Мудрый Юрист

Инспекции труда - к вопросу о повышении эффективности деятельности

Корючина Ирина Андреевна, специалист Арбитражного суда Омской области.

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности деятельности инспекций труда в субъектах Российской Федерации. Автором поддерживается идея об освобождении государственных инспекций труда от рассмотрения трудовых споров с внесением соответствующих поправок в трудовое законодательство и предлагается ряд мер организационного и правового характера по усилению их полномочий в сфере осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства.

Ключевые слова: инспекция труда, надзор за соблюдением трудового законодательства, рассмотрение трудовых споров, профессиональные союзы.

Labor Inspections: Revisiting Increase of Their Efficiency

I.A. Koryuchina

Koryuchina Irina A., Expert of the Omsk Region Arbitration Court.

In the article questions of increase of efficiency of activity of inspections of work in subjects of the Russian Federation are considered. The author supports idea about release of State Labour Inspection from consideration of labor disputes with introduction of the relevant amendments to the labor legislation and a number of measures of organizational and legal character for strengthening of their powers in the sphere of implementation of supervision of observance of the labor legislation is offered.

Key words: inspection of work, supervision of observance of the labor legislation, consideration of labor disputes, labor unions.

Среди органов, осуществляющих функции надзора за соблюдением трудовых прав работников, безусловно, одно из важнейших мест занимают инспекции труда. Вместе с тем обозначившаяся в последние десятилетия тенденция к сокращению их численности и уменьшению финансирования выглядит достаточно пессимистичной. Так, А.В. Михайлов отмечает, что "при существующей системе работы госинспекций для комплексных проверок только предприятий Московской области потребуется как минимум 28 лет" <1>. Также, например, по данным Роструда, в 2013 г. в России насчитывалось более восьми миллионов хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли быть подвергнуты контрольным мероприятиям со стороны этого органа государственной власти, но по факту проверки проводились только в 1,6% от общего количества <2>.

<1> Михайлов А.В. Государственный контроль и надзор в области охраны труда: реальность и перспектива // Трудовое право. 2011. N 2. С. 65 - 71.
<2> См.: Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 гг.). URL: http://www.rostrud.ru/openrostrud/237329.shtml.

Каким бы несвоевременным ни казалось в настоящее время подобное предложение, от государства требуется сегодня не сокращать, а, напротив, усилить финансовую поддержку государственных инспекций труда. Увеличения штатной численности государственных инспекторов настоятельно требует складывающаяся в области соблюдения трудовых прав работников ситуация. Более того, очевидно, назрела необходимость, как это было вплоть до начала 90-х гг. прошлого века, наделить частью надзорных полномочий и профсоюзы (например, общероссийские - в силу развитости их системы). В законодательстве целесообразно закрепить возможность проведения совместных, точнее, единых проверок государственными и профсоюзными инспекциями. Это позволит обеспечить больший эффект от проводимых мероприятий. Для профсоюзов предлагаемая мера будет продуктивной в связи с тем, что усилит их правовые возможности и будет способствовать увеличению численности их членов, заинтересованных в наличии организации, способной достаточно успешно защищать их трудовые права.

Еще одним фактором, мешающим максимально эффективно реализовывать надзорные полномочия инспекций труда в субъектах, является отраженная в нормах ТК неопределенность относительно их возможности разрешать трудовые споры. А. Савельевой в этой связи приводится интересный пример: ОАО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда, когда в отношении ОАО было вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Ранее работнику ОАО был объявлен выговор. Судебной коллегией это решение инспекции было отменено, поскольку, с ее точки зрения, "инспектор вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, присущим данному органу административно-правовым способом - посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.

Вместе с тем по смыслу данных законоположений при проведении проверок инспектор выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в т.ч. неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, рассматриваются в рамках ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами". Указанным автором также отмечается, что согласно Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" инспектор не наделен правом рассмотрения трудовых споров <3>.

<3> См.: Савельева А. Государственная инспекция труда - еще один орган для защиты прав работника // Трудовое право. 2014. N 6. С. 49 - 60.

На мой взгляд, попытка объединить в рамках компетенции одного государственного органа как надзорные полномочия, так и право вынесения решений по трудовым спорам размывает и без того не самые значительные ресурсы такого, без преувеличения, важнейшего в деле защиты трудовых прав субъекта.

Таким образом, основные предложения по совершенствованию контрольно-надзорного механизма сводятся к следующему:

Литература

1. Михайлов А.В. Государственный контроль и надзор в области охраны труда: реальность и перспектива // Трудовое право. 2011. N 2. С. 65 - 71.

  1. Савельева А. Государственная инспекция труда - еще один орган для защиты прав работника // Трудовое право. 2014. N 6. С. 49 - 60.