Мудрый Юрист

Юридические и медико-социальные условия совместного пребывания родителей и ребенка в детском инфекционном стационаре

Каплунов Кирилл Олегович, ассистент кафедры детских инфекционных болезней Волгоградского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук.

Лакеев Андрей Евгеньевич, доцент кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины Волгоградского государственного медицинского университета, кандидат юридических наук.

В статье обсуждаются различные аспекты целесообразности совместного пребывания госпитализированного по уходу родителя с больным ребенком в условиях педиатрического инфекционного стационара. Необходимость совместной госпитализации обусловлена несколькими блоками причин: экономическими, социальными, медицинскими, психологическими, а также юридическими. Авторы попытались сосредоточиться на наиболее важных из них.

Ключевые слова: совместное пребывание, информированное добровольное согласие, социология медицины, детская инфектология.

Legal, Medical and Social Conditions of Joint Stay of the Parents and Child in a Children's Infectious Hospital

K.O. Kaplunov, A.E. Lakeev

Kaplunov Kirill O., Assistant to the Children's Infectious Diseases Department at the Volgograd State Medical University, Candidate of Medical Sciences.

Lakeev Andrey E., Assistant Professor of the Philosophy, Bioethics and Law Department with the Medicine Sociology Course at the Volgograd State Medical University, Candidate of Legal Sciences.

In the article various aspects of expediency of joint stay of the parent hospitalized with the sick child in a pediatric infectious hospital are discussed. Need of joint hospitalization is caused by several blocks of the reasons: economic, social, medical, psychological, and also legal. Authors tried to concentrate on the most important of them.

Key words: joint stay, the informed consent, sociology of medicine, children's infectious diseases.

Изучением вопросов, связанных с интеракцией медицинского сообщества с пациентами, занимается социология медицины. При всем многообразии работ, сосредоточившихся на изучении отношений между медицинскими работниками, детьми-пациентами и их родителями, вопрос о связи наличия родителей, а точнее о наличии позитивной компоненты взаимодействия врач - родитель - ребенок и результатов проведенного лечения, в частности его сроков, затраченных финансовых ресурсов и т.п., рассматривался недостаточно подробно [1].

Проведенное нами исследование показало, что взаимодействие доктора и пациента в педиатрической практике осложняется тем, что отношения в системе "врач - пациент" трансформируются в триаду "врач - родитель - ребенок". Учитывая, что в детские инфекционные стационары госпитализируются в основном дети дошкольного возраста, их вклад в интеракцию незначителен в силу незрелости функциональных систем, в частности коммуникативных способностей. Таким образом, возрастает важность эффективных взаимоотношений между врачом и родителем, который будет позитивно либо негативно влиять на результаты лечения ребенка. При этом позитивное воздействие на лечебный процесс родитель может оказать, правильно ухаживая за своим больным ребенком, выполняя все указания и назначения врача, проводя профилактические мероприятия. Некомплаентные родители, негативно настроенные по отношению к действиям врача, не выполняющие его рекомендаций, прибегающие к самолечению, зачастую могут нивелировать усилия доктора, ухудшив тем самым прогноз лечения ребенка.

В свою очередь необходимость построения эффективной коммуникации с медицинским персоналом признают большинство госпитализированных по уходу родственников ребенка. Меры, направленные на нивелирование негативных мотивов, способных в значительной мере снизить эффективность интеракции в системе "врач - родитель", могут стать мощным фактором скорейшего выздоровления ребенка. Взаимодействие двух исключительно позитивных агентов (врача и родственника) будет способствовать оптимальным результатам лечения.

Необходимо понимать, что эффективное взаимодействие в триаде "врач - родитель - пациент" возможно только в случае совместного пребывания больного ребенка и госпитализированного по уходу за ним родителя или другого родственника (опекуна, представителя). Дальнейшие исследования могут сосредоточиться на изучении позитивного влияния совместного пребывания пациента с одним из родителей на результаты стационарного лечения ребенка, страдающего инфекционной патологией.

Непосредственное нахождение одного из родителей в детском лечебном учреждении стало возможным благодаря развитию гуманистических направлений биоэтики, в частности реализации права родителя на совместное пребывание с ребенком в стационарных условиях. В Российской Федерации оно закреплено в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [2]. Так, в п. 3 ст. 51 указано: "Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается".

Также вопрос совместного нахождения ребенка и родителя регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности", где в п. 35 гл. V указано, что листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет: при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении - на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания; за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет: при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении - на срок до 15 дней по каждому случаю заболевания, если по заключению врачебной комиссии не требуется большего срока [3].

