Мудрый Юрист

Нормативно-правовая основа соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-разыскной деятельности

Новиков Евгений Феоктистович, доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса Забайкальского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье раскрывается нормативно-правовая основа деятельности судебных и правоохранительных органов по защите прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Ключевые слова: правовая защита, конституционные права и свободы граждан, оперативно-разыскная деятельность, контроль и надзор за соблюдением прав граждан.

The Statutory Basis of Respect for Human and Civil Rights and Freedoms in Carrying Out of Criminal Intelligence and Surveillance Operations

E.F. Novikov

Novikov Evgeniy F., Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminal Procedure of the Transbaikal State University, Candidate of Legal Sciences.

The article covers the statutory basis of the activities of judicial and law enforcement authorities related to protection of human and civil rights and freedoms at carrying out of criminal intelligence and surveillance operations.

Key words: legal protection, civil constitutional rights and freedoms, criminal intelligence and surveillance operations, control and supervision over respect for civil rights.

Современная Россия стремится к построению цивилизованного, правового и демократического государства. Одной из основных причин, тормозящих становление такого государства, является преступность. Экстремистская и террористическая направленность на государственные основы, организованность преступности и ее активное противодействие оперативным и следственным подразделениям правоохранительных органов позволяют предположить о возникновении серьезной угрозы национальной безопасности со стороны преступности. Существенно снизить или даже устранить ее только процессуальными формами и методами не представляется возможным. Результаты изучения материалов дел оперативного учета и уголовных дел свидетельствуют о том, что подавляющее большинство преступлений выявляются и раскрываются в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД). Такие преступления, как получение и дача взятки, выявляются исключительно в результате проведения оперативного эксперимента, а перевозка и незаконный сбыт наркотических средств и психотропных веществ - при проведении контролируемых поставок и проверочных закупок.

Обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина, а его высшей ценностью - права и свободы человека и гражданина <1>.

<1> Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

В Основном Законе государства говорится о том, что любой человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайну. Конституцией РФ без согласия лица установлен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни (ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).

К частной жизни следует относить семейные, бытовые, интимные и ряд иных отношений человека. Неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений являются элементами частной жизни, а личными и семейными тайнами являются сведения о физических недостатках, которые человек не желает предавать огласке, размере вкладов, о состоянии здоровья, пристрастиях и пороках, деловых и интимных связях <2>.

<2> Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 1994. С. 149 - 150; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В.В. Лазарева. М.: Спартак, 1997. С. 113.

Как справедливо отмечает Д.В. Ривман, не относится к сфере личной жизни лица его преступная деятельность. Следовательно, проведение ОРМ не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ст. 24 Конституции РФ <3>.

<3> Ривман Д.В. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". СПб.: Питер, 2003. С. 62.

Конституция РФ допускает ограничение основных прав и свобод, таких важных, как неприкосновенность жилища, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и др. При осуществлении оперативно-разыскной деятельности допускается ограничение этих прав, но только на основании судебного решения, по ходатайству оперативно-разыскного органа (ОРО).

Обладая разведывательно-поисковым характером, ОРД объективно влечет ограничение прав граждан, так как систематически проникает в сферу личных прав и свобод человека, ставшего объектом оперативной проверки или разработки.

Только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, эти права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) <4>.

<4> Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

При осуществлении ОРД соблюдение конституционных прав и свобод обеспечивается точным исполнением Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) <5>, ряда других законов и ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания, условия, порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий.

<5> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // Российская газета. 1995. 18 августа.

ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, относятся к группе наиболее эффективных и часто проводимых сотрудниками оперативных подразделений государственных органов.

Так, по данным Судебного департамента, только за 6 месяцев 2018 г. в РФ принято 30,8 тыс. решений о контроле записей телефонных переговоров. Судами санкционировано около 250 000 мероприятий на ограничение конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи. Выдано 46,6 тыс. разрешений на получение информации, составляющей банковскую тайну <6>.

<6> Российская газета. 2018. Федеральный выпуск N 7711 (248).

