Мудрый Юрист

Исполнение военно-административного законодательства о правах военнослужащих как способ предупреждения преступлений и иных правонарушений

Оноколов Юрий Павлович, преподаватель Новороссийского филиала Современной гуманитарной академии, кандидат юридических наук, судья в отставке.

В статье анализируются некоторые нормы военно-административного законодательства о правах военнослужащих. В результате автор пришел к выводу о том, что надлежащее исполнение этого законодательства является обстоятельством, способствующим предупреждению правонарушений и преступлений.

Ключевые слова: военно-административное законодательство, военнослужащие, предупреждение правонарушений и преступлений.

Implementation of the Military Administrative Legislation on Military Servants' Rights as a Way of preventing Crimes and Other Offences

Yu.P. Onokolov

Onokolov Yuriy P., Lecturer of the Novorossiysk Branch of the Modern Humanitarian Academy, Candidate of Legal Sciences, Judge Emeritus.

The article analyzes some of the rules of military administrative law about rights of military personnel. As a result, the author came to the conclusion that the proper implementation of this legislation is the fact contribute to the prevention of offenses and crimes.

Key words: military and administrative law, military, prevention offenses and crimes.

Военно-административное законодательство о социальных и иных правах военнослужащих нередко имеет спорные, неясные, двусмысленные, противоречивые и непоследовательные правовые нормы, что нередко способствует совершению преступлений. При этом действует различная правоприменительная практика, а большое количество военнослужащих на протяжении многих лет вынуждено обращаться в военные суды, которые в 2013 г. рассмотрели 65359 гражданских дел по заявлениям и искам военнослужащих, причем по 58,4% дел требования заявителей были удовлетворены <1>. Согласно официальным данным Главной военной прокуратуры РФ, за первое полугодие 2014 г. в Вооруженных Силах РФ выявлено 1033 коррупционных преступления, а их доля в общей структуре преступности составила 19,1% <2>.

<1> Обзорная справка Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о судебной работе военных судов по рассмотрению гражданских дел в 2013 году. М., 2014. С. 2.
<2> Онуфриенко А.В. Причины возникновения коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации и способы борьбы с ней // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 11. С. 2.

По мнению участников "круглого стола", проведенного в Государственной Думе РФ, одним из основных факторов, способствующих совершению коррупционных правонарушений в Вооруженных Силах РФ, является наличие коррупциогенных норм в актах органов военного управления. К числу названных факторов также относятся: недостатки и упущения в работе командования по руководству подчиненными им службами, невыполнение в полном объеме своих функциональных обязанностей; родственные связи должностных лиц, осуществляющих распределение и расходование бюджетных средств, с лицами, занимающими руководящие должности в коммерческих организациях; недостатки в подборе и расстановке кадров; отсутствие эффективного механизма контроля поставок в войска материально-технических средств; непринятие мер к выявлению недобросовестных поставщиков, неиспользование полномочий в рамках исковой и претензионной работы; отсутствие взаимодействия органов военного управления с органами государственного финансового контроля; недостатки в осуществлении контрольно-ревизионной работы <3>.

<3> Неизвестных П.А., Щукин А.В. Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации - задача общая // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 4. С. 3.

Согласно данным социологических и криминологических исследований, лишь в 2% случаев взятка не помогла решить проблему взяткодателя <4>, что часто в совокупности с коррупциогенностью военного законодательства способствует формированию решимости дать взятку.

<4> Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. СПб., 2005. С. 219.

Как показали анкетирование и опрос военнослужащих, о коррумпированности должностных лиц при производстве денежных выплат показали 22% опрошенных военнослужащих, при решении жилищных проблем - 17%, при переводе к новому месту службы - 11%, при распределении по окончании военного образовательного учреждения - 10%, при назначении на вышестоящую должность - 9%, при оказании медицинской помощи - 6%, при предоставлении отпусков - 4%. Из числа опрошенных 66% сообщили, что лично приходилось оказываться в ситуациях, когда при помощи денег, подарков и иной благодарности важный вопрос решался в органах военного управления и воинскими должностными лицами быстрее и эффективнее <5>.

<5> Корякин В.М. О некоторых аспектах проявления бытовой коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 7. С. 27 - 33.

