Мудрый Юрист

Контракты жизненного цикла, концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве: общее и особенное

<1> Статья подготовлена с использованием СПС "КонсультантПлюс".

Гринев Валерий Павлович, кандидат военных наук, член Московского отделения Ассоциации юристов России, эксперт ЦИТ в строительстве НИУ ВШЭ.

В статье с использованием специально разработанной информационной модели представлены результаты сравнительного анализа понятий контрактов жизненного цикла, концессионных соглашений и государственно-частного партнерства, в рамках которых могут создаваться различные объекты капитального строительства. Предложенный подход позволяет определить общие и особенные черты этих форм хозяйственных отношений в интересах оптимизации их построения с целью повышения инвестиционной привлекательности и деловой активности.

Ключевые слова: контракты жизненного цикла; концессионные соглашения; государственно-частное партнерство; объекты капитального строительства; контрактная система.

Life cycle contracts, concession agreements and agreements on public-private partnership: the general and the special

V.P. Grinev

In the article the results of comparative analysis of the concepts of life cycle contracts, concession agreements and public-private partnerships in the context which a variety of objects of capital construction can be created are presented using a specially developed information model of longterm contracts. The proposed approach allows to identify common and distinguishing features of these forms of economic relations for optimization of their construction in order to increase investment attractiveness and business activity.

Key words: life cycle contracts; concession agreements; public-private partnership; capital construction projects; contract system.

Контракты жизненного цикла <2> (далее - КЖЦ), концессионные соглашения <3> (далее - КС) и соглашения о государственно-частном партнерстве <4> (далее - ГЧП) представляют собой разновидности инновационных подходов к правовому регулированию предпринимательской деятельности, осуществляемой на долгосрочной основе.

<2> Часть 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом положений Постановления Правительства РФ от 28.11.2103 N 1087 "Об определении случаев заключения контрактов жизненного цикла" (в ред. от 29.12.2015 N 1480).
<3> Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
<4> Часть 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ГЧП и МЧП).

КЖЦ - это "контракты, предусматривающие закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта" <5>.

<5> Понятие КЖЦ дано в ч. 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

КЖЦ заключаются в основном в случаях <6> выполнения работ по проектированию и строительству, в частности:

<6> Случаи, когда заключаются КЖЦ, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 "Об определении случаев заключения контрактов жизненного цикла" (в ред. от 29.12.2015 N 1480).
<7> В соответствии с ч. 2 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ к уникальным объектам относятся ОКС, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 м; пролеты более чем 100 м; наличие консоли более чем 20 м; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 м.

С учетом положений Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1480, помимо проектирования и строительства, КЖЦ могут заключаться также в случае выполнения работ по эксплуатации, реконструкции, в т.ч. с элементами реставрации.

Следует отметить, что реконструкция в рамках КЖЦ касается ОКС в сфере здравоохранения (в том числе предназначенных для санаторно-курортного лечения, проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск, объектов в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов)).

Также в рамках КЖЦ может проводиться реконструкция с элементами реставрации в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства РФ об объектах культурного наследия народов РФ или нахождения таких объектов в руинированном состоянии.

При этом в отношении ОКС, предназначенных для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан (домов-интернатов (пансионатов) для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологических интернатов, социально-оздоровительных центров, геронтологических центров, геронтопсихиатрических центров, социально-реабилитационных центров, реабилитационных центров, кризисных центров помощи женщинам, центров психолого-педагогической помощи населению, центров социального обслуживания населения, центров социальной адаптации (помощи), домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц), КЖЦ могут заключаться в случаях выполнения работ по проектированию, строительству и эксплуатации.

Следует отметить, что в рамках КЖЦ могут закупаться и определенные товары, к которым относится следующая номенклатура:

<8> А космические аппараты? - вопрос законодателю. - Прим. авт.

Обобщенный перечень объектов, проектирование и строительство которых может осуществляться в рамках КЖЦ, представлен в работах В.П. Гринева <9>. При этом юридические аспекты и практические моменты использования КЖЦ освещены в работе В.В. Джужомы и М.Ю. Погорелко <10>.

<9> Гринев В.П. Закупки работ по проектированию и строительству в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ в вопросах и ответах. 2014. N 10. С. 13 - 20; Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения. В кн.: Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77 - 91.
<10> Джужома В.В., Погорелко М.Ю. Юридические аспекты и практические моменты использования контрактов жизненного цикла // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. N 39. С. 46 - 53.

Следует отметить, что КЖЦ в таком документе, как Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, был представлен в виде "новой формы концессионного соглашения в рамках совершенствования механизма и условий государственно-частного партнерства" <11>.

