Мудрый Юрист

Незаконный оборот алкогольной и табачной продукции как угроза экономической безопасности России

Гладких Виктор Иванович, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Государственного университета управления, профессор Международного юридического института, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Сухаренко Александр Николаевич, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток).

В статье содержится обзор незаконной торговли алкогольной и табачной продукцией в России, а также анализ последних изменений уголовного законодательства по борьбе с этим негативным социальным явлением.

Ключевые слова: алкоголь, табак, контрабанда, преступление.

Illicit Trafficking in Alcohol and Tobacco as a Threat to Russia' Economic Security

V.I. Gladkikh, A.N. Sukharenko

Gladkikh Victor I., Head of the Department of Criminal Law and Procedure in State University of Management, Professor in International Law Institute, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.

Sukharenko Alexander N., Director of the Center for Study of New Challenges and Threats to National Security of the Russian Federation (Vladivostok).

The article provides an overview of the illicit trade in alcohol and tobacco products in Russia, as well as analysis of recent changes of criminal legislation to combat this negative social phenomenon.

Key words: alcohol, tobacco, smuggling, crime.

Криминальный рынок сигарет и алкоголя

В соответствии с Концепцией внешней политики РФ (2013 г.) сегодня на первый план в современной международной политике выходят имеющие трансграничную природу новые вызовы и угрозы, стремительно возрастают их уровни, диверсифицируются их характер и география. В качестве одной из угроз названа транснациональная организованная преступность (п. 17) <1>.

<1> URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf.

Как показывает практика, контрабандой табачных изделий и алкогольной продукции занимаются в основном крупные преступные формирования с коррупционными и международными связями.

По оценкам Всемирной таможенной организации, совокупный объем мирового табачного рынка оценивается в 5,7 трлн сигарет в год, а каждая десятая выкуриваемая сигарета является либо контрабандой, либо контрафактом. В странах Евросоюза на подделки известных табачных брендов приходится две трети всего нелегального оборота табачных изделий. Экономический ущерб только европейским странам от контрабанды сигарет оценивается в 10 млрд евро в год. Доходы от одного контейнера вместимостью 10 млн сигарет, реализованного в странах ЕС, оцениваются аналитиками в 2,3 млн долл. с учетом себестоимости товара, затрат на перевозку и оплату нелегальных таможенных схем. Бюджетные потери государства от продажи одного такого контейнера контрафактных сигарет достигают 2 млн евро. Нелегальный сигаретный бизнес является основой для формирования преступных групп, цель которых - получение сверхприбыли от лжепредпринимательства с последующей легализацией преступных доходов, нанесение прямого ущерба интересам государства в виде снижения налоговых и акцизных платежей <2>.

<2> URL: http://news.open.by/country/125833.

Основные потоки контрабандных и контрафактных сигарет идут из Польши, Беларуси, Украины и России (рис. 1). Ситуацию усугубляет еще и существенный ценовой разрыв между регионами: в среднем цены в Восточной Европе в восемь раз ниже, чем в Западной Европе. Дешевле всего пачку сигарет "Marlboro" можно купить в Беларуси (1,08 евро), а дороже всего она обойдется в Норвегии (13,18 евро) <3>.

<3> Полоцкий А. ЕС борется с контрабандой табачной продукции // РБК-Daily. 2013. 19 ноября.

Основные источники поставок контрафактной и контрабандной табачной продукции в Центральную и Западную Европу Рис. 1

По данным ФТС России, наиболее криминогенными являются участки российско-литовской и российско-польской границы. Сказывается и близость данных регионов к Калининградской области, что упрощает незаконную деятельность. Способы провоза табачной продукции разнообразны. Чаще всего используют конструктивные полости транспортных средств и специально оборудованные тайники. Наибольшей популярностью у контрабандистов пользуются сигареты известных табачных брендов.