Готовность многих военнослужащих добровольно дать взятку, преподнести подарок, терпимость к нечестным заработкам, отсутствие моральных барьеров, даже гордость по поводу умения дать "на лапу" кому следует, быстро понять, кому, сколько, в какой кабинет нужно занести, чтобы получить вожделенные блага, - все это поддерживает систему коррупционных отношений и доводит ее до такого состояния, когда у людей уже нет выбора поступать иначе. Честность при таких условиях становится неконкурентоспособной, а принципиальность - убыточной. Преступлениями коррупционной направленности в 2009 г. государству нанесен материальный ущерб в размере более 2,5 млрд руб. <6>.

<6> Неизвестных П.А., Щукин А.В. Там же. С. 2.

Как отметил Главный военный прокурор С.Н. Фридинский, в соответствии со статистическими данными каждое пятое серьезное правонарушение в армии носит коррупционный характер <7>.

<7> Гаврилов Ю. Мошенник с полномочиями // Российская газета. 2012. 3 июля. С. 2.

В 2009 - 2011 гг. общее количество офицеров должно было сократиться с 355 тыс. до 150 тыс. <8>, т.е. на 205 тыс. В связи с этим большое количество офицеров и иных военнослужащих, проходивших службу по контракту, находилось в распоряжении сверх установленных законодательством РФ сроков <9>, что в основном было связано с необеспечением жильем. Сам факт массовых увольнений "кадровых" военнослужащих в предыдущие годы предполагает, что кто-то не захочет увольняться, кто-то - повременить с увольнением до приобретения права на получение жилья, кто-то - уволиться побыстрее. Такие обстоятельства сами по себе значительно увеличивают возможность формирования мотивации совершения преступлений коррупционной направленности. Например, по аналогичному поводу работниками ФСБ России был задержан с поличным полковник Генерального штаба Д. при получении взятки в размере одной тысячи долларов от своего подчиненного старшего лейтенанта за содействие в его досрочном увольнении с военной службы <10>.

<8> Гацко М.Ф. Правовые основы реализации социальных гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы в 2009 - 2011 годах // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 7. С. 12 - 17.
<9> Указания Министра обороны РФ от 16 июля 2008 г. N 205/2/356 // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 10. С. 122 - 123.
<10> Козлова Н. Выход из Генштаба - за тысячу долларов // Российская газета. 2004. 8 июля. С. 1, 2.

С другой стороны, находившиеся в распоряжении военнослужащие нередко не прибывали на службу в течение длительного времени, что иногда влекло привлечение их к уголовной ответственности. Так, старший лейтенант М., будучи в конце 2008 г. выведенным в распоряжение, в начале 2009 г. перестал являться на службу, за что был осужден Махачкалинским гарнизонным военным судом по ч. 3 ст. 337 УК РФ <11>.

<11> Обзор судебной практики гарнизонных военных судов, подведомственных Северо-Кавказскому окружному военному суду, по уголовным делам за второе полугодие 2009 года. 2010. С. 13 - 14.

Наиболее часто причиной длительного нахождения в распоряжении в предшествовавшие годы являлось необеспечение постоянным жильем увольняемых военнослужащих, которые, часто прослужив свыше 20 лет и имея право на получение жилья, годами находились в распоряжении, получали небольшое денежное довольствие, нередко устраивались на работу на "гражданке", уклонялись от исполнения возлагаемых на них обязанностей по военной службе, за что их к уголовной ответственности привлекали довольно редко.

При этом за административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС РФ, кроме тех административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП РФ). Привлечение же к дисциплинарной ответственности подлежащих увольнению в запас военнослужащих являлось практически бесполезным. Иногда таких военнослужащих привлекали к уголовной ответственности за уклонения от военной службы, в т.ч. после окончания срока контракта. Правильность этого вызывает сомнения, поскольку во многом виновно государство, поскольку по вине назначенных им должностных лиц не вовремя оформляются положенные документы, не производятся положенные выплаты либо не осуществляется обеспечение жильем. Поэтому было бы целесообразно внести соответствующие изменения в ст. 20.26 КоАП РФ, с тем чтобы военнослужащих, проходящих службу по контракту, при их чистосердечном раскаянии и наличии подобных смягчающих обстоятельств можно было привлекать не к уголовной, а к административной ответственности за самовольное оставление либо неявку на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более месяца. В этом случае они понесут реальную административную ответственность, и это не скажется на их судьбе так негативно, как факт привлечения к уголовной ответственности.

