Мудрый Юрист

Эволюция управления сборами таможенных платежей в России в XVI - XVII вв.

Петров Юрий Иванович, доцент кафедры "Таможенное право и организация таможенного дела" Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), кандидат исторических наук.

В статье дан анализ сбора таможенных платежей с использованием откупной системы и его регламентации княжескими правовыми актами, складывания в XVI столетии специализированных таможенных органов - таможен. Приводятся меры правительства, направленные на совершенствование местного управления, которые непосредственно затрагивали сбор таможенных платежей. Рассматривается деятельность основных руководителей сбора таможенных платежей, как назначаемых, так и избираемых, - таможенных голов и таможенных целовальников, их права и должностные обязанности.

Ключевые слова: история, таможенные органы, откуп, сбор, пошлина, таможенная грамота, таможенный голова, таможенный целовальник.

Evolution of Management of Customs Fee Collections in Russia in the 16th and 17th Century

Yu.I. Petrov

Petrov Yuriy I., Assistant Professor of the Customs Law and Customs Affairs Organizing Department at the Law Institute of the Moscow State University of Railway Engineering (MSURE), Candidate of Historical Sciences, Assistant Professors.

In the article customs fee collection with use of the farm system and its regulation by prince legal acts, and formation of specialized customs authorities - customs houses in the 16th century are analyzed. The government measures aimed at perfection of local management, which directly affected the customs fee collection, are described. The activities of main heads in charge the customs fee collection, both appointed and elected ones - customs headmen and customs collectors, their rights and official duties are considered.

Key words: history, customs authorities, farming, fee, duty, customs letter, customs headman, customs collector.

С наступлением монгольского владычества на Руси наблюдается значительный рост числа сборов, взимаемых с населения. Причиной стала, с одной стороны, необходимость уплаты дани татарскому хану, а с другой - рост финансовых потребностей усиливающейся власти московского князя. Появилось значительное число новых податей и пошлин, из которых многие падали на товары. Теперь всякая услуга, оказываемая правительством торговцу, стала оплачиваться какой-либо особой торговой пошлиной. Так сложилась целая система пошлин различного рода и наименований, взимавшихся при продаже товаров и при их перевозке, все эти сборы и стали называться таможенными. Система внутренних таможенных пошлин окончательно была уничтожена только в царствование императрицы Елизаветы Петровны в 1757 г. <1>.

<1> Осокин Е.Г. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С. 3.

В исторических памятниках встречается более сорока наименований различных таможенных пошлин. По мнению К.Н. Лодыженского, указания на источники этих памятников "настолько темны, неполны, а иногда и противоречивы", что при всей добросовестности, с какой исследовали этот предмет граф Д.А. Толстой и профессор Е.Г. Осокин, они нередко отказывались дать какое-либо суждение относительно многих видов подобных сборов <2>. Осокин писал: "До половины 17-го столетия существовала в России самая сложная, самая запутанная система внутренних таможенных пошлин. Они были собираемы в разнообразных видах под многоразличными названиями, как при провозе товаров, так и при их продаже" <3>. По всей вероятности, путаница в этих сборах существовала и во времена действия данной системы таможенных пошлин.

<2> Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. Челябинск, 2005. С. 13.
<3> Осокин Е.Г. Указ. соч. С. 3.

По мере объединения Древней Руси под властью великого Московского князя начали предприниматься попытки навести определенный порядок в таможенных сборах с целью привести их к более простой и однообразной системе, а также найти наиболее приемлемую форму их взимания.

В период удельных княжеств центральных органов управления таможенными сборами не было. Местное управление этими сборами осуществлялось наместниками и волостелями <4>. Наместники находились в городах, а волостели в сельских местностях ("волостях") <5>. Им вменялось в обязанности всячески помогать лицам, непосредственно занимающимся казенными таможенными сборами.

<4> Коровяковский Д.Г. Развивающаяся система идей и воззрений на высшее юридическое образование как философско-правовой и социальный феномен в Древние века // История государства и права. 2015. N 13. С. 8 - 13.
<5> Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997. С. 28.

Основным способом сбора таможенных платежей в начале формирования Московского государства был "откуп". Откупную систему сбора дани на Русь принесли ордынские ханы. В прежние времена в русских княжествах она не применялась.

