Мудрый Юрист

Нотариальная палата как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации

Щенникова Лариса Владимировна, заведующая кафедрой гражданского права Кубанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Одним из итогов модернизации гражданского законодательства в нашей стране стал закрытый перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом последнюю точку в легальном списке (подп. 15) поставил Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 12-ФЗ, предусмотревший самостоятельное место в числе организационно-правовых форм некоммерческих организаций для нотариальных палат России.

Особое место и самостоятельная роль, определенная для нотариальных палат ст. 123.16-3 Гражданского кодекса Российской Федерации в системе некоммерческих корпоративных организаций, обязывают к созданию для них особого правового статуса в нотариальном законодательстве. О законотворческих проблемах и их решениях на данном пути рассуждает автор настоящей публикации в итоге предлагая уточненное определение нотариальной палаты как некоммерческой организации с учетом специфических целей ее деятельности.

Ключевые слова: гражданское право, юридическое лицо, некоммерческая организация, организационно-правовая форма, нотариальная палата, правовое положение.

The Notary Chamber as a Special form of Incorporation of a Non-profit-making Organization

L.V. Schennikova

Schennikova Larisa V., Head of the Department of Civil Law of the Kuban State University, Doctor of Law, Professor.

An exhaustive list of forms of incorporation for legal entities being non-profit-making organizations (Clause 3 Article 50 of the Civil Code of the Russian Federation) has become one of the results of civil law amendments in our country. Federal Law No. 12-FZ of February 7, 2017, has made the legal list (Subclause 15) exhaustive, providing for a standalone place for Russian notary chambers among forms of incorporation of non-profit-making organizations.

A special place and an independent role defined for notary chambers in the system of non-profit-making corporate organizations by Article 123.16-3 of the Civil Code of the Russian Federation require creation of a special legal status for notary chambers in notary laws. The author of the publication describes law making issues and solutions and concludes by proposing a specified definition of notary chamber as a non-profit-making organization considering specific aims of its activities.

Key words: civil law, legal entity, non-profit-making organization, form of incorporation, notary chamber, legal position.

Юридические лица без преувеличения являются центральной и самой загадочной категорией гражданского законодательства. Не одно поколение цивилистов пыталось снять с них "вуаль", отыскав "субстрат", выяснив раз и навсегда сущность, однако до сих пор все попытки так и не увенчались успехом. Однако цивилистика в целом может гордиться теми выводами, которые были сделаны ее представителями, выделившими особые правовые характеристики, присущие этой, хотя и универсальной, но в первую очередь цивилистической конструкции. Во-первых, юридические лица можно назвать категорией разумной или порождением человеческого разума, созданной для того, чтобы могло существовать и общество, и государство. Люди не могут существовать, не вступая в известные союзы, подчеркивал И.М. Тютрюмов <1>. Вот почему, констатировал ученый, основа для создания юридических лиц чисто разумная. Во-вторых, это юридический феномен, категория права. Она создается законом, "во имя права", в результате чего "нечеловек" становится также лицом, но уже в ином, юридическом смысле <2>. В-третьих, только на первый взгляд может показаться, что юридические лица являются очень абстрактной категорией. Как подчеркивал В.П. Грибанов, за любым юридическим лицом всегда стоят интересы каких-нибудь лиц. Вот почему юридическое лицо - это "воля" тех, в чьих интересах осуществляется его деятельность <3>. В-четвертых, важно всегда помнить, что юридические лица являются необходимым атрибутом экономической жизни. Именно экономике, в первую очередь, законодатель "вручает" данную конструкцию для того, чтобы она "не хромала". Образ "костылей" <4>, введенный Д.И. Мейером в отношении юридических лиц, можно использовать, как представляется, именно определяя их роль в экономике любого государства. В-пятых, нельзя не отметить также важную роль, которую играют юридические лица в жизни гражданского общества. Юридические лица, особенно некоммерческие организации, можно сказать, создают своей деятельностью гражданское общество, обеспечивая его силу, активность и перспективы развития. Неслучайно И.А. Покровский рассматривал юридические лица "живыми клеточками социального организма" <5>. Наконец, основополагающее значение для юридической личности имеет цель, которую преследуют в своей деятельности организации. Г.Ф. Шершеневич не случайно подчеркивал, что со стороны закона способность быть субъектом признается исключительно, имея в виду "определенные цели" <6>. Ради достижения определенных целей и происходит объединение усилий многих. И здесь юридическое лицо, как замечал М.Н. Коркунов, играет "роль скобок" <7>, объединяющих тождественные интересы многих, образующих единое целое для достижения общей цели.

