Мудрый Юрист

Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционными процессами в республике Словения

Прудникова Татьяна Анатольевна, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Исследуются современные миграционные отношения в Словении, особенности деятельности словенских уполномоченных органов в сфере миграции, выявлены основные проблемы в различных направлениях миграционной сферы.

Ключевые слова: миграция, уполномоченные органы, Словения, миграционные процессы.

Legal Framework of Authorized Migration Bodies Activities in Migratory Process Regulation in the Republic of Slovenia

T.A. Prudnikova

Prudnikova Tatyana A., Senior Lecturer of the Administrative Law Department at V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.

The article is devoted to modern migration relations in Slovenia, the activities of Slovenian authorized bodies in the sphere of migration, identified the main problems in various areas of the migration sphere.

Key words: migration, competent authorities, Slovenia, migration processes.

В течение XX в. наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем, особенно в европейских государствах. Будучи частью бывшей Югославии, Словения преимущественно являлась страной эмиграции, однако с момента вступления Словении в Европейский союз и до сих пор приоритетным направлением миграционной политики Словении стало решение проблемы нелегальной иммиграции, особенно на фоне сложившегося общеевропейского миграционного кризиса. В этот период значительно выросли нелегальные миграционные потоки как в Словению, так и из Словении: в 2015 г. в страну прибыло около 60 тыс. новых мигрантов из Сирии, Ливана и Ирака.

Обобщая, можно сказать, что на миграционную политику Словении сильное влияние оказали высокий уровень иммиграции из Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории и процесс интеграции в Европе. Все законодательство Словении в области миграции было разработано в соответствии с соглашениями ЕС <1>.

<1> Kavkler K. Иммиграционная политика Европейского союза и Республики Словения и экономическое влияние иммиграции (2014). Любляна, 2014.

С 1 января 2015 г. в Словении начали действовать положения пересмотренного Закона "Об иностранцах" <2>. Изменения в действующее законодательство: гражданин страны, не входящей в ЕС, с 1 января 2015 г. больше не может доказывать достаточность средств к существованию на основании соответствующего договора, заключенного в виде нотариального акта в Словении. Теперь вводится понятие стипендии и средств на счете, открытом в любом банке Словении или за рубежом, с помощью которых можно доказать достаточность средств. Иностранец, желающий привезти в Словению семью, должен иметь постоянный вид на жительство или хотя бы проживать в стране на основании временного вида на жительство, действующего еще не менее одного года. Иностранцы, которые запрашивают разрешение на временное проживание по причине работы в области исследований и высшего образования, обучения или синей карты, теперь могут подавать документы в Словении напрямую в административную единицу по месту проживания. Это возможно при условии, что они законно проживают в Словении на основании удостоверения личности, паспорта, визы C или D либо разрешения на временное или постоянное проживание в другой стране ЕС. Для получения документа иностранец должен подать заявление в течение 90 дней с даты въезда в Словению или до истечения срока действия визы. Административная единица выдаст подтверждение о подаче заявления, которое считается временным видом на жительство до принятия окончательного решения по заявлению.

<2> Prian.ru.

Кроме того, добавлены два новых основания для отказа в выдаче вида на жительство. Первой причиной могут служить достаточные основания полагать, что иностранец не будет постоянно проживать в Словении, за исключением случаев, когда словенский работодатель отправляет иностранца на работу в другую страну ЕС. Второй причиной для отказа могут быть серьезные основания полагать, что иностранец стал жертвой торговли людьми.

Следует подчеркнуть, что члены семьи граждан Словении могут теперь проживать 90 дней с даты въезда в страну или до истечения срока действия визы. В случае если члены семьи, не являющиеся гражданами ЕС, хотят проживать дольше в Словении, они должны до истечения 90-дневного срока или до истечения срока действия визы подать в компетентный орган заявление на выдачу подтверждения о регистрации проживания или на выдачу разрешения на временное проживание.

Иностранцы, въезжающие и пребывающие на территории Словении, попадают в одну из трех общих категорий на основании цели и длительности пребывания. Для данных типов статусов предусмотрены различные документы, включающие визу, разрешение на временное проживание или разрешение на постоянное проживание <3>. Разрешение на проживание необходимо иностранцам, желающим проживать в Словении в течение более длительного времени, чем разрешено на основании визы, либо лицам, желающим въехать и проживать на территории Словении по другим причинам, чем те, для которых может быть выдана виза (Закон об иностранцах, ст. 25 (1)). Разрешение на проживание дает иностранцу право въезжать и проживать в Словении временно по конкретной причине или с конкретной целью либо проживать в Словении постоянно в зависимости от типа разрешения (Закон об иностранцах, ст. 25 (2)). Разрешение на временное проживание может быть предоставлено только для конкретной цели (Закон об иностранцах, ст. 26 (2)), такой как занятость, самозанятость, сезонный труд, воссоединение семьи, исследование, учеба, образование, специализация и профессиональная подготовка и участие либо посещение международных программ по обмену волонтерами либо других программ, не являющихся частью формальной образовательной системы (Закон об иностранцах, ст. 30 (1)). Также можно отметить, что право на получение разрешения на временное проживание имеет родственник гражданина Словении до четвертой степени по прямой нисходящей линии.

