Мудрый Юрист

Экономическая эффективность предложений по совершенствованию управления персоналом таможенных органов на основе компетентностного подхода

Дмитриева Ольга Александровна, доцент кафедры "Таможенное право и организация таможенного дела" Московского государственного университета путей сообщения, кандидат экономических наук.

В данной статье автором предпринята попытка выявить экономическую эффективность предложений по совершенствованию управления персоналом таможенных органов на основе компетентностного подхода. В качестве инструмента экономической оценки применен метод экспертных оценок. Результатом оценки является составленная карта знаний и навыков должностных лиц таможенных органов.

Ключевые слова: компетентностный подход, должностное лицо таможенного органа, специалист таможенного дела, компетенция, компетентность, компетентностный потенциал.

Economic Efficiency of Proposals on Perfection of Management by Customs Authorities Personnel on a Basis of Competency Approach

O.A. Dmitrieva

Dmitrieva Olga A., Assistant Professor of the Customs Law and Customs Affairs Organizing Department at the Moscow State University of Railway Engineering, Candidate of Economic Sciences.

In this article the author attempted to reveal economic efficiency of suggestions for improvement of human resource management of customs authorities on the basis of competence-based approach. As the tool of an economic assessment the method of expert evaluations is applied. The made card of knowledge and skills of officials of customs authorities is result of an assessment.

Key words: competence-based approach, official of customs authority, expert of customs affairs, competence, competence, competence-based potential.

На сегодняшний день совершенствование кадрового обеспечения таможенных органов в контексте компетентностного потенциала определяет необходимость выработки единого подхода к компетентностному потенциалу должностных лиц таможенных органов, в том числе к механизму его формирования.

Совершенствование компетентностного потенциала осуществляется в процессе обучения должностных лиц таможенных органов. Однако следует учитывать процесс обучения не только по программам дополнительного образования, но и по программам высшего образования. Таким образом, формирование и развитие компетентностного потенциала должностных лиц таможенных органов осуществляется в процессе подготовки специалистов таможенного дела. Теоретический аспект процесса обучения и актуальности компетентностного подхода определен концепцией развития российского образования до 2020 года <1>, согласно которой задача образовательного процесса сводится к "обеспечению компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений". Практический аспект процесса обучения устанавливается требованиями Всемирной таможенной организации и Федеральной таможенной службы России к профессиональной подготовке должностных лиц таможенных органов, в том числе к компетенции по выполнению определенных функций.

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" // Официальный сайт Минобрнауки РФ. URL: минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 24.11.2015).

Управление компетентностным потенциалом включает три процесса: формирование компетентностного потенциала, его оценка и развитие. При этом и формирование, и развитие рассматриваются через основные элементы понятия компетентностного потенциала: компетенция и компетентность.

Процесс формирования компетентностного потенциала состоит из следующих этапов:

<2> Коровяковский Д.Г. Некоторые правовые вопросы взаимодействия ФНС России с Минфином и Казначейством России // Бухгалтер и закон. 2009. N 6. С. 22 - 24.

Механизм формирования компетентностного потенциала базируется на непрерывном процессе обучения, который в зависимости от требований таможенных подразделений циклично задействуется в управлении кадровым потенциалом таможенной службы.

Процесс профессионального развития кадров можно отнести к разряду основных в деятельности таможенного органа на основании того, что именно этот процесс выполняет важную роль в совершенствовании качественных характеристик персонала, который, в свою очередь, является главным критерием качества деятельности таможенного органа как государственного органа, предоставляющего услуги в сфере внешнеэкономической деятельности. Тем самым должностные лица таможенных органов должны обладать определенными знаниями <3>, умениями и навыками в зависимости от их должностной категории.

<3> Титова Н.К. Формы участия институтов гражданского общества в правотворческой и правоприменительной деятельности государства // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. N 41. С. 522 - 527.

В качестве средства оценки знаний, умений и навыков представлена карта знаний (табл. 1), где по строкам отображаются субъекты знаний, по столбцам - компетенции.

Таблица 1

Образец карты знаний

Компетенция Уровни

Общекультурная

Общепрофессиональная

Профессиональная

III

60 - 100

70 - 100

80 - 100

II

40 - 59

45 - 69

50 - 79

20 - 39

25 - 44

30 - 49

Оценка проводится на основе метода экспертных оценок. Данный метод заключается в том, что каждое должностное лицо таможенного органа оценивается экспертами (коллегами) по признакам, которые отражают профессиональную и социальную компетентность служащего. Метод экспертных оценок позволяет оценить фактические профессиональные знания и опыт <4>.

<4> Коровяковский Д.Г., Шумаев В.А., Илюхина С.С. Таможенные инструменты защиты экономики Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2015. N 8 (87). С. 117 - 118.

В состав оценочной комиссии входят 3 эксперта. Оценку могут проводить:

Независимыми экспертами могут быть представители научных, образовательных учреждений, других организаций, в том числе общественных объединений. К таким организациям могут быть отнесены:

<5> Коровяковский Д.Г. Взаимодействие Центрального банка РФ с международными финансовыми организациями, зарубежными центральными банками и регулирующими органами в области банковского надзора // Дайджест-финансы. 2009. N 2. С. 45 - 48.

Оценочная комиссия определяет уровень соответствия должностного лица предъявляемым по должности требованиям путем выставления баллов в диапазоне от 1 до 100. Шкала оценки позволяет сопоставлять различные виды оценки служащих и определять степень достижения уровня <6> соответствия предъявляемым требованиям.

