Мудрый Юрист

Правовое обеспечение доступности услуг в сфере образования для детей-инвалидов

Андреева Ольга Александровна, профессор кафедры теории и истории государства и права Таганрогского института управления и экономики, доктор философских наук, профессор.

Правовое обеспечение доступности услуг в сфере образования для детей-инвалидов основывается на понимании того, что они могут быть включены в современный социум. Дети-инвалиды должны иметь право обучаться в школах с инклюзивным принципом, где вместе с обычными школьниками образование получают дети с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: право, образование, дети-инвалиды, доступная среда, закон, инклюзивный принцип, социальное право.

Legal Groundwork of Accessibility of Educational Services for Disabled Children

O.A. Andreeva

Andreeva Olga A., Professor of the State and Law Theory and History Department at the Taganrog Institute of Management and Economics, Doctor of Philosophy, Professor.

The legal groundwork of accessibility of educational services for disabled children is based on understanding that they can be included in the modern society. Disabled children shall have the right to get their schooling on the inclusion basis in the same schools with ordinary schoolchildren education.

Key words: right, education, disabled children, accessible environment, law, inclusion basis, social law.

В Российской Федерации социальное обеспечение и защита прав инвалидов являются одним из приоритетных направлений правовой политики государства. В соответствии с ней 1 января 2016 г. вступает в силу ФЗ N 419-ФЗ о порядке оказания помощи инвалидам в разных сферах жизни, устанавливающий порядок обеспечения их всеми видами социальных услуг. В нем закрепляется приверженность идее равенства прав и свобод всех членов общества и инклюзии в них инвалидов вне зависимости от состояния здоровья и их права на получение всех видов социальных услуг, включая образовательные. Формирование условий их доступности для детей-инвалидов основывается на понимании того, что они могут и должны быть включены в современный социум и пользоваться его благами.

Одним из приоритетных направлений правовой политики Российского государства является создание условий, необходимых для предоставления детям-инвалидам равного доступа к образованию с учетом особенностей их психофизического развития. Е.Ю. Шинкарева пишет, что "право на образование дает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает человека к достигнутому обществом уровню культуры, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру, содействует социальному прогрессу" <1>. Субъектами этого права являются и дети-инвалиды, чьи права декларировались, но не всегда в полном объеме осуществлялись.

<1> Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом. Архангельск, 2009. С. 4.

В новом Законе зафиксировано положение о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности в РФ. Замминистра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев прокомментировал вступающий в силу Закон так: "теперь, если вас по причине инвалидности к чему-то не допускают, к любой услуге, к любому объекту, это интерпретируется как нарушение прав инвалидов и нарушение закона. Значит, инвалид получит возможность защититься, в том числе в суде, получить моральную и материальную компенсацию" <2>.

<2> См.: Федеральный закон N 419-ФЗ о порядке оказания помощи инвалидам. URL: http://www.b17.ru/blog/zakon_419/ (дата обращения: 19.10.2015).

Особую озабоченность вызывают нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Следует подчеркнуть, что деятельность в этой сфере должностных лиц государственных органов не в полной мере соответствует провозглашаемой политике Российского государства и Конвенции ООН о правах ребенка. Между тем понятия "охрана детства" и "защита прав ребенка" часто смешиваются. Детством является определенный возрастной период жизни человека, качество которого зависит от множества факторов социального, экономического порядка. Каждый ребенок как гражданин имеет право на охрану его детства, особенно в период первых лет своей жизни.

Права ребенка, предусмотренные семейным законодательством, определяют его семейно-правовой статус и заключаются в предоставляемой возможности быть субъектом семейных правоотношений. Причем охрана и защита различаются по способам их обеспечения. Охрана прав ребенка регулируется трудовым, административным, гражданским и другим законодательством, тогда как защита несовершеннолетнего в семейно-правовой сфере осуществляется семейным законодательством. Но это обстоятельство не исключает, а наоборот, предполагает тесную взаимосвязь охраны и защиты прав ребенка, так как она определяет условия для благоприятного развития детей, а защита как действие имеет место в случае нарушения их прав.

Первым правовым документом, защищающим права детей, была Декларация прав ребенка 1959 года, закрепившая положение о том, что "человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет", и "что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Она содержит структуру прав ребенка, состоящую из принципов, которыми должны руководствоваться все, кто заботится об осуществлении прав детей. На основе главных принципов Декларации была принята Конвенция о правах ребенка, к которой официально присоединилось большинство государств мира. Конвенция является наиболее полным провозглашением прав детей, так как в ней закреплен правовой и социально-экономический статус ребенка, который устанавливает его возраст до 18 лет.

В ней закрепляются права ребенка на отдых и досуг, право на образование, право на социальное обеспечение, достойный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; право неполноценного ребенка на особую государственную поддержку с целью предоставления эффективного доступа к услугам в области образования, получения профессии, медицинского обслуживания, восстановления здоровья и в итоге наиболее полного включения такого ребенка в обычную жизнь. Декларация носила рекомендательный характер и не имела обязательной силы, поэтому 20 ноября 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которую подписала 61 страна. Для стран - членов ООН Конвенция является обязательным для исполнения документом, обязывающим все страны мира обеспечивать детям достойную жизнь и признавать ребенка полноправной личностью.

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной помощи и подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. "Инвалидность ребенка означает необходимость предоставления ему социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностных, психологических и социально-психологических факторов" <3>. Специализированные образовательные учреждения избирательно подходят к обучению детей-инвалидов, основываясь на эксклюзивном подходе к образовательным программам, используемым в них. В результате создаются условия, предопределяющие развитие личности ребенка в зависимости от состояния его здоровья, но искусственная изоляция от общения с другими людьми не способствует в дальнейшем его адаптации в социуме.