Анализируя приведенные выше нормативно-правовые акты, можно сделать вывод, что если ребенок находится в возрастной когорте 7 - 15 лет, то срок его совместного пребывания с родителем, скорее всего, будет ограничен 15 днями, что может негативно сказаться на прогнозе лечения. Хотя известно, что средняя продолжительность стационарного лечения ребенка в клинике инфекционных болезней составляет в среднем 5 - 7 дней, существует множество инфекционных болезней, требующих гораздо более длительной терапии и наблюдения, в частности болезни ЦНС (менингиты, энцефалиты), инфекции, склонные к хронизации (вирусные гепатиты, бруцеллез), и многие другие.

Также, если ребенок выходит за рамки 4-летнего возраста, есть вероятность, что родителям придется самостоятельно оплачивать совместное пребывание с ребенком в стационаре, что также не всегда доступно для наших граждан по финансовым соображениям.

Важно понимать, что для нахождения родственника вместе с ребенком в условиях стационарного лечения всегда есть как минимум два вида условий: юридические основания и медико-социальные показания. Относительно первых можно утверждать, что родители (или иные законные представители) обязаны в соответствии с законом защищать интересы детей, в частности давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Статья 20 ФЗ N 323-ФЗ определяет, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие пациента [4]. Согласие должно даваться всегда, за исключением лишь тех случаев, когда состояние больного не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно. Тогда вопрос о его проведении в интересах пациента решает консилиум, а при невозможности организации консилиума - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебного учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, дают их законные представители после сообщения им сведений о состоянии здоровья этих лиц, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства и их возможных последствиях. При отсутствии законных представителей такое решение также может вынести консилиум, а при невозможности его собрать - лечащий (дежурный) врач.

Таким образом, при отсутствии родителей в стационаре ребенок вынужден нести ответственность за свое здоровье самостоятельно. Отказ в совместном пребывании с ребенком фактически лишает родителей возможности реализации предоставленного им Конституцией РФ права по защите интересов ребенка.

Что касается медико-социальных показаний, дети любой возрастной категории нуждаются в близости и поддержке родных. Лишение возможности находиться в стационаре вместе с близким человеком прибавляет страданий больному ребенку, в т.ч. за счет значительного ухудшения бытовых условий пребывания в клинике. Такой запрет можно расценить как акт жестокого обращения с ребенком, что также противоречит принятым современным нормам в области биоэтики и юриспруденции.

Запрет на совместное нахождение ребенка с родителем во время стационарного лечения может спровоцировать развитие специфического синдрома, называемого госпитализмом [5]. Синдром госпитализма определяется как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием индивида в стационаре в отрыве от близких людей и дома. Этот феномен впервые был описан у младенцев и детей, долго находившихся в клинике в разлуке с матерью. Наиболее часто влияния, ведущие к госпитализму, объединяют под названием психической депривации. Лангмайер и Матейчек дают следующее определение: это "состояние, развивающееся вследствие такой жизненной ситуации, когда субъекту не предоставлены условия для удовлетворения его витальных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени". Психическая депривация может проявляться в сенсорной области - бедностью впечатлений из-за недостатка разнообразных ощущений; в эмоциональной области - при отсутствии любви, заботы и эмоциональной поддержки, а также в интеллектуальной сфере - в связи с уменьшением стимулов, способствующих развитию умственных способностей.

К симптомам госпитализма у детей относятся: замедление психического и физического развития, пониженный уровень адаптации к окружению, снижение иммунного статуса ребенка, что может понизить сопротивляемость к инфекциям и тем самым ухудшить прогнозы проводимой терапии. Последствия госпитализма в педиатрической практике являются долговременными и зачастую могут быть необратимыми.

Таким образом, существует объективная необходимость продолжения исследований в области социологии педиатрии для оптимизации результатов стационарного лечения детей, страдающих инфекционной патологией.

Врачи и родители - главные социальные агенты профилактики и лечения педиатрической патологии. Если между ними нет эффективного взаимодействия в этом вопросе, врачи вынуждены прибегать к дополнительным медикализирующим воздействиям, что в ряде случаев вредит здоровью ребенка, а родители решаются на самолечение, что также небезопасно. Вопрос о совместном пребывании родителя и ребенка в стационаре следует решать положительно, за исключением случаев, когда это противоречит санитарно-эпидемическому режиму. Только грамотное распределение ролей и научно обоснованная стратегия взаимодействия могут сделать их усилия эффективными, что снизит риск инфекционных заболеваний у детей.

Литература

  1. Каплунов К.О. Оптимизация отношений врача и родственников ребенка-пациента в клинике детских инфекций: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2015. 24 с.
  2. URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federalnyy-z (дата обращения: 28.10.2015).
  3. URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7150-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-624n-ot-29-iyunya-2011-g (дата обращения: 28.10.2015).
  4. Каплунов К.О., Седова Н.Н. К вопросу об информированном добровольном согласии в условиях детского инфекционного стационара // Менеджер здравоохранения. 2013. N 1. С. 29 - 35.
  5. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 560 с.