Мудрый Юрист

Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля, осуществляемых в отношении товаров для личного пользования

Костин Алексей Александрович, доцент кафедры таможенных операций таможенного контроля Российской таможенной академии, кандидат экономических наук.

Костина Ольга Владимировна, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Российской таможенной академии, кандидат юридических наук.

Чуб Владимир Александрович, доцент кафедры финансов и таможенных доходов Белгородского университета кооперации, экономики и права, кандидат экономических наук.

В настоящее время процесс таможенного регулирования испытывается на прочность рядом реформ, связанных с созданием и развитием Евразийского экономического союза. Важно заметить, что реформируется в первую очередь таможенное законодательство, о чем свидетельствует подготовленный проект нового Таможенного кодекса. Однако при наличии в проекте Таможенного кодекса очевидных новшеств актуальным остается ряд неразрешенных проблем таможенного регулирования товаров, перемещаемых для личного пользования.

Ключевые слова: таможенное регулирование, таможенные операции, таможенный контроль, товары для личного пользования.

Perfection of Customs Operations and Customs Control Concerning Goods for Personal Use

A.A. Kostin, O.V. Kostina, V.A. Chub

Kostin Aleksey A., Assistant Professor of the Customs Operations and Customs Control Department at the Russian Customs Academy, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor.

Kostina Olga V., Assistant Professor of the Customs Operations and Customs Control Department at the Russian Customs Academy, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Chub Vladimir A., Assistant Professor of the Finance and Customs Income Department at the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Candidate of Economic Sciences.

Now process of customs regulation is tested on durability a number of the reforms connected with creation and development of the Euroasian economic union. It is important to notice that the customs legislation to what the prepared Draft of the new Customs code testifies is reformed first of all. However in the presence in the Draft of the Customs code of obvious innovations, actual are number of unresolved problems customs regulations of the goods moved for private use.

Key words: customs regulations, customs operations, customs control, goods for personal use.

Развитие системы таможенного регулирования на современном этапе формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) связано с последовательной унификацией и кодификацией его нормативной правовой основы. Во-первых, это связано с принятием Договора о ЕАЭС <1>, в который были имплементированы практически все международные договоры, регулирующие таможенные правоотношения. Во-вторых, переход на последующий этап интеграции после Таможенного союза требует пересмотра и внесения соответствующих изменений в правовое регулирование, действующее ранее, в том числе в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) <2>.

<1> Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29.05.2014 // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27.11.2009 N 17) // СПС "КонсультантПлюс".

Процесс принятия и введения в действие Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) <3> сопряжен с проведением консультаций, согласований различного уровня в целях выработки четких и ясных правил поведения как для участников внешнеэкономической деятельности либо лиц, перемещающих товары в некоммерческом обороте, так и для таможенных органов с учетом баланса интересов всех стран - членов ЕАЭС.

<3> Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 N 233 "О проекте договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно концепции разработки проекта ТК ЕАЭС он должен быть приведен в соответствие с нормами Договора о создании ЕАЭС и позволить в максимально возможной мере кодифицировать международные договоры в таможенной сфере.

Между тем необходимо обратить внимание на правила, касающиеся совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования. Несмотря на то что законодатель закрепил льготный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования, не менее актуальными остаются особенности его таможенного регулирования <4>.

<4> Еремин М.В., Ступников А.А. Актуальные вопросы правового регулирования перемещения физическими лицами лекарственных препаратов для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза // Таможенное дело. 2015. N 1. С. 17 - 20.

В настоящее время вопросы установления и применения таможенных правил в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров для личного пользования регламентированы ТК ТС, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) <5>, решениями Комиссии Таможенного союза <6>, а также законодательством РФ <7>.

<5> Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем" // СПС "КонсультантПлюс"; решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" // СПС "КонсультантПлюс"; и др.
<7> Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Сравнительный анализ норм действующего таможенного законодательства и проекта ТК ЕАЭС позволил прийти к следующим выводам:

