Мудрый Юрист

Теоретические аспекты административно-правовых актов управления

Канунникова Наталья Геннадьевна, профессор кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета Министерства внутренних дел России, кандидат юридических наук, доцент.

Систематизируются правовые характеристики административно-правовых актов управления, разработанные в разное время учеными в области административного права, формулируется определение исследуемого в статье правового института. Осуществляя системный подход к проблеме правового анализа административно-правовых актов управления, автор достигает поставленных целей путем использования следующих научных методов исследования: диалектический, эмпирического обобщения, сравнительного анализа, классификации.

Ключевые слова: административное право; управление; правовой акт управления; государственное управление.

Theoretical Aspects of Administrative Legal Management Acts

N.G. Kanunnikova

Kanunnikova Natalia G., Professor of the Law Enforcement Activities Organizing Department at the North Caucasian Institute of Advanced Training (Branch) of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Legal characteristics of administrative legal managements acts developed at various times by scientists specializing in the administrative law are systematized, and definition of the legal institution examined in this article is formulated. Using a system approach to the issue of legal analysis of administrative legal management acts, the author accomplish identified goals by the following scientific research methods: dialectics, empirical generalization, comparative analysis, classification.

Key words: Administrative law; management; legal management act; state management.

Проблема правовых актов управления всегда занимала одно из центральных мест в теории административного права. Существенный научный вклад в разработку этой проблемы внесли ученые-административисты Р.Ф. Васильев, В.А. Власов, М.М. Волков, Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, В.И. Новоселов, М.Н. Николаева, И.Н. Пахомов, Г.И. Петров, В.И. Попова, Н.Г. Салищева, С.С. Студеникин, Ц.А. Ямпольская и др. <1>.

<1> Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970; Волков М.М. Акты советского государственного управления. Л., 1953; Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право. М., 1959; Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972; Советское административное право / под ред. А.Е. Лунева. М., 1967; Новоселов В.И. Акты государственного управления и укрепление законности в СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1965; Николаева М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М., 1975; Попова В.И. Соотношение актов Совета Министров союзной республики с актами других органов государственного управления. М., 1973; Салищева Н.Г. Нормативные акты советского государственного управления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1964; Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954.

В современных условиях в связи с кардинальными изменениями, происходящими в административно-политической, экономической, социальной и других сферах государственного управления, постоянно возрастает актуальность проблемы правовых актов как основной юридической формы управленческих решений, обеспечивающей осуществление управленческой деятельности и исполнительной власти. В связи с этим в настоящее время в науке административного права большое внимание уделяется изучению названной проблемы <2>.

<2> Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999; Старилов Ю.Н. Административное право. Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Ч. 2. Кн. 2. Воронеж, 2001; Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2001; Административное право / под ред. Л.Л. Попова. М., 2002; Административное право Российской Федерации / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004; Административное право России. Курс лекций / под ред. проф. Н.Ю. Хаманевой. М., 2007.

В административно-правовой литературе используются различные термины для обозначения актов, издаваемых субъектами государственного управления: "правовой акт управления", "административно-правовой акт", "административно-правовой акт государственного управления", "административный акт", "подзаконный акт управления". Но наибольшее распространение в науке административного права получили термины "правовой акт управления" и "административно-правовой акт".

В теории административного права понятие "правовой акт управления" рассматривается в широком и узком смысле. Этот вопрос носит дискуссионный характер. В широком смысле под правовыми актами управления понимают либо юридический документ, содержащий управленческое решение, либо волевые властные действия субъектов государственного управления, совершаемые ими в процессе управленческой деятельности <3>. В узком смысле под правовыми актами признаются только официальные письменные документы, являющиеся правовой формой управленческого решения. Некоторые ученые считают их неравнозначными организационными актами управления, которые могут выражаться в действиях, устных указаниях, технических решениях <4>.

<3> Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970. С. 11, 17.
<4> Административное право Российской Федерации / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2005. С. 289.