<3> Явбатырова Б.Г., Махмудова Н. Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы // VII Международная студенческая электронная конференция "Студенческий научный форум", 2015.

Современное обеспечение прав детей-инвалидов на социальную защиту, образование и обучение должно:

<4> См.: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" // Российская газета. 1995. 17 декабря.

Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Родители имеют право выбирать для своего ребенка общение со сверстниками, изолированное его обучение от других детей или обучение в обычной школе. Они исходят из интересов ребенка, учитывают особенности его характера, потребности, состояние здоровья, желание общаться с другими детьми или его отсутствие. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 10.07.2012) устанавливает, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, а дети-инвалиды, согласно п. 7 ст. 50, имеют право на неоднократное бесплатное профессиональное образование.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации на эти цели утверждены рядом документов Правительства РФ. В письме от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6 содержатся методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений, надомного обучения и воспитания. По мнению общественных организаций инвалидов, родителей детей-инвалидов, практика надомного обучения не способна в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию ребенка в социум, поскольку он изолирован от других детей и школьного коллектива. Не все дети-инвалиды могут сразу включиться в школьную образовательную среду и поэтому нуждаются в специальной подготовке, которую должны предоставлять им образовательные учреждения.

Одной из проблем незащищенности детей в детских домах, школах-интернатах, стационарных учреждениях является их закрытость от внешнего контроля по соблюдению прав детей-инвалидов. Поэтому желательно создание системы общественного контроля в данной сфере и реформирование существующего с целью его улучшения. В последнее время улучшился подход к организации условий жизни в детских интернатах, подбору кадров для них, включающий в том числе привлечение профильных специалистов, которые должны организовывать и направлять реабилитационные программы по улучшению психического и физического здоровья детей-инвалидов. Положительным моментом в работе интернатов является организация семейных групп с небольшим количеством детей и постоянно работающими с ними воспитателями. Необходимо и далее закреплять за ними статус образовательных учреждений с улучшением бытовых и социально-культурных условий пребывания в них, которые должны соответствовать не только существующим санитарным нормам, но и современным эстетическим представлениям, включая системы развивающего обучения.

Образовательный процесс детей-инвалидов должен осуществляться в соответствии:

Дети-инвалиды, не выполнившие учебные программные требования предыдущего года обучения, не переводятся на следующий год обучения. Решением педагогического совета школы они могут быть переведены на повторное обучение, но не более одного раза за весь период обучения. Порядок организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому разрабатывается и утверждается субъектами РФ, в которых имеются законы об образовании, содержащие статьи об обучении и реабилитации детей-инвалидов. Дети-инвалиды должны иметь возможность обучаться и в школах с инклюзивным принципом, где вместе с обычными школьниками образование получают и дети с ограниченными возможностями. Задачей инклюзивного образования является выработка уверенности в собственных силах у детей с ограниченными возможностями, их включение в коллектив сверстников, мотивирование их к обучению вместе с другими учащимися.

Другим способом адаптации детей-инвалидов к доступной среде является их дистанционное обучение с использованием современных информационных технологий. Субсидии на него предоставляются бюджетами субъектов РФ, принявших в установленном порядке законы и (или) иные нормативные правовые акты, устанавливающие их расходные обязательства. Если есть медицинские показания, то родители или законные представители детей-инвалидов имеют право осуществлять их воспитание и обучение на дому самостоятельно. В таких случаях органы управления образованием компенсируют их затраты на обучение в размерах, определяемых государственными и местными нормативными актами финансирования средств на обучение и воспитание. Бесплатным является только приобретение учебной и иной сопутствующей литературы в рамках образовательной программы, а дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания, несут родители.

Основной целью этих мер является создание детям-инвалидам равных с другими гражданами возможностей получения образования с целью включения их в общественно полезную трудовую деятельность. Российское законодательство гарантирует детям-инвалидам общие для всех детей права на жизнь, семейное воспитание, бесплатную медицинскую помощь, образование и т.д. Закон запрещает относиться к ним как к неполноценным, защищает их права на реабилитацию, санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на доступ к жилым зданиям, объектам культуры и так далее. Дети-инвалиды имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. Ребенок-инвалид может быть помещен в специализированное детское учреждение по желанию родителей. Дети раннего возраста, до 4 лет, принимаются в специализированные дома ребенка, находящиеся в ведении органов здравоохранения. Если здоровье ребенка-инвалида исключает возможность его пребывания в учреждениях дошкольного типа, то создаются специальные дошкольные учреждения в соответствии со ст. 18 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В настоящее время для детей-инвалидов в системе социальной защиты населения существует два типа стационарных учреждений - дома-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для умственно отсталых, которым требуется постоянный уход; и специализированные детские учреждения, находящиеся в системе образования, школы-интернаты с особым режимом для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей; которые относятся к учреждениям восстановительно-лечебного характера. Пребывание детей-инвалидов в них бесплатное, так как государство берет на себя все расходы по их содержанию, воспитанию, лечению и уходу. Дети-инвалиды, находящиеся в семье, получают социальную пенсию, что предусмотрено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <5>. Они и их семьи имеют право на получение социальных пособий, пенсий и льгот по трудовому, жилищному, социальному и другому законодательству.

<5> См.: Федеральный закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. 2001. 20 декабря.

Литература

  1. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом. Архангельск, 2009. С. 4.
  2. Явбатырова Б.Г., Махмудова Н. Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы // VII Международная студенческая электронная конференция "Студенческий научный форум", 2015.