Мудрый Юрист

Административная ответственность за антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов

Самолысов Павел Валерьевич, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Член-корреспондент Академии информатизации образования. Член Русского географического общества. Член Ассоциации юристов России. Member of International Alliance of Jurists and Economists (France). Государственный советник Российской Федерации 2-го класса. Член редакционной коллегии научно-практического журнала "Российское конкурентное право и экономика" (входит в перечень ВАК).

Сфера научных интересов: конкурентное право; административное право; проблемы и генезис картелизации экономики; вопросы информатизации образования; государственный антимонопольный контроль.

Награжден благодарностью Правительства Российской Федерации, почетной грамотой ФАС России, медалью Росрезерва "За содействие".

Автор более 140 научных и учебно-методических работ в области образования, информационных технологий, экономики и права, в том числе:

Статья посвящена анализу норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности хозяйствующими субъектами. Впервые приведен свод статистических сведений по данной группе правонарушений.

Ключевые слова: антимонопольные органы, ФАС России, картель, соглашения, согласованные действия, антимонопольное законодательство, административная ответственность.

Administrative responsibility for anticompetitive agreements and the concerted actions of economic entities

P.V. Samolysov

The article is devoted to the analysis of the norms of the Code of the Russian Federation on administrative offenses establishing the responsibility for concluding an agreement restricting competition, implementing concerted actions restricting competition, coordinating the economic activities by economic entities. For the first time a set of statistical data on this group of offenses is given.

Key words: antimonopoly authorities, FAS of Russia, cartel, agreements, concerted actions, antimonopoly legislation, administrative responsibility.

Вся система антимонопольного законодательства направлена на обеспечение защиты конкуренции, в том числе на предупреждение и пресечение монополистический деятельности и недобросовестной конкуренции. Наиболее действенной мерой защиты конкуренции выступает административно-правовая ответственность, которая "предполагает возможность как наказания нарушителя антимонопольного законодательства, так и публично-правового воздействия на него с целью прекращения правонарушения и создания условий для развития конкуренции" <1>.

<1> Пузыревский С.А. Отраслевая самостоятельность конкурентного права // Конкурентное право и современная экономика: Сб. науч. трудов и учебно-методич. материалов по итогам III Международной научно-практической конференции "Антимонопольная политика: наука, практика, образование. Цифровая экономика и конкурентная политика" / Отв. ред. С.А. Пузыревский. М.: Филиал УМЦ ФАС России, 2018. С. 30.

В статье рассмотрены меры административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности хозяйствующими субъектами (ст. 14.32 КоАП РФ <2>), т.е. административная ответственность за непосредственное нарушение антимонопольного законодательства. Об эффективности применения указанной нормы свидетельствуют приведенные в статье результаты мониторинга правоприменения.

<2> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Особенность рассматриваемого правонарушения заключается в том, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях и основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

То есть возбуждению дела об административных правонарушениях должно в обязательном порядке предшествовать возбуждение и рассмотрение антимонопольным органом дела о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации по ст. ст. 11.1, 16 и 17 Закона о защите конкуренции <3>.

<3> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

В связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации. При этом Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме). Об этом же свидетельствует п. 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 <4>. При этом антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.

<4> Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 2008. N 8.

Принимая во внимание вышеуказанную позицию ВАС РФ и последнюю редакцию ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ, можно говорить, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения по ст. 14.32 КоАП РФ начинает исчисляться с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме.

Основаниями административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ являются следующие нарушения антимонопольного законодательства:

Определим юридический состав правонарушения по ст. 14.32 КоАП РФ. Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с функционированием рынков без монополизации и недобросовестной конкуренции и проведением торгов в условиях конкуренции между их участниками.

Объективная сторона анализируемого правонарушения выражается в различных действиях: заключении ограничивающего конкуренцию соглашения (ч. ч. 1, 2, 3, 4, 7), осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ч. ч. 6, 7), координации экономической деятельности (ч. 5).

При этом ст. 14.32 КоАП РФ не содержит подробного описания нарушения, а отсылает нас к антимонопольному законодательству Российской Федерации, где и раскрывается содержание элементов инкриминируемого правонарушения.

Субъектами административных правонарушений в области предпринимательской деятельности выступают как физические (граждане и должностные лица), так и юридические лица.

При этом субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, выступают только должностные лица, ч. ч. 1 - 4, 6 ст. 14.32 КоАП РФ, - как должностные, так и юридические лица, а по ч. 5 ст. 14.32 КоАП РФ субъектами, кроме должностных и юридических лиц, выступают еще и граждане.

По нашему мнению, указание в ч. 5 ст. 14.32 КоАП РФ (недопустимая координация экономической деятельности) в качестве субъекта правонарушений граждан является излишним и недопустимым, что и подтверждается отчетными данными о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства <5>. За все время существования указанной нормы (11 лет) к административной ответственности не было привлечено ни одного гражданина.

<5> См.: Сборник отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2008 - 2018 гг.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умышленной формой вины, т.е. лицо сознавало противоправный характер своего действия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Структурные элементы нормы ст. 14.32 КоАП РФ представлены в таблице. При этом в качестве наказания применяются как административный штраф - фиксированный (ч. ч. 1 - 3, 5, 7) либо "оборотный" (ч. ч. 1 - 4, 6), так и дисквалификация должностных лиц (ч. ч. 1 - 3, 5, 7).

Таблица

Структурные элементы нормы ст. 14.32 КоАП РФ

Диспозиция

Административно-правовые санкции

на граждан

на должностных лиц

на юридических лиц

  1. Заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, либо участие в нем

Штраф от 40,0 до 50,0 тыс. руб.

ИЛИ

Дисквалификация от 1 года до 3 лет

Штраф от 3/100 до 15/100 размера суммы ВТРУ ЛИБО размера суммы РТРУ, но не менее 100,0 тыс. руб.