<3> Визы или разрешения на проживание и действительного паспорта не всегда достаточно для въезда в Республику Словения. То есть, несмотря на выполнение иностранцем данных требований, ему все же может быть отказано во въезде по причинам, предусмотренным в Шенгенском пограничном кодексе, согласно ст. 9 (1) Акта об иностранцах.

Очень важно отметить, что процедура обращения за разрешением на проживание зависит от цели заявления и от того, подается оно впервые или с целью продления. В большинстве случаев разрешение на проживание должно быть выдано иностранцу до въезда в Словению. Только после получения разрешения на временное проживание иностранец может въехать в страну. Исключения в общие процедуры предусмотрены в случае обновления разрешения на временное проживание либо в некоторых случаях обращения за разрешением на постоянное проживание, а также в случаях, когда заявители на разрешение на проживание также являются держателями виз.

Решения о выдаче разрешения на проживание или отказе в выдаче принимаются соответствующим, в зависимости от предполагаемого места проживания, административным органом в Словении. Выдача разрешения на проживание, одобренного административным органом, производится посредством словенского посольства или консульства в стране текущего проживания до въезда в Словению. Иностранцы, находящиеся на территории Словении, заявления могут подать напрямую в административное управление в регионе предполагаемого проживания.

Иностранец, желающий проживать в Словении, должен доказать наличие достаточных средств для содержания себя в период проживания в стране либо предъявить гарантию покрытия его расходов другим лицом или организацией (Закон об иностранцах, ст. 27 (3)). Средства должны быть в размере не менее минимального месячного дохода, получаемого гражданами Словении <4>.

<4> Zavratnik Zimic S. Словения: перспективы страны в пределах Шенгена // Миграционные тенденции в отдельных странах кандидатах на вступление в ЕС. Т. IV (2013). Вена: Международная организация по миграции, 2013.

Уполномоченный орган в сфере миграции обязан принять и сообщить решение по заявлению гражданина третьей страны на разрешение на временное или постоянное проживание в течение двух месяцев. Если решение не выдается в данные сроки, заявитель имеет право подать апелляцию в министерство внутренних дел, как если бы было принято отрицательное решение. Апелляция предусмотрена в отношении ограниченного круга заявлений на разрешение на проживание, а именно: с целью учебы, воссоединения семьи, на основании наличия разрешения ЕС на долговременное проживание в другом государстве - участнике ЕС, на основании словенского происхождения. Кроме того, иностранец, который уже имел право временного проживания в Словении, также имеет право на апелляцию на решение об отказе в продлении разрешения на временное проживание. Апелляционная жалоба также может быть подана иностранцем, чье заявление о постоянном проживании было отклонено или получило отказ <5>. Решение по апелляции принимается министерством внутренних дел в качестве административного органа второй инстанции.

<5> Во всех подобных случаях уполномоченный орган, т.е. административное управление, обязан указывать причины своего решения. В других случаях, когда апелляция не разрешена, орган первой инстанции не обязан указывать подобные объяснения (Акт об иностранцах, ст. 65 (3)).

Судебный контроль административного решения второй инстанции осуществляется административным судом Республики Словения. Апелляция против решения административного суда может быть подана в Верховный суд.

Разрешения на временное проживание выдаются на определенный период времени <6> и могут быть выданы только для конкретной цели (Акт об иностранцах, ст. 26 (2)), такой как работа или занятость, самозанятость, сезонный труд, воссоединение семьи, исследование и учеба, образование, специализация и профессиональная подготовка и участие либо посещение международных программ по обмену волонтерами либо других программ, не являющихся частью формальной образовательной системы (Закон об иностранцах, ст. 30 (1)).

<6> Разрешения на временное проживание обычно выдаются на срок до одного года, если законом не предусмотрено иное согласно определению в ст. 28 (4) Акта об иностранцах.

Разрешение на временное проживание выдается на период времени, необходимый для достижения заявленной цели, с максимальным сроком до одного года, если законом не предусмотрено иное. Гражданин третьей страны может проживать в Словении только до истечения срока разрешения на временное проживание и только с той целью, для которой он был предназначен (Закон об иностранцах, ст. 30 (4), ст. 30 (5)).

