Мудрый Юрист

О новых правилах выплаты пенсий работающим пенсионерам с 2016 года

С.А. ЧИРКОВ

Чирков С.А., кандидат юридических наук, начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсий ПФР.

Дифференциация правового регулирования пенсионного обеспечения является базовым принципом пенсионного права. Такая дифференциация заложена в самой природе пенсионного обеспечения. Трудно представить себе ситуацию, при которой все граждане получают пенсию одного вида с одинаковым размером независимо от каких-либо обстоятельств.

Одним из основных видов дифференциации условий, норм и уровня пенсионного обеспечения является субъектная дифференциация, осуществляемая в зависимости от определенных качеств и характеристик лица, которому назначается и выплачивается пенсия (пол, возраст, гражданство, особые заслуги перед страной, состояние здоровья, семейные обстоятельства, статус и др.).

Как видим, субъектная дифференциация может осуществляться исходя из многих признаков, одним из которых является факт осуществления гражданами трудовой и (или) иной оплачиваемой деятельности. Данный факт уже давно влияет на различия условий и норм пенсионного обеспечения. При этом, как показывает история, его значение может снижаться или, напротив, повышаться согласно решениям законодателя, обусловленным теми или иными причинами.

В пенсионном законодательстве СССР существовал механизм ограничения выплаты пенсий работающим пенсионерам в зависимости от уровня заработной платы. Например, согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, инвалидам II группы (кроме инвалидов II группы из числа военнослужащих), работающим в качестве рабочих или служащих, заработок которых превышал 120 рублей в месяц, а также инвалидам III группы пенсия выплачивалась в таком размере, чтобы пенсия и получаемый заработок не превышали в общей сложности всего заработка, из которого была исчислена или впоследствии пересчитана пенсия. При этом инвалидам III группы из числа военнослужащих, а также другим инвалидам III группы, заработок которых не превышал 120 рублей в месяц, выплачивалось не менее 50 процентов назначенной пенсии.

В постсоветском пенсионном законодательстве по общему правилу выплата пенсии работающим пенсионерам производилась в полной сумме (существовавшее изначально правило о выплате ряда пенсий за выслугу лет при условии оставления работы (службы), с учетом которой они установлены, было впоследствии отменено). Вместе с тем наиболее выгодный вариант исчисления размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", был доступен только неработающим застрахованным лицам.

В дальнейшем влияние факта осуществления работы было более заметно в системе государственного пенсионного (социального) обеспечения, финансируемой за счет средств федерального бюджета.

Так, факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии, назначенной на основании норм Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <1> в связи с инвалидностью, потерей кормильца, принадлежностью к малочисленным народам Севера, не влияет. Однако социальная пенсия, установленная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, то есть в Законе N 166-ФЗ решение вопроса о выплате социальной пенсии в период осуществления трудовой деятельности поставлено в зависимость от условий ее назначения.

<1> Далее - Закон N 166-ФЗ.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги, назначаемое к пенсии на основании Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", не выплачивается в период оплачиваемой работы. Также при поступлении на работу или возобновлении иной оплачиваемой деятельности прекращается выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Здесь надо иметь в виду, что расходы, связанные с назначением "безработной" пенсии, осуществляются за счет средств ПФР с последующим возмещением затрат из федерального бюджета. Фактически источником финансирования "безработных" пенсий является бюджет государства, а не страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Социальные доплаты к пенсии, предусмотренные статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливаются и выплачиваются пенсионерам, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <2>.

<2> Далее - Закон N 167-ФЗ.

Указами Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" предусмотрено установление названных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим соответствующий уход.

Согласно статье 7 Закона N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих.

Пенсия за выслугу лет космонавтам назначается при оставлении работы в должностях космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей в отрядах (группах) космонавтов, являющихся летно-испытательными (летно-исследовательскими) подразделениями научно-испытательных, научно-исследовательских центров и других организаций федеральных органов исполнительной власти и иных организаций (статья 7.1 Закона N 166-ФЗ). Пенсия за выслугу лет работникам летно-испытательного состава не выплачивается в период выполнения работы в должностях, дающих право на указанную пенсию (статья 7.2 Закона N 166-ФЗ).

Кроме того, следует отметить, что доплата к пенсии, устанавливаемая на основании Федеральных законов от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", выплачивается при условии оставления соответственно членами летных экипажей и работниками организаций угольной промышленности работы, дающей право на доплату к пенсии.

