Мудрый Юрист

Трудовая миграция и ее влияние на рынок труда в странах - членах ШОС

Икрами Заррух Алимович, докторант Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан, кандидат юридических наук.

В статье исследуется трудовая миграция в рамках ШОС, особенности ее влияния на рынки труда в странах-реципиентах. Поскольку трудовая миграция является социально-экономическим феноменом, проанализировав текущую ситуацию, можно предвидеть основные миграционные потоки и регулировать их в соответствии с текущими реалиями.

Ключевые слова: рынок труда, ШОС, трудовая миграция, страна-донор, страна-реципиент.

Labor Migration and Its Influence on the Labor Market in Member Countries of the Shanghai Cooperation Organization

Z.A. Ikrami

Ikrami Zarrukh A., Postdoctoral student of the Institute of Philosophy, Political Science and Law of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, Candidate of Legal Sciences.

The article examines labor migration in the SCO countries, especially its impact on labor markets in recipient countries. Since labor migration is the socio-economic phenomenon, analyzing the current situation, possible to foresee major migration flows, and to adjust them in line with present realities.

Key words: Labor market, SCO, labor migration, donor, recipient.

Среди государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) ратифицированные конвенции и рекомендации МОТ <1> значительно разнятся. После ратификации эти положения могли бы обеспечить один из комплексных подходов к механизму правового регулирования трудовых отношений международно-правовыми нормами, т.к. эти положения гарантируют равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения, а также другие общественные отношения, связанные с трудовой миграцией.

<1> Официальный сайт МОТ. URL: http://www.ilo.org/global/standards/lang-en/index.htm.

Известно, что многие государства, в т.ч. и республики Центральной Азии, строят вектор своей внешнеполитической деятельности с учетом политики трех государств - США, России и Китая. История образования ШОС в этом не стала исключением.

Решением стран - членов ШОС, кроме чисто военного сотрудничества, стало совместное противостояние трем опасным угрозам:

а) сепаратизму;

б) экстремизму;

в) терроризму.

С первых дней образования ШОС была одобрена долгосрочная программа многостороннего партнерства в торгово-экономической сфере, так называемая Ташкентская декларация от 2004 года <2>, принципы которой затрагивали вопросы трудовой миграции.

<2> Официальный сайт ШОС. URL: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=96.

В современных мировых условиях процесс миграции стал одной из острых проблем и в странах ШОС. Развитие демографической ситуации требует своевременных совместных действий по регулированию миграционных потоков в странах ШОС.

Одна из проблем правового регулирования рынка рабочей силы в странах - членах ШОС заключается в усилении вынужденной межгосударственной трудовой миграции между странами Центральной Азии и Россией. Также в Россию и другие страны - члены ШОС едут на заработки граждане Китая.

В современных условиях вынужденная межгосударственная миграция обусловлена социально-экономическими трудностями, вызванными мировым финансовым кризисом и напряженностью в сфере национальных и межнациональных отношений.

Безусловно, причины, вызвавшие поток трудовой миграции из стран Центральной Азии, вызваны также снижением эффективности хозяйственной деятельности, падением производства. Бесспорно, все это вызвало рост безработицы и резкое снижение уровня жизни населения, а это является непосредственно обусловливающими факторами нарастания темпов миграционного движения населения в центральноазиатском регионе.

Проблемы требуют правового регулирования в соответствии с экономическими, политическими, национальными, межличностными и семейными составляющими.

В центральноазиатском пространстве нет общего рынка рабочей силы. Разные страны с разными интересами не всегда стараются интегрироваться друг с другом. Например, ранее входившие в единую страну Узбекистан и Таджикистан имеют визовый режим между собой. Также имеет место до сих пор не оформившиеся миграционные законодательства в странах Центральной Азии как на уровне становления новых гражданских идентичностей, так и на уровне национальных законодательств. Учитывая тот факт, что данные страны в основном являются донорами рабочей силы, их национальные законодательства по миграции в сами Таджикистан и Узбекистан, по нашему мнению, недостаточно регламентированы.