Правовой основой <6> для сборщиков таможенных платежей служили таможенные грамоты, издаваемые великими князьями Иваном III, Василием III и Иваном Грозным. Большая часть таможенных грамот, выдаваемых великими князьями, представляла собой контракт, на основании которого производился сбор таможенных платежей откупщиками <7>. Откупщиками выступали лица, бравшие на себя обязательства по сбору различных таможенных платежей и обеспечивавшие гарантии своевременной уплаты этих сборов в казну <8>.

<6> Титова Н.К. Формы участия институтов гражданского общества в правотворческой и правоприменительной деятельности государства // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. N 41. С. 522 - 527.
<7> Лодыженский К.Н. Указ. соч. С. 14.
<8> Коровяковский Д.Г. Юридическая педагогика и инновационные подходы к развитию педагогических систем // Юридическое образование и наука. 2015. N 1. С. 15 - 17.

На откуп отдавались как все таможенные сборы, так и отдельные их виды. Откупщики должны были взимать таможенные сборы, уплачивая определенную сумму казне в установленные сроки. Гарантами выполнения взятых откупщиками обязательств выступали поручители, которые в случае неплатежа откупщика обязаны были вносить за него необходимую сумму денег <9>.

<9> Толстой Д.А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. М., 2012. С. 127.

Княжеские грамоты, выдаваемые откупщикам, содержали условия откупа. В тексте грамот перечислялись все сборы, подлежавшие взысканию, указывались размеры ставок таможенных пошлин, устанавливался порядок их взимания, а также указывался размер пени за уклонение от их уплаты <10>. Откупщики обязаны были в точности исполнять предписание таможенных грамот. И хотя к ним не были приставлены казенные должностные лица, тем не менее они состояли под надзором местного начальства. С одной стороны, оно контролировало их деятельность, в частности, осуществляло проверки измерительных приборов, с другой - оказывало содействие во взимании пошлин, направляя приставов к неплательщикам и возвращая, таким образом, деньги откупщикам. Но если наместник не оказывал необходимого содействия откупщику и тот нес убытки, то, как правило, эти убытки взыскивались с наместника <11>. Откупщики пользовались также и рядом преимуществ, предоставляемых правительством. Во время несения повинности по откупу они предавались суду наместников и волостелей лишь в случаях душегубства, разбоя и татьбы с поличным <12>, освобождались от общественных повинностей, не избирались денежными сборщиками и на другие службы <13>.

<10> Лодыженский К.Н. Указ. соч. С. 15.
<11> Толстой Д.А. Указ. соч. С. 127.
<12> Татьба - тайное хищение чужого имущества. Татьба каралась гораздо строже грабежа и входила в число наиболее тяжких преступлений наряду с разбоем и убийством.
<13> Осокин Е.Г. Указ. соч. С. 44.

В таможенных откупных грамотах также определялось время, на которое отдавались сборы на откуп. Обычно это был один год, но нередко этот срок продлевался, если, как было установлено правилами, откупщик за месяц или два до окончания срока откупа не отказывался от него в Московском приказе.

Специализированные органы по взиманию таможенных платежей стали создаваться в XVI столетии. Таможни с самого начала были местными финансовыми учреждениями, обеспечивающими и непосредственно осуществляющими <14> сбор пошлин с торговых операций. Такими, например, были Мытная и Померная таможни. Мытная таможня находилась в Москве и осуществляла сбор пошлин с продаж леса, дров, разных изделий из дерева, сена, скота и прочих товаров <15>. Померная таможня также находилась в Москве и осуществляла сбор пошлин с продаж вначале хлеба и круп, а в дальнейшем овощей, грибов и ягод, а также следила за правильностью мер, употреблявшихся на хлебных торгах в Москве <16>.

<14> Титова Н.К. Становление Российского государства в качестве правового // Право и государство: теория и практика. 2013. N 4 (100). С. 14 - 17.
<15> Волков Л.В. Мытная таможня // Государственность России. Кн. 3. М., 2001. С. 176.
<16> Волков Л.В. Померная таможня // Государственность России. Кн. 3. М., 2001. С. 331.

