Мудрый Юрист

К вопросу о разграничении экономических и социальных прав граждан как самостоятельных групп конституционных прав и их защита средствами прокурорского надзора

Соловьев Александр Александрович, соискатель Университета Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В статье рассмотрены вопросы разграничения понятий "экономические и социальные права", приведены мнения российских ученых-юристов о необходимости выделения экономических прав в отдельную группу конституционных прав, а также сформулировано авторское определение понятия "экономические права граждан" и дана их классификация, обусловлена необходимость усиления защиты экономических прав средствами прокурорского надзора в современных условиях российской экономики.

Ключевые слова: экономические и социальные права граждан, экономическая конституция, прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан.

On the Demarcation Between Economic and Social Civil Rights as Independent Constitutional Right Groups and their Protection by Means of Prosecutorial Supervision

A.A. Solovyev

Solovyev Aleksandr A., Degree-Seeking Student of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation.

The article reviews the issues of demarcation between the concepts of economic and social rights, gives opinions of Russian law scientists about the need for singling out of economic rights in a separate constitutional right group, words the author's definition of the concept of economic civil rights and gives their classification, justifies the need for strengthening protection of economic rights by means of prosecutorial supervision in the modern conditions of the Russian economy.

Key words: economic and social civil rights, economic constitution, prosecutorial supervision over respect for economic civil rights.

Экономические права граждан закреплены в числе прочих в Конституции РФ, в ст. ст. 8, 34, 35, 36, 37, 45, 53 и др. К таким правам можно отнести:

  1. право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ);
  2. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии (ст. 37);
  3. право каждого гражданина иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, на признание и защиту всех форм собственности, право иметь в частной собственности землю (ст. ст. 8, 35, 36);
  4. гарантии защиты государством экономических прав и свобод человека и гражданина и право на возмещение вреда (ст. ст. 45, 53);
  5. закрепленные гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ).

Вышеназванная деятельность реализуется на основе комплекса законодательно закрепленных прав граждан, в частности, при этом гражданин имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законом, привлекать в порядке найма других граждан, определять цены на свою продукцию и услуги, свободно распоряжаться произведенной продукцией и прибылью, защищать свои права в суде.

В современной юридической науке возник спор о том, образуют ли экономические права граждан самостоятельную группу прав, либо их стоит традиционно относить к группе прав социальных. По данному вопросу существуют различные мнения, в то же время с учетом современного состояния российской экономики, пристального внимания государства к экономической деятельности граждан и всесторонней ее поддержки, активной защиты прав субъектов предпринимательской деятельности автор статьи исходит из позиции, что экономические права граждан являются самостоятельной и обособленной группой конституционных прав <1>.

<1> Указанная позиция изложена в статье автора, см.: Соловьев А.А. Экономические права граждан: понятие и виды // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 12. С. 3 - 5.

Ряд ученых Российской Федерации обосновывают в своих трудах три основные группы прав и свобод человека и гражданина: личные права, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы <2>. Такую же классификацию прав содержит и практический комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <3>. Аналогичную точку зрения высказали В.В. Маклаков и Б.А. Страшун, включая экономические права в категорию социальных прав <4>.

<2> Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора. М.: ИПК РК Генер. прокуратуры РФ, 1999. С. 27.
<3> Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" / Под ред. Ю.И. Скуратова. М.: Норма, 1996.
<4> Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2016. С. 84.

Изложенный подход к понятию экономических прав граждан - это объединение их в так называемую смешанную группу социальных и экономических прав. Так, определяя значение Основного Закона РФ для общества, А.С. Степаненко отмечает, что "Конституция позволяет утвердить и раскрыть позитивный смысл права, заложить основы стабильности и предсказуемости во всех сферах социальной жизни" <5>, не выделяя отдельно ее роль в экономике, однако, по мнению автора статьи, подобный подход не может быть единственно верным, не соответствует положениям Конституции, а также опровергается научными трудами других ученых по данной проблематике.

<5> Степаненко А.С. 25-летие Конституции в 2018 году: навстречу юбилею // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 1. С. 3 - 8.

Еще в 2005 г. в сборнике научных трудов НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ была опубликована статья Н.Д. Бут, И.С. Викторова "Экономические права граждан и их правовая защита средствами прокурорского надзора" <6>, в которой ее авторами на основе анализа конституционных норм определяется содержание экономических прав человека и гражданина как самостоятельной группы.