По оценкам компании "Бритиш Американ Тобако Россия" (БАТ), в 2014 году продажи табачной продукции нелегального происхождения составили 7,7 млрд штук, или около 385 млн пачек сигарет, а потери государства от контрабанды и контрафакта превысили 11 млрд рублей недополученных налогов (акциза и НДС). Доля табачной продукции, не предназначенной для продажи в России (контрабанды) в регионах, граничащих с Беларусью (Брянская и Смоленская области), выросла до 7,5% с 5,7% в 2013 году. Доля нелегального рынка в целом (с учетом контрафакта) достигла здесь 9,1% (6,1% - годом ранее). В приграничных с Казахстаном регионах доля нелегального рынка увеличилась до 2,4% с 1,5% годом ранее, в том числе доля контрабанды - до 1,4% с 1,2% (рис. 2). При этом продажи контрафактной табачной продукции росли быстрее, чем контрабандной. В 2014 году на подделки, имитирующие продукцию известных брендов, пришлось 0,8% отечественного рынка, что в 4 раза больше, чем в 2013 году (0,2%). В натуральном выражении объем контрафакта превысил 120 млн пачек (в 2013 году - около 31,5 млн пачек). В целом объем легального производства в России сократился на 8,8%, до 355 млрд сигарет <4>.

<4> Исследование проводилось в форме интервью с курящими жителями России в возрасте от 19 до 64 лет. Респондентам предлагали продемонстрировать пачку сигарет, которая была у них при себе, и ответить на вопросы. В течение октября и ноября 2014 года авторы исследования провели 5100 интервью по всей России, в том числе 1500 - в регионах, граничащих с Беларусью и Казахстаном, и на Северном Кавказе. Оценку подлинности образцов проводили эксперты табачной индустрии // URL: http://www.interfax.ru/business/422005.

Рис. 2. Динамика нелегального оборота за 2012 - 2014 годы

Основная причина распространения нелегальных сигарет - это опережающий рост ставок акциза, который приводит к повышению цен. Сигареты в России стоят почти вдвое дороже, чем в соседних странах. Сохранение ежегодных темпов роста акциза на уровне более 40% на протяжении последних шести лет вкупе с изменением макроэкономической ситуации и снижением покупательной способности населения создало все необходимые предпосылки для начала массового перехода потребителя на контрабандный и контрафактный продукт.

По самым консервативным оценкам, которые предоставляет Росалкогольрегулирование (РАР), объем нелегальной водки составил 10,6 млн литров, или 13,5% от всего водочного рынка. Данные регулятора при этом существенно расходятся с цифрами Росстата, в которых утверждается, что розничные продажи водки в 2014 году составили около 1 млрд литров при производстве 666 млн. То есть объем нелегального алкоголя составляет около 36% рынка. В РАР разницу в цифрах объясняют различными методами подсчета. Регулятор учитывает только данные, передаваемые розничными торговцами деклараций, а статистика Росстата формируется на основании сплошного статнаблюдения за средними и крупными торговыми организациями и выборочного - за малыми <5>. Ежегодные потери федерального бюджета от нелегального оборота алкоголя оцениваются в 30 - 50 млрд руб. <6>

<5> Пузырев Д. Удар по градусу: как в России будут уничтожать нелегальные спиртзаводы // URL: http://www.rbc.ru/business/05/10/2015/561297a09a7947855de1caeb.
<6> Потери бюджета РФ от нелегального оборота алкоголя составляют 30 - 50 млрд руб. в год // Экономика и бизнес. 2014. 3 декабря. URL: http://tass.ru/ekonomika/1619781.

Основной причиной этого является рост акцизов. В частности, в 2014 году акциз на крепкий алкоголь увеличился на 25% - с 400 до 500 руб. за литр. Неравнозначность акцизов между странами Таможенного союза (ТС) <7> приводит к снижению конкурентоспособности российского алкогольного рынка и к сокращению акцизных сборов из-за "серого" импорта. Так, стоимость водки в Казахстане из-за разницы в акцизах в 2,5 раза ниже, чем в РФ. Это стало причиной массового ввоза дешевой казахской водки в регионы Сибири и Урала. Кроме того, есть различия и в системе регулирования алкогольных рынков ТС <8>.

