Мудрый Юрист

Каталог товаров, работ, услуг, закупочные нормативы и описание объекта закупки

Лобанова О.Л., консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль.

Корректное описание объекта закупки (техническое задание) - это уже половина успеха закупочной процедуры. И если на первых порах реализации контрактной системы заказчикам достаточно было знать и соблюдать требования ст. 33 Закона N 44-ФЗ, то в дальнейшем у них появились дополнительные ограничения, связанные с допустимостью указания тех или иных характеристик в отношении объекта закупки. В частности, с 2016 г. были введены закупочные нормативы <1>, в соответствии с которыми для заказчиков определяются и устанавливаются требования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг (далее - ТРУ). С января 2018 г. активно началась работа по каталогизации закупаемых ТРУ.

<1> Нормативные акты, разрабатываемые и принимаемые в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ.

Возникает вопрос о порядке применения закупочных нормативов и каталога ТРУ (далее - КТРУ) при описании объекта закупки. Попробуем разобраться в этих закупочных хитросплетениях и выработать алгоритм работы заказчиков на этапе формирования технического задания.

Можно выделить шесть вариантов сочетания применяемых норм (табл. 1).

Таблица 1. Варианты сочетания применяемых норм для формирования ТЗ

Требования к описанию объекта закупки

Варианты описания объекта закупки (с учетом нормативного регулирования и требований к порядку описания)

6 <*>

Общие правила описания объекта закупки (ст. 33 Закона N 44-ФЗ)

Закупочные нормативы (ст. 19 Закона N 44-ФЗ)

Каталог ТРУ (ст. 23 Закона N 44-ФЗ):

а) наличие продукции в КТРУ (+/-)

б) наличие описания продукции в позиции КТРУ (+/-)

<*> В случае наличия противоречий в отношении характеристик, указанных в закупочных нормативах и в КТРУ.

Во всех представленных выше вариантах базой для формирования технического задания всегда является ст. 33 Закона N 44-ФЗ, а далее, в зависимости от степени зарегулированности, возможна вариативная часть. Рассмотрим каждый из вариантов более подробно.

1. На данный вид продукции нет закупочных нормативов, и продукция не включена в каталог ТРУ

Это классический вариант работы, когда заказчик описывает объект закупки исходя из своих потребностей, но с учетом требований и ограничений ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Согласно п. 7 Правил использования КТРУ <2> в случае осуществления закупки ТРУ, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание ТРУ в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

<2> Утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 145).

2. На данный вид продукции распространяются закупочные нормативы

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ под требованиями к закупаемым заказчиком ТРУ понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам ТРУ, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, на законодательном уровне определены "нормы положенности и дозволенности" при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как правило, в таких закупочных нормативах устанавливаются либо нижние пределы, либо верхние пределы, либо допустимые диапазоны в отношении той или иной характеристики.

Например, при закупке ноутбуков учредителем занормированы следующие девять характеристик (табл. 2).

Таблица 2. Нормируемые характеристики ноутбуков

N п/п

Характеристика

Значение характеристики

1.

Размер экрана

предельное значение: не менее 17 дюймов

2.

Тип экрана

предельное значение: IPS

3.

Вес

не более 5 кг

4.

Тип процессора

не ниже 2-ядерного процессора

5.

Частота процессора

не ниже 2 Ггц

6.

Размер оперативной памяти

не менее 4 095 Мбайт

7.

Объем накопителя

не менее 500 Гбайт

8.

Наличие модулей

Wi-Fi, Bluetooth, поддержка 3G (UMTS)

9.

Время работы

не менее 3 часов

В зависимости от сферы деятельности и предмета контракта каждое ведомство (департамент, управление и т.п.) самостоятельно принимает решение о том, сколько характеристик - две или десять - необходимо занормировать.

При описании объекта закупки заказчик, исходя из объема финансового обеспечения такой закупки и потребностей в такой закупке, устанавливает значение тех или иных характеристик. При этом возможно несколько вариантов установления значения характеристик на основании утвержденных нормативов, например:

вариант 3 - указываются все нижние и (или) верхние значения непосредственно из закупочных нормативов и т.д.