До недавнего времени законодательство о трудовых (страховых) пенсиях по общему правилу каких-либо ограничений при выплате пенсий работающим пенсионерам не устанавливало. И определение размера названной пенсии, и ее выплата производились по единым принципам независимо от того факта, работает или нет правомочный гражданин <3>.

<3> Было и есть исключение: пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается одному из родителей или супругу либо дедушке, бабушке умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брату, сестре либо ребенку умершего кормильца, достигшим возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, только если они не работают (пункт 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Таким образом, можно было констатировать, что уже достаточно длительное время факт осуществления работы не играет сколь-нибудь значимой роли при назначении и выплате пенсий, формируемых в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Данная ситуация кардинально изменилась в связи с вступлением в силу с 1 января 2016 г. положений Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" <4>, который в том числе внес изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <5>.

<4> Далее - Закон N 385-ФЗ.
<5> Далее - Закон N 400-ФЗ.

Отныне на основании части 12 статьи 21 Закона N 400-ФЗ выплата страховой пенсии производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных новой статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.

Выплата страховых пенсий работающим гражданам будет осуществляться без учета сумм индексаций (увеличений), которые имели место в период осуществления ими трудовой и (или) иной деятельности. Здесь можно долго спорить, насколько такое решение законодателя соответствует конституционным принципам пенсионного обеспечения, правовой природе страховой пенсии, имеются ли социально-экономические условия для ограничения выплаты пенсии во время работы в настоящее время и т.д.

Понятно, что позиции в таком споре у разных специалистов могут быть диаметрально противоположными. Кстати, статья 26 Конвенции МОТ 1952 г. "О минимальных нормах социального обеспечения", вопрос о ратификации положений которой рассматривается органами государственной власти России, устанавливает, что законодательство государства может предусматривать приостановление выдачи пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход; может также предусматриваться сокращение пособия при системе, основанной на страховых взносах, когда заработок получающего его лица превышает установленную сумму, или при системе, не основанной на взносах, когда заработок получающего его лица, его прочие средства или совокупность таковых превышают установленную сумму. Тем самым международное право социального обеспечения предусматривает возможность введения ограничений при выплате пенсий работающим пенсионерам. В нашем же случае речь идет не о приостановлении выплаты пенсий в полном объеме, а ее части, размер которой фактически поставлен в зависимость от количества лет осуществления гражданами работы после назначения пенсии.

Итак, начнем рассмотрение новых правил с норм, регулирующих вопросы права на выплату пенсии в период работы в том или ином размере.

На основании части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ <6>, суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Закона N 400-ФЗ <7>, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ <8>, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

<6> В тексте настоящей статьи для удобства восприятия в целях обозначения пенсионеров, осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, могут использоваться словосочетания "работающие пенсионеры", "лица, осуществляющие работу", "граждане, осуществляющие трудовую деятельность" и т.п.
<7> Далее по тексту публикации могут применяться сокращения - "суммы страховой пенсии" или "страховая пенсия", включающие в себя и фиксированную выплату с ее повышением.
<8> Далее и индексация фиксированной выплаты, и корректировка страховой пенсии могут именоваться общими терминами - "увеличение" или "индексация".

Часть 2 указанной статьи устанавливает, что пенсионерам, осуществляющим работу, при возникновении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение выплачивается исходя из выплачиваемого на день его установления размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно части 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом N 400-ФЗ, с учетом увеличения, имевшего место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В случае возобновления работы пенсионерами после осуществления увеличения размера пенсии страховая пенсия выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

Учитывая изложенные законодательные нормы, перечислим основные положения, имеющие значение при определении сумм пенсии, подлежащих выплате во время трудовой деятельности.

1. Выплата пенсий без учета увеличения производится в отношении тех граждан, которые осуществляя трудовую и (или) иную деятельность, подпадают под режим обязательного пенсионного страхования. Здесь правило достаточно простое: если в период осуществления работы у гражданина должен образовываться страховой стаж и должны возникать пенсионные права, то он признается работающим.