<7> Россия, Беларусь и Казахстан с 1 января 2015 года объединены в Евразийский экономический союз, пришедший на смену Таможенному союзу. Грузовые потоки между ними не подлежат таможенному досмотру. Однако начиная с августа, когда Россия объявила эмбарго на поставки продовольственных товаров из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии, все фуры, включая транзитные, проверяются на российской границе даже после того, как это сделали таможенники.
<8> URL: http://tass.ru/ekonomika/1619781.

Контрабанда вне закона

В соответствии с Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р, основными методами незаконной торговли табаком и табачными изделиями являются продажа контрафактных (произведенных нелегально) табачных изделий с использованием контрафактных акцизных и специальных марок через официальные торговые сети и нелегальная продажа контрафактных табачных изделий с использованием контрафактных акцизных и специальных марок или без них.

Основными мерами по предотвращению незаконной торговли табачными изделиями являются:

<9> Коммерсант. 2010. 4 октября.

Согласно Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р, если в 1990-х годах потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составляло 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, то к 2008 году оно возросло до 10 литров. Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год. По оценкам экспертов ВОЗ, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (8 литров безводного спирта в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин <10>.

<10> Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р // URL: http://www.fsrar.ru/policy_of_sobriety/koncepcia.

Основой целью государственной политики в данной сфере является снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения. Достичь этой цели планируется путем противодействия нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, в том числе путем повышения эффективности регулирования алкогольного рынка.

В целях снижения масштабов незаконного оборота табачной и алкогольной продукции был принят Федеральный закон от 31.12.2014 N 530-ФЗ <11>, вступивший в силу с 11 января 2015 года.

<11> Российская газета. 2014. 31 декабря.

Справка

Согласно таможенным правилам, действующим на таможенной территории Таможенного союза, физическое лицо без уплаты таможенных платежей для личного пользования может ввозить (в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста) алкогольные напитки и пиво - в объеме до 3 литров, табачные изделия - в количестве 50 сигар (сигарилл) или 200 сигарет, или 0,25 кг табака, либо указанные изделия в наборе общим весом не более 250 граммов. Алкогольные напитки и пиво в объеме от 3 до 5 литров включительно и этиловый спирт (до 5 литров) ввозятся физическими лицами с уплатой таможенных платежей и подлежат таможенному декларированию. Ввоз табачных изделий сверх установленных норм, а также этилового спирта и алкогольной продукции общим объемом более 5 литров физическими лицами не разрешен. За недекларирование или недостоверное декларирование, а также несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз указанных товаров наступает ответственность, предусмотренная статьями 16.2 и 16.3 КоАП РФ.

Закон N 530-ФЗ дополнил Уголовный кодекс РФ статьей 200.2 ("Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий"), предусматривающей наказание в виде штрафа в размере от 300 тысяч до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок. За квалифицированные составы контрабанды, совершенной группой лиц по предварительному сговору, должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2) и организованной группой (ч. 3), устанавливается более суровое наказание. В частности, по части второй - в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет или без такового. А по части третьей - в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 2 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового. Согласно примечанию к ст. 200.2 УК РФ контрабандой табачных изделий, совершенной в крупном размере, признаются деяния, если их стоимость превышает 250 тыс. руб. При расчете размера стоимости незаконно перемещенных табачных изделий <12> из их общей стоимости подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.

<12> В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" под табачной продукцией понимается табачное изделие, упакованное в потребительскую тару.

В новой редакции изложена ст. 171.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством. При этом в самостоятельные составы преступлений выделяются действия по производству, приобретению, хранению, перевозке в целях сбыта или сбыт немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке (ч. 5). Совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере (ч. 6) наказывается штрафом в размере от 400 до 800 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

В примечании к данной статье установлены крупный и особо крупный размер стоимости немаркированной алкогольной продукции и (или) табачных изделий: более 100 тыс. руб. и 1 млн руб. соответственно.

Одновременно с этим ужесточается ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 180 УК РФ ("Незаконное использование средств индивидуализации товаров, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров"), если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. При этом в изменяемой части наказания предусматривается назначение штрафа в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительные работы сроком до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев. Согласно примечанию к ст. 180 УК РФ под крупным ущербом понимается сумма, превышающая 250 тыс. руб. (ранее - более 1,5 млн руб.).