Разрешение на временное проживание может быть продлено на тех же условиях, на которых оно было выдано. Заявление может также содержать причину проживания в Словении, отличную от цели, для которой было выдано предыдущее разрешение. Изменение типа временного проживания возможно, хотя и с некоторыми исключениями <7>.

<7> Например, сезонный трудящийся не может продлить свое разрешение на временное проживание на основании воссоединения семьи или учебы (Акт об иностранцах, ст. 34 (4)).

Следует отметить, что, прожив на территории Республики Словения непрерывно в течение пяти лет на основании разрешения на временное проживание, иностранец может получить разрешение на постоянное проживание, если он отвечает соответствующим требованиям, предусмотренным Актом об иностранцах. Разрешение на постоянное проживание не выдается иностранцу, который в последние три года был приговорен к тюремному заключению на срок более одного года в совокупности.

Требование пятилетнего проживания считается соблюденным, если иностранец отсутствовал на территории страны в течение периодов, не превышавших шести месяцев, и если в целом данные периоды не превышали десяти месяцев (Закон об иностранцах, ст. 41 (1)). Однако только половина периода временного проживания с целью учебы или профессионального обучения может быть учтена при подсчитывании пятилетнего периода. Кроме того, разрешение на постоянное проживание не может быть выдано иностранцу, который на момент рассмотрения его заявления имеет разрешение на временное проживание с целью учебы, профессиональной подготовки или сезонного труда либо в качестве командированного работника, либо посуточного трудового мигранта (Закон об иностранцах, ст. 41 (4)). Целью данного положения является предотвращение приобретения разрешения на постоянное проживание иностранцами, не имеющими реальных связей со Словенией.

Иностранец, получивший разрешение на постоянное проживание, имеет статус долговременного жителя Словении, который обозначается наклейкой, помещенной на разрешение. Разрешения на постоянное проживание всегда выдаются административным управлением по месту жительства иностранца.

Изучение национального законодательства Республики Словения в области миграции и регулирования правовых статусов иностранцев показало, что оно в целом соответствует законодательству Европейского союза, однако существуют спорные случаи, когда гражданам третьих стран может быть отказано во въезде в Словению. В соответствии с Шенгенским пограничным кодексом иностранец может подать апелляцию, но в связи с отсутствием силы отсрочки данному лицу приходится ожидать решения, находясь за пределами Словении. Кроме того, в соответствии с Законом об иностранцах нет возможности подать апелляцию против отрицательного решения по заявлению на визу или разрешение на временное проживание с целью занятости и работы (Закон об иностранцах, ст. 65 (3)). В подобных случаях уполномоченный орган не должен даже обосновывать решение об отказе заявлению. Так как работа и занятость являются главными причинами, по которым люди мигрируют и обращаются за разрешениями на проживание, сомнительно, что здесь соблюдено право на правовые средства защиты, предусмотренное ст. 13 ЕКПЧ <8>.

<8> Zavratnik Zimic S. Словения: перспективы страны в пределах Шенгена // Миграционные тенденции в отдельных странах кандидатах на вступление в ЕС. Т. IV (2013). Вена: Международная организация по миграции, 2013.

Наконец, другая возможность для нарушения прав человека может возникнуть из-за отсутствия положений, определяющих возможность или ее отсутствие для воссоединения семьи в отношении однополых пар, находящихся в зарегистрированных отношениях. В связи с отсутствием четких положений по данному вопросу по некоторым заявлениям разрешения на проживание выдаются для целей воссоединения семьи, по другим - нет.

В заключение следует подчеркнуть, что Словения, ратифицировав Европейскую конвенцию о правовом статусе трудящихся-мигрантов, взяла на себя ряд международных обязательств, в т.ч. по вопросам условий труда и социального обеспечения, т.к. трудовыми мигрантами в Европе являются тысячи людей, а Словения - одновременно страной не только их происхождения, но и назначения и транзита. Улучшение политики по интеграции и языковому обучению может стимулировать диверсификацию стран происхождения мигрантов в Словении, особенно тех, которые прибывают с целью работы или обучения.

Литература

  1. Kavkler K. Иммиграционная политика Европейского союза и Республики Словения и экономическое влияние иммиграции (2014). Любляна, 2014.
  2. Zavratnik Zimic S. Словения: перспективы страны в пределах Шенгена // Миграционные тенденции в отдельных странах кандидатах на вступление в ЕС. Т. IV (2013). Вена: Международная организация по миграции, 2013.