<1> Тютрюмов И.М. Гражданское право. Юрьев: Типография К. Маттисена, 1922. С. 47 - 48.
<2> Удинцев В.А. Русское торгово-промышленное право. Ч. 1: Общие учения. Ч. 2: Особенная часть. Ч. 1 - 2. Киев: Тип. И.И. Чоколова, 1907. С. 85 - 86.
<3> Грибанов В.П. Юридические лица. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. С. 9 - 10.
<4> Мейер Д.И. Русское гражданское право / Д.И. Мейер. М.: Книга по требованию, 2012. С. 84, 87.
<5> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Петроград: Юридический книжный склад "Право", 1917. С. 129.
<6> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Издание Бр. Башмаковых, 1911. С. 118.
<7> Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Книга 2. М., 2003. С. 147 - 148.

Сказанное о роли и значении юридических лиц в экономике страны, а также жизнедеятельности общества свидетельствует о том, какое пристальное внимание должен уделять законодатель страны качеству гражданского законодательства, им посвященного. Не случайно процессы модернизации гражданского законодательства, происходящие в нашей стране с 2008 г., затронули, в первую очередь, гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Юридические лица". Среди значимых новелл, посвященных некоммерческим организациям, возможно отметить, во-первых, закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, который было решено установить на уровне кодифицированного гражданского закона. Ранее новые формы некоммерческих организаций могли создаваться и отдельными федеральными законами, что рождало противоречивость и несогласованность в гражданско-правовом регулировании. В п. 3 ст. 50 ГК РФ на сегодняшний день перечислены все организационно-правовые формы некоммерческих организаций, которые допускаются к созданию в России. Следует отметить, что законодатель столкнулся с реальными проблемами формирования данного списка, поскольку неоднократно очередными федеральными законами в него вносились дополнения и уточнения, ряд из которых вступит в силу лишь в январе 2019 г. Во-вторых, на некоммерческие организации была распространена новая классификация, вызванная к жизни появлением в предмете гражданского права корпоративных отношений, а именно: деление на некоммерческие корпоративные и некоммерческие унитарные организации. В-третьих, для некоммерческих корпоративных организаций законодатель сформулировал общие положения, дав их понятие, перечень организационно-правовых форм, предусмотрев порядок создания, права на имущество и требования к уставу (ст. 123.1 ГК РФ). В-четвертых, законодатель счел необходимым отдельные параграфы ГК РФ посвятить всем возможным организационно-правовым формам некоммерческих организаций. При этом в отношении одних видов, например общественных организаций, ассоциаций и союзов, это было сделано достаточно подробно, можно сказать, по определенной, заранее принятой схеме. В отношении иных видов, введенных совсем недавно, например адвокатских палат, а также нотариальных палат, принятая схема не была выдержана. В результате данным формам в кодифицированном законе оказалась посвящена одна статья (адвокатским палатам - ст. 123.16-1, нотариальным палатам - ст. 123.16-3 ГК РФ). В-пятых, законодатель с учетом разнообразия видов, типов и форм юридических лиц, а также специфики возможной их деятельности в самых разных сферах жизни общества предусмотрел необходимость отразить особенности их гражданско-правового статуса в иных законах, которые, с одной стороны, будут развивать положения ГК РФ, с другой - не должны будут ему противоречить (п. 4 ст. 49 ГК РФ). Таким образом, кодифицированный гражданский закон возложил ответственность за согласованность регулирования деятельности юридических лиц на иные федеральные законы, которые должны как воплотить идеи, заложенные ГК, так и дать им всестороннее развитие. Наконец, для некоммерческих организаций была предусмотрена возможность осуществления не предпринимательской (как это было ранее), а приносящей доход деятельности. Для осуществления такого рода деятельности должно быть соблюдено два условия: предусмотренность уставом и необходимый минимальный размер уставного капитала (п. 5 ст. 50 ГК РФ).

