Мудрый Юрист

Реализация государственной политики по охране здоровья детей и обеспечению доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию: актуальные вопросы правового регулирования в российской истории и современности

Печникова Ольга Глебовна, доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, кандидат юридических наук.

В статье производится анализ конституционных основ регламентации права на охрану здоровья граждан, и прежде всего детей. Рассматриваются давние исторические и правовые корни этих важнейших задач государственной политики России начиная со времен царствования Петра I и Екатерины II.

Ключевые слова: право, медицинское право, социальное право, образование, законы Российской империи, законы Российской Федерации.

Implementation of the State Policy of Children's Health Protection and Providing Access of Children with Special Need and Disabled Children to High-Quality Education: Topical Issues of Legal Regulation in the Russian History and Present Time

O.G. Pechnikova

Pechnikova Olga G., Assistant Professor of the Criminal Law and Criminology Department at the Faculty of Law of I.M. Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Candidate of Legal Sciences.

In this article the constitutional basis of regulation of the right of citizens and, first of all, children to health protection is analyzed. Old historical and legal roots of these major tasks of the Russia's state policy since the reign of Peter I and Catherine II are considered.

Key words: right, medical law, social law, education, laws of the Russian Empire, laws of the Russian Federation.

Гарантом выполнения нормативных требований по охране права детей на здоровье можно назвать Конституцию Российской Федерации, где в статьях 7, 20, 39, 41 и 42 закреплено право на охрану здоровья граждан, и прежде всего детей. В частности, в ст. 41 говорится, что "каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь". В Российской Федерации осуществляется финансирование федеральных программ по охране и укреплению здоровья населения, динамично развиваются государственная, муниципальная, частная системы здравоохранения. Значительное внимание уделяется развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Разрабатывается и осуществляется стратегия реализации государственной задачи по обеспечению доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию.

Эти задачи государственной политики России имеют давние историко-правовые корни. В первую очередь поистине революционным стало воззрение Петра I на вопросы материнства и детства. Начало его правления отразило в законе созерцательный и познавательный интерес монарха к "младенцам" с видимыми врожденными заболеваниями. Речь здесь идет об Именном Указе от 28 января 1704 г. "О погребании умерших в третий день, и о подтверждении повивальным бабкам, под смертною казнию, чтобы они младенцев, рожденных уродами, не убивали" <1>, имевшем отношение к Монастырскому приказу и "призрению" этим ведомством детей-инвалидов.

<1> ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. IV. СПб., 1830. N 1964.

Данный закон можно назвать актом гуманности и человеколюбия, проявляемым царем и государством по отношению к людям с врожденными аномалиями развития, т.к. последним позволялось жить и "про то объявляли в Монастырском приказе". Монастырский приказ в свою очередь мог в дальнейшем осуществлять уход и лечение подобных больных сообразно возможностям времени. Постепенно, по мере осознания монархом необходимости наличия молодого пополнения со стороны населения как неотъемлемой составляющей, необходимой для решения государственных военных и экономических задач, произошла трансформация взглядов законодателя. Чем большую мощь набирала государственная машина, тем на большее число здоровых молодых людей она рассчитывала.

Учитывая нами сказанное, закономерным можно назвать принятие Указа Петра I от 31 января 1712 г. "Об учреждении по всем губерниям госпиталей для увечных и младенцев" <2>. Появление этого закона было обусловлено не только бедственным положением нетрудоспособных инвалидов войн, но и участившимися случаями убийств новорожденных детей, родившихся вне брака. Восстановление здоровья увечных воинов объединялось в законе с заботой государства о малолетних детях, при этом подчеркивалась их взаимная связь в обеспечении боеспособности армии.

<2> ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. V. СПб., 1830. N 3006.

Под натиском абсолютной монархии произошла либерализация моральных принципов, проповедуемых церковью в отношении незаконнорожденных детей, бывших объектами порочных связей и изгоями общества. Избежав прямых требований об изменении этих взглядов, государство тем не менее возложило на церковь обязанность по устройству и финансированию специальных госпиталей для ранее беззащитного контингента. Именной Указ от 4 ноября 1714 г. "Об устройстве при церквах госпиталей для незаконнорожденных детей" <3> касался "зазорных младенцов, которых жены и девки рождают беззаконно". Положениями Регламента или Устава Главного магистрата <4>, утвержденного Петром I 16 января 1721 г., приказывалось объявлять в государстве "об учреждении магистратском и о произведении онаго во всех губерниях и провинциях" и определялась организация психиатрической помощи и развитие сети госпиталей.