Отрадно, что в настоящее время все усилия правительственных органов, регулирующих процесс трудовой миграции, направлены в правовое русло. В этой связи для регулирования межгосударственных миграционных потоков в Центральную Азию и из нее требуются согласованные действия правительств Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая и России, т.е. стран - членов ШОС.

В пространстве ШОС в правовом поле любые нормативно-правовые акты, принимаемые правительствами этих стран в одностороннем порядке, являются предметом тщательного изучения остальных стран. Это происходит по причине больших потоков трудовой миграции внутри ШОС, особенно из стран Центральной Азии в Россию. Для устранения проблем правового регулирования рынка рабочей силы в странах - членах ШОС необходимо, чтобы государства-члены выработали взвешенную миграционную политику. Для этого требуется заранее рассчитать возможные издержки и выгоды как во внутриполитической, так и во внешнеполитической сфере. Более того, очень важно разъяснять иммигрантам их будущий статус и перспективы обустройства. Правовой нигилизм у трудовых мигрантов, к сожалению, является скорее правилом, чем исключением.

Важной проблемой в обеспечении устойчивого человеческого развития в центральноазиатском регионе стала проблема беженцев из районов локальных конфликтов и развитие нерегламентированной занятости. Такими регионами явились Киргизия и приграничные районы Узбекистана и Таджикистана в 1991 - 2006 гг.

Во все времена во всех странах приток беженцев обостряет ситуацию на местных рынках труда, а также создает определенное социальное напряжение, усиливает криминогенную обстановку в крупных городах. Но в экономическом русле миграция приводит к изменению текущей ситуации на рынке труда.

В настоящее время в центральноазиатских странах по сравнению с 1993 - 1994 гг., а также пиками трудовой миграции 2007 г. ощутимо снижаются миграционные потоки. За прошедшие годы миграционная политика существенно адаптировалась и согласована, а общая политика центральноазиатских государств способствует формированию общего рынка труда. В основном практикуется принципиально свободное перемещение лиц, в т.ч. въезд и обеспечение прав мигрантов, в случае если они не только прибыли, но и осуществляют оплачиваемую деятельность на законных основаниях в стране въезда.

В странах Центральной Азии все еще сохраняет свою актуальность проблема трудовой миграции. В связи с этим правовое регулирование проблем в трудовой сфере на межгосударственном уровне предполагает создание правовых, экономических, организационных предпосылок. Причем важно, несмотря на значительные разногласия по некоторым позициям, создать условия для постепенного перехода к свободному перемещению рабочей силы в центральноазиатском регионе с учетом развития интеграционных процессов. Особенно это актуально в приграничных территориях.

В связи с интенсивным нарастанием трудовой миграции перед странами - членами ШОС очерчивается ряд проблем негативного и позитивного аспектов. Учитывая, что некоторые члены ШОС также сотрудничают в рамках межгосударственных экономических объединений, например ЕАЭС, решение проблем миграции имеет все более решающее значение.

Несмотря на явное стремление стран - членов ШОС к устранению проблем, связанных с трудовой миграцией, следует отметить, что:

а) потенциал трудовой миграции все время претерпевает колебания из-за изменений, связанных с социально-экономическими, политическими условиями;

б) нужды независимых государств в регулировании межгосударственных потоков миграции собственных граждан и приезжих мигрантов, для защиты интересов местного населения, так называемый приоритет в трудоустройстве собственных граждан, требуют изменений и новшеств. Причем новизна и совершенствование требуются как в законодательстве, так и в области миграционной политики, а также новых подходов;

в) научно обоснованные статистические методы сбора информации, стратегическая миграционная политика создадут качественное управление трудовой миграцией в целях сохранения стабилизации, организованности и обеспечат координированное правовое регулирование рынка рабочей силы в странах - членах ШОС.

Бесспорно, правовое регулирование рынка рабочей силы в странах - членах ШОС неразрывно связано с целенаправленной миграционной политикой. В этой связи следует отметить, что без научно обоснованной концепции регулирования миграции высоки риски криминализации мигрантов с неурегулированным статусом.

По сути, процессам миграции зачастую уделяется недостаточно внимания со стороны законодательных и исполнительных органов власти.