<6> Актуальные проблемы совершенствования прокурорского надзора в социально-экономической сфере: Сб. науч. тр. М., 2005. С. 19 - 45.

Следует также отметить, что экономические права, в отличие от социальных прав, определяются сферой производства общественного продукта, а не областью его распределения. С этой точки зрения экономические права можно выделить в самостоятельную категорию и отграничить от социальных прав.

Обоснованное предложение выделять экономические права из ранее общепринятой группы социальных прав было высказано в работе Н.В. Путило. В частности, отдельной группой прав, по мнению исследователя, принято считать рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской деятельности и иных форм экономической, трудовой деятельности. Используя вышеназванное понимание классификации прав, ученый считает уместным сослаться на приведенные в научной литературе иные различия между экономическими и социальными правами. Так, по времени нормативного закрепления социальные права в России были закреплены значительно позже (XX в.), в то время как право частной собственности было закреплено еще в XVIII в. <7>.

<7> Путило Н.В. Социальные права граждан: история и современность. М.: Юриспруденция, 2007. С. 99 - 100, 185.

Нельзя не согласиться с позицией Г.А. Гаджиева о том, что "исследование основных экономических прав приобретает особую актуальность в связи с глубокими изменениями в системе российского права, обусловленными реформами системы экономических отношений", а также о том, что "действие норм Конституции об основных экономических правах защищает экономическую свободу конкретного частного собственника и предпринимателя" <8>.

<8> Гаджиев Г.А. Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 4 - 5.

Вместе с тем необходимо отметить, что Г.А. Гаджиев в своем диссертационном исследовании не сформулировал и не дал своего определения правового понятия "экономических прав граждан", однако на основе анализа подсистемы конституционных норм в диссертации ввел "условный" термин "экономическая конституция", в содержание которого включил: принципы основ конституционного строя о свободе экономической деятельности, о едином экономическом пространстве, о многообразии и равноправии различных форм собственности, о защите конкуренции; нормы, устанавливающие конституционный экономический публичный порядок, отражающие конституционные принципы государственного регулирования экономической деятельности, в том числе нормы о возможности ограничения основных экономических прав, нормы о полномочиях органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования предпринимательства; конституционные нормы об основных экономических правах и свободах и основных правах, имеющих значение для свободы экономической деятельности <9>.

<9> Там же. С. 14.

Позиция о выделении экономических прав граждан в отдельную группу конституционных прав рассмотрена в диссертациях А.М. Вагиной и Д.Н. Дружинина. Так, по мнению А.М. Вагиной, "экономические права человека и гражданина - это самостоятельная подгруппа основных прав человека, в конституционно-правовом аспекте представляющая собой взаимосвязанные элементы реализации прав индивидуумов, обеспечивающие свободу предпринимательства, признание и защиту частной собственности, условий для реализации способностей и направленные на удовлетворение материальных потребностей жизнедеятельности и получения доходов" <10>. При этом, учитывая огромный пласт отношений, охватываемый категорией "экономические права", можно с уверенностью сказать, что их системный, комплексный анализ еще только начинается. Не до конца сформулирован перечень прав, входящих в эту группу, достаточно проблемным остается практическое осуществление конституционных норм об экономических правах, отсутствует четкий механизм гарантии их реализации. Все вышеперечисленные вопросы, по обоснованному мнению А.М. Вагиной, требуют дальнейших научных исследований, с чем следует согласиться.

<10> Вагина А.М. Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 5.

В своей диссертации Д.Н. Дружинин полагает, что "институт экономических прав представляет собой главную правовую форму закрепления статуса личности в экономической сфере, а также активного приобщения граждан к решению краеугольных вопросов экономической политики государства, а глубокое теоретическое обоснование соответствующих конституционных положений об экономических правах и свободах человека и гражданина, равно как выработка действенных рекомендаций по их практическому претворению в жизнь, представляются в наши дни актуальнейшими направлениями для исследования" <11>. С указанной позицией нельзя не согласиться, учитывая ее научную обоснованность.

<11> Дружинин Д.Н. Экономические права и свободы граждан РФ: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 3.

В этой связи также важно отметить, что на основе научных мнений ряда ученых в 2011 г. Министерством юстиции РФ совместно с Ассоциацией юристов России в рамках программы по правовому просвещению населения издана работа "Реализация конституционных прав и свобод", в которой экономические права и свободы также выделены в отдельную категорию прав, под которыми понимается "обеспечение свободы человеческой деятельности в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др.)" <12>. С данной позицией автор статьи согласен полностью, так как она соответствует Конституции Российской Федерации.