Аналогичная ситуация по использованию результатов оперативно-разыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, прослеживается и на территории Забайкальского края. По данным судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и судимости, в Забайкальском крае в 2017 г. рассмотрено 27 704 материала по вопросам проведения следственных действий и ОРМ. Из них: рассмотрены 2 366 обращений сотрудников ОРО о производстве осмотра жилища (п. 4 ч. 2 ст. 29 УПК РФ); 530 ходатайств о производстве выемки документов и предметов, содержащих информацию о счетах и вкладах в кредитных организациях и банках, а также о наложении ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ); ходатайства о контроле и записи телефонных и иных переговоров (п. 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ) рассмотрены в отношении 532 лиц; о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (п. 12 ч. 2 ст. 29 УПК РФ) - 5 568; ходатайства о проведении оперативно-разыскных мероприятий в 2017 г. составили 15 496, из них об ограничении конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, составили 15 317 <7>. То есть практически по каждому третьему рассмотренному в суде уголовному делу проводились оперативно-разыскные мероприятия, затрагивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи.

<7> Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и судимости в Забайкальском крае в 2017 г. URL: http://usd.cht.sudrf.ru/modules.php?name=stat&rid=1.

Поэтому ОРД так или иначе, осуществляя задачи по борьбе с преступностью, вступает в конфликт между этими интересами с одной стороны и правами и свободами человека и гражданина - с другой.

Данное обстоятельство находится в тесной взаимосвязи с возросшим количеством обращений граждан в судебные органы различных инстанций, в том числе и Европейский суд по правам человека, по поводу (как они считают) незаконных действий сотрудников оперативных подразделений государственных органов, несогласованности или разночтений положений Закона N 144-ФЗ с Конституцией РФ и нормами и принципами международного права. При этом решения Европейского суда по правам человека выносятся не в пользу Российской Федерации <8>, что говорит о том, что ни Закон N 144-ФЗ, ни практика оперативно-разыскных органов часто не совпадают с международно-правовыми реалиями. ЕСПЧ, вынося такие решения, не принимает во внимание специфику России как национального государства и основы его безопасности.

<8> Постановление Европейского суда по правам человека от 15 декабря 2005 г. "Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации" // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. N 7. С. 102 - 116; Постановление Европейского суда по правам человека "Худобин против России" (Страсбург, 26.10.2006) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2007. N 11. С. 13 - 42.

В данной ситуации трудно не согласиться с мнением Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, который заявил о чрезмерном следовании абстрактным ценностям во вред национальным интересам России <9>.

<9> Зорькин В.Д. Предел уступчивости // Российская газета. 2010. N 246 (5325).

Ряд правозащитных организаций и граждан негативно относятся к проведению ОРМ "судебное санкционирование", так как данные мероприятия проводятся негласно, о данных фактах лицо, в отношении которого, например, проводилось прослушивание телефонных переговоров (ПТП), может и не узнать либо узнать спустя значительный промежуток времени (как правило, при ознакомлении с материалами уголовного дела). В частности, высказываются предложения о внесении поправок в Закон N 144-ФЗ в части сокращения сроков проведения прослушивания телефонных переговоров до одного месяца.

Суть таких ОРМ, как "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "прослушивание телефонных переговоров", "снятие информации с технических каналов связи", "получение компьютерной информации", как раз и заключается во вторжении в частную жизнь с целью установления причастности подозреваемых лиц к совершению преступлений.

В настоящее время Министерство юстиции РФ подготовило законопроект, прописывающий процедуру обжалования секретных судебных решений о проведении в отношении человека ОРМ, в частности прослушивания телефонных переговоров. Предлагаемые поправки в Закон N 144-ФЗ предполагают конкретный срок обжалования: месяц с момента, как гражданин узнал, что его телефон поставлен на прослушивание переговоров <10>.

<10> Российская газета. 2018. Федеральный выпуск N 7711 (248).

Результаты служебной деятельности ОРО свидетельствуют о том, что большинство задач ОРД могут быть решены исключительно негласными средствами, формами и методами.

Во избежание необоснованного вторжения в частную жизнь со стороны оперативных подразделений ряда правоохранительных органов законодатель разработал и реализовал на практике систему гарантий.