<11> Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения // В кн.: Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о ГЧП и МЧП государственно-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок (значит, и на срок действия КЖЦ. - Прим. авт.) сотрудничество сторон в целях обеспечения органами государственной власти и органами МСУ доступности товаров, работ, услуг (далее - ТРУ) и повышения их качества, основанное на объединении ресурсов, распределении рисков.

Говоря о ГЧП как новой форме концессионных соглашений, в рамках которых могут складываться соответствующие правоотношения, важно учитывать положения Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о КС). В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о КС "концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица".

Что касается частного партнера как стороны соглашения о ГЧП, то в соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о ГЧП и МЧП ГЧП - это российское юридическое лицо, с которым в соответствии с этим Законом заключено соглашение.

Следует отметить, что ГЧП в России стало развиваться в середине 2000-х годов <12>. Однако мировой финансово-экономический кризис поставил под угрозу реализацию отдельных ГЧП в России, потому что как государство, так и частный бизнес стали осторожнее подходить к инвестированию средств. В то же время у государства и у частного бизнеса не исчезла потребность в развитии инфраструктурных проектов. Именно поэтому актуальным стал вопрос о поиске новых форм ГЧП, к которым и относятся КЖЦ.

<12> Legal Analytics: PPP & INFRASTRUCTURE // Контракт жизненного цикла. Новый механизм ГЧП в России, ноябрь 2010 г. // www.vegaslex.ru // Государство и бизнес: в поисках нового формата взаимодействия.

В работе А.Г. Дорожкина и Т.М. Звездиной <13> отмечается, что модель ГЧП на основе КЖЦ в рамках действующего российского законодательства нереализуема, что предопределяет внесение в него соответствующих изменений, основанных на возможности реализации КЖЦ в рамках ФЗ "О концессионных соглашениях". По мнению ученых, отличием КЖЦ от иных механизмов ГЧП является то обстоятельство, что в КЖЦ государственная сторона нуждается в определенной общественно-полезной услуге, которую предполагается оказывать с использованием объекта КЖЦ. С этим связано основное преимущество КЖЦ, которое проявляется на примере инфраструктурных объектов, перечень которых представлен в таблице настоящей статьи.

<13> Дорожкин А.Г., Звездина Т.М. Контракт жизненного цикла: понятие, правовые основы, проблемы практической реализации // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 4.

К общим положениям о КЖЦ и ГЧП на основе анализа содержания таблицы можно отнести требования, которым должна отвечать соответствующая сторона применительно к КЖЦ как поставщик (подрядчик), а к ГЧП - частный партнер.

В частности, в соответствии с ч. 8 ст. 5 Закона о ГЧП и МЧП частный партнер должен соответствовать следующим требованиям:

  1. непроведение ликвидации и отсутствие решения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о его банкротстве;
  2. неприменение административного наказания в виде административного приостановления деятельности в порядке, установленном КоАП РФ, на день представления заявки на участие в конкурсе;
  3. отсутствие недоимки по налогам, сборам и задолженности по иным обязательным платежам, а также задолженности по уплате процентов за использование бюджетных средств, пеней, штрафов, отсутствие иных финансовых санкций не ранее чем за один месяц до дня представления заявки на участие в конкурсе;
  4. наличие необходимых в соответствии с законодательством РФ лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, свидетельств о допуске саморегулируемых организаций к выполнению предусмотренных соглашением работ и иных необходимых для реализации соглашения разрешений.

Более подробный перечень требований, которым должен соответствовать, в частности, технический заказчик как возможная сторона КЖЦ и которым в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ может быть только юридическое лицо <14>, представлен в работе В.П. Гринева <15>.

<14> Понятие "технический заказчик" представлено в п. 22 ст. 1 Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в ред. от 31.12.2017)).
<15> Гринев В.П. К вопросу о требованиях к техническому заказчику в строительстве в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. N 39. С. 54 - 63.

Применительно к стороне КЖЦ важно иметь в виду, что технический заказчик - это уполномоченное застройщиком юридическое лицо, которое от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее - ОКС), подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ.

Говоря о перспективах развития КЖЦ, следует иметь в виду, что Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству внести предложения по внедрению возможности заключать КЖЦ при закупках и по Закону N 223-ФЗ <16>.

<16> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

По мнению ученых-цивилистов, в частности А.Х. Нуриева <17>, КЖЦ рассматривается законодателем, с одной стороны, как государственный контракт, заключаемый в рамках государственных закупок, а с другой стороны, как инструмент государственно-частного партнерства.

<17> Нуриев А.Х. Контракты жизненного цикла: проблемы и пути развития // Законы: опыт, теория, практика. 2014. N 8.

По правовой природе КЖЦ представляет собой смешанный договор, в котором содержатся элементы строительного подряда, возмездного оказания услуг, проектных и изыскательских работ и т.п.

