Характер государственного вмешательства в сферу предпринимательской деятельности определяется также интересами всех слоев общества, отдельных сфер его жизнедеятельности.

<10> Зинченко С., Корх С. Вопросы собственности: законодательство и практика // Хозяйство и право. 2000. N 6. С. 50.
<11> Гафарова Г.Р. О цели финансово-правового регулирования ценообразования // Финансовое право. 2015. N 5. С. 3 - 7.

Денежное равновесие должно охватывать также особую сферу денежного обращения - валютные операции, которые не всегда осуществляются участниками валютных правоотношений без ограничений. Каждое из государств-членов в исключительных случаях (если ситуация не может быть разрешена другими мерами экономической политики) вправе вводить валютные ограничения. Так, к исключительным случаям относятся возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в государстве-члене; резкие колебания курса национальной валюты государства-члена и др. <12>. При этом важно отметить, что целью государственного воздействия на валютные отношения является защита национальной валюты от вытеснения ее из обращения валютами иностранных государств. Любое государство стремится в связи с этим сохранять оптимальный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам <13>.

<12> Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29.05.2014 [Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.01.2015).
<13> Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. М., 2006. С. 290.

Таким образом, денежное обращение, являясь сложным социальным явлением, выполняет как публичные, так и частные функции, обеспечивая необходимую стабильность в социальной сфере и в сфере публичных финансов. При этом денежно-кредитная политика, сфера денежного обращения, представляя собой комплекс последовательных действий, осуществляемых субъектами с определенной целью, предполагает установление обязательных для соблюдения правил, поддерживаемых соответствующими правовыми механизмами, которые обеспечивают соблюдение публичных и частных интересов. В сфере денежного обращения сочетание общественных интересов с частными, их баланс возможны только при устойчивости финансовой и банковской систем.

В заключение можно сделать следующие выводы:

Литература

  1. Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003.
  2. Гафарова Г.Р. О цели финансово-правового регулирования ценообразования // Финансовое право. 2015. N 5. С. 3 - 7.
  3. Зинченко С., Корх С. Вопросы собственности: законодательство и практика // Хозяйство и право. 2000. N 6. С. 50.
  4. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914. С. 179.
  5. Кучеров И.И. Деньги, денежные обязанности и денежные взыскания. М., 2012. С. 37.
  6. Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 - 16.
  7. Саттарова Н.А. Правовые средства регулирования инфляции // Финансовое право. 2013. N 2. С. 19 - 22.
  8. Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. М., 2006. С. 290.
  9. Сорвирова В.В. Государственное регулирование транзитивной экономики страны в условиях инфляции: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. С. 33.
  10. Фергюсон Н. Восхождение денег. М., 2010. С. 7.
  11. Артемьева С.С., Митрохин В.В., Чугунов В.И. и др. Финансы, денежное обращение, кредит. М., 2008. С. 250.