Корреспондирующие изменения были внесены также в статьи 104.1 ("Конфискация имущества") и 327.1 ("Изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование") УК РФ.

По мнению разработчиков, принятые поправки будут способствовать снижению объемов фальсифицированной табачной и алкогольной продукции в оптово-розничной торговле, что в свою очередь приведет к снижению уровня пагубного воздействия употребления контрафактной и контрабандной продукции на жизнь и здоровье потребителей <13>.

<13> По данным информационно-новостного канала КБР, массовое отравление алкоголем зафиксировано в Красноярске. Более 20 человек попали в больницу, четверо из них скончались. По предварительной информации, они пили крепкий алкоголь, купленный в интернет-магазине. Следователи выяснили, что пострадавшие пили виски Jack Daniel's. Они купили его через Интернет. Бутылка стоила чуть больше 300 рублей, что в несколько раз ниже, чем в торговых сетях Красноярска // URL: http://07kbr.ru/2015/11/23/otravlenie-v-krasnoyarske/.

Следующим важным шагом должно стать присоединение России к Протоколу о незаконной торговле табачными изделиями Рамочной конвенции по борьбе с табаком ВОЗ <14>. Документ предполагает, что для изготовления, импорта и экспорта табачных изделий будет требоваться лицензия. Система лицензирования вводится и для поставщиков оборудования для производства сигарет. Кроме того, страны, присоединившиеся к Протоколу, обязуются создать систему отслеживания табачной продукции, уничтожать конфискованное табачное сырье, готовые изделия и соответствующее производственное оборудование.

<14> Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tobacco.pdf.

Что касается алкогольной продукции, то в Уголовном кодексе РФ может появиться отдельная статья за незаконные производство и оборот нелицензионных алкогольных напитков. Сейчас производство нелицензионного алкоголя классифицируется по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, предусматривающей штраф от 200 до 300 тыс. рублей с конфискацией оборудования и продукции.

Согласно законопроекту Минсельхоза РФ УК предлагается дополнить ст. 171.3 "Незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, если это повлекло причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия". В качестве меры наказания предлагается либо штраф от 2 до 3 млн рублей, либо лишение свободы на срок до 2 лет и штраф до 1 млн рублей. За преступление в особо крупном размере предусмотрен штраф от 3 млн до 4 млн рублей либо лишение свободы или принудительные работы на срок до 3 лет. За незаконное производство и оборот нелегального алкоголя в особо крупном размере либо при совершении преступления организованной группой предлагается штраф от 4 до 5 млн рублей либо лишение свободы или принудительные работы на срок до 6 лет. Наряду с этим предлагается ввести в УК ст. 171.4 "Незаконный сбыт алкогольной продукции". Применение статьи предполагается лишь в том случае, если преступление было совершено неоднократно. В качестве наказания предусматривается штраф от 50 до 80 тыс. рублей либо до 1 года исправительных работ <15>.

<15> Ивушкина А. Наказание за производство и продажу алкоголя ужесточат // Известия. 2015. 26 января.

Литература

  1. Гладких В.И. и др. Квалификация преступлений в сфере экономики. Курс лекций. М.: Юрлитинформ, 2014.
  2. Гладких В.И. О некоторых проблемах уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности // Российская юстиция. 2012. N 3. С. 43 - 47.
  3. Ивушкина А. Наказание за производство и продажу алкоголя ужесточат // Известия. 2015. 26 января.
  4. Полоцкий А. ЕС борется с контрабандой табачной продукции // РБК-Daily. 2013. 19 ноября.
  5. Пузырев Д. Удар по градусу: как в России будут уничтожать нелегальные спиртзаводы // URL: http://www.rbc.ru/business/05/10/2015/561297a09a7947855de1caeb.
  6. Потери бюджета РФ от нелегального оборота алкоголя составляют 30 - 50 млрд руб. в год // Экономика и бизнес. 2014. 3 декабря. URL: http://tass.ru/ekonomika/1619781.
  7. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р // URL: http://www.fsrar.ru/policy_of_sobriety/koncepcia.
  8. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tobacco.pdf.