Мудрый Юрист

Актуальные проблемы назначения и исполнения наказания в виде обязательных работ

Ткачева Светлана Валерьевна, судья Черняховского городского суда Калининградской области, соискатель Юридического института Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ имени И. Канта).

В статье рассмотрены проблемы ограничения назначения наказания инвалидам первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до трех лет. Сделан вывод о возможности назначения наказания в виде обязательных работ с непосредственным сопровождением органов службы занятости населения указанным лицам.

Ключевые слова: преступления против собственности, обязательные работы, исполнение приговора, участие органов службы занятости населения.

Relevant Issues of Imposition and Execution of a Sentence in the Form of Compulsory Community Service

S.V. Tkacheva

Tkacheva Svetlana V., Judge of the Chernyakhovsk Town Court of the Kaliningrad Region, Degree-Seeking Student of the Law Institute of the Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU).

The article deals with the problems of limiting the imposition of punishment on the disabled of the first group, pregnant women, women with children under three years. The conclusion about the possibility of sentencing in the form of compulsory work with the direct support of the employment service to these persons.

Key words: crimes against property, compulsory work, execution of the sentence, participation of the employment service.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/110 "Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)" <1>, а также в Резолюции (76) 10 Комитета министров Совета Европы "О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы", принятой 9 марта 1976 г. на 225-м заседании представителей министров <2>, рекомендовано рассматривать альтернативы тюремному заключению, в том числе выполнение осужденными общественно полезных работ.

<1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/110 "Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Резолюция (76) 10 Комитета министров Совета Европы "О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы", принятая 9 марта 1976 г. на 225-м заседании представителей министров // СПС "КонсультантПлюс".

В России обязательные работы в качестве самостоятельного уголовного наказания были включены в систему видов наказания Уголовным кодексом 1996 г., однако введены в действие с 10 января 2005 г. <3>. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ (в ред. от 08.12.2003 N 162-ФЗ)). Отбываются по месту жительства осужденного (ч. 1 ст. 25 УИК РФ (в ред. от 30.12.2006 N 273-ФЗ)), сроком от 60 до 480 часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК РФ (в ред. от 07.12.2011 N 420-ФЗ)).

<3> Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, удельный вес назначаемых наказаний в виде обязательных работ за последние два года имеет тенденцию к росту, при этом за имущественные преступления удельный вес остается на стабильном уровне и не превышает 5,1% <4>. Как правило, проблем с исполнением данного вида наказания не возникает, поскольку организация обязательных работ не требует от органов местного самоуправления затрат на их проведение, оплата труда осужденных не осуществляется, а видов низкооплачиваемого неквалифицированного труда, на выполнение которого сложно найти желающих, широкий спектр.

<4> Сводные статистические данные о деятельности федеральных судов общей юрисдикции за 2010 - 2017 гг. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 19.06.2018).

Осужденные же являются существенным подспорьем органам местного самоуправления в решении таких задач, как благоустройство территорий, подметание улиц, уход за насаждениями и др. Однако не всем категориям подсудимых возможно назначение данного вида наказания ввиду ограничений, предусмотренных ч. 4 ст. 49 УК РФ (в ред. от 08.12.2003 N 162-ФЗ), а именно лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава. И если в отношении военнослужащих воля законодателя понятна и не требует пояснений, то в отношении остальных категорий подсудимых возникает вопрос. Почему этим категориям подсудимых невозможно назначить столь мягкое наказание за совершение имущественных преступлений?

Ряд ученых трактуют данные ограничения как проявление принципа гуманизма, заботы государства о материнстве, детстве и престарелых <5>, на поверку же суд вынужден назначать более суровые наказания, и, как правило, это лишение свободы либо лишение свободы условно, поскольку единственный мягкий вид наказания - штраф данная категория подсудимых исполнить не в состоянии ввиду имущественной несостоятельности.

<5> Филимонов В.Д. Комментарий к ст. 49 УК Российской Федерации // Уголовный кодекс Российской Федерации: постатейный комментарий / Науч. ред. Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский. М., 1997. С. 103.