По сведениям Управления реализации жилищных программ МО РФ, в 2009 - 2011 гг. планировалось обеспечить служебными квартирами 94,2 тыс. неувольняющихся военнослужащих и, кроме того, 112,9 тыс. увольняемых военнослужащих постоянным жильем, хотя для данной категории в предшествовавшие пять лет в среднем выделялось 13,8 тыс. квартир в год <12>. Выделение такого большого количества квартир в течение столь короткого промежутка времени было явно нереально, в связи с чем десятки тысяч офицеров после истечения упомянутых сроков не были обеспечены жильем, продолжали в течение длительного времени находиться в распоряжении, чему также способствовали несовершенства военно-административного законодательства, касающегося социальных прав военнослужащих.

<12> Шикалова О.В. Социальное содержание "нового облика" Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 7. С. 89 - 94.

Например, в п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ был приведен перечень документов, которые должен приложить военнослужащий к рапорту о признании его нуждающимся в получении жилого помещения, а в п. 40 - перечень документов, которые представляются для заключения с военнослужащим договора социального найма жилого помещения. Оба перечня заканчиваются словами "и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса". Приведенная формулировка дает соответствующим должностным лицам достаточно большие возможности требовать предоставления большого количества, в т.ч. и ненужных, документов либо документов, которые трудно, а иногда и невозможно представить конкретным военнослужащим, что провоцирует взяточничество и злоупотребление служебным положением.

По поводу мздоимства в армии Главный военный прокурор С.Н. Фридинский отметил: "Командиры различных степеней без зазрения совести собирают с подчиненных деньги за продвижение по службе, за предоставление отпусков, увольнений, берут "откаты" за выплату положенных видов довольствия и даже "боевых" <13>. Этому способствует несовершенство военно-административного законодательства, касающегося прав военнослужащих на получение различных денежных выплат. Например, командир воинской части Восточного военного округа полковник М. за подписание документов, дающих право на получение дополнительных выплат за выполнение работ по уничтожению боеприпасов с истекшими сроками хранения, требовал у офицера взятку в размере 40 тыс. руб. За покушение на получение взятки М. осужден к штрафу в размере 150 тыс. руб. <14>.

<13> Денисов В. Коррупция - скрытый враг // Красная звезда. 2008. 7 ноября.
<14> Информация // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 6. С. 49.

Согласно Приказу Министра обороны РФ от 2 августа 2008 г. N 400 "О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации" и Инструкции по награждению деньгами офицеров Вооруженных Сил РФ <15> выплаты денег награжденным осуществлялись не одноразово, как это предусмотрено ст. 19 Дисциплинарного устава ВС РФ, а в течение календарного года, ежемесячно, в равных долях на основании Приказа Министра обороны РФ, одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц. Некоторые воинские должностные лица включали в списки награждаемых и премированных денежными средствами тех, кто отдавал им часть полученных денег. Аналогичным образом командиры воинских частей вправе путем издания приказов уменьшать и увеличивать достаточно большое количество различных денежных доплат, премий, что часто способствует совершению преступлений.

<15> Российская газета. 2008. 22 августа. С. 8.

Так, начальник сухопутных и береговых войск Балтийского флота генерал А. совершил превышение должностных полномочий и мошенничество. Речь идет о поборах, поскольку почти все подчиненные офицеры, попавшие в поощрительный список, вынуждены были отдавать часть полученных денег. Тех, кто отказывался, А. грозил лишить дополнительных денежных выплат либо уволить <16>.

<16> Гаврилов Ю. Премиальные по чистым спискам // Российская газета. 2010. 5 февраля. С. 2.

Начальник управления МЧС РФ П. и его заместитель Ц. обязали подчиненных в г. Омске выплачивать из 10 тыс. руб. премиальных 5 тыс. руб., а из 25 тыс. руб. - 15 тыс. руб., а те, кто отказывался делиться, денежным вознаграждением не поощрялись <17>.

<17> Граф Н. Пожарный расчет // Российская газета. 2010. 27 января. С. 7.

В Тамбовском гарнизоне командир части и его заместитель полковники К. и С. на протяжении 2010 - 2011 гг. принуждали офицеров различных подразделений ежемесячно сдавать денежные средства, которые в последующем передавались вышестоящему командованию <18>.