Иные характеристики, которые не указаны в закупочных нормативах, устанавливаются на усмотрение заказчика в зависимости от его потребностей. Таким образом, при описании объекта закупки в документации на поставку ноутбуков характеристики, установленные в актах о нормировании, будут являться "отправной точкой" для описания потребности закупающей организации. Идеология такого нормирования заключается в том, чтобы занормировать именно такие характеристики, которые имеют влияние на ценообразование (на цену) на данный вид ТРУ.

На практике у отдельных региональных и муниципальных контролеров, уполномоченных органов (учреждений) по закупкам бытует точка зрения, что заказчик не вправе включать в описание объекта закупки характеристики, которые не предусмотрены закупочными нормативами. Однако следование этой позиции может легко привести к абсурду.

Например, в отношении легкового автомобиля во многих актах занормирована только мощность (например, не более 185 или 200 л. с.) и предельная цена (например, не более 1,5 млн руб.). Ограничившись указанием в техническом задании только этих двух характеристик, заказчику будет очень сложно закупить легковой автомобиль, отвечающий его потребностям.

Как минимум при закупке легкового автомобиля необходимо указать габаритные размеры, год выпуска, тип двигателя и трансмиссии и т.п. Поэтому при формировании технического задания заказчик осуществляет мониторинг информации и определят, какие еще потребительские свойства в пределах 1,5 млн руб., кроме мощности, необходимо включить в описание объекта закупки. Главное не нарушить при этом негласный принцип "разумности".

Пример.

При проведении аукциона на поставку легкового автомобиля заказчик установил в описании объекта закупки требования о наличии у автомобиля следующих опций:

По мнению контрольного органа, установленные требования к закупаемому автомобилю являются избыточными и не отвечают целям и задачам, реализация которых возложена на заказчика (унитарное предприятие - рисоводческий племенной завод). При этом заказчик не представил доказательств, подтверждающих объективную потребность в наличии характеристик, указанных в описании объекта закупки. Таким образом, заказчик не применял при формировании аукционной документации Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 <3>.

<3> Решение Краснодарского УФАС России от 18.07.2018 по делу N ВП-130/2018.

3. Закупаемый вид продукции включен в КТРУ

Введение в закупочную практику КТРУ направлено на унификацию и обеспечение единства использования информации о ТРУ. В соответствии с ПП РФ N 145 заказчики должны использовать КТРУ с целью применения информации о ТРУ, в т.ч. при описании объектов закупки. Игнорирование заказчиками обязанности по использованию информации, включенной в КТРУ, является основанием для выдачи заказчикам предписания о внесении изменений в документацию, а также для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП <4>.

<4> См.: решения Ульяновского УФАС России от 22.06.2018 N 14 980/03-2018; Татарстанского УФАС России от 13.08.2018 N 393-кз/2018; Башкортостанского УФАС России от 20.08.2018 N ГЗ-891/18; Новгородского УФАС России N 6973/03 от 17.10.2018.

По Правилам ведения КТРУ в каждой каталожной позиции содержится не только наименование ТРУ, но и их описание. Например, в отношении клавиатуры (позиция КТРУ 26.20.16.110-00000001) установлена только одна характеристика - тип подключения (проводная, беспроводная). По позиции "Яйца куриные в скорлупе свежие" (позиция КТРУ 01.47.21.000-00000001) в КТРУ установлены только две характеристики:

По позиции "Монитор, подключаемый к компьютеру" <5> (позиция КТРУ 26.20.17.110-00000008) КТРУ предусматривает три характеристики:

<5> Далее - монитор.