Первоначально сбором таможенных пошлин заведовали кормленщики (наместники и волостели), которые являлись представителями княжеской власти на местах. Они должны были всячески помогать осуществлять сбор таможенных пошлин мытникам, таможенникам и другим лицам, имеющим на это полномочия. Этот сбор, в виде феодальной привилегии, также предоставлялся и отдельным светским и духовным землевладельцам. Таким образом, непосредственное местное управление таможенными сборами находилось или в ведении казны или откупщиков или же в пользовании у частных лиц <17>.

<17> Толстой Д.А. Указ. соч. С. 116.

Недовольство кормленщиками - наместниками и волостелями побуждало княжескую власть ограничивать их полномочия. Проводимые мероприятия совпадали с пожеланиями как дворян, так и черносошного крестьянства <18>. И те и другие были заинтересованы в улучшении не только деятельности суда, но и других звеньев государственного управления, и в первую очередь финансового.

<18> Черносошные крестьяне - категория тяглых людей (несущих государственные повинности) в России в XV - XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные не были лично зависимыми, а поэтому несли денежные и натуральные повинности не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства.

Ограничение полномочий кормленщиков, ставшее составной частью мероприятий, направленных на укрепление централизованного государства, вело к появлению новых должностных лиц. Такими стали городовые приказчики, оттеснившие их вначале от военно-административного управления, а затем и ряда других отраслей, в том числе и финансовой <19>.

<19> Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. С. 42.

Со второй четверти XVI в. функции городовых приказчиков расширились, и им была поручена раскладка и сбор ряда общегосударственных денег, а также надзор за косвенными налогами, в состав которых входили таможенные и мытные сборы. При этом они наделялись правом ковать в "железо и сажать в тюрьму неплательщиков государственных налогов <20>.

<20> Там же.

В поисках эффективных методов борьбы с правонарушениями и преступлениями, пытаясь усилить карательные меры, правительство стало прибегать к институту выборных от населения, вводя их в состав суда наместника.

Для работы новых местных органов им выдавались так называемые губные грамоты, в которых устанавливался порядок организации и деятельности новых "губных" органов <21>. По этим грамотам преследование и наказание "лихих людей" в каждом уголовно-полицейском округе ("губе") возлагались на выборные "губные" органы, которые с 1555 г. были введены повсеместно <22>.

<21> Губа - территориальный термин Северо-Западной Руси, соответствующий примерно волости.
<22> Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. С. 42 - 43.

Создание институтов губных старост и городовых приказчиков способствовало упразднению кормленщиков.

Вслед за губными органами стали создаваться земские органы - для организации сбора налогов. Население отдельных волостей получало уставные земские грамоты, на основании которых производило выборы "излюбленных голов" и "целовальников", которым поручалось собирать дважды в год оброк - "кормленый окуп" и отвозить его в Москву. В течение 1555 - 1556 гг. земская реформа была проведена повсеместно.

Кроме этих органов управления, существовали и другие таможенные и кабацкие выборные головы и целовальники, осуществлявшие сбор косвенных налогов. При них находились соответствующие дворы (таможенные и кружечные) и избы (таможенные и кабацкие) <23>.

<23> Там же. С. 44.

Во второй половине XVI в., после отмены кормлений и ликвидации института наместничества, таможни окончательно сложились как государственные учреждения. На таможнях стали вести специальные книги, которые являлись учетно-финансовым документом и в которых фиксировалось взимание и расходование таможенных пошлин. Книги велись только на внутренних таможнях, поэтому составление товарных таможенных книг продолжалось до 1754 - 1755 гг. и было прекращено в результате реализации таможенной реформы 1753 г., упразднившей внутренние таможни <24>.

<24> Раздорский А.И. Торговля Вязьмы в XVII веке (по материалам таможенных и кабацких книг города). М., 2010. С. 5.

Таможни располагались в городах и торговых селах. Каждую таможню возглавлял таможенный голова, которого избирали на один год из горожан, а также дворцовых и черносошных крестьян. Таможенный голова иногда мог возглавлять и несколько таможен в уезде. Ему в помощь избирались целовальники из тех же категорий населения и на тот же срок, что и головы.