С учетом всех выше выделенных новелл кодифицированного гражданского законодательства остановим свое внимание на такой новой организационно-правовой форме некоммерческой организации, как нотариальная палата. В первую очередь, отметим, что сам факт появления в ГК РФ отдельной статьи, посвященной нотариальным палатам, отраден. До недавнего времени их приходилось пристраивать к числу известных форм, например, ассоциациям и союзам, что объективно затрудняло развитие данной разновидности некоммерческих юридических лиц. Сегодня, заняв самостоятельное место, нотариальные палаты заявили о себе как о равноправной с иными формами и очень значимой для гражданского общества разновидности некоммерческих организаций. Однако, видимо, в силу некоторой поспешности законодатель на уровне ГК РФ достаточно скупо прописал правовое положение этой новой организационно-правовой формы. Достаточно взглянуть на статьи, посвященные ассоциациям и союзам (ст. ст. 123.8 - 123.11), общественным организациям (ст. ст. 123.4 - 123.7), товариществам собственников недвижимости (ст. ст. 123.12 - 123.14), в которых правовой статус выделенных форм определен достаточно подробно и по принятой схеме. Так, первоначально дается общее определение, затем устанавливаются требования к уставу, допустимым формам преобразования, далее определяется правовое положение участников и устанавливаются особенности управления. Все пять вышеперечисленных и, по всей видимости, необходимых характеристик в отношении такой организационно-правовой формы, как нотариальная палата, в ГК РФ оказались не предусмотренными. Законодатель в ст. 123.16-3 ограничился, по сути, одним специальным указанием: нотариальные палаты объединяют нотариусов, занимающихся частной практикой, а Федеральная нотариальная палата - палаты субъектов Российской Федерации. Все остальные характеристики очевидны сами по себе, исходя из места данной статьи в структуре ГК РФ. А очевидно, что организация эта, во-первых, некоммерческая, так как не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками, а во-вторых, корпоративная, значит, ее участники приобретают право членства и формируют ее высший орган. Понимая, что особенности правового положения нотариальных палат, как самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации, должны быть созданы, законодатель в п. 4 ст. 123.16-3 ГК РФ поставил соответствующую задачу перед законодательством о нотариате.

