Мудрый Юрист

О порядке защиты прав военнослужащих в связи с изменением структуры военно-судебной системы

Туганов Ю.Н., заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, профессор Российской таможенной академии.

Аулов В.К., доцент кафедры Байкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье авторы анализируют направления развития процессуального законодательства (УПК, ГПК, КАС и КоАП РФ) в связи с предстоящими изменениями военно-судебной системы. Предлагаются варианты изменений процессуального законодательства.

Ключевые слова: военнослужащий, военные суды, процессуальное законодательство, защита прав военнослужащих.

About the order of protection of the rights of the military personnel in connection with change of structure of military judicial system

Yu.N. Tuganov, V.K. Aulov

Tuganov Yu.N., honoured lawyer of the Russian Federation, doctor of legal Sciences, associate Professor, academician RANS.

Aulov V.K., candidate of legal Sciences, associate Professor of the chair of the Baikal state University of Economics and law.

The authors analyze the directions of development of procedural legislation (CPC, CPC, CAS and administrative Code), in connection with the upcoming changes in the military judicial system. Proposed amendments to the procedural legislation.

Key words: soldier, military courts, procedural legislation, protection of the rights of soldiers.

31 июля 2018 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ (далее - Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1). Указанный нормативный правовой акт принципиально изменяет структуру судебной системы Российской Федерации. Юридическая конструкция с созданием обособленных от областных, краевых и им равных судов апелляционных и кассационных судебных органов предусматривает также соответствующие изменения процессуального законодательства.

Дальнейшим логическим продолжением структурных изменений судебной системы Российского государства явилась синхронизация военно-судебной подсистемы с требованиями Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. N 1 и модернизация законодательства о судейском сообществе.

Следует констатировать значительную, предваряющую законодательные инициативы научную публикационную активность по тематике реформирования судебной власти, касающуюся в том числе и проблематики совершенствования военно-судебной подсистемы <1>. Новые ориентиры научного дискурса по указанной тематике заданы Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству внесением предложений о принятии нескольких законопроектов по реорганизации военных судов Российской Федерации. Это проекты Федеральных законов: N 549709-7 "О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов", N 549737-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов" и N 549800-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" <2> (приняты Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в окончательной редакции 25 октября 2018 г.).

<1> См., напр.: Аулов В.К., Туганов Ю.Н. К вопросу о структуре судебной системы // Проблемы гражданского общества и правового государства: Сб. ст. и материалов. Вып. 19. Чита, 2013. С. 269 - 273; Клеандров М.И. Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации и конфигурация судейского сообщества // Журн. рос. права. 2013. N 9. С. 52 - 60; Петухов Н.А., Мамыкин А.С., Туганов Ю.Н. Обеспечение единства судебной системы в современных условиях // Рос. правосудие. 2013. N 12. С. 42 - 56; Туганов Ю.Н., Аулов В.К. Коллизии законодательства о судебной власти: варианты разрешения // Вестн. Екатеринин. ин-та. 2013. N 2. С. 81 - 84 и др.
<2> URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=549709-7.

Необходимо отметить, что в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных государственных органах Российской Федерации осуществляют правосудие 12 окружных (флотских) военных судов и 107 гарнизонных военных судов (в том числе 5 гарнизонных военных судов осуществляют правосудие за пределами Российской Федерации). В военных судах Российской Федерации проходят службу 884 судьи (по штату). В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Судебная коллегия по делам военнослужащих.

В судебной системе Российской Федерации военные суды относятся к специализированным судам. В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов определяются Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ (далее - Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1).

Военные суды Российской Федерации осуществляют судебную власть не только в ее Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в частности в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ФСБ России, МЧС России, и других федеральных органах исполнительной власти.

В настоящее время четыре окружных военных суда (Дальневосточный, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский), в соответствии с определенной им законом подсудностью, рассматривают уголовные дела о преступлениях террористической направленности.

