Мудрый Юрист

Цена договора авторского заказа

Березин Дмитрий Александрович, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского финансово-юридического университета (МФЮА), соискатель ученой степени кандидата юридических наук.

В статье в соответствии с действующим законодательством РФ, доктриной и судебной практикой рассматривается порядок установления цены договора авторского заказа.

Ключевые слова: договор авторского заказа, вознаграждение, цена договора, исключительные права, результат интеллектуальной деятельности.

Price of a Commissioning Agreement

D.A. Berezin

Berezin Dmitry A., Lecturer of the Department of Civil and Legal Disciplines of the Moscow University of Finance and Law (MFUA), Applicant for the Academic Degree of Candidate of Legal Sciences.

In the article, in accordance with the current legislation of the Russian Federation, the doctrine and judicial practice, the procedure for determining the price of the contract of the author's order is considered.

Key words: contract of the author's order, remuneration, contract price, exclusive rights, the result of intellectual activity.

Договор авторского заказа определен ст. 1288 ГК РФ, в соответствии с которой автор принимает от заказчика обязательство по созданию обусловленного договором произведения науки, литературы или искусства. Пункты 2 и 3 указанной статьи предусматривают этим договором передачу автором заказчику исключительных прав на созданное произведение. Порядок передачи исключительных прав на произведения определен ст. 1234 "Договор об отчуждении исключительных прав" и ст. 1235 "Лицензионный договор" ГК РФ.

Таким образом, стороной исполнителя по договору авторского заказа выступает автор, который в силу своих творческих, интеллектуальных способностей (таланта) обязуется создать результат интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и, как правило, передать на него исключительные права заказчику. Последнее действие сторон осуществляется по правилам, установленным для договора об отчуждении исключительных прав и лицензионного договора (далее - авторские договоры).

Очень часто творческие, выдающиеся своими способностями в различных сферах духовной жизни граждане оказываются не такими выдающимися в коммерции. Тогда и появляется энергетическая, жесткая, не сомневающаяся, не отвлекающаяся на творческие искания фигура производного, вторичного, если хотите, профессионального правообладателя, законным образом получившего от автора или предшествующего правообладателя исключительное право <1>.

<1> Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. Т. 2. С. 693 (авторы главы - Д.В. Мурзин, С.А. Степанов).

Таким образом, заказчиком по договору авторского заказа представляется хозяйствующий субъект, намеренный после приобретения от автора исключительных прав на РИД использовать "продукт" договора авторского заказа в предпринимательских целях.

Цена договора авторского заказа включает в себя вознаграждение автора за передачу исключительных прав на РИД заказчику. Размер вознаграждения автора не может быть установлен по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 424 ГК РФ определяет порядок установления цены договора соглашением сторон. В оценочной деятельности, осуществляемой независимым оценщиком, направленной на определение стоимости объектов гражданских прав, в том числе объектов исключительных прав, это применение оценщиком в процессе определения им стоимости объекта оценки сравнительного (рыночного) подхода. В основе сравнительного подхода оценщик использует цены объектов - аналогов оцениваемого объекта, по которым сделки в недавнем прошлом были совершены или предложены в настоящее время к продаже на открытом конкурентном рынке <2>. Иными словами, применение сравнительного (рыночного) подхода, о котором толкует п. 3 ст. 424 ГК РФ, направлено на определение рыночной стоимости объекта договора, из которой исходит цена гражданско-правового договора, устанавливаемая его сторонами. Товары, работы и услуги, о которых упоминает вышеуказанная норма, представляются объектами гражданских прав, которые относятся к материальным благам (например, объекты вещных или обязательственных прав и т.п.). Итоговый результат творческого авторского труда, не имеющего овеществленной формы, в составе таких материальных благ будет совершенно "чужим".

<2> См. подробно: Березин Д.А. Осуществление оценочной деятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации // Юрист. 2017. N 12. С. 25.

О цене авторских договоров Ю.П. Свит разъясняет: "Правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК, к рассматриваемым договорам не применяются. Данное положение законодательства, учитывая специфику объектов авторских прав, каждый из которых уникален, вполне логично" <3>.

<3> Свит Ю.П. Договор авторского заказа // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 5 // СПС "КонсультантПлюс".

В.И. Еременко и В.Н. Евдокимова в отношении цены авторских договоров приводят следующий комментарий: "...общие правила определения цены не применимы к столь специфическому объекту, как исключительное право, свойства которого сугубо индивидуализированы" <4>.

<4> Еременко В.И., Евдокимова В.Н. Договоры о распоряжении исключительным правом на произведения науки, литературы и искусства // Законодательство и экономика. 2011. N 4. С. 57.