Если же обратиться к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (в дальнейшем - Основы), то можно увидеть, что этот специальный нормативный акт, во-первых, содержит определение нотариальной палаты (ст. ст. 24, 29 Основ), а во-вторых, перечисляет ее полномочия (ст. ст. 25, 30 Основ). Однако содержание правового регулирования статуса нотариальных палат, если не считать дополнительные полномочия нотариальных палат устанавливать размеры дополнительных услуг (п. 2 ст. 25 Основ) или стандарты оформления вывесок для нотариальных контор (п. 2 ст. 30 Основ), за последнее время по своей сути не претерпело никаких изменений. И в специальном законодательстве нотариальная палата характеризуется как организация некоммерческая, профессионально объединяющая нотариусов (п. 1 ст. 24 Основ) или нотариальные палаты (п. 1 ст. 29 Основ) и самостоятельно организующая свою работу (п. 4 ст. 24, п. 2 ст. 29 Основ). Никаких иных дополнительных характеристик в развитии правового статуса нотариальных палат специальное законодательство на сегодняшний день не предусматривает. Не изменились формулировки Основ и под влиянием новой редакции п. 5 ст. 50 ГК РФ. В них по-прежнему нотариальным палатам разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Тогда как на сегодняшний день, как было выше отмечено, некоммерческие организации могут осуществлять не предпринимательскую, а приносящую доход деятельность, при этом необходимо соблюдать требования к обязательному минимальному размеру уставного капитала. Соответственно, редакционные изменения должны быть внесены в п. 5 ст. 24 и п. 3 ст. 29 Основ. Однако это представляется не столь важным для совершенствования правового статуса нотариальных палат Российской Федерации. Важным, с нашей точки зрения, является определиться с целями, ради которых создаются данные некоммерческие организации. Напомню, что, рассуждая о юридических лицах как категории "разумной", правовой, волевой, отражающей интересы определенных групп лиц, цивилисты во главу угла всех характеристик ставили цель, ради которой юридическое лицо создается. Классик российской цивилистики Г.Ф. Шершеневич утверждал, что государство посредством гражданско-правового регулирования выражает признание и одобрение этих целей. Особенно важно целеполагание для организаций некоммерческих. Не случайно ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" подробно перечисляет возможные "благие" цели, ради которых эти организации могут быть созданы, предполагая, что они будут конкретизированы в отношении всякой и каждой признаваемой законом организационно-правовой формы некоммерческой организации.

Возможно ли для определения целей деятельности нотариальных палат России воспользоваться статьями Основ, перечисляющими их полномочия (ст. ст. 25, 29 Основ)? К сожалению, о целях данные нормы речь не ведут. Ведь не только для защиты и представления интересов, а также оказания помощи нотариусам создаются эти юридические лица. Не является целью создания данной некоммерческой организации и возмещение затрат на экспертизы или установление платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера. Цели, как представляется, должны быть более глобальными, демонстрирующими особое место данных организаций в системе некоммерческих организаций - юридических лиц. Для выработки рекомендаций по совершенствованию норм Российского нотариального права плодотворным будет обратиться к зарубежному опыту. Так, Закон "О нотариате" Японии, принятый в 1909 г., целями нотариальной палаты данной страны провозгласил развитие системы нотариата, улучшение качества нотариальных услуг, повышение уровня образования нотариуса <8>. В Нотариальном законе Турции от 18 января 1972 г. возможно обнаружить в числе целей развитие профессии нотариуса разрешение противоречий, а также представление профессиональной позиции (точки зрения) <9>. Закон "О нотариате" Грузии целью деятельности нотариальной палаты определяет разрешение проблем функционирования и осуществления общих профессиональных интересов нотариусов <10>. Специальная статья, посвященная задачам нотариальной палаты, содержится в Законе "О нотариате" Литовской Республики от 18 сентября 1998 г. В статье выделена координация деятельности нотариусов, унификация нотариальной практики, а также надзор за выполнением нотариусами своих функций и требований профессиональной этики <11>. Цели деятельности нотариальной палаты выделяет и Закон "О нотариате" Эстонии, принятый 6 декабря 2000 г. Статья 44 такими целями признает, в частности, осуществление надзора за добросовестным и безупречным исполнением нотариусами их служебных обязанностей, соблюдением ими требований профессиональной этики и их достойным поведением <12>. Интерес представляет в части установления деятельности нотариальных палат и Закон Сербии "Об общественных нотариусах", принятый в 2011 г. В ст. 119 данного Закона на нотариальную палату возлагается сохранение репутации, чести и целостности нотариальной профессии, обеспечение добросовестного, в соответствии с законом и клятвой выполнение нотариусами своих обязанностей, забота о профессиональном развитии нотариусов, а также защите прав и интересов профессии <13>. О специально выделенных для нотариальной палаты целях ее деятельности свидетельствуют также диспозиции ст. ст. 106а, 107 и 111 Закона "О нотариусе" Республики Словения, принятого в 1994 г. В данных нормах целями деятельности палаты рассматривается защита и оказание помощи клиентам, обеспечение безопасности, авторитета и репутации нотариусов, а также прямой надзор за деятельностью нотариусов и их временных заместителей <14>.