В случае принятия указанных выше законодательных инициатив подсистема военных судов будет приближена к существующему военно-административному делению Российской Федерации с созданием кассационных и апелляционных военных судов.

Предусматривается упразднение Третьего окружного военного суда с передачей в юрисдикцию 2-го Западного, Южного, Центрального, 2-го Восточного окружных военных судов и Северного флотского военного суда вопросов осуществления правосудия, относящихся к ведению этого судебного органа, с одновременным созданием апелляционного военного суда - вышестоящей судебной инстанции по отношению к окружным военным судам. К юрисдикции апелляционного военного суда планируется отнести рассмотрение дел в качестве суда апелляционной инстанции.

Кассационный военный суд предлагается создать в Новосибирске с упразднением расположенного там в настоящее время Западно-Сибирского окружного военного суда и передачей в юрисдикцию 2-го Восточного окружного военного суда вопросов осуществления правосудия, относящихся к ведению Западно-Сибирского окружного военного суда.

Кассационный военный суд будет принимать решения в качестве суда кассационной инстанции по делам, рассмотренным гарнизонными военными судами, окружными (флотскими) военными судами и апелляционным военным судом. Предполагается, что и кассационный, и апелляционный военные суды будут рассматривать также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Законопроектом предусмотрены упразднение Приволжского окружного военного суда в Самаре и Уральского окружного военного суда в Екатеринбурге с одновременным созданием Центрального окружного военного суда и постоянного судебного присутствия этого суда в городе Самаре. Вопросы осуществления правосудия, ранее относившиеся к ведению Приволжского и Уральского окружных военных судов, передаются в юрисдикцию Центрального окружного военного суда.

Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Ленинградский, Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды переименовываются соответственно во 2-й Восточный, 1-й Восточный, 1-й Западный, 2-й Западный и Южный окружные военные суды.

В результате предложенных преобразований будет создан апелляционный военный суд и кассационный военный суд, на которых будут замыкаться шесть окружных военных судов и три флотских военных суда, охватывающих всю территорию Российской Федерации.

Кроме того, при принятии законопроекта N 549709-7 "О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов" с 1 июня 2019 г. будут упразднены следующие гарнизонные военные суды: Балашихинский, Краснознаменский, 61-й, 94-й, 95-й, 101-й и Черемховский.

После упразднения перечисленных гарнизонных военных судов вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению этих военно-судебных органов, будут переданы соответственно в юрисдикцию: Реутовского, Одинцовского, Омского, 235-го, Владимирского, Оренбургского и Иркутского гарнизонных военных судов.

В законопроекте N 549709-7 также приводится перечень территорий, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования, учреждения и органы (в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), на которые будет распространяться юрисдикция Реутовского, Одинцовского, Омского, 235-го, Владимирского, Оренбургского и Иркутского гарнизонных военных судов после вступления в силу проекта Закона "О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов".

Масштабные структурные изменения военно-судебной подсистемы судов общей юрисдикции повлекут соответствующую трансформацию подсудности уголовных, гражданских, административных дел, дел по административным правонарушениям с участием военнослужащих.

Часть вопросов уголовного судопроизводства разрешены в проекте Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". В нем, в частности, предусмотрено изменение подсудности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211, ч. 4, 212, ч. 1, 275, 276, 278, 279, 281, ч. ч. 2 и 3, УК РФ. Уголовные дела о перечисленных преступлениях, а также иные уголовные дела, отнесенные в настоящее время к подсудности Дальневосточного, Московского, Приволжского и Северо-Кавказского окружных военных судов в соответствии с пп. 2 - 4 ч. 6.1 ст. 31 УПК РФ, после вступления в силу законопроекта будут подсудны соответственно: 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду.