Так, приговором Тосненского городского суда Ленинградской области от 19 февраля 2016 г. Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 2 ст. 158, п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ, ему назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно. Из приговора следует, что подсудимый является инвалидом первой группы, не работает. Определяя вид наказания, суд исходил из тех обстоятельств, что иные виды наказания, такие как штраф, обязательные и исправительные работы, не могут быть назначены: штраф - ввиду имущественной несостоятельности подсудимого, а обязательные и исправительные работы - вследствие наличия инвалидности первой группы <6>.

<6> Приговор Тосненского городского суда Ленинградской области от 19 февраля 2016 г. // Официальный сайт Тосненского городского суда Ленинградской области. URL: https://tosnensky--lo.sudrf.ru (дата обращения: 21.10.2018).

Приговором мирового судьи первого судебного участка Икрянинского района Астраханской области от 5 сентября 2017 г. С. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, с назначением наказания в виде 220 часов обязательных работ. Изменяя данный приговор, суд апелляционной инстанции указал, что суд, назначив С. обязательные работы, не учел наличие у нее на момент постановления приговора ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, а нормы ч. 4 ст. 49 УК РФ не допускают назначение обязательных работ данной категории лиц <7>.

<7> Апелляционное постановление Икрянинского районного суда Астраханской области от 12 октября 2017 года. Уголовное дело N 10-19/2017 // Официальный сайт Икрянинского районного суда Астраханской области. URL: https://ikryaninsky--ast.sudrf.ru (дата обращения: 24.10.2018).

Таким образом, мы видим, что поскольку ограничения в назначении наказания установлены законом, то суд вынужден назначать более строгое наказание лицу, которое способно отбыть иное, более мягкое наказание. В первом случае суд назначил инвалиду первой группы лишение свободы условно, во втором случае женщине, имеющей ребенка до трех лет и могущей отбыть наказание в виде обязательных работ, суд в нарушение норм закона назначил данное наказание, которое, однако, было изменено судом апелляционной инстанции.

Представленные ниже графики свидетельствуют о том, что слабозащищенные категории населения в России - инвалиды, беременные женщины, женщины, имеющие детей до трех лет, совершают в основном имущественные преступления и составляют незначительный удельный вес <8>. Однако в действительности это десятки тысяч людей, которые в случае трудоустройства укрепят свой статус и тем самым сделают процесс ресоциализации более эффективным.

<8> Сводные статистические данные о деятельности федеральных судов общей юрисдикции за 2014 - 2017 гг. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 19.06.2018).

Удельный вес осужденных в Российской Федерации

Удельный вес лиц, осужденных по 21 гл. УК РФ в Российской Федерации

И если положения Трудового кодекса РФ позволяют указанным категориям граждан трудиться соответственно их возможностям, то в случае назначения наказания, связанного с привлечением осужденных к труду, исполнить данное наказание им вполне по силам.

Так, ст. 92 ТК РФ (в ред. от 28.12.2013 N 421-ФЗ) установлена сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами первой или второй группы, - не более 35 часов в неделю. Статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено создание инвалидам необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации с 1 января 2016 г.) <9>.

<9> Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо отметить, что в последние годы государство посредством органов службы занятости населения уделяет много внимания трудоустройству лиц с ограниченными возможностями. По данным главы Минтруда России М. Топилина, в 2017 г. служба занятости помогла найти работу 88,6 тыс. инвалидов, что больше на 33 тыс. человек, чем в 2016 г. Кроме того, в 2017 г. Правительство России утвердило План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 гг. Основные направления Плана предусматривают совершенствование механизма контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышение эффективности работы органов службы занятости; создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов <10>.

<10> Минтруд России. Министр Максим Топилин: в 2017 году служба занятости помогла найти работу 88,6 тыс. инвалидов. 24 января 2018 г. URL: https://rosmintrud.ru (дата обращения: 29.09.2018).