<8> Мизинцев Е.Н. Организация нотариальной деятельности в Японии // Сайт Федеральной нотариальной палаты. URL: http://old.notariat.ru/press_3511_23.aspx.htm.
<9> Нотариальный публичный Закон Республики Турция N 1512 от 18 января 1972 г. (в ред. от 02.12.2014) // Сайт Турецкого нотариального союза. URL: https://portal.tnb.org.tr/Sayfalar/NoterlikKanunu.aspx.
<10> Закон Грузии "О нотариате" N 2283-11с от 4 декабря 2009 г. (в ред. 10.03.2017) // Сайт Центра правовой защиты российских соотечественников Грузии. URL: http://pravfond.ge/v2/1947-2.
<11> Закон Литовской Республики "О нотариате" N I-2882 от 15 сентября 1992 г. (в ред. 29.06.2017) // Сайт Парламента Республики Литва. URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/d131dd.
<12> Закон Республики Эстония от 21 декабря 2000 г. "О нотариате" (в ред. от 06.08.2009) // Сайт Нотариальной палаты Эстонии. URL: https://www.notar.ee/15760.
<13> Закон Сербии от 9 мая 2011 г. "Об общественных нотариусах" // Сайт "Юридические и экономические вопросы". URL: https://www.paragraf.rs/propisi/zakon_o_javnom_belezn.
<14> Закон Республики Словения "О нотариусе" N 14 от 21 февраля 1994 г. (в ред. 05.11.2013) // Сайт Юридической информационной системы Республики Словения. URL: http://pisrs.si/Pis.web/pregledPredpisa?id=ZAKO1329.

Какие цели возможно предложить законодателю России для внесения редакционных уточнений в определение нотариальной палаты как некоммерческой организации? Во-первых, нотариальная палата призвана развивать систему нотариата, оказывать поддержку репутации профессии в обществе и защищать интересы ее представителей. Во-вторых, нотариальные палаты должны обеспечивать добросовестное, в соответствии с законом и присягой, выполнение нотариусами своих обязанностей, координацию их деятельности и повышение уровня образования. В-третьих, нотариальные палаты обязаны обеспечивать доступность и качество нотариального обслуживания граждан и юридических лиц, сохранность и учет документов нотариальных архивов, а также единообразие нотариальной практики. С учетом комплекса выделенных целей уточненное определение нотариальной палаты может выглядеть следующим образом: это профессиональное объединение, созданное в целях развития системы нотариата, поддержки репутации профессии и защиты ее интересов, обеспечения доступности и качества нотариальных услуг, добросовестного, в соответствии с законом и присягой, выполнением нотариусами своих обязанностей, координации их деятельности и повышения уровня образования.

Литература

  1. Грибанов В.П. Юридические лица / В.П. Грибанов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. 115 с.
  2. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. Кн. 2. 428 с.
  3. Мейер Д.И. Русское гражданское право / Д.И. Мейер. 5-е изд. М.: Книга по требованию, 2012. 742 с.
  4. Мизинцев Е.Н. Организация нотариальной деятельности в Японии / Е.Н. Мизинцев. URL: http://old.notariat.ru/press_3511_23.aspx.htm.
  5. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Петроград: Юридический книжный склад "Право", 1917. 328 с.
  6. Тютрюмов И.М. Гражданское право. Юрьев: Типография К. Маттисена, 1922. 543 с.
  7. Удинцев В.А. Русское торгово-промышленное право. Ч. 1: Общие учения. Ч. 2: Особенная часть / В.А. Удинцев. Киев: Тип. И.И. Чоколова, 1907. Ч. 1 - 2.
  8. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права / Г.Ф. Шершеневич. 9-е изд. М.: Издание Бр. Башмаковых, 1911. 851 с.