Опираясь на труды ученых-административистов, выделим основные признаки административно-правового акта.

  1. Административно-правовой акт носит государственно-властный характер. Он принимается государственным органом исполнительной власти или должностным лицом этого органа, наделенным государственно-властными полномочиями. Административно-правовой акт издается от имени государства, отсюда его властность.
  2. Административно-правовой акт носит подзаконный характер, поскольку соответствует действующему законодательству и направлен на исполнение законов, иных нормативно-правовых актов. Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <5> закрепляет общее требование подзаконности для всех административно-правовых актов федеральных органов. Они должны издаваться на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, а акты федеральных служб и федеральных агентств также на основании и во исполнение нормативных правовых актов федеральных министерств, в ведении которых они находятся. Административно-правовые акты региональных органов исполнительной власти должны соответствовать федеральному законодательству, конституциям, уставам, законам субъектов РФ, иным нормативным правовым актам органов государственной власти субъектов РФ.
<5> Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945 (ред. от 22.06.2010).
  1. Административно-правовой акт имеет юридическую силу, т.е. его предписания носят обязательный характер и подлежат безусловному исполнению субъектами, которым он адресован. Такая обязательность обеспечивается мерами государственного принуждения. Несоблюдение предписаний этого акта влечет наступление юридических последствий: применение мер юридической ответственности, предусмотренных действующим законодательством. Виновные лица, как правило, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности.
  2. Административно-правовой акт - это письменный документ, носящий официальный характер и отвечающий установленным законодательством требованиям, предъявляемым к такого рода документам: иметь содержание, необходимые реквизиты <6> и т.п. Его содержание и структура должны соответствовать правилам юридической техники.
<6> Административное право Российской Федерации / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2005. С. 289.
  1. Административно-правовой акт управления издается с соблюдением определенных правил (процедур), устанавливаемых законодательством. Такие правила предусматривают порядок подготовки проекта акта, его обсуждения, проведения экспертизы, согласования, принятия, утверждения, государственной регистрации, опубликования. В частности, Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. N 715) <7>.
<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895; 2002. N 40. Ст. 3929 (ред. от 30.01.2015).
  1. Административно-правовой акт издается полномочным субъектом государственного управления (государственным органом или должностным лицом) в пределах его компетенции.
  2. Административно-правовой акт может быть обжалован в административном или судебном порядке или опротестован прокурором.

Административно-правовые акты управления следует отличать от других нормативных документов - подзаконных правовых актов, издаваемых другими государственными органами:

Таким образом, анализ признаков, характеризующих природу административно-правовых актов, позволяет сформулировать следующее определение этого понятия.

Административно-правовой акт управления - это облеченное в юридическую форму управленческое решение в виде официального документа, изданное с соблюдением установленных процедур, принятое в одностороннем порядке специальным субъектом исполнительной власти в пределах его компетенции, имеющее государственно-властный характер, обязательное для исполнения субъектам, которым оно адресовано, и направленное на реализацию задач и целей государственного управления.

Литература

  1. Административное право / под ред. Л.Л. Попова. М., 2002.
  2. Административное право Российской Федерации / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2005.
  3. Административное право России. Курс лекций / под ред. проф. Н.Ю. Хаманевой. М., 2007.
  4. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999.
  5. Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970.
  6. Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право. М., 1959.
  7. Волков М.М. Акты советского государственного управления. Л., 1953.
  8. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.
  9. Николаева М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М., 1975.
  10. Новоселов В.И. Акты государственного управления и укрепление законности в СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1965.
  11. Попова В.И. Соотношение актов Совета Министров союзной республики с актами других органов государственного управления. М., 1973.
  12. Салищева Н.Г. Нормативные акты советского государственного управления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1964.
  13. Советское административное право / под ред. А.Е. Лунева. М., 1967.
  14. Старилов Ю.Н. Административное право. Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Ч. 2. Кн. 2. Воронеж, 2001.
  15. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2001.
  16. Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954.