Долгое время государственное управление таможенными сборами существовало наряду с привлечением откупщиков, но в царствование Алексея Михайловича казенное управление значительно расширилось и вскоре оказалось единственным.

Сыграло свою роль недовольство населения откупщиками, жалобы на которых поступали еще в царствование первого Романова - Михаила Федоровича. Царь обратил внимание на ужасные притеснения со стороны мытчиков, перевозчиков и мостовщиков, приводившие к обеднению значительного числа податного населения и утрате им платежеспособности и возможности нести государственные повинности. В 1654 г. царь Алексей Михайлович приказал не отдавать откупщикам мытов, перевозов и мостов <25>.

<25> Толстой Д.А. Указ. соч. С. 116 - 117.

О том, какое значение придавало правительство этому акту, говорит внешняя форма, в которую было облечено его представление народу. Грамота, отменявшая откуп, была подписана собственноручно государем в двух экземплярах, один из которых был помещен в Успенском соборе "вечного ради утверждения во свидетельство верное и вечное, яко да будет сие богоугодное законоположение твердо и непоколебимо во веки". В этой грамоте откупа был назван богоненавистным и прибыток, рождаемый им, "чуждый не только великому государю, но и всякому человеку, ведающему истинное евангельское благочестие, в нем же обетование благих и муки вечные комуждо по делом" <26>.

<26> Лодыженский К.Н. Указ. соч. С. 36.

С ликвидацией откупной системы во взимании таможенных сборов таможни перешли на казенное содержание. Как и прежде, руководство таможней осуществлялось таможенным головой, который избирался из местных жителей: из гостей <27>, торговцев, посадских или государственных крестьян. Но в две таможни - Архангельскую и Макарьевскую (ярмарочную) голова избирался только из гостей.

<27> Гости - с XIV века по первую четверть XVIII столетия категория торговых людей, купечества. С некоторых пор они должны были выполнять казенные поручения, в основном финансовые. В частности, возглавляли таможни, собирали чрезвычайные налоги и другие.

В Архангельскую таможню голова избирался на время навигации, в другие города на один год. Для Архангельской таможни головы выбирались из шести важнейших торговых городов государства местным купечеством. Иногда таможенные головы назначались государями, но это было исключение из правила, вызванное или отдаленностью территории, или иными чрезвычайными обстоятельствами <28>. Безусловно, выборный таможенный голова был гораздо предпочтительнее для жителей, он вселял в них надежду на большую справедливость в отправлении своих обязанностей.

<28> Толстой Д.А. Указ. соч. С. 118.

Лица, имевшие право занимать должность таможенного головы, должны были отвечать определенным требованиям <29>: отличаться хорошим поведением, знать дело, быть зажиточными, а также знать грамоту. Но последнее условие не было обязательным.

<29> Коровяковский Д.Г. Глобализация высшего юридического образования: историко-правовые аспекты формирования инновационного подхода: Монография. М.: Русайнс, 2015.

Семейства, из которых выбирали таможенных голов, располагались в определенной очереди. Но ей не всегда следовали при выборе очередного головы. Так, в случае низких таможенных доходов и возрастающей потребности государства в денежных средствах, от верховной власти поступали указания "выбирать самых добрых и знающих, пожиточных и правдивых людей, кому бы в сборе Государевой казны можно верить, чтобы в том сборе пред прошлыми годами учинить прибыль для пополнения Государевой казны, для нынешних непрестанных служеб" <30>.

<30> Толстой Д.А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. С. 119 - 120.

Избранные таможенные головы, по установившимся правилам, приступали к выполнению своих обязанностей 1 сентября, с которого до петровских преобразований шло исчисление очередного года. Служба головы начиналась с принятия присяги. Присягая на кресте царю, таможенный голова брал на себя обязательства по собственному добросовестному и бескорыстному несению службы и обеспечению такого же служения со стороны своих помощников - целовальников. Он обязывался осуществлять сбор пошлин с радением, по правде, без всякой хитрости и в соответствии с уставной грамотой, не использовать собранные средства в личных интересах, не отвлекаться на ведение собственного промыслового дела или торговли, будучи всегда на порученном поприще. Организуя деятельность целовальников, которые придавались ему в помощники, таможенный голова должен был обеспечивать их постоянное пребывание на службе и добросовестное выполнение ими своих обязанностей, выявлять воровство с их стороны у казны денежных средств, пресекать попытки взимать с облагаемого товара лишние пошлины и в целом предотвращать всякие ухищрения со стороны целовальников, носящие корыстные цели. Обо всех вскрытых нарушениях таможенный голова должен был сообщать воеводе и писать в Москву царю <31>.