Согласно статье 7 Закона N 167-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранцы и апатриды (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие в нашей стране:

работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 Закона N 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

священнослужители;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Последняя из названных категорий включает в себя лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов для формирования пенсионных прав. Такие лица, если на них не распространяется обязательное пенсионное страхование согласно Закону N 167-ФЗ в общем порядке, не признаются работающими в рамках применения статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ. Вместе с тем "добровольцы", которые осуществляют трудовую и иную деятельность, подпадающую под обязательное пенсионное страхование, а также работающие за пределами Российской Федерации относятся к субъектам указанной статьи Закона N 400-ФЗ. Кстати, осуществление работы и (или) иной деятельности за пределами нашей страны также является основанием для применения к соответствующим пенсионерам новых правил выплаты. В этом случае при определении статуса работающего пенсионера применяется порядок, аналогичный изложенному выше, с той разницей, что пенсионные права при такой ситуации формируются в иностранной пенсионной системе.

2. Порядок выплаты пенсий, закрепленный в новой статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, распространяется на страховые пенсии, фиксированную выплату к ней (с учетом повышения фиксированной выплаты), назначенные правомочным лицам, в том числе военным пенсионерам - получателям страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты, а также к доле страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим. При этом имеются в виду страховые пенсии любого вида. Каких-либо исключений льготного характера для получателей страховых пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца не предусмотрено.

К пенсиям, установленным на основании норм Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также в соответствии с Законом N 166-ФЗ, этот порядок не применяется (даже в том случае, когда соответствующие пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются в размере, определенном по нормам Закона N 400-ФЗ).

3. При назначении страховой пенсии используются актуальные стоимость индивидуального пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты, в том числе при назначении в беззаявительном порядке страховых пенсий по старости получателям страховых пенсий по инвалидности. В дальнейшем при определении сумм страховой пенсии, не подлежащих выплате в связи с работой, учитываются суммы, полученные в результате индексаций страховой пенсии, имеющих место после ее назначения.

4. Суммы, полученные в результате имевших место после назначения пенсии перерасчетов размера страховой пенсии, фиксированной выплаты, установления повышения, выплачиваются с применением правил, предусмотренных статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ. К примеру, "добавка" к пенсии в связи с перерасчетом с 1 августа соответствующего года на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета о неучтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента страховых взносах определяется исходя из актуальной стоимости пенсионного коэффициента, вместе с тем выплате работающим пенсионерам будет подлежать сумма "добавки", определенная без применения коэффициентов индексации, которые имеют место в период их трудовой деятельности.

5. При прекращении пенсионером работы суммы его пенсии выплачиваются в размере с учетом всех увеличений и индексаций, которые имели место в период трудовой деятельности.

6. Если пенсионер, прекративший работать, в связи с чем суммы его пенсии, подлежащие выплате, были определены с учетом пропущенных за время трудовой деятельности увеличений, возобновил работу, то суммы выплачиваемой ему пенсии не могут быть уменьшены. Таким образом, при определении сумм пенсии, не подлежащих выплате работающим пенсионерам, учитываются индексации, которые имеют место именно в период их последней работы. Никакого уменьшения сумм пенсии исходя из коэффициентов индексации, которые были в период предыдущего отрезка трудовой деятельности граждан до увольнения, при возобновлении ими работы не предусматривается.

Теперь перейдем к организационно-процедурным нормам Закона. И здесь главным следует признать вопрос, на основании каких сведений, документов территориальные органы ПФР признают гражданина работающим.

Этот вопрос можно подразделить на две части: сведения, используемые в момент "старта" Закона, так называемый переходный или стартовый порядок и данные, которые затем будут учитываться на постоянной основе.

На основании статьи 7 Закона N 385-ФЗ индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 этого Закона с 1 февраля 2016 г. не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу Закона, то есть на 1 января 2016 года. К этой дате, учитывая нормативные периодичность и сроки представления работодателями отчетности в ПФР, у пенсионных органов имеются сведения (индивидуального) персонифицированного учета за 3 квартал 2015 года. Таким образом, правоопределяющее значение при проведении увеличения размера пенсий с 1 февраля 2016 г. будет иметь дата 30 сентября 2015 года. Если на указанный день гражданин по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета будет работающим, то и индексация с корректировкой с 1 февраля 2016 г. обойдут его стороной, соответствующие суммы пенсии с учетом этого увеличения он получит после прекращения работы. Если же нет, то будет произведено увеличение размера его пенсии.

Немного другой порядок предусмотрен в отношении самозанятого населения. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в ПФР в соответствии со статьей 11 Закона N 167-ФЗ, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, также на день вступления в силу Закона - 1 января 2016 года.

