Мудрый Юрист

Административно-правовые меры противодействия коррупции в России

<*> Статья подготовлена при информационной поддержке СПС "КонсультантПлюс".

Куракин Алексей Валентинович, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Сухаренко Александр Николаевич, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье проанализировано состояние и тенденции борьбы с коррупцией, а также практика применения антикоррупционных статей Кодекса об административных правонарушениях. Наряду с этим были проанализированы положения постановления Пленума Верховного Суда РФ о незаконном трудоустройстве бывших государственных или муниципальных служащих.

Ключевые слова: коррупция, правонарушение, ущерб, ответственность, закон, принуждение, противодействие, наказание, эффективность, безопасность.

Administrative Law Measures of Countering Corruption in Russia

A.V. Kurakin, A.N. Sukharenko

Kurakin Aleksey V., Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Operations of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor.

Sukharenko Aleksandr N., Director of the Center for Study of New Challenges and Threats to National Security of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

This article analyzes the state and trends of the fight against corruption, as well as the practice of applying anti-corruption articles of the Code of Administrative Offenses. Along with this, the provisions of last year's ruling of the Plenum of the Supreme Court on the illegal employment of former state or municipal employees were analyzed.

Key words: corruption, delinquency, prejudice, responsibility, law, coercion, opposition, punishment, effectiveness, safety.

В соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208 <1>, одной из основных внутренних угроз является коррупция. Как утверждают составители ежегодного доклада Всемирного экономического форума "Глобальный индекс конкурентоспособности", коррупция является главной проблемой для ведения бизнеса в России <2>.

<1> Российская газета. 2017. 15 мая.
<2> WEF: Global Competitiveness Index 2017 - 2018. Geneve. 2017.

Несмотря на регулярное совершенствование антикоррупционных норм Уголовного кодекса РФ, правоприменительная практика в данной сфере меняется медленно. Так, удельный вес коррупционной преступности в общем объеме зарегистрированной не превышает 1,5%, а ее уровень - 20 преступлений на 100 тыс. населения. В ее структуре в основном преобладают взяточничества и мошенничества. По итогам 2017 года было зарегистрировано 29,6 тыс. коррупционных преступлений (-10% к 2016 году), а сумма причиненного ими материального ущерба сократилась на 49,5% (с 78 до 39,6 млрд руб.) <3>.

<3> Форма 501 "К" ГИАЦ МВД России за 2016 - 2017 гг.

В сложившейся ситуации применение мер административной ответственности является дополнительным инструментом к минимизации масштабов коррупции. В частности, привлечение юридических лиц к ответственности по ст. 19.28 КоАП тесно связано с выявлением фактов взяточничества и коммерческого подкупа. При этом срок давности привлечения к административной ответственности за коррупционные правонарушения составляет шесть лет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП).

По данным Генеральной прокуратуры России, в 2017 году за совершение коррупционных правонарушений к административной ответственности было привлечено 6,8 тыс. (в 2016 году - 9,1 тыс.) лиц. Из федеральных министерств и ведомств (их территориальных подразделений) в административном порядке наказали 350 (568) должностных лиц, государственных и муниципальных учреждений - 706 (2,6 тыс.), а из исполнительных органов местного самоуправления - 901 (1,5 тыс.) <4>.

<4> Сводный отчет Генеральной прокуратуры РФ по форме "К" за 2016 - 2017 годы.

Среди выявляемых прокурорами правонарушений преобладают деяния, предусмотренные ст. 19.28 КоАП ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица"). Только в 2017 году было возбуждено 503 (2016 год - 479) дела о таких административных правонарушениях. По результатам их судебного рассмотрения 464 (427) юридических лица были привлечены к административной ответственности, а общая сумма наложенных на них штрафов достигла 950,7 млн (654,9 млн) руб. <5>

<5> Там же.

За первое полугодие 2018 года к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП было привлечено 262 организации (+23,6%), а общая сумма наложенных на них штрафов - 630,5 млн руб. (+60%). Большая часть нарушителей была выявлена в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Сумма взысканных с них штрафов достигла 146,7 млн руб. <6>

<6> Сводный отчет Генеральной прокуратуры РФ по форме "К" за 6 месяцев 2018 года.

Незаконное вознаграждение в интересах юридического лица передавалось: за освобождение от административной ответственности и общее покровительство; содействие при заключении и исполнении государственных (муниципальных) контрактов, отказ от участия в конкурсных процедурах, способствование в заключении сделок; предоставление преференций в ходе разрешительных процедур (решение вопроса о выделении земельных участков и предоставлении помещений в аренду).

Федеральным законом от 09.03.2016 N 64-ФЗ <7> (вступил в силу 19 марта) были внесены изменения в ст. 19.28 КоАП. В результате юридическое лицо, совершившее данное правонарушение за рубежом, подлежит административной ответственности, если такое деяние было направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ. На общих основаниях можно привлечь к административной ответственности и иностранное юридическое лицо, совершившее указанное правонарушение и направленное против интересов России. Дела о зарубежных административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28 КоАП, рассматриваются районными судами по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

<7> Российская газета. 2016. 11 марта.

С 9 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <8>. По этой причине не допускается участие в государственных (муниципальных) закупках тех организаций, которые в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП. В предупредительных целях Генеральная прокуратура России сформировала реестр таких лиц, который находится в открытом доступе на ее официальном веб-сайте: https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration <9>. В настоящее время реестр содержит сведения почти о 1,4 тыс. компаниях-нарушителях.

<8> Российская газета. 2016. 30 декабря.
<9> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.08.2017 N 590 "О формировании и ведении реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ" // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71709646/ (дата обращения: 03.10.2018).