  1. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них

Штраф от 20,0 до 50,0 тыс. руб.

ИЛИ

Дисквалификация до 3 лет

Штраф от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера суммы ВвсехТРУ и не менее 100,0 тыс. руб.

  1. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации "вертикального" соглашения либо участие в нем

Штраф от 15,0 до 30,0 тыс. руб. ИЛИ Дисквалификация до 1 года

Штраф от 1/100 до 5/100 размера суммы ВТРУ ЛИБО размера суммы РТРУ, но не менее 100,0 тыс. руб.

ИЛИ

Штраф от 2/1000 до 2/100 размера суммы ВТРУ, но не менее 50,0 тыс. руб. в случае, если сумма ВТРУ ЛИБО сумма РТРУ превышает 75% совокупного размера суммы ВвсехТРУ или АП

  1. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи

Штраф от 15,0 до 30,0 тыс. руб.

Штраф от 1/100 до 5/100 размера суммы ВТРУ ЛИБО размера суммы РТРУ, но не менее 100 тыс. руб.

ИЛИ

Штраф от 2/1000 до 2/100 размера суммы ВТРУ, но не менее 50,0 тыс. руб. в случае, если сумма ВТРУ ЛИБО сумма РТРУ превышает 75% совокупного размера суммы ВвсехТРУ или АП

  1. Координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации

Штраф от 40,0 до 50,0 тыс. руб.

Штраф от 40,0 до 50,0 тыс. руб. ИЛИ Дисквалификация до 3 лет

Штраф от 1 до 5 млн руб.

  1. Осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий

Штраф от 10,0 до 20,0 тыс. руб.

Штраф от 1/100 до 3/100 размера суммы ВТРУ ЛИБО размера суммы РТРУ, но не менее 50,0 тыс. руб.

ИЛИ

Штраф от 1/1000 до 1/100 размера суммы ВТРУ, но не менее 50,0 тыс. руб. в случае, если сумма ВТРУ ЛИБО сумма РТРУ превышает 75% совокупного размера суммы ВвсехТРУ или АП

  1. Заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий

Штраф от 20,0 до 50,0 тыс. руб.

ИЛИ

Дисквалификация до 3 лет

-

Примечание: ВТРУ - выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;

РТРУ - расходы правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;

ВвсехТРУ - выручка правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг);

АП - административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).

Источник: разработано автором на основе анализа норм КоАП РФ.

Необходимо отметить, что законодатель дифференцировал ответственность для хозяйствующих субъектов и должностных лиц органов власти в зависимости от тяжести правонарушения (уровня причиняемого вреда). При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного анализируемой статьей, учитываются обстоятельства и смягчающие, и отягчающие административную ответственность.

Кроме того, примечанием к ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрен порядок освобождения от административной ответственности <6>.

<6> См., например: Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики: Монография / Отв. ред. С.В. Максимов, С.А. Пузыревский. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. 144 с.

Данные по правоприменению ст. 14.32 КоАП РФ приведены на рис. 1, 2, 3 и показывают, насколько эффективно государство противостоит ограничивающим конкуренцию соглашениям, осуществлению ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координации экономической деятельности хозяйствующими субъектами.

Источник: разработано автором на основе информации из Сборников отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2008 - 2018.

Рис. 1. Динамика правонарушений и привлечение к ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ

Источник: разработано автором на основе информации из Сборников отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2008 - 2018.

Рис. 2. Динамика обжалования в различные инстанции и отмены постановлений об административных правонарушениях по ст. 14.32 КоАП РФ

Источник: разработано автором на основе информации из Сборников отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2008 - 2018.

Рис. 3. Динамика применения штрафных санкций

Анализ динамики правонарушений и привлечения к ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ показывает, что произошел значительный рост числа вынесенных антимонопольным органом постановлений об административных правонарушениях на основе возбужденных дел об административных правонарушениях по ст. 14.32 КоАП РФ (с 58,33% в 2007 г. до 87,69% в 2017 году), что может свидетельствовать, с одной стороны, о формировании антимонопольным органом более качественной доказательной базы по указанным правонарушениям, а с другой стороны, о растущей картелизации российской экономики.

Анализ динамики обжалования в различные инстанции и отмены постановлений об административных правонарушениях по ст. 14.32 КоАП РФ показывает следующее:

Анализ динамики применения штрафных санкций показывает, что в последнее время имеет место тенденция снижения суммы наложенных антимонопольным органом административных штрафов. Указанный спад во многом произошел после того, как был ограничен верхний предел штрафных санкций (в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ): штраф, исчисляемый исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году <7>.

<7> См.: Разъяснение ФАС России "О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней" // Официальный сайт ФАС России. URL: www.fas.gov.ru.

Таким образом, система антимонопольного контроля за антиконкурентными соглашениями и согласованными действиями хозяйствующих субъектов не может существовать без наличия эффективного механизма влияния на недобросовестных участников рынка в виде мер административной ответственности. При этом необходимо соблюдать баланс между потребностями общества в защите конкуренции и интересами хозяйствующих субъектов, действующих на этих рынках: слишком суровые наказания могут не только привести к разорению компании, но и негативно сказаться на рынке в целом и на конкуренции.

Библиографический список

  1. Антимонопольная политика: наука, практика, образование. Цифровая экономика и конкурентная политика: Сб. науч. трудов и учебно-методич. материалов по итогам III Международной научно-практической конференции / Отв. ред. С.А. Пузыревский. М.: Филиал УМЦ ФАС России, 2018. 320 с.
  2. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики: Монография / Отв. ред. С.В. Максимов, С.А. Пузыревский. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. 144 с.
  3. Сборники отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2008 - 2018 гг.