Принимая во внимание, что между 30 сентября 2015 г. и 1 февраля 2016 г. существует достаточно большой временной разрыв и гражданин в этот период мог уволиться или закончить выполнение работ по гражданско-правовому договору, часть 2 статьи 7 Закона предоставляет пенсионеру право в случае прекращения работы в период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г. представить в территориальный орган ПФР заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы. При этом заявление может быть подано непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в том числе по почте, а также быть представлено через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, не позднее 31 мая 2016 года. Направление заявления и документов работодателем в данном случае не допускается.

Отдавая дань необходимости своевременности рассмотрения таких заявлений и документов в целях соблюдения пенсионных прав граждан, учитывая временный характер рассматриваемой нормы Закона, здесь по аналогии с подачей заявления о назначении пенсии возможно применение принципа экстерриториальности оказания государственных услуг. Граждане России вправе подать заявление о факте осуществления (прекращения) работы в любой территориальный орган Пенсионного фонда России - по месту жительства, месту пребывания либо фактического проживания. Если заявление подано в орган, который не осуществляет пенсионного обеспечения заинтересованного лица, этот орган организует оперативную пересылку принятых заявления и документов в территориальный орган ПФР, выплачивающий пенсию гражданину, в том числе в электронном виде по защищенным каналам связи.

Представление в ПФР рассматриваемых заявления и документов влечет за собой правовые последствия для определения сумм, подлежащих выплате. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 385-ФЗ при представлении пенсионером заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, определяет суммы страховой пенсии с применением коэффициентов увеличения стоимости пенсионного коэффициента и индексации фиксированной выплаты, установленных с 1 февраля 2016 года. При этом новые суммы пенсии, подлежащие выплате, определяются с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера. Под месяцем, в котором принято заявление пенсионера, понимается месяц обращения с таким заявлением, определяемый с учетом положений части 2 статьи 22 Закона N 400-ФЗ.

К примеру, если гражданин оставил работу в декабре 2015 г. или январе 2016 г., о чем представил заявление и подтверждающие документы в территориальный орган ПФР в январе текущего года, то его пенсия будет подлежать индексации с 1 февраля 2016 года. Если гражданин уволился в феврале 2016 г., что сразу подтвердил в установленном порядке, то суммы пенсии с учетом увеличения ему будут выплачиваться уже с марта месяца.

Примерная форма заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности приведена ниже.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ _________________________________________________________________ ¦
¦ (наименование территориального органа ПФР) ¦
¦ ¦
¦ ЗАЯВЛЕНИЕ ¦
¦ О ФАКТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ПРЕКРАЩЕНИЯ) РАБОТЫ И (ИЛИ) ИНОЙ ¦
¦ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ¦
¦ ¦
¦ 1. _________________________________________________________________,¦
¦ (фамилия, имя, отчество (при наличии)) ¦
¦страховой номер индивидуального лицевого счета _________________________,¦
¦территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии _______________ ¦
¦________________________________________________________________________,¦
¦номер телефона ____________________________________________________, ¦
¦---------------------------T--------------------------------------------¬¦
¦¦Наименование документа, ¦ ¦¦
¦¦удостоверяющего личность ¦ ¦¦
¦+--------------------------+------------------T-----------T-------------+¦
¦¦Серия, номер (при наличии)¦ ¦Дата выдачи¦ ¦¦
¦+--------------------------+------------------+-----------+-------------+¦
¦¦Кем выдан ¦ ¦¦
¦+--------------------------+--------------------------------------------+¦
¦¦Дата рождения ¦ ¦¦
¦+--------------------------+--------------------------------------------+¦
¦¦Место рождения ¦ ¦¦
¦L--------------------------+---------------------------------------------¦
¦ 2. Сообщаю, что работу и (или) иную деятельность, в период которой¦
¦лица подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии¦
¦с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном¦
¦пенсионном страховании в Российской Федерации" (сделать отметку в¦
¦соответствующем квадрате): ¦
¦--¬ --¬ ¦
¦¦ ¦ осуществляю с __________, ¦ ¦ прекратил(а) с ________________. ¦
¦L-- L-- ¦
¦ 3. К заявлению прилагаю документы: ¦
¦------T-----------------------------------------------------------------¬¦
¦¦N п/п¦ Наименование документа ¦¦
¦+-----+-----------------------------------------------------------------+¦
¦¦ ¦¦
¦L------------------------------------------------------------------------¦
¦ 4. Прошу направить уведомление, подтверждающее факт и дату приема¦
¦территориальным органом ПФР настоящего заявления, на адрес электронной¦
¦почты __________________________________________________________________.¦
¦ (адрес электронной почты гражданина) ¦
¦ 5. Достоверность сведений, указанных в заявлении, подтверждаю. ¦
¦--------------------------T------------------T--------------------------¬¦
¦¦Дата заполнения заявления¦Подпись гражданина¦ Инициалы, фамилия ¦¦
¦+-------------------------+------------------+--------------------------+¦
¦¦ ¦ ¦ ¦¦
¦L-------------------------+------------------+---------------------------¦
L--------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ _________________________________________________________________ ¦
¦ (наименование территориального органа ПФР) ¦
¦ ¦
¦ УВЕДОМЛЕНИЕ ¦
¦ ¦
¦ Заявление о факте осуществления (прекращения) работы ¦
¦ и (или) иной деятельности ¦
¦ _________________________________________________________________ ¦
¦ (фамилия, имя, отчество (при наличии)) ¦
¦и документы, представленные с заявлением: _____________________________, ¦
¦ (наименования документов) ¦
¦ приняты: ¦
¦----------------------T-----------T-------------------------------------¬¦
¦¦Регистрационный номер¦Дата приема¦ Должностное лицо ¦¦
¦¦ заявления ¦ заявления +-----------------T-------------------+¦
¦¦ ¦ ¦ подпись ¦ инициалы, фамилия ¦¦
¦+---------------------+-----------+-----------------+-------------------+¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦L---------------------+-----------+-----------------+--------------------¦
L--------------------------------------------------------------------------