  1. порядок установления единых ставок таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС, а также определение категорий товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа согласно нормам проекта ТК ЕАЭС, в сравнении с действующим таможенным законодательством, должны быть отнесены к компетенции Евразийской экономической комиссии в виде принятия специальных нормативных правовых актов;
  2. в проекте ТК ЕАЭС впервые более детально на уровне наднационального правового акта регламентированы вопросы исчисления таможенных пошлин и налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, приводятся способы их исчисления. Данному нововведению способствовало рассмотрение в последние годы Верховным Судом РФ дел, касающихся отмены постановлений о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию и облагаемых совокупным таможенным платежом, что было обусловлено неоднозначным толкованием имеющейся нормы права <8>;
<8> Постановление Верховного Суда РФ от 22.09.2014 N 75-АД14-2 // СПС "КонсультантПлюс".
  1. помимо этого, в проекте ТК ЕАЭС находит свое отражение проблема определения стоимости товаров для личного пользования, установлено право доказывать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в подтверждение стоимости товаров для личного пользования. Заметим, что ранее неоднократно возникали спорные ситуации в рамках определения таможенной стоимости товаров для личного пользования, ввозимых в РФ физическими лицами. К сожалению, таможенными или иными органами не ведется статистической отчетности на предмет возникновения и разрешения спорных ситуаций в области определения стоимости товаров для личного пользования, однако практика показывает, что такие ситуации возникают практически повсеместно. К причинам, обусловливающим такое положение дел, можно отнести и беспечность самих физических лиц, и "правовую размытость" норм действующего таможенного законодательства, дающие таможенным органам "неограниченные полномочия" <9>;
<9> Матвиенко Г.В. Упрощенный таможенный процесс: вопросы правоприменения в условиях интеграции // Таможенное дело. 2013. N 1. С. 8 - 11.
  1. выпуск товаров для личного пользования будет производиться с учетом цели, заявленной декларантом при ввозе (вывозе): для свободного обращения, соответственно, выпуск в свободное обращение; для вывоза - выпуск с целью вывоза; временный ввоз; временный вывоз и транзит - с целью временного нахождения на (вне) таможенной территории союза.

Обратим внимание на особенности применения таможенного законодательства национального и наднационального уровней на примере ввоза алкогольной продукции.

Согласно указанному выше Соглашению физические лица имеют право ввезти в Российскую Федерацию до 5 литров алкогольной продукции (3 литра - беспошлинно, остальное - с уплатой пошлины по единой ставке).

В связи с принятием Правительством РФ Постановления от 29 апреля 2014 N 398 <10> утратил силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" <11>. Данным пунктом ранее предусматривалась возможность ввоза физическими лицами алкогольных напитков для личного пользования без маркировки их акцизными марками.

<10> Постановление Правительства РФ от 29.04.2014 N 398 "О признании утратившим силу пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" // СПС "КонсультантПлюс".

В настоящее время порядок ввоза в Российскую Федерацию алкогольной продукции установлен Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", которым установлено правило маркировки акцизными марками продукции, за исключением:

<12> Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" // СПС "КонсультантПлюс".

Следует согласиться с мнением о том, что никаких исключений для физических лиц данным Законом не установлено. Следовательно, граждане в настоящее время могут ввезти в Российскую Федерацию только продукцию, маркированную российскими акцизными марками, либо продукцию из магазина беспошлинной торговли в соответствии с установленным порядком.

Отметим, что в различных информационных источниках, включая специализированные сайты сети Интернет, нередко появляется информация о том, что Соглашение Таможенного союза имеет преимущественную силу над национальным законодательством государств-членов в части установления критериев товаров, перемещаемых для личного пользования. Указанное Соглашение не ставит возможность ввоза гражданами алкогольной продукции в зависимость от наличия на ней акцизных марок, и, следовательно, право ввозить приобретенный в любых торговых точках за границей алкоголь в пределах установленных квот для физических лиц сохраняется.

По нашему мнению, это не совсем так. Дело в том, что согласно п. 2 ст. 1 ТК ТС "таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Союза". Следовательно, на национальном уровне могут быть установлены соответствующие ограничения, и ни в какое противоречие с наднациональным законодательством они не входят.

Представляется, что в сложившихся условиях необходима полная и достоверная информация о действующих таможенных правилах, неоднократное разъяснение данной информации на соответствующих информационных ресурсах ФТС России и в пунктах пропуска через таможенную границу. Обращает на себя внимание в этом отношении положительный опыт органов исполнительной власти Республики Беларусь. В частности, в соответствии с указом Президента Республики Беларусь определен исчерпывающий перечень документов, представляемых физическими лицами при совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования <13>. Помимо этого, спорные вопросы, по мнению ГТК Республики Беларусь, позволяют решить методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами <14>.

<13> Указ Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 N 360 "О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования". URL: http://president.gov.by/uploads/documents/360uk.pdf.
<14> Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами. URL: http://gtk.gov.by/ru/regulation/1628356987/87312589.

Приведем некоторые особенности порядка определения предназначения товаров для личного пользования в соответствии с указанными Методическими рекомендациями (таблица).

