Мудрый Юрист

Обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному среднему профессиональному и высшему образованию

Широкин Павел Юрьевич, индивидуальный предприниматель - юрист по найму.

В статье освещены некоторые особенности обеспечения доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к получению качественного среднего профессионального и высшего образования. Предложены направления совершенствования законодательства для обеспечения доступа детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов к среднему профессиональному и высшему образованию.

Ключевые слова: качественное образование, среднее профессиональное образование детей-инвалидов, доступность среднего профессионального и высшего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Providing Access of Children with Special Need and Disabled Children to High-Quality Secondary Professional and Higher Education

P.Yu. Shirokin

Shirokin Pavel Yu., Self-employed entrepreneur, Employee Lawyer.

In this article several features of providing access of children with special need and disabled children to high-quality secondary professional and higher education are considered. Directions of perfection of the legislation to provide access of children with special need and disabled children to high-quality secondary professional and higher education are proposed.

Key words: high-quality education, secondary professional education of disabled children, accessibility of secondary professional and higher education to children with special need.

Законодатель правилами ст. 43 частями 1 и 4 Конституции Российской Федерации закрепил право и обязанность каждого на получение основного общего образования, указав при этом, что "родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования" <1>. Нормами изучаемой статьи не предусмотрены какие-либо преимущества в получении основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Тем не менее частью 5 исследуемой статьи Конституции государство оставило за собой право не только установления федеральных образовательных стандартов, но и возложило на себя обязанность поддерживать различные формы образования и самообразования.

<1> Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 // СПС "КонсультантПлюс".

Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому получение социального обеспечения, в том числе в случае болезни и инвалидности. Так как социальное обеспечение, гарантированное Конституцией, закрепленное статьей 43, обусловлено физическим состоянием гражданина, то необходимо выяснить, с наступлением каких именно конкретных последствий законодатель связывает материализацию конституционных гарантий. Нормой ст. 2 п. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливается следующее: "...обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий" <2>. Статья же 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 181-ФЗ) считает инвалидом "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты... В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" <3>.

<2> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Из вышеизложенного видно, что меры социальной защиты, установленные ст. 39 Конституции России, начинают свое действие только лишь после признания ребенка инвалидом. Справедливости ради надо сказать, что словосочетание "ребенок-инвалид" больше относится к медико-правовому критерию, констатирующему факт отклонения в физическом здоровье гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста. Термин же "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" является скорее психолого-педагогической категорией, не связывающей ограниченные возможности здоровья человека с его способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Строго говоря, лицо с ограниченными возможностями здоровья может уже не быть ребенком, т.е. достигло совершеннолетия. Имеющиеся терминологические различия негативно сказываются на обеспечении доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию. Государственной Думой уже неоднократно предпринимались попытки законодательно урегулировать процесс получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, о чем свидетельствует проект Федерального закона N 97801857-2 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)".

В связи с имеющимися терминологическими неопределенностями в нормативно-правовых актах, устанавливающих правила получения гарантированного Конституцией РФ образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, имеет смысл рекомендовать законодателю возобновить работу над принятием нормативно-правового акта, единообразно регламентирующего процесс реализации конституционного права на получение указанными категориями лиц образования. Далее, дабы избежать возможных несогласованностей, термины "ребенок-инвалид" ("дети-инвалиды") и "ребенок (дети) с ограниченными возможностями" здоровья будут использоваться как равнозначные и взаимозаменяемые.