Как справедливо утверждает доктор экономических наук, профессор Х.А. Мамаджанов, стоимостная оценка исключительного права на объект интеллектуальной собственности (ИС) имеет свою специфику. Невозможно разработать "типовую универсальную" методику оценки рыночной стоимости коммерчески ценных научно-технических разработок и других объектов инноваций, поскольку каждый из них является оригинальным (по определению!), а условия практического использования, как правило, принципиально различны. Более того, единая методика в принципе не может учитывать всю совокупность конкретных особенностей практического использования объектов ИС <5>.

<5> Мамаджанов Х.А. Совершенствование подходов к оценке интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права как инструмент развития экономики: тезисы докладов участников научно-практической конференции, г. Москва, 9 - 10 октября 2013 г. М.: ФГБУ ФИПС, 2013; Курчатова К. Сравнительный подход к оценке стоимости полезной модели // ИС. Промышленная собственность. 2016. N 8. С. 27.

Таким образом, учитывая уникальную характеристику объекта исключительных прав, его индивидуальные признаки, отсутствие его аналогов на открытом конкурентном рынке, определить его цену с помощью сравнительного подхода со стороны оценщика и в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ не представляется возможным, и с правовой позиции это неприменимо. Иными словами, закон запрещает такими способами устанавливать цену авторских договоров.

Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 385 был утвержден федеральный стандарт оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО N 11)" (далее - ФСО N 11). Наименование данного стандарта говорит об объектах оценки, к которым относится исключительное право на РИД, т.е. объект авторских договоров. Пункт 16 ФСО N 11 предусматривает определение стоимости указанных объектов оценки с применением сравнительного подхода. Однако, как было рассмотрено выше, с правовой позиции это недопустимо, а с экономической позиции не представляется возможным. Следовательно, данное положение ФСО N 11 по вышеназванным причинам неприменимо.

Сегодня цены авторских договоров, в том числе договора авторского заказа, определяются следующими способами.

Цена как условие договора об отчуждении обычно устанавливается двумя способами: путем уплаты единовременной паушальной суммы или путем периодического внесения определенной суммы (роялти). Реже встречаются случаи сочетания двух указанных способов <6>.

<6> Еременко В.И., Евдокимова В.Н. Указ. соч. С. 63.

В.Л. Энтин разъясняет: "В случае если вознаграждение правообладателя установлено не в виде фиксированной денежной суммы, договор должен содержать порядок определения вознаграждения, т.е. порядок его формирования и исчисления... Такая цена определяется исключительно соглашением сторон и может носить символический характер" <7>.

<7> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. Т 2. Части третья, четвертая ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова; Ин-т государства и права РАН. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2009. С. 225 (автор комментария - В.Л. Энтин).

Об определении стоимости лицензионных договоров, осложненных иностранным элементом, В.А. Канашевский приводит следующий комментарий: "Каких-либо универсальных формул расчета стоимости лицензий не существует. На практике стороны пытаются определить размер прибыли, которую может получить покупатель лицензии, и эта прибыль делится в определенной пропорции между продавцом и покупателем (например, доля продавца может составлять от 20 до 50%) <8>. Обычно используются два вида выплаты лицензионного вознаграждения: a) паушальный платеж - четко определенная сумма, выплачиваемая однократно или в рассрочку, и b) периодические проценты отчисления от выручки лицензиата (роялти) в форме процента от прибыли лицензиата или в форме сборов единицы производимой по лицензии продукции" <9>.

<8> Городисский М.Л. Лицензии во внешней торговле СССР. М.: Международные отношения, 1972. С. 86 - 87.
<9> Там же. С. 87 - 88; Канашевский В.А. Международное частное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 2016. С. 752 - 753.

"В соответствии с приложением N 3 к договору вознаграждение автору за отчуждение (передачу в полном объеме) составляет 1 200 000 руб., выплата вознаграждения производится в следующем порядке: 50% от вознаграждения в качестве аванса, что составляет 600 000 руб., 40% от вознаграждения после подписания акта приема-передачи сценария, что составляет 480 000 руб., 10% от вознаграждения после окончания работы над сценарием с режиссером-постановщиком, что составляет 1 200 000 руб." (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 г. по делу N А40-146260/13).

Таким образом, цена исключительного права РИД может представлять собой паушальную сумму, выплачиваемую единовременно или поэтапно, которая, как известно, не имеет обоснования ее размера, определяется соглашением сторон. Цену исключительных прав РИД можно установить в форме роялти, т.е. в процентном эквиваленте от суммы прибыли, впоследствии полученной, например, заказчиком по договору авторского заказа, от использования результата интеллектуальной деятельности в гражданском обороте. Вследствие этого размер вознаграждения автора, в части передачи исключительных прав, приобретает свойство не цены, а стоимости, "так как цена, конкретный размер, обсуждаемого договора может быть известной только после выполнения обязательств, иными словами, после ее оплаты" <10>, тем самым отношения сторон не прекращаются, а продолжаются в период использования новым правообладателем исключительного права, приобретенного у автора.