При работе с КТРУ возникает следующий вопрос: если позиция КТРУ в части описания ТРУ допускает вариативность выбора характеристик ("от" и "до", "не менее" и т.п.), то вправе ли заказчик изменять значения таких характеристик? Например, характеристика монитора "тип матрицы" содержит исчерпывающий перечень конкретных значений, следовательно, при формировании технического задания заказчик просто выбирает необходимый тип из такого списка. А при установлении значений таких характеристик, как "количество пикселей" и "размер диагонали", возникает дискуссия: заказчик обязан дословно воспроизвести значение, указанное в КТРУ ("не менее 23 дюймов"), или имеет право конкретизировать его, исходя из своих потребностей (например, "24 дюйма" или "не менее 24 дюймов")? Другими словами, вправе ли заказчик изменять значения, которые установлены в КТРУ в виде диапазонов (минимально либо максимально допустимых значений)?

Косвенно ответ на этот вопрос заложен в п. 13 Правил формирования КТРУ, по которому в описание объекта закупки включаются потребительские свойства и иные характеристики, сформированные с учетом следующего: в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения. Таким образом, в позицию каталога могут быть включены как изменяемые, установленные в качестве допустимых, так и неизменные значения характеристик товаров, работ, услуг. Если бы какие-то значения заказчику было не позволено изменять, они были бы обозначены в КТРУ как "неизменяемые" или "конкретные". Наличие в КТРУ "диапазонов допустимых значений" дает заказчику определенную степень свободы при формировании описания объекта закупки. Но не исключено, что практика применения КТРУ сформирует более конкретные правила работы.

И второй важный момент. Несмотря на то что в КТРУ указывается исчерпывающий перечень конкретных значений или соответствующих свойств ТРУ, заказчик не лишен возможности "расширить" требования к ТРУ, которые включены в КТРУ. На основании п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики ТРУ, включив при этом в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой дополнительной информации <6>.

<6> Пункт 6 Правил использования КТРУ. См. также: письмо Минфина России от 06.02.2018 N 24-0607/6697.

Например, при закупке бензина автомобильного КТРУ определяет только две характеристики: "Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу" и "Экологический класс". При этом в целях закупки топлива надлежащего качества, а также соблюдения требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе включить в описание объекта закупки дополнительную информацию - положения о соответствии топлива требованиям ГОСТов и технических регламентов.

Пример.

Поставляемое топливо должно соответствовать требованиям:

В качестве обоснования необходимости использования такой дополнительной информации, кроме ссылки на ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, может быть использована следующая формулировка: "Указание заказчиком в качестве дополнительной информации ГОСТов и Технического регламента связано с необходимостью соблюдения единых и общеобязательных требований к качеству и безопасности автомобильного топлива, выпускаемого в обращение на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза".

Наиболее универсальным приемом, позволяющим обосновать включение в описание объекта закупки дополнительной информации, является ссылка на потребности заказчика с учетом специфики его деятельности. Но чтобы быть убедительной, такая ссылка должна быть не абстрактной, а предельно конкретной и доказательной.

Пример.

Предмет закупки - стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство (позиция КТРУ 32.50.13.190-02616). Наряду с характеристиками, предусмотренными КТРУ, заказчик установил дополнительные требования, выполнив описание объекта закупки по следующей форме:

Наименование показателя

Ед. изм.

Значения показателя

Обоснование необходимости использования иной и дополнительной информации в соответствии с ПП РФ от 08.02.2017 N 145

Устройство одноразового использования

Наличие

Соответствует описанию КТРУ

Рабочая длина катетера

см

Не менее 140 и не более 141

Показатель определяет рабочую длину катетера, совместимость с другими инструментами, применяемыми при ЧТКА и влияет на хирургическую технику

Толщина балок

дюйм

Не менее 0,0036 и не более 0,0037

Параметр влияет на технические характеристики стента: гибкость, доставляемость, снижение частоты нежелательных явлений

Система доставки

Быстрой смены

Соответствует описанию КТРУ

Лекарственное покрытие Зотаролимус

Наличие

Соответствует описанию КТРУ

Номинальное давление раскрытия

атм.