В апреле 2017 года Генеральным прокурором, председателем Следственного комитета, Министром внутренних дел и директором Федеральной службы безопасности России был подписан межведомственный Приказ N 247/58/203/200, утвердивший Положение о порядке информационного взаимодействия при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП. Целью его издания является упорядочение взаимодействия следственных и оперативных подразделений правоохранительных органов с прокуратурой, повышение оперативности прокурорского реагирования, обеспечение возбуждения соответствующих дел на ранней стадии. В свою очередь, прокуратура будет информировать СК, ФСБ и МВД о проверке таких фактов <10>.

<10> Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 06.04.2017 N 247/58/203/200/ "Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации со следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерации и органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // URL: https://62.мвд.рф/justice_help/item/10774380/ (дата обращения: 03.10.2018).

Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ <11> предусматривает условия освобождения организации от административной ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения: согласно ч. 5 ст. 19.28 КоАП, если юридическое лицо способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении его имело место вымогательство. При этом данное положение не будет распространяться на административные правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.

<11> Российская газета. 2018. 6 августа.

Для обеспечения исполнения постановления о наложении штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, был введен арест имущества. Арест выражается в запрете распоряжаться арестованным имуществом, а также ограничениях, связанных с владением и пользованием таким имуществом. Вопрос о наложении ареста будет рассматриваться судом на основании мотивированного ходатайства прокурора, поступившего вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, а исполнение определения суда будет осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве. Применение отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного штрафа не является основанием для отмены ареста, наложенного на имущество (ст. 27.20 КоАП).

Арест будет налагаться именно на имущество (и только в случае его отсутствия - на денежные средства, находящиеся на банковских счетах). Стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимальный размер штрафа, установленный за совершение указанного правонарушения (минимальный размер штрафа, предусмотренный ч. 1 - 3 ст. 19.28 КоАП, составляет 1 млн, 20 млн и 100 млн руб. соответственно).

В соответствии с ч. 1.4 ст. 32.2 КоАП административный штраф, назначенный за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, должен быть уплачен не позднее 7 дней с момента вступления в законную силу постановления суда о его наложении.

Другой часто применяемой статьей КоАП является ст. 19.29, предусматривающая ответственность физических и юридических лиц за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ или оказанию услуг не только бывших, но и действующих государственных (муниципальных) служащих. В 2017 году было возбуждено 4,7 тыс. (в 2016 году - 4,4 тыс.) дел о таких административных правонарушениях, включая 2,9 тыс. - в отношении должностных и 1,8 тыс. - юридических лиц. По результатам их судебного рассмотрения к административной ответственности привлекли 4,4 тыс. (4,1 тыс.) лиц, а общая сумма наложенных на них штрафов составила 180,2 млн (226,7 млн) руб. <12>

<12> Сводный отчет Генеральной прокуратуры Российской Федерации по форме "К" за 2016 - 2017 годы.

За первое полугодие 2018 года к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП было привлечено 2,4 тыс. лиц (+6,3%), а общая сумма наложенных на них штрафов - 98,5 млн руб. (-39,1%). Большая часть нарушителей была выявлена в Центральном, Приволжском, Южном и Северо-Западном федеральных округах. Однако сумма взысканных с них штрафов снизилась на 45,8% (с 91,3 млн до 49,5 млн руб.) <13>.

<13> Сводный отчет Генеральной прокуратуры Российской Федерации по форме "К" за 6 месяцев 2018 года.

В целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <14>.

<14> Российская газета. 2017. 7 декабря.

Согласно Постановлению N 46 объективная сторона состава данного правонарушения выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 тыс. руб. гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативно-правовыми актами РФ, обязанности сообщать в 10-дневный срок о заключении такого договора работодателю бывшего служащего по последнему месту его службы в течение двух лет после увольнения.

Указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции административного управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.

Если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором он проходил службу, реорганизован или упразднен, соответствующее сообщение подлежит направлению в государственный (муниципальный) орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного) органа. В случае когда функции реорганизованного или упраздненного органа были распределены между несколькими государственными (муниципальными) органами, допустимо направление соответствующих сведений в любой орган, осуществлявший функции реорганизованного (упраздненного).

При уклонении работодателя от оформления с бывшим служащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 или 5 ст. 5.27 КоАП.

Граждане (физические лица) подлежат административной ответственности по ст. 19.29 КоАП в случае привлечения ими к трудовой деятельности на договорной основе иных физических лиц, являвшихся бывшими государственными (муниципальными) служащими. К таким гражданам могут быть отнесены нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой.

Исходя из примечания к ст. 2.4 КоАП лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившее правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП, несет административную ответственность как должностное лицо, в том числе в случае, когда дело о таком правонарушении было возбуждено после утраты данным лицом статуса индивидуального предпринимателя.

К привлечению к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП подлежат должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового (гражданско-правового) договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

При наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья вправе назначить юридическому лицу штраф в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 19.29 КоАП.

В случае когда рассматриваемое административное правонарушение не является существенным нарушением общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего), данное правонарушение может быть признано малозначительным.

Исходя из толкования ч. 3 ст. 2.1 КоАП привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.

Литература

  1. Илий С.К. Борьба с коррупцией в России: состояние, динамика и тенденции / С.К. Илий // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTERTERRORISM. 2016. N 1. С. 32 - 40.
  2. Куракин А.В. Противодействие корпоративной коррупции: административно-правовое и уголовно-правовое обеспечение / А.В. Куракин, А.Н. Сухаренко // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ. 2016. N 4. С. 45 - 48.
  3. Сухаренко А. Декриминализация системы госзакупок в России / А. Сухаренко // Безопасность бизнеса. 2017. N 1. С. 42 - 45.