Согласно сведениям службы занятости населения Калининградской области в течение 2017 г. в службу занятости обратились 676 инвалидов, из них трудоустроены 484 человека, или 56,5% (в 2016 г. - 40,1%). В соответствии с действующим законодательством по состоянию на 1 января 2018 г. в 1 024 хозяйствующих субъектах заквотировано 3 280 рабочих мест, на которых в настоящее время работают 2 183 инвалида (в 2016 г. 751 предприятием в счет квоты было выделено 2 905 рабочих мест, на которых работали 1 903 инвалида) <11>.

<11> Сведения о занятости населения // Официальный портал Правительства Калининградской области. URL: https://gov39.ru/ (дата обращения: 09.02.2018).

На основании данных Роструда в 2017 г. общее количество работодателей, предоставивших информацию о квотах для инвалидов, составляет более 58 тыс. Число квотированных рабочих мест, информация о которых была предоставлена работодателями, составляет более 450 тыс. рабочих мест <12>.

<12> Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в 2017 году // Роструд. Федеральная служба по труду и занятости. URL: https://www.rostrud.ru/ (дата обращения: 12.08.2018).

Федеральным законом от 9 декабря 2017 г. N 476-ФЗ (вступающим в силу 01.01.2019) внесены изменения в Закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <13>, который дополнен ст. 13.1, регламентирующей оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, а также создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, формирования пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя, а также ст. 24.1, регламентирующей организацию содействия занятости инвалидов <14>.

<13> Закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Федеральный закон от 9 декабря 2017 г. N 476-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, как нами показано, в настоящее время созданы все условия для занятости такой слабозащищенной категории граждан, как инвалиды, которые при поддержке органов службы занятости осуществляют трудовую деятельность с учетом программы реабилитации (абилитации). При этом перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов отражен в приложении к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 515 <15>.

<15> Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (приложение к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 515) // СПС "КонсультантПлюс".

То есть при назначении наказания в виде обязательных работ их исполнение должно осуществляться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, в которой согласно указанным выше Методическим рекомендациям будут обозначены виды работ, которые тот способен исполнять без вреда для своего здоровья. При этом необходимо непосредственное сопровождение организации данных работ органами службы занятости населения.

Что касается беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, то в соответствии со ст. 93 ТК РФ (в ред. от 18.06.2017 N 125-ФЗ) работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет.

А поскольку, как правило, обязательные работы - это легкий неквалифицированный труд, не требующий больших физических усилий (уборщицы, санитарки, вахтеры, мойщики окон, дворники и т.д.), то, если принять во внимание ограничение по времени при выполнении обязательных работ, исполнение данного наказания указанными категориями граждан не вызовет особых проблем. Однако при этом также необходимо учитывать состояние здоровья как женщины, так и ее ребенка, для чего в соответствующем медицинском учреждении необходимо запрашивать сведения.

При таких обстоятельствах представляется, что в данном случае есть все основания для отступления от ограничений при назначении наказания данным категориям подсудимых. Так, относительно лиц, признанных инвалидами первой группы, возможно назначение наказания в виде обязательных работ с учетом программы индивидуальной реабилитации или абилитации, исполнение которого должно осуществляться при непосредственном сопровождении органов службы занятости населения; относительно беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, возможно назначение наказания в виде обязательных работ с учетом медицинских показаний состояния здоровья осужденной и возраста, состояния здоровья ребенка, исполнение наказания также должно осуществляться с непосредственным сопровождением органов службы занятости населения. Вследствие чего, думается, имеется необходимость внесения изменений в ч. 4 ст. 49 УК РФ (в ред. от 08.12.2003 N 162-ФЗ) и изложения ее в следующей редакции: "Обязательные работы назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, с учетом программы реабилитации или абилитации, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, с учетом состояния здоровья осужденной и здоровья ребенка".

Литература

  1. Филимонов В.Д. Комментарий к ст. 49 УК РФ / В.Д. Филимонов // Уголовный кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий / Науч. ред. Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский. М.: Зерцало, 1997. 920 с.