В начале настоящей статьи отмечалось, что Пенсионный фонд России и его территориальные органы уже давно администрируют процесс осуществления ряда пенсионных (социальных) выплат исходя из факта работы правомочных лиц. При этом по общему правилу получатель таких выплат обязан извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих изменение их размера или прекращение их выплаты (часть 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ). К этим обстоятельствам в известных случаях относится и факт выполнения оплачиваемой работы.

Учитывая изложенное, а также в целях создания удобных условий для реализации гражданами права на пенсионное обеспечение, при подаче ими заявления и документов, подтверждающих факт прекращения (возобновления) работы, для осуществления соответствующих выплат (к примеру, дополнительного материального обеспечения за особые заслуги, ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий и др.) они могут быть приняты во внимание при выплате страховых пенсий со сроков, установленных статьей 7 Закона N 385-ФЗ.

Данное решение также основывается на следующем базовом принципе: определение сумм страховой пенсии, подлежащих выплате с 1 февраля 2016 г., должно осуществляться с учетом имеющейся в территориальном органе ПФР на дату формирования выплатных документов актуальной информации об осуществлении (прекращении) работы пенсионера, в том числе полученной от него.

Рассмотренный порядок подтверждения факта работы является временным, во-первых, он распространяется только на лиц, прекративших работу в период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г., во-вторых, заявление может быть подано по 31 мая 2016 г. включительно. Эти сроки как раз и объясняются началом введения в действие постоянного порядка подтверждения факта работы в целях реализации статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.

С 1 апреля 2016 г. вступает в силу статья 2 Закона, которая вносит изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" <9> в части введения упрощенной формы отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах. Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, страхователь будет представлять следующие сведения о своих работниках: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика, в том числе о гражданах, принятых на работу либо уволенных с нее в отчетном месяце.

<9> Далее - Закон N 27-ФЗ.

Данные этой отчетности будут являться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых территориальный орган ПФР будет ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений частей 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ. Нормы о ежемесячном уточнении факта работы вступают в силу с 1 мая 2016 г. (часть 3 статьи 9 Закона N 385-ФЗ). Кстати, эти сведения также будут являться отличным инструментом для контроля за правомерностью выплаты иных видов материального обеспечения пенсионного характера, осуществление которых связано с работой.

Сохранится за пенсионерами право представлять в органы ПФР заявление о факте осуществления (прекращения) работы. Вместе с тем, в отличие от переходного периода, в данном случае подача заявления будет носить вспомогательное, в большей степени информационное, а не правовое значение. Решение о выплате сумм пенсии исходя из факта работы будет приниматься на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, то есть имеются в виду вышеназванные данные ежемесячной отчетности.

В свою очередь, на основании части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, определенные исходя из факта работы, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 указанной статьи.

Таким образом, выплата пенсии в новых суммах будет производиться не сразу после увольнения, а по истечении времени, необходимого органам ПФР для совершения процедурных действий по обработке полученной от страхователя информации и ее отражению в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для вынесения в рамках пенсионного процесса решения о выплате сумм пенсии. Важно, что указанное решение процессуально оформляется в том случае, когда по итогам ежемесячного уточнения меняется статус пенсионера и, следовательно, корректируются суммы пенсии, подлежащие выплате.