Не менее 9

Характеристика необходима для полного раскрытия стента в месте окклюзии

Давление разрыва

атм.

Не менее 15

Характеристика необходима для полного раскрытия стента в месте окклюзии

Антимонопольный орган признал использование заказчиком дополнительных параметров в описании объекта закупки правомерным <7>.

<7> Решение Омского УФАС России от 13.08.2018 N 03-10.1/254-2018. См. также: решения Омского УФАС России от 06.08.2018 N 03-10.1/247-2018, от 13.11.2018 N 03-10.1/350-2018, Ульяновского УФАС России от 07.06.2018 N 14 943/03-2018 и др.

В настоящее время административная и судебная практика по обоснованию использования дополнительных характеристик еще только формируется, т.к. 2018 год фактически стал первым годом работы заказчиков с таким инструментом, как КТРУ. Но уже есть случаи, когда УФАС посчитало обоснование заказчика неубедительным.

Пример.

Предмет закупки - электрокардиостимулятор внешний, инвазивный (код позиции по КТРУ 26.60.14.110-00014). Заказчик включил в описание объекта закупки такую характеристику, как "наличие у электрокардиографа возможности управления параметрами стимуляции с помощью поворотных регуляторов", которая не предусмотрена КТРУ. В качестве обоснования было указано следующее: "Управление параметрами стимуляции с помощью поворотных регуляторов позволяет обеспечить безопасность для пациентов, нуждающихся в проведении временной электрокардиостимуляции, избежать осложнений, связанных с невозможностью своевременной и интуитивно понятной корректировки со стороны медицинского персонала текущей программы электрокардиостимуляции (регулировочные ручки поворотного типа имеют безусловное преимущество по сравнению с использованием органов управления клавишного типа)".

По мнению контролера, из указанного обоснования не следует, каким образом поворотный регулятор влияет на деятельность заказчика в части оказания медицинской помощи пациентам по сравнению с другими способами управления, при этом порядок использования электрокардиографа медицинским персоналом в части своевременной и интуитивно понятной корректировки также не обосновывает потребность заказчика с точки зрения цели закупки указанного оборудования. Таким образом, не было раскрыто обоснование необходимости данной характеристики с точки зрения цели применения электрокардиостимулятора для оказания медицинской помощи пациентам в нарушение ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ и п. 6 Правил использования КТРУ <8>.

<8> Решение Челябинского УФАС России от 19.10.2018 N 641-ж/2018.

В связи с появлением противоречивой административной практики по вопросу о качестве обоснования использования дополнительной информации в описании объекта закупки рекомендуем заказчикам привлекать профильных специалистов, которые смогут аргументировать включение той или иной дополнительной характеристики. Но уже сейчас понятно, что для контрольного органа отсутствие обоснования использования дополнительной информации по отношению к каталожной - это повод выдать заказчику предписание и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности <9>.

<9> См., например: решения Астраханского УФАС России от 21.06.2018 N 223-Р3-04-18 (заказчик не обосновал использование в описании объекта закупки характеристик бензина АИ-92, не предусмотренных КТРУ), от 26.04.2018 N 138-РЗ-04-18, от 30.08.2018 N 347-РЗ-04-18, Новгородского УФАС России от 21.05.2018 N 2056/03, Владимирского УФАС от 02.04.2018 N Г 257-04/2018 (не было обосновано использование дополнительных, в сравнении с КТРУ, характеристик катетера баллонного для коронарной ангиопластики) и др.

Таким образом, при описании объекта закупки, включенного в КТРУ, отправной точкой будет являться информация, указанная в КТРУ. Поскольку каталожной информации в отношении описания ТРУ заказчику может быть недостаточно, он имеет право установить дополнительные потребительские свойства и использовать дополнительную информацию.

Остается открытым следующий вопрос. Допустим, позиция включена в КТРУ, но указанные в КТРУ характеристики не отвечают потребностям заказчика - например, заказчику необходим монитор с диагональю 14 дюймов, тогда как в КТРУ значение данного параметра "не менее 15 дюймов". Обязан ли в данном случае заказчик применять по позиции "Монитор" информацию из КТРУ и в принципе руководствоваться КТРУ?