Вместе с тем, учитывая, что стороной в рамках КЖЦ может выступать не только отдельно взятое юридическое лицо, выполняющее, в частности, функции технического заказчика, но и публично-правовое образование, заключение КЖЦ может происходить в рамках как концессионного законодательства, так и Закона о контрактной системе.

С учетом того что предметом долгосрочных контрактов является объект, который должен быть создан одной стороной, а оплачен другой, в частности публичным партнером, от специфики объекта зависит и цена контракта, и его продолжительность, что предопределяет необходимость представления как общих черт долгосрочных контрактов, так и их особенностей.

С целью удобства проведения анализа общего и особенного в рамках разновидностей долгосрочных контрактов разработана информационная модель, представленная в таблице.

Информационная модель общего и особенного в рамках разновидностей долгосрочных контрактов

Разновидности долгосрочных контрактов

КЖЦ <18>

КС <19>

ГЧП <20>

Объекты, проектирование и строительство (реконструкция, реставрация и эксплуатация) которых могут осуществляться в рамках долгосрочных контрактов <21>

а) автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог

  1. автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог
  1. частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса

Общее для КЖЦ, КС и ГЧП - автомобильные дороги

д) объекты инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта

  1. метрополитен и другой транспорт общего пользования
  1. транспорт общего пользования, за исключением метрополитена

Общее для КЖЦ и КС - метрополитен и транспорт общего пользования, особенное для ГЧП - транспорт общего пользования за исключением метрополитена

е) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования

  1. объекты железнодорожного транспорта
  1. объекты железнодорожного транспорта

Общее для КЖЦ, КС и ГЧП - железнодорожный транспорт

  1. объекты трубопроводного транспорта
  1. объекты трубопроводного транспорта

Особенности для КЖЦ - трубопроводный транспорт в рамках КЖЦ не рассматривается

б) инфраструктура морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов

  1. морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
  2. гидротехнические сооружения
  1. морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения <22>:
  2. гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова

Общее для КЖЦ, КС и ГЧП - морские и речные порты, гидротехнические сооружения

  1. морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки
  1. морские суда и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки <23>

Особенное для КЖЦ - морские и речные суда в рамках КЖЦ не рассматриваются

в) аэродромы

  1. аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи
  1. воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения

Особенное для КЖЦ - рассматриваются только аэродромы, без инфраструктуры, общее для КЖЦ, КС, ГЧП - аэродромы, аэропорты, воздушные суда

  1. объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов

Особенное для КС - инфраструктура аэропортов рассматривается только в рамках КС

  1. объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии
  1. объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии

Особенное для КЖЦ - объекты по производству и передаче энергии в рамках КЖЦ не рассматриваются

  1. подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации <24>

Особенное для ГЧП - линии связи рассматриваются только в рамках ГЧП

к) ОКС <25> в сфере здравоохранения (в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения) <26>

  1. объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения
  1. объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения

Общее для КЖЦ, КС, ГЧП - объекты здравоохранения

  1. объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения
  1. объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения

Особенное для КЖЦ - объекты образования, культуры, спорта в рамках КЖЦ не рассматриваются

  1. объекты, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание ТКО
  1. объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО

Особенное для КЖЦ - в рамках КЖЦ утилизация ТКО не рассматривается

  1. объекты, предназначенные для благоустройства
  1. объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения

Особенное для КЖЦ - в рамках КЖЦ объекты благоустройства не рассматриваются

  1. мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем

Особенное для ГЧП - мелиоративные системы рассматриваются только в рамках ГЧП

  1. объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции (с/х), включенные в утвержденный Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством РФ
  1. объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции (с/х), включенные в утвержденный Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством РФ

Особенное для КЖЦ - в рамках КЖЦ объекты с/х не рассматриваются

г) объекты системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов (см. п. 13 ГЧП)

  1. системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан

Особенное для ГЧП - объекты коммунальной инфраструктуры в рамках ГЧП не рассматриваются

л) объекты <27>, предназначенные для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск <28>

  1. здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений

Особенное для ГЧП - объекты для военнослужащих в рамках ГЧП не рассматриваются

ж) уникальные ОКС только в рамках КЖЦ

м) ОКС, предназначенные для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан (домов-интернатов (пансионатов) для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологических интернатов, социально-оздоровительных центров, геронтологических центров, геронтопсихиатрических центров, социально-реабилитационных центров, реабилитационных центров, кризисных центров помощи женщинам, центров психолого-педагогической помощи населению, центров социального обслуживания населения, центров социальной адаптации (помощи), домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов <29> только в рамках КЖЦ

н) ОКС в сфере культуры (театры и амфитеатры, памятники и мемориальные сооружения, музеи, выставочные центры и выставочные комплексы, библиотеки, цирки, кинотеатры, концертные залы), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов <30> только в рамках КЖЦ

о) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства РФ об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов РФ или нахождения таких объектов в руинированном состоянии <31> только в рамках КЖЦ

<18> Часть 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом положений Постановления Правительства РФ от 28.11.2103 N 1087 "Об определении случаев заключения контрактов жизненного цикла" (в ред. от 29.12.2015 N 1480).
<19> Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
<20> Часть 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<21> Примечание. Нумерация и наименование объектов приведены в соответствии с их обозначением и описанием в соответствующих нормативных правовых актах.
<22> За исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность.
<23> За исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность.
<24> Касается только ГЧП.
<25> Касается проектирования, строительства и реконструкции.
<26> Включая закупку медицинского оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных ОКС.
<27> Касается проектирования, строительства и реконструкции.
<28> Включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов.
<29> Касается проектирования, строительства и эксплуатации.
<30> Касается проектирования, строительства и реконструкции.
<31> Выполнение работ по проектированию, реконструкции с элементами реставрации и (или) приспособлению для современного использования (при необходимости).

На основе анализа представленных в таблице данных под углом зрения выделения общего и особенного как в описании объектов, так и по их распределению между КЖЦ, КС и ГЧП можно сделать вывод, что в рамках разработки инновационных подходов в правовом регулировании предпринимательской деятельности целесообразно разработать унифицированный перечень объектов, проектированием, строительством, в необходимых случаях реконструкцией, эксплуатацией и реставрацией которых занимались бы соответствующие подрядные организации на долгосрочной основе, определяемые на конкурентной основе <32>.

<32> См.: Гринев В.П. Импортозамещение как цель закупки инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2015. N 6. С. 40 - 44.

В этом случае государственный или муниципальный заказчик получил бы возможность оптимизации схемы построения долгосрочных правоотношений в инвестиционно-строительной деятельности исходя из соображений экономической целесообразности в интересах повышения инвестиционной привлекательности страны в целом и того или иного региона в частности, используя контрактную систему как механизм нормоконтроля расходования бюджетных средств <33>.

<33> Гринев В.П. Контрактная система как механизм нормоконтроля расходования бюджетных средств // Право и экономика. 2015. N 7. С. 37 - 44.

О важности и актуальности обсуждаемой темы в плане выявления общего и особенного в долгосрочных контрактах говорит тот факт, что 29 декабря 2017 г. Правительством РФ было принято Постановление N 1686 "Об утверждении критериев отнесения объектов производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции к объектам концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве либо муниципально-частном партнерстве".

Необходимо также отметить, что Правительством Российской Федерации утвержден План мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <34>, которым предусмотрена разработка проекта федерального закона в части признания объектов информационно-телекоммуникационных инфраструктурных проектов в качестве объектов соглашений, в соответствии с которым объекты информационных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры должны быть включены в перечень возможных объектов соглашений, предусмотренных федеральными законами о государственно-частном партнерстве и о концессионных соглашениях.

<34> Утв. Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18.12.2017 N 2).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Дорожкин А.Г., Звездина Т.М. Контракт жизненного цикла: понятие, правовые основы, проблемы практической реализации // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 4.
  2. Мещеров А.В. Экономические науки. 2015. N 2(123) Государственно-частное партнерство: теория, методология и практика. С. 16 - 17.
  3. Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Гриф УМО ВО / Г.А. Борщевский. М.: Юрайт, 2015. 344 с.
  4. Высоцкая Н.В. Государственно-частное партнерство: вопросы теории и методологии: Учебное пособие / Н.В. Высоцкая, О.А. Жилина. М.: МГУУ ПМ, 2010. 28 с.
  5. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство. Учебник. М.: Юстицинформ, 2012. 384 с.
  6. Legal Analytics: PPP & INFRASTRUCTURE // Контракт жизненного цикла. Новый механизм ГЧП в России, ноябрь 2010 г. // www.vegaslex.ru // Государство и бизнес: в поисках нового формата взаимодействия.
  7. Джужома В.В., Погорелко М.Ю. Юридические аспекты и практические моменты использования контрактов жизненного цикла // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. N 39. С. 46 - 53.
  8. Нуриев А.Х. Контракты жизненного цикла: проблемы и пути развития // Законы: опыт, теория, практика. 2014. N 8.
  9. Гринев В.П. Закупки работ по проектированию и строительству в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ в вопросах и ответах. 2014. N 10. С. 13 - 20.
  10. Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения. В кн.: Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77 - 91.
  11. Гринев В.П. Застройщик как институт нормоконтроля расходования бюджетных средств в сфере капитального строительства // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. N 40. С. 96 - 105.
  12. Гринев В.П. К вопросу о требованиях к техническому заказчику в строительстве в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. N 39. С. 54 - 63.