Центральным элементом такой системы является право граждан на непосредственное обращение в Конституционный Суд РФ. А также предоставляемая государством возможность на обжалование в другие судебные инстанции и в вышестоящие органы, осуществляющие ОРД, на которые возлагается обязанность по восстановлению причиненного вреда физическим лицам.

При проведении ОРМ, в том числе ОРМ, осуществляемых на основании судебного решения, объектом данных ОРМ могут выступать права и свободы человека и гражданина. Контроль за соблюдением данных прав законодатель реализовал посредством прокурорского надзора (ст. 21 Закона N 144-ФЗ).

В ст. 29 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) был определен предмет прокурорского надзора: "...предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие" <11>.

<11> Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Российская газета. 1995. 25 ноября.

Помимо прокурорского надзора в ст. 22 Закона N 144-ФЗ предусмотрено осуществление ведомственного контроля по соблюдению действующего законодательства.

Наибольшим воздействием по контролю за реализацией прав и свобод человека обладает ведомственный контроль. Так, в частности, Закон N 144-ФЗ устанавливает персональную ответственность за соблюдение законности при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Так, руководитель ОРО еще на стадии согласования необходимости проведения такого ОРМ может указать о недопустимости его проведения. А в случаях установления фактов необоснованного нарушения прав и свобод человека вышестоящий орган, уполномоченный на осуществление ведомственного контроля за ОРД, может отменить акты органа, вынесшего постановление о проведении ОРМ, либо вмешаться в данную деятельность и принять меры для восстановления нарушенного права и пресечения противоправных действий.

В качестве отдельной гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ, в том числе ОРМ, осуществляемых на основании судебного решения, можно назвать уголовно-правовую защиту прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

В Уголовном кодексе РФ законодателем закреплены специальные нормы, при нарушении которых образуется квалифицированный состав соответствующего преступления, что позволяет утверждать о наличии уголовно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРМ и привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности.

Изучив материалы оперативно-служебных документов, необходимых для получений санкций, предоставляемых ОРО, судебные органы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право давать согласие на проведение мероприятий, затрагивающих ряд прав и свобод человека и гражданина. Санкционируя данные ОРМ, суды подтверждают обоснованность и законность их проведения.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие основные выводы:

Таким образом, действующие в Российской Федерации нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления ОРД, позволяют выполнять правоохранительные функции по обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств. Одновременно с этим законодательство позволяет контролировать деятельность правоохранительных органов при проведении ОРМ.

Литература

  1. Зорькин В.Д. Предел уступчивости / В.Д. Зорькин // Российская газета. 2010. 29 октября.
  2. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 1994. 623 с.
  3. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Спартак, 1997. 599 с.
  4. Ривман Д.В. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности": Науч.-практ. / Д.В. Ривман. СПб.: Питер, 2003. 235 с.

References

  1. Zorkin V.D. Predel ustupchivosti [The Limit of Flexibility] / V.D. Zorkin // Rossiyskaya gazeta - Russian Newspaper. 2010. October 29.
  2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: Kommentariy / Pod red. B.N. Topornina, Yu.M. Baturina, R.G. Orekhova [The Constitution of the Russian Federation: Commentary; edited by B.N. Topornin, Yu.M. Baturin, R.G. Orekhov]. Moskva: Yuridicheskaya literatura - Moscow: Legal Literature, 1994. 623 s.
  3. Nauchno-prakticheskiy kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii / Pod red. V.V. Lazareva [A Scientific and Practical Commentary to the Constitution of the Russian Federation; edited by V.V. Lazarev]. Moskva: Spartak - Moscow: Spartacus, 1997. 599 s.
  4. Rivman D.V. Kommentariy k Federalnomu zakonu "Ob operativno-rozy'sknoy deyatelnosti": Nauch.-prakt. [A Commentary to the Federal Law On Criminal Intelligence and Surveillance Operations: scientific and practical] / D.V. Rivman. Sankt-Peterburg: Piter - Saint Petersburg: Peter, 2003. 235 s.