<12> Каждый имеет право: реализация и защита конституционных прав и свобод / Под ред. В.В. Полянского. М., 2011. С. 5.

С учетом оценки названных выше научных мнений ученых предлагается авторский подход к определению понятия экономических прав граждан, содержание которых определено совокупностью норм Конституции РФ, закрепивших основные правоотношения граждан в экономической сфере деятельности государства, в том числе: обеспечивающие гарантии человеческой деятельности в сфере производства, распределения и обмена товаров и услуг (ст. 8); право на свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); право частной собственности (ст. ст. 8, 35), в том числе на землю (ст. 36); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбора рода занятий и профессии (ст. 37); гарантию государства на защиту прав граждан (ст. 45), в том числе на возмещение вреда (ст. 53), и др.

Вышеперечисленные основные конституционные положения, закрепившие экономические права граждан, являются непосредственно действующими, гарантируются государством и реализуются путем принятия и применения соответствующего блока законов и принимаемых на их основе указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Экономические права также можно классифицировать в зависимости от принадлежности к той или иной отрасли права.

Первой группой являются конституционные права, закрепленные в совокупности юридических норм и правовых институтов, которые опосредуют наиболее важные, базовые принципы осуществления гражданами экономической деятельности, и закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Второй по значимости являются гражданские права, распространяющиеся на обширную сферу имущественных отношений, регулирующие вопросы осуществления гражданами предпринимательской и иной деятельности, направленной на получение прибыли.

Третья группа - финансовые права, которые регулируют сферу финансово-правовых отношений, а именно вопросы денежного обращения, банковских операций, предоставления кредитов, займов, деятельности финансовых и налоговых органов.

Классификация экономических прав выделена О.С. Капинус в пособии "Анализ состояния законности и правопорядка прокуратурами субъектов Российской Федерации" при описании методологии анализа состояния законности в сфере экономики <13>, в частности, определены следующие группы правовых актов, в которых в той или иной степени закреплены экономические права граждан: о землепользовании; о приватизации; о кредитно-банковской деятельности; о жилищно-коммунальном хозяйстве; о налогах; о банкротстве; о ценных бумагах; об охране интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав; о защите прав субъектов предпринимательской деятельности.

<13> Анализ состояния законности и правопорядка прокуратурами субъектов Российской Федерации: Пособие / Под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Акад. Генеральной прокуратуры РФ, 2012. С. 196 - 201.

Таким образом, на современном этапе исследований природы конституционных прав граждан большинство ученых, как и автор статьи, выделяют экономические права граждан в отдельную самостоятельную группу.

Следует также понимать, что происхождение термина "социальные права" исходит от понятия "социум", подразумевая некоторые аспекты регулирования жизни общества либо конкретной группы людей, объединенных общей целью, к такой группе можно отнести, к примеру, трудовые права граждан, включая право на отдых, пособие по безработице и т.д., культурные права, подразумевающие свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным обществом, права политические, право на бесплатную медицинскую помощь и образование, т.е. все, что связано с интересами общества в целом.

Понятие "социальный" означает связь человека с обществом и затрагивает их взаимоотношения, подразумевает комплекс социальных благ, предоставляемых человеку и гражданину государством, которое берет на себя ответственность за его жизнь в обществе, и ключевая роль здесь отводится именно государству, которое отвечает за реализацию вышеназванных прав.

Говоря же о правах экономических, необходимо выделять индивидуальную особенность конкретного гражданина, который, находясь в этом социуме, занимается финансово-хозяйственной деятельностью с целью извлечения прибыли для себя лично либо без таковой, к примеру приобретая в личное пользование имущество, при этом используя гарантированные Основным Законом государства права и обязанности в области экономики, в связи с чем автор статьи настаивает на индивидуальном характере указанной группы прав, которая, безусловно, связана с правами социальными, но имеет ряд особенностей, в том числе при их регулировании отдельными правовыми актами.