Названным окружным военным судам будут подсудны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 105, ч. 2, 126, ч. 3, 131, ч. ч. 3 - 5, 132, ч. ч. 3 - 5, 134, ч. ч. 4 - 6, 208, ч. 1, 209, 210, ч. ч. 1, 3 и 4, 211, ч. ч. 1 - 3, 227, 228.1, ч. 5, 229.1, ч. 4, 277, 281, ч. 1, 295, 317, 353 - 358, 359, ч. ч. 1 и 2, 360 УК РФ (при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ).

Законопроектом предусмотрены симметричные изменения наименований судебных органов в абз. 1 ч. 6.1 ст. 31 УПК РФ и в ч. 2.1 ст. 35 названного Кодекса. Наименования существующих окружных военных судов в перечисленных нормах заменяются соответственно: на 1-й Восточный, 2-й Западный, Центральный и Южный окружные военные суды.

Логика приведенных выше законодательных изменений требует также приведения в соответствие им объемного блока норм УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, КоАП РФ, а также норм Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1, касающихся полномочий апелляционной и кассационной инстанций военно-судебной подсистемы.

Прежде всего, подлежат корректировке ст. ст. 9, 10, 11, 14 и 16 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1.

Очевидно, что в соответствие с новыми правовыми реалиями структуры военно-судебных органов будут приведены ст. 389.3 УПК РФ "Порядок принесения апелляционных жалобы, представления", ст. 401.3 УПК РФ "Порядок подачи кассационных жалобы, представления" и ст. 417 УПК РФ "Порядок разрешения судом вопроса о возобновлении производства по уголовному делу".

В ГПК РФ изменениям будут подвергнуты п. 3 ст. 320.1 ГПК РФ "Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления", ч. ч. 2, 3 (п. 2) и 4 ст. 377 ГПК РФ "Порядок подачи кассационных жалобы, представления", пп. 2, 5 и 6 ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ "Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора", ст. 393 ГПК РФ "Суды, пересматривающие судебные постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам".

Часть 2 ст. 261 КАС РФ "Обжалование определений суда первой инстанции", п. 3 ст. 296 КАС РФ "Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления", пп. 2 и 4 ч. 2 ст. 319 КАС РФ "Порядок подачи кассационных жалобы, представления", ч. ч. 1 и 5 ст. 323 КАС РФ "Рассмотрение кассационных жалобы, представления", пп. 1, 2, 5 и 6 ч. 2 ст. 332 КАС РФ, ст. 345 КАС РФ "Суды, пересматривающие судебные акты по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" потребуют новой редакции, учитывающей особенности новой конструкции структуры судебной системы Российской Федерации.

Что же касается КоАП РФ, то поправки будут внесены в ч. 2 ст. 30.2 и ч. 5 ст. 30.13 данного Кодекса, устанавливающие судебные инстанции, пересматривающие дела об административных правонарушениях по жалобам и протестам на вступившее в законную силу постановление судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении.

Таким образом, с принятием проектов Федеральных законов N 549709-7 "О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов", N 549737-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов" и N 549800-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" будет инициирована масштабная реформа процессуального законодательства Российской Федерации.

Библиографический список:

  1. Аулов В.К., Туганов Ю.Н. К вопросу о структуре судебной системы [Текст] / В.К. Аулов, Ю.Н. Туганов // Проблемы гражданского общества и правового государства: Сб. ст. и материалов. Вып. 19. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2013. С. 269 - 273.
  2. Клеандров М.И. Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации и конфигурация судейского сообщества [Текст] / М.И. Клеандров // Журнал российского права. 2013. N 9. С. 52 - 60.
  3. Петухов Н.А., Мамыкин А.С., Туганов Ю.Н. Обеспечение единства судебной системы в современных условиях [Текст] / Н.А. Петухов, А.С. Мамыкин, Ю.Н. Туганов // Российское правосудие. 2013. N 12(92). С. 42 - 56.
  4. Туганов Ю.Н., Аулов В.К. Коллизии законодательства о судебной власти: варианты разрешения [Текст] / Ю.Н. Туганов, В.К. Аулов // Вестник Екатерининского института. 2013. N 2. С. 81 - 84.