<6> Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях // Финансы и кредит. 2007. N 16 (256). С. 34 - 50.

Учет результатов.

  1. Если значения соответствуют заданному интервалу, то это является основанием для признания должностного лица соответствующим замещаемой должности.
  2. Стабильное повышение значений показателей является основанием для принятия решения о назначении на вышестоящую должность (о зачислении в резерв на выдвижение).
  3. Ухудшение значений показателей может служить основанием для признания его не соответствующим замещаемой должности и (или) для рекомендации о направлении на учебу для повышения профессионального уровня.

Карта знаний и навыков составлена на примере должностных лиц отдела специальных таможенных процедур Шереметьевской таможни и представлена в табл. 2.

Таблица 2

Итоговые результаты оценки уровня компетенций должностных лиц

Уровни

Компетенция

Общекультурные компетенции

Общепрофессиональные компетенции

Профессиональные компетенции

Должность

1 - 10

1 - 6

14

17

19

III

Начальник отдела

60 - 100

70 - 100

80 - 100

95

97

100

100

100

98

100

97

95

Заместитель начальника отдела

60 - 100

70 - 100

80 - 100

72

81

89

90

90

88

90

82

86

II

Главный государственный

таможенный инспектор

44 - 59

45 - 69

50 - 79

54

61

73

75

78

67

75

72

70

Старший государственный

таможенный инспектор

44 - 59

45 - 69

50 - 79

48

45

60

50

48

52

60

65

63

Государственный таможенный

инспектор

20 - 39

25 - 44

30 - 49

31

32

31

45

29

34

40

39

27

Должностное лицо должно обладать:

  1. общекультурными компетенциями (ОК):
  1. общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
  1. профессиональными компетенциями:
<7> Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 N 850 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета)" (зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2015 за N 38864).

На основании разработанных предложений была проведена оценка уровня компетенций должностных лиц отдела специальных таможенных процедур Шереметьевской таможни (табл. 2).

Анализ полученных результатов показывает возможность определения для каждого должностного лица потребности в дальнейшем совершенствовании.

Работа выполняется наиболее эффективно, если должностное лицо обладает (и проявляет) совокупностью навыков, умений и поведения (или отношений).

Для эффективного управления компетенциями необходима их качественная оценка на текущем этапе. В результате сравнения текущего показателя с плановым разрабатываются мероприятия по совершенствованию знаний и навыков. Полученный при оценке результат позволяет определиться с направлением дальнейшего совершенствования знаний и навыков каждого должностного лица как в индивидуальном, так и в групповом (за весь отдел) порядке. Данный результат способствует формированию индивидуального плана подготовки и плана профессиональной подготовки всего отдела.

Распределение должностных лиц по группам позволяет руководству делать вывод о соответствии должностных лиц занимаемой должности и формировать кадровый резерв - кандидатов на выдвижение и назначение на вышестоящую должность <8>.

<8> Коровяковский Д.Г. Глобализация высшего юридического образования: историко-правовые аспекты формирования инновационного подхода: Монография. М.: Русайнс, 2015. С. 77.

Оценка компетентностного потенциала дает возможность определить характерную точку существующего уровня компетентностного потенциала, в зависимости от характера проблемы <9> (системный, требующий качественных, количественных и качественно-количественных изменений) разрабатывается стратегия управления компетентностным потенциалом <10>:

<9> Титова Н.К. Становление Российского государства в качестве правового // Право и государство: теория и практика. 2013. N 4 (100). С. 14 - 17.
<10> Дмитриева О.А. Методические основы оценки деятельности таможенных органов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Экономика". 2012. N 2. С. 63 - 69.
  1. стратегия качественных и количественных изменений;
  2. стратегия количественных и качественных изменений;
  3. стратегия качественно-количественных изменений.

Каждая из стратегий позволяет с помощью оптимизации объема компетентностного потенциала (его увеличения или уменьшения) повысить качество компетентностного потенциала.

Литература

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" // Официальный сайт Минобрнауки РФ. URL: минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 24.11.2015).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 N 850 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета)" (зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2015 за N 38864).
  3. Дмитриева О.А. Методические основы оценки деятельности таможенных органов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Экономика". 2012. N 2. С. 63 - 69.
  4. Коровяковский Д.Г., Шумаев В.А., Илюхина С.С. Таможенные инструменты защиты экономики Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2015. N 8 (87). С. 117 - 118.
  5. Коровяковский Д.Г. Взаимодействие Центрального банка РФ с международными финансовыми организациями, зарубежными центральными банками и регулирующими органами в области банковского надзора // Дайджест-финансы. 2009. N 2. С. 45 - 48.
  6. Коровяковский Д.Г. Некоторые правовые вопросы взаимодействия ФНС России с Минфином и Казначейством России // Бухгалтер и закон. 2009. N 6. С. 22 - 24.
  7. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях // Финансы и кредит. 2007. N 16 (256). С. 34 - 50.
  8. Коровяковский Д.Г. Глобализация высшего юридического образования: историко-правовые аспекты формирования инновационного подхода: Монография. М.: Русайнс, 2015. С. 77.
  9. Титова Н.К. Формы участия институтов гражданского общества в правотворческой и правоприменительной деятельности государства // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. N 41. С. 522 - 527.
  10. Титова Н.К. Становление Российского государства в качестве правового // Право и государство: теория и практика. 2013. N 4 (100). С. 14 - 17.