Мудрый Юрист

К вопросу о реализации права на инклюзивное образование лицами с ограниченными возможностями здоровья

Анбрехт Татьяна Анатольевна, доцент кафедры трудового права и предпринимательства Тюменского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье исследуются проблемы, возникающие при реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Автор анализирует нормативно-правовую основу организации инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова: право на образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, образовательные организации высшего образования.

Revisiting Enjoyment of the Right to Inclusive Education by Persons with Special Need

T.A. Anbrekht

Anbrekht Tatyana A., Assistant Professor of the Labor Law and Entrepreneurship Department at the Tyumen State University, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

In this article the issues arising from enjoyment of the right to inclusive education by persons with special need and disabled persons are investigated. The author analyzes the substantive legal framework of organizing inclusive education in educational organizations of higher education.

Key words: right to education, persons with special need, inclusive education, educational organizations of higher education.

Одним из значимых положений Конвенции о правах инвалидов является определение инвалидности как результата взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, препятствующими их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Закрепляя право на образование в числе основных прав инвалидов, Конвенция возлагает на государства обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях и обучение в течение всей жизни и, в частности, право инвалидов на доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими <1>.

<1> Конвенция о правах инвалидов, принята Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2013. N 6. Ст. 468.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов <2>, что является показателем готовности к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов прав инвалидов <3>. Тем самым Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению права на образование в соответствии с потребностями личности, а также адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" инклюзивное образование предлагается рассматривать как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья законодатель относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий <4>. Необходимо подчеркнуть особую значимость реализации инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования. Как отмечает А.Ю. Верховцев, для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор жизнедеятельности, как правило, ограничен, поэтому для этой категории людей именно высшее образование становится наиважнейшим фактором в сложном процессе саморазвития личности во взаимодействии с различными социальными группами, институтами, организациями <5>.

<2> Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2280.
<3> Шестаков В.П., Свинцов А.А. Особенности реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов в законодательных актах Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2013. N 4. С. 47.
<4> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.
<5> См.: Верховцев А.Ю. Некоторые аспекты доступности высшего образования для учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Вестник МГТУ. 2013. Т. 14. N 3. С. 601 - 605.

Так, по данным Министерства образования и науки РФ, образовательными организациями высшего образования принято студентов-инвалидов в 2008 - 2009 гг. - 5770 чел.; в 2009 - 2011 гг. - 7204 чел.; в 2010 - 2011 гг. - 6670 чел.; в 2011 - 2012 гг. - 5599 чел.; в 2012 - 2013 гг. - 5530 чел.; в 2013 - 2014 гг. - 4630 чел., численность обучающихся студентов-инвалидов составила в 2008 - 2009 гг. - 24994 чел.; в 2009 - 2010 гг. - 23248 чел.; в 2010 - 2011 гг. - 22939 чел.; в 2011 - 2012 гг. - 20080 чел.; в 2012 - 2013 гг. - 18919 чел.; в 2013 - 2014 гг. - 13631 чел., выпуск специалистов в 2008 - 2009 гг. - 2463 чел.; в 2009 - 2010 гг. - 3040 чел.; в 2010 - 2011 гг. - 3080 чел.; в 2011 - 2012 гг. - 2783 чел.; в 2012 - 2013 гг. - 2712 чел.; в 2013 - 2014 гг. - 2027 чел. <6>. Принятая Правительством Российской Федерации Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы предусматривает увеличение доли образовательных организаций, в которых должны быть обеспечены условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; так, в общем количестве таких организаций доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования должна составлять: 2015 г. - 10%, 2016 г. - 15%, 2017 г. - 25%, 2018 г. - 40%, 2019 г. - 55%, 2020 г. - 70% <7>.

<6> URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/.
<7> Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2015. N 22. Ст. 3232.

Для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны быть созданы необходимые условия, способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, в том числе посредством организации инклюзивного образования <8>.

<8> См.: ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.

Особая роль в реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов отводится федеральным государственным образовательным стандартам. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования должны обеспечивать не только вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, но и возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должны устанавливаться федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или в федеральные государственные образовательные стандарты должны включаться специальные требования.

Содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида <9>. Адаптированная образовательная программа разрабатывается с учетом особенностей психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц <10>.

<9> См.: ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.
<10> См.: ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.

В соответствии с ч. 10 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Специальные условия включают использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья <11>. Согласно подп. "и" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, наличие у образовательной организации высшего образования специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями является лицензионным требованием, предъявляемым при осуществлении образовательной деятельности <12>. В связи с этим, как отмечает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в письме от 16 апреля 2015 г. N 01-50-174/07-1968 "О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья", образовательные организации не могут отказать в приеме лицу с ограниченными возможностями здоровья на основании того, что в данной организации отсутствуют специальные условия для получения образования <13>. Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности <14>. При наличии в индивидуальной программе реабилитации указания на возможность (рекомендацию) получения высшего образования инвалиду не может быть отказано в приеме на обучение по таким программам на основании того, что в индивидуальной программе реабилитации не указаны конкретные учебные заведения или конкретные специальности (направления) подготовки <15>.

<11> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" // Российская газета. 2014. 12 марта.
<12> СЗ РФ. 2013. N 44. Ст. 5764.
<13> Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. N 01-50-174/07-1968 "О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья" // Официальные документы в образовании. 2015. N 15.
<14> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
<15> Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. N 01-50-174/07-1968 "О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья" // Официальные документы в образовании. 2015. N 15.

При создании в образовательной организации доступной безбарьерной среды необходимо учитывать потребности таких категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, как лица с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с ограничением двигательных функций. В целях получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

  1. для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению: наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети Интернет для слабовидящих; размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий; присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов; обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
  2. для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
  3. для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений) <16>.
<16> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" // Российская газета. 2014. 12 марта.

Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется образовательной организацией высшего образования самостоятельно исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Следует отметить, что в образовательной организации может быть создано структурное подразделение, ответственное за создание условий по обеспечению инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, либо соответствующие полномочия передаются имеющимся структурным подразделениям. В задачи данного структурного подразделения входит довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами, сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов, развитие и обслуживание информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов, социокультурной реабилитации, содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и создание безбарьерной архитектурной среды <17>.

<17> Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утв. зам. Министра образования и науки Российской Федерации 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн // СПС "КонсультантПлюс".

Представляется, что разработка как нормативно-правовой основы, так и методической (адаптированных образовательных программ, включение специализированных адаптационных дисциплин в образовательные программы), введение новых образовательных технологий (электронных образовательных технологий, дистанционных образовательных технологий), создание доступной безбарьерной образовательной среды послужат основой для внедрения инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования.

Литература

  1. Верховцев А.Ю. Некоторые аспекты доступности высшего образования для учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Вестник МГТУ. 2013. Т. 14. N 3. С. 601 - 605.
  2. Шестаков В.П., Свинцов А.А. Особенности реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов в законодательных актах Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2013. N 4. С. 47 - 50.