Индивидуальность экономических прав можно также доказывать на основе отдельных статей Конституции РФ, которые связаны исключительно с финансово-экономической деятельностью граждан, и их теоретическая принадлежность к правам "социальным" вызывает сомнение. Так, ст. 8 Конституции РФ закреплены гарантии единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, в этой же статье устанавливается защита и равное признание частной, государственной и муниципальной собственности. Указанные права в первую очередь затрагивают интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность: производство и реализацию товаров, сбыт и снабжение, оказание иных услуг, а также пользование имуществом в конкретных целях. Именно в этом случае государство не берет на себя ответственность за то, каким образом эти права будут реализованы, в отличие от прав социальных, а лишь гарантирует возможность их применения конкретным гражданином, который берет на себя инициативу ведения финансово-хозяйственной деятельности. Государство не навязывает гражданам свое мнение, к примеру какой из видов деятельности выбирать, что производить или какие услуги оказывать, при этом остается нормативным регулятором такой деятельности.

В этой связи необходимо отметить, что за последнее время в стране отмечается рост числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Если по состоянию на 1 января 2010 г. их число составляло 1,9 млн человек, то по состоянию на 1 мая 2018 г. - 3,2 млн человек, несмотря на некоторый спад регистрации и закрытие предпринимательства в период кризиса в 2014 - 2017 гг. По состоянию на 1 мая 2018 г. зарегистрировано 236 495 малых предприятий, в работе которых занято около 18 млн граждан <14>.

<14> По сведениям Государственного комитета статистики РФ по состоянию на 1 мая 2018 г., см.: URL: http://rcsme.ru/ru/statistics.

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. И вновь возникает вопрос индивидуальности и принадлежности этих прав конкретному гражданину - начиная такую деятельность, как уже было сказано, он ставит перед собой задачу извлечения прибыли для себя либо для нескольких человек в случае их объединения в хозяйственные общества, использует с этой целью свои личные средства и имущество, и эта деятельность никак не связана с упомянутым социумом. Конечная цель при реализации экономических прав - личное благосостояние. И вновь прослеживается тенденция отделения таких прав от иных в Конституции РФ: законодатель в отдельные статьи выделяет гарантии защиты и неприкосновенности частной собственности, в том числе на землю, свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Вышеназванная позиция автора статьи формулирует и другой вывод - о необходимости всестороннего контроля за соблюдением именно экономических прав граждан в отрыве от прав социальных, в частности в рамках осуществления прокурорского надзора.

При этом при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением экономических прав граждан, отделяя их от прав социальных, следует отметить следующие основные направления надзора:

В современных условиях прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан является одним из самостоятельных направлений прокурорской деятельности, затрагивает права и законные интересы многих миллионов граждан России в процессе исполнения законодательства в сферах приватизации, кредитно-финансовой и банковской деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, налогов, банкротства, ценных бумаг, защиты прав субъектов предпринимательства и иной хозяйственной деятельности. Данный вывод автора основывается на конституционном признании и провозглашении экономических прав граждан и при определенных обстоятельствах необходимости их поддержки и стимулирования со стороны государства в периоды кризисных явлений в экономике, а также законодательном возложении на прокуратуру надзора за соблюдением прав и свобод граждан, составной и важнейшей частью которого являются экономические права граждан. В период обострения кризисных явлений в экономике России прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан определяется как одно из наиболее актуальных и приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры.

Литература

  1. Анализ состояния законности и правопорядка прокуратурами субъектов Российской Федерации: Пособие / Под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Акад. Генеральной прокуратуры РФ, 2012. 468 с.
  2. Вагина А.М. Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.М. Вагина. Челябинск, 2005. 25 с.
  3. Гаджиев Г.А. Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Г.А. Гаджиев. М., 1996. 44 с.
  4. Дружинин Д.Н. Экономические права и свободы граждан РФ: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д.Н. Дружинин. Ростов н/Д, 2003. 29 с.
  5. Каждый имеет право: реализация и защита конституционных прав и свобод / Под ред. В.В. Полянского. М., 2011. 50 с.
  6. Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" / Под ред. Ю.И. Скуратова. М.: Норма, 1996. 736 с.
  7. Путило Н.В. Социальные права граждан: история и современность / Н.В. Путило. М.: Юриспруденция, 2007. 320 с.
  8. Соловьев А.А. Экономические права граждан: понятие и виды / А.А. Соловьев // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 12. С. 3 - 5.
  9. Степаненко А.С. 25-летие Конституции в 2018 году: навстречу юбилею / А.С. Степаненко // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 1. С. 3 - 8.
  10. Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора / А.В. Чурилов. М.: ИПК РК Генер. прокуратуры РФ, 1999. 90 с.