По мнению ряда контрольных органов, в случае, когда продукция с конкретными необходимыми заказчику характеристиками не включена в КТРУ, следует считать, что данная продукция под действие КТРУ не подпадает.

Пример.

Заказчику требовался катетер баллонный коронарный с длиной баллона 5 мм. Одноименная позиция КТРУ 32.50.13.110-00031 предусматривает минимальное значение характеристики "длина баллона" - от 6 до 7 мм.

Вывод контрольного органа: необходимый заказчику катетер баллонный коронарный с определенными характеристиками не входит в КТРУ, следовательно, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться исключительно ст. 33 Закона N 44-ФЗ <10>.

<10> Решение Калужского УФАС России от 10.05.2018 N б/н (закупка N 0137200001218001130).

Подведем итог. В рамках рассматриваемого варианта порядка описания объекта закупки заказчикам необходимо соблюдать следующие правила:

  1. применение КТРУ является обязательным, если предмет закупки включен в соответствующую каталожную позицию;
  2. заказчик при описании объекта закупки вправе указывать дополнительную информацию и дополнительные потребительские свойства с обязательным обоснованием;
  3. обоснование необходимости включения дополнительной информации не должно носить характер формальной "отписки"; напротив, в нем должны приводиться объективные аргументы, доказывающие, почему данная характеристика отвечает потребностям заказчика, как она помогает ему в выполнении соответствующих функций (полномочий).

4. Закупаемый вид продукции включен в КТРУ, но при этом последний не содержит описания ТРУ

ПП РФ N 145 регламентирует действия заказчика в случае закупки ТРУ, в отношении которых КТРУ не содержит соответствующих позиций. Однако не определен порядок действий в том случае, когда позиция в КТРУ включена, а в разделе "Описание товара, работы, услуги" информация отсутствует. Примерами таких ТРУ являются:

В этих каталожных позициях указана лишь информация в отношении единиц измерения, дат начала и окончания применения указанных позиций. Справедливости ради отметим, что все эти позиции обязательны для применения с 1 июля 2019 г., и, возможно, что-то еще изменится.

А как быть, если ничего не изменится? Фактически в таких случаях, когда КТРУ не содержит описания ТРУ, заказчику следует описывать объект закупки исходя из своих потребностей, с учетом требований и ограничений ст. 33 Закона N 44-ФЗ. При этом указание функциональных, технических и качественных характеристик будет считаться "дополнительной информацией или дополнением потребительских свойств" по отношению к каталожной информации? Например, при разработке технического задания на уборку помещений заказчик указывает:

Должен ли заказчик обосновать, почему он включил в описание объекта закупки данные характеристики или нет? Полагаем, что ответ содержится в п. 6 Правил использования КТРУ, согласно которому "в случае представления иной и дополнительной информации... заказчик обязан включить в описание ТРУ обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания ТРУ в позиции каталога)". Оговорка в скобках позволяет заказчику при отсутствии описания ТРУ в КТРУ не обосновывать характеристики, включаемые в техническое задание, что видится вполне логичным.

5. На закупаемый вид продукции распространяются закупочные нормативы, и продукция включена в КТРУ, и при этом установленные требования дополняют друг друга

Данный вариант формирования технического задания представляет собой компиляцию ранее рассмотренных действий заказчика при установлении потребительских свойств закупаемой продукции (варианты 2 и 3).

Рассмотрим данный вариант описания объекта закупки на примере легкового автомобиля. У большинства заказчиков закупочными нормативами, как правило, установлена только одна характеристика - мощность. При этом в КТРУ в отношении автомобиля легкового (код КТРУ: 29.10.20.000-00000001) установлены следующие четыре характеристики (табл. 3).

Таблица 3. Нормируемые характеристики легковых автомобилей

N п/п

Характеристика

Ед. изм.