<18> Информация // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 7. С. 128.

Многие нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", касающиеся социальных прав военнослужащих, как правило, определяют полномочия должностных лиц с помощью формулировок "может", "вправе", что говорит об определенной коррупциогенности упомянутых формулировок. Например, согласно абз. 2 п. 3 ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые производятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. То есть, чтобы военнослужащий воспользовался своим правом на получение денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха, необходимо не только желание военнослужащего, но и согласие командира части, что может способствовать совершению им злоупотреблений.

Подобная ситуация может возникнуть и в связи с п. 5 ст. 16 ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым отдельные категории граждан, уволенных с военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения, но с условием: без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством.

Подпунктом "а" п. 15 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрена возможность назначения военнослужащих на воинские должности "по служебной необходимости", которую определяет соответствующий командир (начальник). Такая формулировка провоцирует возникновение коррупционных отношений при назначении военнослужащих на воинские должности. Пользуясь подобными военно-административными нормами, некоторые воинские должностные лица совершают различные преступления коррупционной направленности.

Начальник отдела кадров Ярославского высшего зенитного ракетного училища Л. потребовал с выпускника-курсанта взятку в размере 100 тыс. руб. якобы за содействие в распределении. За покушение на мошенничество Л. осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 159 УК РФ к штрафу в размере 120 тыс. руб. <19>.

<19> Информация // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 6. С. 73.

Вместе с тем в последние годы проводится активная работа как по обеспечению социальных и иных прав военнослужащих, так и по противодействию коррупции в армии, чему во многом способствуют сами военнослужащие. Анкетированием, проведенным среди действующих военнослужащих и уже уволенных в запас, установлено, что побудительным мотивом проявления активности в противодействии коррупции могут служить признаки совершения коррупционных правонарушений, к которым респонденты (в процентах от числа опрошенных) отнесли: а) несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством (84,6%); б) материальное положение, не соответствующее уровню доходов военнослужащего (42,5%); в) поведение (образ жизни) во внеслужебное время: культурный досуг, отдых и подобное (20,9%).

Таким образом, многие нормы военно-административного законодательства о социальных и иных правах военнослужащих нуждаются в совершенствовании. Необходимо, чтобы они были полноценными, содержали простые, достаточно полные и понятные выражения и не давали возможностей для всякого рода злоупотреблений воинскими должностными лицами. Надлежащее исполнение военно-административного законодательства о правах военнослужащих следует признать обстоятельством, способствующим предупреждению правонарушений и преступлений, в первую очередь корыстной и коррупционной направленности. Кроме того, полагаем целесообразным внести изменения в ст. 20.26 КоАП РФ, с тем чтобы военнослужащих, проходящих службу по контракту, при их чистосердечном раскаянии и наличии смягчающих обстоятельств можно было привлекать не к уголовной, а к административной ответственности за самовольное оставление либо неявку на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более месяца.

Литература

  1. Гаврилов Ю. Мошенник с полномочиями // Российская газета. 2012. 3 июля. С. 2.
  2. Гаврилов Ю. Премиальные по чистым спискам // Российская газета. 2010. 5 февраля. С. 2.
  3. Гацко М.Ф. Правовые основы реализации социальных гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы в 2009 - 2011 годах // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 7. С. 12 - 17.
  4. Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. СПб., 2005. С. 219.
  5. Граф Н. Пожарный расчет // Российская газета. 2010. 27 января. С. 7.
  6. Денисов В. Коррупция - скрытый враг // Красная звезда. 2008. 7 ноября. С. 2.
  7. Козлова Н. Выход из Генштаба - за тысячу долларов // Российская газета. 2004. 8 июля. С. 1, 2.
  8. Корякин В.М. О некоторых аспектах проявления бытовой коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 7. С. 27 - 33.
  9. Неизвестных П.А., Щукин А.В. Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации - задача общая // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 4. С. 2, 3.
  10. Онуфриенко А.В. Причины возникновения коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации и способы борьбы с ней // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 11. С. 2.
  11. Проблемы противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2. С. 6 - 10.
  12. Шикалова О.В. Социальное содержание "нового облика" Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 7. С. 89 - 94.