<31> Там же. С. 120 - 121.

При вступлении в должность голове выдавалась подробная инструкция относительно производства таможенных действий. Инструкции разрабатывались на основе правовых актов, регулирующих таможенное дело. В середине XVII столетия в Новоторговом уставе и в инструкциях, разработанных на его основе, были изложены довольно подробные правила. Товары, привозимые на продажу, подвергались тщательному досмотру. Особенные предосторожности принимались по отношению к товарам, провозимым через Архангельск. Эти товары подвергались досмотру два раза: при вывозе из России, вначале в Вологде и в других городах, где осуществлялась их погрузка на струги, а затем в Архангельске. Товары, которые ввозились в страну, вначале досматривались при устье Двины, а затем в самом городе. Правильность оценки товара, в соответствии с которой устанавливался размер пошлины, контролировалась таким образом, что сам голова или его помощники присутствовали лично при заключении всех важнейших торговых сделок между русскими и заграничными торговцами. За каждое нарушение таможенных обрядностей со стороны купца, выражавшееся в непредставлении или представлении неполного пакета грузовых документов, объявлении товара по слишком заниженной цене и т.п., товар конфисковался в пользу государя <32>.

<32> Лодыженский К.Н. Указ. соч. С. 42.

Необходимо отметить, что на таможенных голов, служба которых, в сущности, должна была иметь исключительно фискальное значение, возлагались обязанности, которые не имели отношения к сбору таможенных доходов. Например, они должны были следить за качеством заграничных товаров. Это делалось посредством фабричных клейм, которые позволяли определить мастера - изготовителя некачественного товара и на весь мир прославить его и выслать с бесчестием с ярмарки, для того чтобы впредь таких плохих товаров не возили и добрым товарам цены не портили <33>. Аналогичный подход имел место и по отношению к русским товарам.

<33> Новоторговый устав 1667 г. Ст. 45.

Таможенные целовальники, находившиеся в подчинении у таможенных голов, также избирались народом. Такой подход снижал степень злоупотреблений с их стороны, поскольку по своим должностным обязанностям целовальники были ближе к процедурам сбора таможенных пошлин и, таким образом, чаще имели возможность нарушать установленные порядки, чем даже таможенные головы, которые осуществляли общее руководство этим процессом. Целовальники были вправе и даже наделены обязанностью в случае уклонения таможенного головы от исполнения своих обязанностей, минуя наместника, докладывать об этом царю.

Сословия, из которых выбирали целовальников, были теми же, что и при избрании таможенных голов, как, впрочем, и требования, которым они должны были отвечать: хорошее поведение, знание дела, зажиточность и грамотность, которой достаточно было в объеме умения читать и писать.

Как голове, так и целовальникам строго запрещалось производить какие-либо торговые операции для себя. Служба головы и целовальников была безвозмездной и считалась почетной. Если они управляли таможней хорошо и увеличивали доходы, им выдавались награды, а торговцы за пребывание в должности головы получали от царя звание гостя - высшей категории привилегированного русского купечества <34>. Вот как в своем сочинении Григорий Котошихин пишет о поощрении головы за службу: "А которой человек гость и торговой человек, будучи в головстве в таможне и у иных зборов и у продажи и у соболиные и иные казны, в котором году год перед годом казны соберет болши: и им за тое службу от царя бывает похвала, и бывает им жалованье, покупку или по ковшу серебряному, да по сукну, да по камке; а товарыщам их целовалником по ковшу ж серебряному, да по сукну и по тафте, смотря по прибыли и по человеку" <35>.

<34> Ерошкин А.Н. Гости // Государственность России. Кн. 5. М., 2005. Ч. 1. С. 226.
<35> О России в царствование Алексея Михайловича. Современное сочинение Григория Котошихина. СПб.: Издание археографической комиссии, 1859. С. 116.