Значение характеристики

1.

Количество посадочных мест

шт.

от 1 до 9 (вкл.)

2.

Тип двигателя

электрический, гибрид, дизель, бензин

3.

Коробка передач

автомат, механика

4.

Тип привода

полноприводный; многоприводный

Таким образом, требования, установленные в закупочных нормативах и КТРУ, не противоречат друг другу, а дополняют. У заказчика есть пять базовых характеристик, но вполне очевидно, что их недостаточно. Поэтому в описание объекта закупки может быть включена дополнительная информация: требования к расположению руля, типу кузова, наличию электрорегулировки боковых зеркал заднего вида, защиты картера и т.д. По аналогии с вариантом 3 при включении в описание объекта закупки дополнительной информации и дополнительных потребительских свойств (в т.ч. из закупочных нормативов) заказчик обязан обосновать необходимость использования такой информации.

6. На закупаемый вид продукции распространяются закупочные нормативы, и продукция включена в КТРУ, и при этом установленные требования противоречат друг другу

Согласно п. 13 Правил ведения КТРУ в описание позиции КТРУ включается в т.ч. информация в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств ТРУ, в т.ч. с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, характеристики, указанные в КТРУ, не должны противоречить актам в сфере нормирования. Но соблюдение такого правила чисто технически сложно исполнимо. Напомним, что для заказчиков каждого из уровней (федерального, регионального, муниципального) устанавливаются "свои" нормативные требования к закупаемым ТРУ. Причем даже у заказчиков федерального уровня нормируемые потребительские свойства отличаются. Например, в Приказе Минобрнауки от 24.10.2017 N 1038 в отношении мощности легкового автомобиля стоит показатель по мощности "не более 200 л. с."; а в Приказе ТФОМС Рязанской области от 30.06.2016 N 295 мощность уже "не более 185 л. с.". Или для ТФОМС Рязанской области размер экрана монитора в нормативах предусмотрен - "не более 24 дюймов"; а для муниципальных заказчиков Большеболдинского муниципального района Нижегородской области <11> - "17 - 19 дюймов".

<11> Постановление Администрации Большеболдинского муниципального района Нижегородской области от 19.10.2018 N 298.

Как же все это будет унифицировано в КТРУ с учетом правил разработки и принятия актов в сфере нормирования? Что делать заказчикам, если, например, в нормативах указаны требования, которые не соответствуют информации, включенной в КТРУ? Какой из нормативных актов в случае противоречий или возникновения споров будет иметь большую юридическую силу - ПП РФ N 145 или акты в сфере нормирования?

Возможно, таких ситуаций-противоречий будет не так много, но исключать такую вероятность не стоит. Одним из вариантов решения такой проблемы является актуализация и адаптация ранее принятых актов, устанавливающих требования к закупаемым ТРУ в соответствии с информацией, включенной в КТРУ. Напомним, в соответствии с п. 6 ПП РФ от 18.05.2015 N 476 правовые акты Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций, которыми определены требования к порядку разработки и принятия актов в сфере нормирования, должны содержать среди прочего "случаи внесения изменений".

Таким образом, на каждом из уровней (федеральном, региональном, муниципальном) определяются основания и периодичность пересмотра актов в сфере нормирования. Например, для федерального уровня ПП РФ от 19.05.2015 N 479 определяет, что нормативные затраты и требования к отдельным видам ТРУ, которые приняты федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, пересматриваются не реже одного раза в год. Аналогичные нормы предусмотрены и в актах регионального и муниципального уровня, например:

Список примеров можно продолжать.

Как видно, в большинстве актов, устанавливающих требования к порядку разработки и принятию актов о нормировании, не указывается конкретный срок их актуализации, а только периодичность.

* * *

Таким образом, при осуществлении закупок заказчикам недостаточно включить в описание объекта закупки характеристики и требования, которые максимально отвечают их потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Нужно соблюсти допуски и ограничения, предусмотренные КТРУ и актами в сфере нормирования.