<3> ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. V. СПб., 1830. N 2856.
<4> ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. V. СПб., 1830. N 3708.

Больных и детей, нуждающихся как в особой заботе, так и в лечении, - выявляли при переписи. Этому вопросу был посвящен Сенатский Указ от 23 октября 1725 г. "Об отдаче в богадельни слепых и престарелых, являющихся при переписи, о раздаче безродных младенцов на воспитание с венечным за воспитание укреплением, о штрафе с владельцев отпустивших кабальных людей без явки в приказах, и о взыскании рекрут за утайку души в ревизских сказках" <5>.

<5> ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. VII. СПб., 1830. N 4335.

Рекомендовалось слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые "ни в чем работать не могут, не стеречь, а кормятся миром, а чьи они были, не помнят, таковых отдавать в богадельни" и "по всем губерниям учиненные шпиталеты". Малолетних же с 10 лет предполагалось записывать "в матросы, и присылать в Санкт-Петербург в адмиралтейство", а тех, кому нет 10 лет, - определять в богадельни.

По мере экономического развития государства возрастали потребности в увеличении людских ресурсов. Войны, голод и болезни уменьшали число жителей страны. Медицинские средства, применяемые для восстановления здоровья и лечения людей, были далеки от совершенства. Анализ действительности, как нам представляется, заставил задуматься о мерах борьбы с детской смертностью.

Пытаясь противодействовать фатальным последствиям эпидемий и войн, в 1754 г. Медицинская канцелярия через своего президента лейб-медика Кондоиди представила "Проект о сохранении народа", где говорилось: "Надобно всех находящихся в Москве и Петербурге повивальных бабок освидетельствовать в их искусстве докторам, лекарям и присяжным бабкам и, которые окажутся достойны, тем давать от Медицинской канцелярии указы и публиковать о них для всенародного известия, привести их к присяге и называться им присяжными бабками; число их должно простираться в Москве до 15, а в Петербурге до 10, и затем, если будут лишние, определять по одной бабке в каждый губернский город, а когда губернские города будут удовольствованы, то определять в каждый провинциальный город, дабы со временем ими все государство удовольствовать. Каждой присяжной бабке иметь по две ученицы; но в Москве и Петербурге надобно учредить по одной школе, в которой определить по одному доктору и по одному лекарю на казенном жалованье, этим докторам называться профессорами "бабичьего дела", а лекарям - акушерами" <6>.

<6> Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Эксмо, 2008. С. 784.

Согласно Манифесту с приложением утвержденного Екатериной II проекта генерал-поручика Бецкого от 1 сентября 1763 г. "Об учреждении в Москве воспитательного дома, с особливым гошпиталем для неимущих родильниц" <7> предполагалось оказывать "призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей".

<7> ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XVI. СПб., 1830. N 11908.

Большое внимание в документе уделялось необходимости воспитания нравственности, трудолюбия, добродетельности, важности "сего богоугодного мероприятия, что есть действие беспредельнаго милосердия сея императорскаго величества". К документу прилагался "Генеральный план воспитательного дома для приносных детей и госпиталя для бедных родительниц в Москве". Генеральным планом вводились определенные требования к застройке помещения и размещению женщин и детей.

Екатерина II принимала личное участие в законотворчестве. Так, 16 ноября 1766 г. "в московские присутственные места, в губернии, провинции и города, в московские Правительствующего сената департаменты и в Святейший синод" было разослано имевшее пометки императрицы "Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества" <8>, являющееся одним из важнейших правовых документов второй половины XVIII в. и содержащее рекомендации о вскармливании, одежде младенцев, обращении с детьми, их образовании и профилактике заболеваемости.

<8> ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XVII. СПб., 1830. N 12785.

Перечисленные нами прогрессивные начинания в области государственной политики государства нашли отражение в современном российском законодательстве. Так, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников" (п. 3 ст. 2). Установлены государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закреплена как основная гарантия обязанность государства создавать гражданам с отклонениями в развитии условия "для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов" (п. 1 ст. 5). Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья в современной России, кроме участия в программах по восстановлению, могут обучаться в классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Литература

  1. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. IV. СПб., 1830. N 1964.
  2. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. V. СПб., 1830. N 2856.
  3. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. V. СПб., 1830. N 3006.
  4. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. V. СПб., 1830. N 3708.
  5. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. VII. СПб., 1830. N 4335.
  6. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. XVI. СПб., 1830. N 11908.
  7. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. XVII. СПб., 1830. N 12785.
  8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Эксмо, 2008. 608 с.