Понятно, что при таком порядке установления факта работы в целях выплаты пенсий исключительное значение имеет своевременное и правильное представление работодателем ежемесячной отчетности.

Часть 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ устанавливает, что при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 указанной статьи. Таким образом, когда страхователь ошибся не в пользу пенсионера, ему при уточнении соответствующего факта будут выплачены суммы пенсии, которые он должен был получить, если бы ранее работодатель исполнил свою обязанность по правильному представлению ежемесячной отчетности в установленном порядке, с соблюдением закрепленных в Законе N 400-ФЗ сроков.

При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, подлежащих выплате, по вышеуказанной причине решение территориального органа ПФР также пересматривается, при этом удержаний излишне выплаченных сумм страховой пенсии не производится. Тем самым если по вине страхователя территориальный орган ПФР получал неправильную информацию о работе пенсионера и на основании этого считал его неработающим в тот период времени, когда он осуществлял трудовую деятельность, то ошибка, допущенная при вынесении решения о выплате пенсии, устраняется, вместе с тем какой-либо ответственности за это пенсионер не несет и возмещения переполученных сумм не осуществляет. Это один из случаев, когда выплачиваемые суммы пенсии могут быть уменьшены. Также уменьшение указанных сумм может иметь место в следующей пограничной ситуации. Допустим, при принятии территориальным органом ПФР решения об индексации пенсии, к примеру с 1 февраля 2017 г., гражданин по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета имел статус неработающего (это и понятно, поскольку даже ежемесячная отчетность не сдается в режиме онлайн), в этой связи ему были выплачены с указанной даты суммы пенсии с учетом индексации. Вместе с тем на основании сведений за январь 2017 г. на дату вынесения решения об индексации он осуществлял трудовую деятельность (и в дальнейшем продолжает работать), поэтому суммы к выплате определяются без учета индексации с установленных законодательством сроков.

Надо иметь в виду, что на основании части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Обратим внимание, что изложенный порядок подтверждения факта работы в целях выплаты пенсии не распространяется на пенсионеров, которые работают в иностранных организациях за пределами нашей страны. И это объяснимо: за них в ПФР не представляется соответствующая отчетность.

Поэтому на основании части 11 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионеры, осуществляющие работу и (или) иную деятельность за пределами территории Российской Федерации, в период которой они не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, для выплаты пенсии обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности и выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.

Тем самым указанные пенсионеры обязаны и для целей выплаты им пенсии с учетом или без учета индексации выполнять обязанность, закрепленную в части 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, об извещении пенсионного органа о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, не позднее следующего рабочего дня после наступления таких обстоятельств.

Если пенсионер, работающий за рубежом, нарушил данное требование и в связи с этим ему излишне были выплачены суммы пенсии, то он возмещает органу, осуществляющему его пенсионное обеспечение, ущерб в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Данные нормативные положения должны в обязательном порядке доводиться до сведения соответствующих лиц при любом их обращении (как первичном, так и последующих) в территориальный орган ПФР.

Суммы страховой пенсии, излишне выплаченные пенсионеру в связи с нарушением им обязанности, предусмотренной частью 11 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, определяются за весь период, в течение которого выплата сумм пенсии производилась неправомерно.

Объективно обусловленные особенности применения Закона N 385-ФЗ существуют для граждан, проживающих в Крыму и г. Севастополе.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 г., в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно, в случае осуществления работы пенсионером, получающим пенсию в сохраненном размере, он продолжает получать пенсию в указанном размере. Например, гражданин Л. является получателем сохраненного размера пенсии - 10 028 руб., поскольку размер страховой пенсии по старости, определенный по нормам Закона N 400-ФЗ, составляет 9883 рублей. После проведения индексации с 1 февраля 2016 г. размер страховой пенсии по старости составит 10 278 руб. 32 коп. При этом гражданин Л. является работающим. Учитывая изложенное, выплате гражданину Л. будет подлежать сохраненный размер пенсии - 10 028 рублей. В случае прекращения гражданином Л. трудовой деятельности выплачиваться ему будет страховая пенсия по старости с учетом индексации - 10 278 руб. 32 коп. В случае возобновления работы и (или) иной деятельности гражданин Л. продолжит получать страховую пенсию по старости с учетом индексации - 10 278 руб. 32 коп.