Мудрый Юрист

Административные меры по борьбе с незаконным производством алкогольной продукции

Жерновой Михаил Васильевич, начальник кафедры общеправовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел России.

Сухаренко Александр Николаевич, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации.

В статье содержится анализ незаконного оборота алкогольной продукции в России, а также законодательных мер по недопущению ее незаконного производства. Наряду с этим проанализированы новеллы административного законодательства об изъятии нелегальной алкогольной продукции.

Ключевые слова: алкогольная продукция, закон, конфискация, правонарушение.

Administrative Measures for Struggle against Illegal Alcohol Production

M.V. Zhernovoy, A.N. Sukharenko

Zhernovoy Mikhail V., Head of the General Law Disciplines Department at the Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Sukharenko Aleksandr N., Director of Center for Study of New Challenges and Threats to National Security of the Russian Federation.

The article provides an analysis of the illicit traffic of alcoholic beverages in Russia, as well as legislative measures to prevent the illicit manufacture of such products. In addition, we analyzed of changes in administrative law on seizure of illegal alcohol production.

Key words: alcohol production, law, confiscation, offense.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2009 N 46 "О надзоре за алкогольной продукцией" отмечается, что последние годы в стране сохраняется стабильно высокий уровень алкоголизма среди населения. Рост числа потребителей алкогольных напитков приводит к ухудшению состояния здоровья населения, определяет высокий уровень смертности, оказывает негативное влияние на социальный климат в семьях и на социально-экономическое развитие страны. Потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,3 литра абсолютного алкоголя в 1990 г. до 10 литров в 2008 г. Однако реальное душевое потребление алкоголя с учетом оборота спиртосодержащей продукции, в т.ч. парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и других видов продукции, составляет около 18 литров <1>.

<1> URL: http://36.rospotrebnadzor.ru/documents/ordinance.

Сложившуюся ситуацию усугубляет существование теневого производства алкогольной продукции. По данным МВД России, в ходе профилактической операции "Алкоголь-2013" была пресечена деятельность 15 подпольных производств, а из незаконного оборота изъято 400,8 тыс. декалитров этилового спирта и 1,8 млн декалитров алкогольной продукции. Низкое качество такой продукции (превышение концентрации сивушного масла, присутствие ацетона, посторонних включений и иных неидентифицированных веществ) представляет серьезную опасность для жизни и здоровья населения. Наиболее вероятная причина таких отклонений - использование непищевого (синтетического, гидролизного, нефтяного) этилового спирта <2>.

<2> Годовой отчет МВД России "О ходе реализации и оценке эффективности государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" за 2013 год". М., 2014.

Во многих случаях причиной совершения преступлений является нахождение лица в состоянии алкогольного опьянения. В данном состоянии у людей снижается чувство контроля за своими чувствами и эмоциями, что зачастую приводит к плачевным последствиям. По данным МВД России, в 2014 г. почти каждое третье (353,3 тыс.) преступление было совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. Из них около 20% относятся к категории тяжких и особо тяжких <3>.

<3> Состояние преступности в России в 2014 году. М.: ГИАЦ МВД России, 2015.

Поэтому неслучайно Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р <4>, в качестве одной из основных мер по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения называет противодействие реализации нелегально произведенной алкогольной продукции и усиление государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.

<4> URL: http://www.fsrar.ru/policy_of_sobriety/koncepcia.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" деятельность, связанная с оборотом алкогольной продукции, подлежит лицензированию. В силу п. 1 ст. 26 Закона оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий запрещен. С 19 октября 2009 г. функции по лицензированию деятельности в области производства и оборота алкогольной продукции перешли к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

В настоящее время виды деятельности, подлежащие лицензированию, и порядок выдачи лицензий регламентированы ст. 18 - 19 Закона N 171-ФЗ. В частности, лицензированию подлежат производство и оборот произведенной из этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в ст. 2 Закона. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.

Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является административным нарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.17 КоАП РФ. Согласно ч. 3 этой статьи производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии наказывается штрафом в размере от 200 до 300 тыс. руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота такой продукции, либо без таковой.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154, к компетенции Росалкогольрегулирования отнесено рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Приказом Росалкогольрегулирования от 24.07.2009 N 27 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

В отношении изъятой алкогольной продукции Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены ее переработка и уничтожение, а в отношении конфискованной алкогольной продукции - уничтожение. Согласно ст. 27.10 КоАП в случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия и до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых должностным лицом, осуществившим их изъятие, в установленном порядке.

Однако в большинстве случаев основное технологическое оборудование, сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, укупорочные средства, бланки федеральных специальных и (или) акцизных марок, автотранспорт оставались в месте изъятия и передавались на ответственное хранение их владельцу, что не исключало возможность его дальнейшего использования. В целях исключения подобной практики был принят Федеральный закон от 31.12.2014 N 494-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2015 г.

Данным Законом в новой редакции излагается ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в которой уточняется перечень вещественных доказательств и предметов, используемых для незаконного производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, этим Законом определяется новый порядок изъятия из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной продукции и иных предметов, используемых для производства и оборота указанной продукции, согласно которому исключается их хранение в местах изъятия. По решению суда нелегальный алкоголь и сырье подлежат уничтожению, оборудование - вывозу, демонтажу и хранению вне места изъятия, а транспорт - реализации. Средства, вырученные от продажи, поступят на счет ведомства, принявшего решение об изъятии. Все эти процедуры должны проходить в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. При этом образцы алкоголя, сырья, тары и т.д. должны храниться до вступления в силу постановления по делу об административном нарушении (ч. 13 ст. 27.10 КоАП РФ).

Организация процесса изъятия, демонтажа, хранения вне места изъятия и утилизации технологического оборудования, а также реализация изъятых транспортных средств возлагаются на Росалкогольрегулирование и его территориальные органы. В федеральном бюджете на 2015 - 2017 гг. предусмотрено дополнительное финансирование соответствующих мероприятий в размере 367 млн руб. в год <5>.

<5> Батенева Т. Пол-литра под арестом // Российская бизнес-газета. 2014. 16 декабря.

Следствием сокращения незаконного производства и оборота спиртосодержащей продукции станет увеличение объемов легального производства, акцизы от которого будут поступать в государственную казну.

Литература

  1. Батенева Т. Пол-литра под арестом // Российская бизнес-газета. 2014. 16 декабря.