Мудрый Юрист

Хорошо забытое старое: об осуществлении контроля в сфере закупок в рамках ч. 5 ст. 99 закона № 44-ФЗ

Блинцов Д.А., консультант отдела эколого-ресурсных программ управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, советник государственной гражданской службы Липецкой области 3 класса.

С 1 января 2019 г. для заказчиков, осуществляющих закупки по Закону N 44-ФЗ, контроль в сфере закупок, предусмотренный ч. 5 ст. 99 указанного Закона, вновь станет блокирующим. В начале 2017 г. попытка ввести такой контроль привела к дестабилизации работы ЕИС; остается надеяться, что в этот раз все будет иначе.

Контроль, предусмотренный ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, осуществляют Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. Его суть состоит в том, чтобы проверять:

  1. соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  2. соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

Порядок осуществления контроля, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, установлен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 <1> (далее - ПП РФ N 1367).

<1> "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Блокирующая модель размещения информации в ЕИС только после получения положительного результата контроля вызвала противоречивую правоприменительную практику <2>.

<2> Блинцов Д.А. Проблемы осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе // Вестн. ин-та госзакупок. 2017. N 5. С. 16.

Подход 1. Заказчик не несет ответственности за нарушение сроков размещения информации в ЕИС, обусловленное прохождением контроля по ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Пример.

Процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок была проведена 08.06.2018. Члены котировочной комиссии подписали протокол рассмотрения и оценки заявок в тот же день, 08.06.2018. А вот в ЕИС указанный протокол был опубликован только на следующий день, 09.06.2018, тогда как ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ требует публикации протокола в ЕИС в день его подписания.

Тем не менее контрольный орган не поставил данное нарушение в вину заказчику. Заказчик пояснил, что размещенный 08.06.2018 протокол вернулся с сообщением о несоответствии контролируемой информации; после исправления ошибки он был отправлен на повторное размещение в пятницу 08.06.2018 в 17:24 и тогда же поступил для повторной проверки в УФК по Тамбовской области. Фактически протокол прошел контроль в субботу 09.06.2018 в 08:41, после чего появился в открытой части ЕИС.

Контрольный орган указал в своем решении, что законодательство о контрактной системе не содержит требования о направлении документов, подлежащих размещению в ЕИС, с учетом сроков, необходимых для осуществления контроля по ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ. Обязанность по размещению протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в день подписания указанного протокола заказчик выполнил <3>.

<3> Решение Тамбовского УФАС России от 19.06.2018 N РЗ-148/18 (закупка N 0164100008518000098).

Заметим, что в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ <4> протоколы, составляемые в ходе закупок, с 01.07.2018 не направляются на контроль (подп. "в" п. 2 ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ утратил силу). Так что одним поводом для нарушения закона стало меньше.

<4> "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Гораздо чаще из-за прохождения контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, сокращается время подачи заявок на участие в закупке. Но и в этом случае некоторые контрольные органы относятся к невольным нарушителям закона лояльно.

Пример.

Заказчик разместил в ЕИС извещение и документацию об электронном аукционе 26.01.2018, определив дату и время окончания подачи заявок - 12.02.2018 в 08:00 (т.е. извещение было опубликовано за 16 дней до окончания срока подачи заявок).

Однако отметка о соответствии контролируемой информации по электронному аукциону была сформирована Управлением Федерального казначейства по Свердловской области только 29.01.2018 в 09:55, после чего информация об электронном аукционе появилась в ЕИС в открытом доступе. От 29.01.2018 до окончания срока подачи заявок 12.02.2018 - 13 дней, тогда как ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ требует размещения извещения об аукционе не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК превышает 3 млн руб.

Несмотря на это, контрольный орган посчитал, что срок подачи заявок для участия в указанном электронном аукционе соответствует требованиям ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ <5>.

<5> Решение Свердловского УФАС России от 13.02.2018 N 154-З (закупка N 0362100004718000004).

К сожалению, такая позиция скорее исключение, чем правило. Наибольшее распространение получил противоположный подход, изложенный далее.

Подход 2. При размещении информации заказчик должен учитывать сроки прохождения контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Пример.

07.02.2018 в 17:38 заказчик направил информацию, предусмотренную ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, в Федеральное казначейство. Извещение о проведении аукциона появилось в ЕИС 08.02.2018 в 17:07, после получения отметки о соответствии контролируемой информации.

Жалоба участника закупки на сокращение срока, установленного для подачи заявок, была признана обоснованной, т.к. срок между размещением извещения о проведении аукциона в ЕИС и окончанием подачи заявок оказался менее 7 дней, что не соответствует ч. 2 ст. 63 Закона N 44-ФЗ <6>. Согласно ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. руб.