Начиная разговор о доступности качественного образования, необходимо определиться с тем, что же следует понимать под качественным образованием. Вероятно, качественным образованием законотворец считает образование, соответствующее государственному стандарту, примкнем и мы к данному мнению. Под термином "образование" в обычной жизни понимают наличие у человека некоторого количества знаний, умений, навыков, которые нашли свое подтверждение документом, выданным государством или уполномоченным им органом. Статьей 2 п. 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплено, что в Российской Федерации под образованием следует понимать "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов" <4>. Из приведенной правовой нормы следует, что образование является несомненным социальным благом, нуждающимся в защите. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" наиболее полно регламентированы мероприятия по социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья. Правила статьи 19 рассматриваемого Закона предписывают органам, осуществляющим управление в сфере образования, и образовательным организациям совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечить "получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования" <5>. В самом деле система гарантированных государством мер социальной поддержки не препятствует детям-инвалидам в получении бесплатного дошкольного и основного общего образования, в том числе с применением инклюзивных технологий обучения. Возвращаясь к нормам ст. 19 исследуемого Федерального закона, обратим внимание, что этими предписаниями органам, осуществляющим управление в сфере образования, вменено в обязанность обеспечение возможности получения детьми-инвалидами среднего профессионального образования. Далее в этой же статье регламентирован процесс обеспечения доступа детей с ограниченными возможностями к получению основного общего образования: "При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения" <6>. Однако законодательством не прописаны правила удовлетворения последующих потребностей детей-инвалидов в получении качественного среднего профессионального или высшего образования. Проблема доступности для детей-инвалидов среднего профессионального и высшего образования стоит как нельзя более остро потому, что большей части детей с ограниченными возможностями здоровья удается полностью освоить федеральный образовательный стандарт общего образования (5 - 9 кл.), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897, в 14 - 17 лет, т.е. до совершеннолетия. В связи с этим возникает череда вопросов: что же им делать потом; кто возьмет их на работу; по какой специальности они могут работать?

<4> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Надо сказать, что статьей 20 ФЗ N 181-ФЗ предусмотрены мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности инвалидов, детей-инвалидов на рынке труда. В частности, приложением к Постановлению Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 "О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда" перечислены эти самые приоритетные профессии рабочих и служащих. В примечании к рассматриваемому нормативно-правовому акту указано, что при обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания.

Думается, что возможность получения детьми-инвалидами качественного среднего профессионального или высшего образования является необходимым элементом их социализации в современном обществе, способствующим интеллектуальному, духовному, творческому и профессиональному росту и развитию, а также реализации их конституционного права на труд.

Между тем правилами статьи 21 ФЗ N 181-ФЗ государственная обязанность по обеспечению содействия детям-инвалидам в получении доступного и бесплатного среднего профессионального и высшего образования технично переложена на плечи будущих работодателей инвалидов (коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей). Нахожу такую позицию законодателя неправильной и подлежащей корректировке.

Действительно, Конституция России в ст. 43 (ч. 4) говорит лишь об обязательности основного общего образования, из чего следует, что государство после предоставления детям-инвалидам доступа к основному общему образованию, окончания девятилетнего курса обучения не гарантирует их трудоустройства. Выше уже говорилось, что дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают учебную программу основного общего образования, установленную государственным стандартом, до 18 лет. Значит, оставаясь детьми-инвалидами, они вправе претендовать на получение доступного, бесплатного и качественного среднего профессионального или высшего образования. Но имеющиеся средние профессиональные учебные заведения, специализирующиеся на обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут охватить даже десятую часть детей-инвалидов Российской Федерации, желающих получить среднее специальное образование. Поскольку Конституция РФ гарантировала каждому получение среднего профессионального образования и обещала доступное высшее образование, то дети-инвалиды вправе претендовать на государственное содействие в доступе к качественному среднему профессиональному или высшему образованию.

В связи с вышеприведенными доводами справедливо будет предложить законодателю дополнить статью 19 ФЗ N 181-ФЗ следующей нормой: "В случае желания ребенка-инвалида получить среднее профессиональное или высшее образование и невозможности его обучения по соответствующим образовательным программам в средних профессиональных и высших учебных заведениях, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по избранному направлению среднего профессионального или высшего обучения на дому, дистанционно".

С учетом современного развития науки и техники доступность качественного среднего профессионального и высшего образования можно осуществить посредством дистанционного обучения через использование телекоммуникационной сети общего доступа - Internet. Реализация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществима путем создания при средних профессиональных и высших учебных заведениях, расположенных в столицах федеральных округов России, факультетов дистанционного обучения детей-инвалидов. Несомненно, важно обеспечение беспристрастной оценки знаний и умений обучающихся по дистанционным программам среднего профессионального или высшего образования. В идеале необходимо, чтобы каждый из обучающихся не реже одного раза за каждый год обучения, а также после окончания программы обучения лично аттестовался по изученным дисциплинам.

Организация дистанционного обучения при образовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, снимет все возможные претензии к качеству дистанционного образования.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
  5. Проект Федерального закона N 97801857-2 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Постановление Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 "О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда" // СПС "КонсультантПлюс".