Если же имело место неумелое или недобросовестное управление таможенным делом, при котором доходы с таможни уменьшались против прежних лет, то с головы и целовальников взыскивался недочет в прибыли, определенный по сравнению с предшествовавшими годами. Недоборы взыскивались и с самих избирателей, если они не доглядели и вовремя не донесли о воровстве или нерадении голов и целовальников. При обнаружении более серьезных злоупотреблений таможенные головы подвергались и более строгому наказанию - битью кнутом <36>. Уличенные посторонними в воровстве и корысти, по закону 1637 г., наказывались "смертной казнью без всякой пощады" <37>. Но если уменьшение доходов с таможни происходило не по вине управлявших ею, а по другим причинам, голова и целовальники освобождались от ответственности <38>. Таким образом, по словам В.О. Ключевского, закон наказывал таможенных служащих за собственную нерадивость или неспособность правительства, которое возлагало на обывателей не только повинность, но и надзор за ее отбыванием, составлявшим его (правительства. - Ю.П.) прямую обязанность <39>.

<36> Там же. С. 116.
<37> Ключевский В.О. Сочинения. М., 1988. Т. 3: Курс русской истории. С. 204.
<38> О России в царствование Алексея Михайловича... С. 116.
<39> Ключевский В.О. Сочинения. Т. 3. С. 204.

С середины XVII столетия в России активно развивалось таможенное законодательство. Оно имело немало недостатков, но сыграло важную роль в оптимизации системы таможенных платежей, в совершенствовании правил таможенного оформления товаров <40>, а также в развитии системы управления таможенными органами, совершенствовании их структуры и, соответственно, приемов решения фискальных задач, на них возложенных. Введенные законодательством новшества упростили процедуру сбора торговых пошлин и отчетность по ним. Это было выгодно как государственным фискальным органам, так и крупному купечеству, поскольку именно богатые купцы несли службу в качестве таможенных голов, руководили сбором пошлин и были больше всех заинтересованы в упрощении его процедуры.

<40> Коровяковский Д.Г., Шумаев В.А., Илюхина С.С. Таможенные инструменты защиты экономики Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2015. N 8 (87). С. 117 - 118.

В течение XVI - XVII вв. Российское государство эволюционировало в направлении усиления централизации, преодолевая последние пережитки удельной старины. Аналогичную эволюцию претерпевало и таможенное дело. Наметились тенденции, которые в следующем столетии привели к формированию таможенной системы абсолютизма. В их числе прежде всего централизация управления сбором таможенных платежей.

Литература

  1. Волков Л.В. Мытная таможня // Государственность России. Кн. 3. М., 2001.
  2. Волков Л.В. Померная таможня // Государственность России. Кн. 3. М., 2001.
  3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.
  4. Ерошкин А.Н. Гости // Государственность России. М., 2005. Кн. 5. Ч. 1.
  5. Ключевский В.О. Сочинения. М., 1988. Т. 3: Курс русской истории.
  6. Коровяковский Д.Г. Развивающаяся система идей и воззрений на высшее юридическое образование как философско-правовой и социальный феномен в Древние века // История государства и права. 2015. N 13. С. 8 - 13.
  7. Коровяковский Д.Г. Глобализация высшего юридического образования: историко-правовые аспекты формирования инновационного подхода: Монография. М.: Русайнс, 2015.
  8. Коровяковский Д.Г., Шумаев В.А., Илюхина С.С. Таможенные инструменты защиты экономики Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2015. N 8 (87). С. 117 - 118.
  9. Коровяковский Д.Г. Юридическая педагогика и инновационные подходы к развитию педагогических систем // Юридическое образование и наука. 2015. N 1. С. 15 - 17.
  10. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. Челябинск, 2012.
  11. Осокин Е.Г. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850.
  12. О России в царствование Алексея Михайловича. Современное сочинение Григория Котошихина. СПб.: Издание археографической комиссии, 1859.
  13. Раздорский А.И. Торговля Вязьмы в XVII веке (по материалам таможенных и кабацких книг города). М., 2010.
  14. Титова Н.К. Формы участия институтов гражданского общества в правотворческой и правоприменительной деятельности государства // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. N 41. С. 522 - 527.
  15. Толстой Д.А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. М., 2012.