<6> Решение Саратовского УФАС России от 27.02.2018 N 33-18/гз (закупка N 0160100009518000001).

Поддерживает такую позицию и судебная практика.

Пример аргументации.

Направление информации для размещения в ЕИС и ее непосредственное размещение в ней не являются тождественными понятиями, а потому сам факт подписания заявителем изменений к документации и направление таких изменений на контроль и последующее размещение в ЕИС не свидетельствуют о том, что именно в эту дату такие изменения были размещены, вопреки утверждению заказчика об обратном.

Утверждение заказчика о том, что внесенные им в аукционную документацию изменения были размещены в ЕИС 26.01.2018 в 18:40, не соответствует действительности, поскольку указанная дата является датой только подписания заказчиком таких изменений, но не датой их опубликования. Фактически изменения в аукционную документацию были опубликованы в ЕИС только 29.01.2018 в 10:45, т.е. уже после окончания срока подачи заявок (29.01.2018 до 9:00), что прямо противоречит требованиям ч. 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ. В свою очередь, это повлекло остановку электронного аукциона, блокировку электронной площадкой денежных средств третьего лица, а также сокращение последующего срока на подачу заявок. Доводы заказчика об отсутствии его вины суд не принимает во внимание, поскольку заказчик должен строго соблюдать все требования законодательства о контрактной системе <7>. В частности, он должен был осознавать тот факт, что информация была направлена им в контрольный орган в пятницу и с учетом особенностей ПП РФ N 1367 ее размещение в ЕИС могло произойти при самых неблагоприятных последствиях только в понедельник, что и случилось.

<7> См. Постановления Девятого ААС от 16.08.2018 N 09АП-38430/2018 по делу N А40-72641/18; от 13.09.2018 N 09АП-40435/2018 по делу N А40-56326/18.

О возможности такого развития событий в свое время предупреждало и Федеральное казначейство <8>.

<8> См. письмо от 21.03.2017 N 07-04-05/13-240 "О направлении заказчиками на контроль извещений об осуществлении закупок".

Ведомство напомнило, что согласно п. 14 ПП РФ N 1367 в случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, объекты контроля, подлежащие размещению в ЕИС, размещаются в ЕИС в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в ЕИС. При этом течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Поэтому при направлении заказчиком извещения и документации о закупке на контроль в территориальный орган Федерального казначейства последний вправе формировать уведомления о прохождении контроля указанных объектов контроля в течение следующего рабочего дня. При этом размещение объектов контроля в ЕИС будет осуществлено на следующий рабочий день со дня их направления на контроль <9>.

<9> Часть 17 разд. 5 Методических рекомендации для территориальных органов Федерального казначейства по порядку осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в сфере закупок, предусмотренному ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ в отношении заказчиков, определенных п. п. 3 и 6 Правил осуществления контроля, утвержденных ПП РФ от 12.12.2015 N 1367.

В связи с изложенным заказчикам и уполномоченным органам с 01.01.2019 вновь придется устанавливать срок подачи заявок участникам, вносить изменения в документацию о закупке и т.д. с учетом времени, необходимого для прохождения финансового контроля <10>, т.е. с запасом. Это обусловлено тем, что соответствующая информация размещается в ЕИС только после прохождения казначейского контроля в порядке, установленном ПП РФ N 1367 <11>.

<10> Решение Калининградского УФАС России от 06.02.2017 N КС-14/2017 (закупка N 0135300006517000001): "...ПП РФ N 1367 четко регламентирует сроки осуществления контроля органом контроля, поэтому у заказчика имелась возможность разместить извещение и документацию об аукционе, установив дату и время окончания подачи заявок на участие в аукционе с учетом времени окончания осуществления органом контроля проверки данных документов закупки и в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ".
<11> В частности, об этом говорилось в письме Минэкономразвития России от 22.03.2017 N Д28и-1236.

Во избежание подобных проблем Минфин России в ноябре 2017 г. выступил с инициативой об отмене блокирующего контроля как такового. В проекте Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ID проекта 01/01/11-17/00074663) <12> регулятор предлагал остановиться на уведомительном характере контроля, т.е. осуществлять контроль постфактум. В этом случае объекты контроля подлежали бы размещению в ЕИС в течение одного рабочего дня со дня направления их на контроль. В случае выявления несоответствия контролируемой информации органы контроля формировали бы протокол с указанием некорректных данных и направляли бы его заказчикам, уполномоченным органам в течение десяти рабочих дней со дня направления объекта контроля на согласование в орган контроля.

<12> О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=74663.

Безусловно, данный проект упростил бы взаимодействие органов, осуществляющих контроль в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, с субъектами контроля. Но пока он так и остается проектом.

Остается надеяться, что новый этап становления контрактной системы в сфере закупок пройдет безболезненно и закупочный коллапс не повторится.