В этой связи, координируя силы в решении проблем правового регулирования рынка рабочей силы, страны - члены ШОС укрепляют миграционную политику, которая оказывает влияние на усилившуюся трудовую миграцию. А это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на обеспечение безопасности и устойчивое развитие стран - членов ШОС.

Процесс существования основных принципов реализации миграционной политики является важной гарантией защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Они, базируясь на идеях гуманизма и социальной справедливости, охраняют основы правового статуса человека, свойственные правовому цивилизованному государству.

Правовые основы миграционного регулирования, а также формирования задач деятельности органов внутренних дел в сфере миграции населения, несомненно, базируются на общих принципах права. Они всецело и в комплексе соответствуют закономерностям общественного развития.

Учитывая доминирующий социально-правовой аспект правового регулирования трудовой миграции, можно в юридических ракурсах обозначить негативные последствия незаконной миграции и общие признаки организованных преступных формирований, а затем утвердительно доказать, что эти элементы формируются из числа вынужденных мигрантов.

Незаконная миграция является, по сути, не только массовым социальным, но и административным, а также уголовно-правовым явлением, которое состоит из негативно незаконных формирований и их участников. А преступность, совершенная в стране-реципиенте, также включает в себя комплексную совокупность организованных уголовных деяний, совершенных мигрантом или группой незаконных мигрантов, в составе преступной группировки, на определенной территории за определенный период времени.

Судебная практика и опыт деятельности правоохранительных органов в сфере трудовой миграции в Таджикистане побуждают к выводу о том, что с развитием тенденции миграционных потоков назревает необходимость заключения международного соглашения о создании межгосударственного органа государств - участников ШОС. Такой орган будет достаточно качественно формировать и реализовывать такую миграционную политику, которая будет в состоянии справляться с объемом регулируемых процессов трудовой миграции. А также в предполагаемом органе должен существовать штат, деятельность которого в первую очередь будет направлена на противодействие нелегальной трудовой миграции и координирование дальнейшего развития форм международного сотрудничества с целью совершенствования практики административного выдворения, повышения оперативности в исполнении соответствующих международных договоров в миграционной сфере.

Возможный рост миграционного потока в ближайшие годы будет спровоцирован на фоне увеличения разницы в оплате труда и доходов в разных странах, соответственно, при изучении социально-экономических аспектов можно делать определенные прогнозы и по миграции. Разница между доходами в своей стране и стране пребывания трудовых мигрантов побуждает существенный стимул к миграции. Именно эта разница, которая уже наглядна или ожидаема в стране-реципиенте, дает возможность или стимул на поиск надежного места работы.

Трудовая миграция в странах ШОС является частью глобальной системы перемещений лиц и также подвержена влиянию определенных законов, но со своей спецификой. Учитывая влияние мигрантов на рынок труда, уровень социальной напряженности и проч., трудовая миграция осуществляет роль самого эффективного интегратора. Таким образом, высокая степень взаимозависимости параметров социально-экономических связей и социально-правового статуса граждан ШОС требует кардинальных мер с изменением в национальном законодательстве каждой страны. Причем меры должны быть не только в социально-правовом контексте, но и в социально-экономическом, потенциал и рычаги правового воздействия которых могут быть эффективно использованы лишь в условиях совместного укрепления правовой базы в сфере защиты интересов трудовых мигрантов, а также защиты интересов принимающей мигрантов страны. Учитывая, что проблемы международной миграции являются проблемами не одной страны, не упуская из внимания то, что они охватывают достаточно широкий и разнообразный круг вопросов, касающихся проблем, имеющих общий интерес всех стран, на наш взгляд, кроме создания межгосударственного органа государств - участников ШОС необходимо еще создание центрального координирующего органа миграционных служб в ШОС. Так, этот, на наш взгляд, необходимый в ШОС единый координирующий Центр учета миграционных процессов будет производить учет внешней миграции, а также взаимодействовать с органами, агентствами, занимающимися проблемами, связанными с прибытием и пребыванием иностранцев, с целью содействия в вопросах улучшения миграционных процессов в странах - членах ШОС.