Таблица

Критерии определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами

Частота перемещения

Количество товаров для отнесения к товарам для личного пользования различными категориями лиц

1 раз в 3 месяца и реже

В рамках Соглашения

1 раз в 2 месяца

Не более 3 единиц одного наименования, при этом не более 10 наименований товаров

1 раз в месяц

Не более 3 единиц одного наименования, при этом не более 5 наименований товаров

1 раз в 15 дней

Не более 3 единиц одного наименования, при этом не более 3 наименований товаров

1 раз в 7 дней

Не более 1 единицы одного наименования, при этом не более 3 наименований товаров

Чаще, чем 1 раз в 7 дней

1 единица 1 наименования

Чаще, чем 1 раз в сутки

Только б/у товары, продукты питания, необходимые на время следования

Продукты питания

1 раз в 3 месяца и реже

В рамках Соглашения

1 раз в 2 месяца

Не более 10 кг одного наименования

1 раз в месяц

Из стран СНГ: не более 30 кг, при этом не более 10 кг одного наименования;

из иных стран - не более 10 кг продуктов питания

1 раз в 15 дней

Не более 10 кг продуктов питания

1 раз в 7 дней и чаще

Не более 5 кг продуктов питания, из них алкогольных напитков и пива: не более 1 л - для лиц, пересекающих границу РБ в транспортном средстве; 0,5 л - для лиц, пересекающих границу РБ иным способом (пешком, на велосипеде)

Чаще, чем 1 раз в сутки

Только на путь следования при отсутствии алкогольных напитков и пива

По нашему мнению, такие рекомендации - мера, обратная (но не менее крайняя) ситуации, характерной для ФТС России. Если следовать логике рекомендаций, сложно говорить об упрощенном льготном порядке, устанавливаемом для физических лиц. Однако следует отметить, что на практике таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, - одно из проблемных и трудоемких направлений деятельности таможенных администраций. На наш взгляд, данная функция таможенных органов будет и в дальнейшем модернизироваться в зависимости от целей, которые ставятся перед таможенными органами.

Еще одной проблемной сферой в области таможенного регулирования неторгового оборота в Российской Федерации является регламентация деятельности таможенных органов на национальном уровне. В частности, отдельные аспекты совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля не отражены должным образом либо недостаточно детализированы на национальном уровне. Ярким примером является личный таможенный досмотр, которому как в действующем ТК ТС, так и в проекте ТК ЕАЭС отводится лишь одна статья. Так, С.В. Халипов отмечает, что "...на национальном уровне имеются все возможности и нормативные примеры, позволяющие личный таможенный досмотр сделать действительно исключительной формой таможенного контроля, не оставляющей повода для критики" <15>.

<15> Халипов С.В. Исключительная форма таможенного контроля требует особого внимания // Таможенное дело. 2012. N 3. С. 17 - 20.

Помимо личного таможенного досмотра, также недостаточно регламентированы вопросы проведения таможенного досмотра сопровождаемого багажа. Хотя все предпосылки для этого существуют, такая мера минимизации рисков отсутствует в Приказе ФТС России от 24 апреля 2014 N 778 "Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками" <16>, в отличие от таможенного осмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже. Означает ли это, что должностными лицами таможенных органов таможенный досмотр товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже, не проводится, остается лишь догадываться. Получается, что на практике физическое лицо самостоятельно представляет товары, перемещаемые в сопровождаемом багаже, для проведения таможенного контроля и именно в форме таможенного осмотра. Между тем Приказом ФТС России от 29.07.2011 N 1555 утверждена Инструкция о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже, речь в которой ведется в большей степени о фиксации результатов таможенного досмотра <17>. В этой связи требуется соответствующее разъяснение ФТС России в виде отдельного ведомственного акта, позволяющего снять возникающие спорные вопросы.

<16> Приказ ФТС России от 24.04.2014 N 778 "Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками". URL: http://www.alta.ru/tamdoc/14pr0778.
<17> Приказ ФТС России от 29.07.2011 N 1555 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже" // СПС "КонсультантПлюс".

В целом, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что новый Таможенный кодекс не должен быть лишь рамочными рекомендациями, в свою очередь, документы, принимаемые как Евразийской экономической комиссией, так и соответствующими органами стран - участниц ЕАЭС, должны быть максимально прозрачными и понятными физическим лицам, перемещающим товары для личного пользования.

Литература

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29.05.2014 // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27.11.2009 N 17) // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 N 233 "О проекте договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Еремин М.В., Ступников А.А. Актуальные вопросы правового регулирования перемещения физическими лицами лекарственных препаратов для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза // Таможенное дело. 2015. N 1. С. 17 - 20.
  5. Матвиенко Г.В. Упрощенный таможенный процесс: вопросы правоприменения в условиях интеграции // Таможенное дело. 2013. N 1. С. 8 - 11.
  6. Халипов С.В. Исключительная форма таможенного контроля требует особого внимания // Таможенное дело. 2012. N 3. С. 17 - 20.