<10> См. подробно: Березин Д.А. Стоимость пожизненной ренты // Нотариус. 2017. N 3. С. 14.

"В судебном заседании было установлено, что между ООО "Дрофа" и Афанасьевой А.Б., Шекаловым В.А., Камыниной О.Е. были заключены договоры авторского заказа о создании и передаче издательству учебника по музыке для 3-го класса; об учебнике по музыке для 4-го класса; об учебнике по музыке для 2-го класса; об аудиоприложении к учебнику по музыке для 2-го класса; дополнительные соглашения к договорам авторского заказа.

При отказе в удовлетворении заявленных требований <...> суд признал несостоятельным довод истцов о том, что нарушением договоров является невыполнение их условий по оплате, поскольку по условиям об оплате истцам причитаются вознаграждения по выпуску экземпляров произведений, вследствие осуществления их продаж, т.е. после того, как они состоятся" (Апелляционное определение Московского городского суда от 16 августа 2016 г. по гражданскому делу N 33-31590/2016).

Таким образом, исполнение договора авторского заказа вследствие передачи авторами исключительных прав на созданные РИД заказчику не прекращает обязательств последнего, возникших из обсуждаемого договора, в части оплаты вознаграждения авторам. Здесь выявляется предпринимательский характер правоотношений со стороны заказчика, однако так называемый предпринимательский риск, возможность неполучения дохода в случае отсутствия спроса на продаваемый товар, несет автор, работа которого завершена и принята заказчиком.

В своих исследованиях об авторских договорах И.А. Бойцов выявляет договор о создании аудиовизуального произведения, по которому исполнителем выступает режиссер-постановщик: "...это смешанный договор... он должен содержать в себе существенные условия как договора авторского заказа, так и договора возмездного оказания услуг..." <11>.

<11> Бойцов И.А. Договор о создании аудиовизуального произведения в российском гражданском праве (на примере договора о создании аудиовизуального произведения с режиссером-постановщиком) // Законодательство и экономика. 2016. N 5. С. 56 - 63.

"Как следует из материалов дела, ООО "Тесла" (компания) и ООО "Слово Новый Век" (студия) 06.06.2012 заключен договор N 04/06, по которому стороны договорились сотрудничать с целью производства четырехсерийной телевизионной кинокартины "Наполеон и Жозефина".

Для съемки фильма в 2013 году требовалось повторно произвести подготовительный этап, включающий повторный кастинг актеров, что увеличивает затраты на производство фильма.

Таким образом, заключенный между истцом и ответчиком договор по своей правовой сути является договором, который подлежит регулированию, аналогичному договорам авторского заказа и подряда, с учетом особенностей субъектного состава, заключивших договор сторон и закрепленных в договоре обязательств" <12>.

<12> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2015 г. по делу N А40-87975/2014 // СПС "Гарант".

Выявляется разновидность сложного авторского договора, включающего в себя элементы договора авторского заказа и элементы договора подряда. Такой договор может порождать продолжительные отношения между как исполнителем и заказчиком, так и другими лицами, принимавшими участие в создании аудиовизуального произведения (актеры, музыканты и др.). Вознаграждение исполнителя (исполнителей) по такому договору представляет собой сложный состав, где часть вознаграждения может потребоваться исполнителю на так называемые производственные расходы, связанные с исполнением договора, а другая часть этого состава - цена передачи (отчуждения) исключительных прав на созданное произведение. Таким образом, цена договора авторского заказа включает в себя расходы исполнителя и стоимость РИД, исключительные права на который передаются заказчику.

"В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства". Следует учитывать, что данное Постановление было частично признано недействующим Верховным Судом (в части порядка начисления и взимания ставок за публичное исполнение), и им установлены не только ставки, но и порядок взимания авторского вознаграждения, что подвергается критике.

Пример. Минимальная ставка авторского вознаграждения за каждое публичное исполнение новогоднего елочного представления - 6% от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов на такое представление; за сдачу в прокат экземпляра фильма - 5% от дохода за каждый сданный экземпляр" <13>.

<13> Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. С.А. Степанова. С. 714 (автор главы - А.Г. Незнамов).

Об отдельных приложениях к вышеуказанному Постановлению Э.П. Гаврилов приводит следующий комментарий:

"Приложение 1 к этому Постановлению озаглавлено "Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений", а п. 24 этого Положения устанавливает:

"За использование музыкальных произведений с текстом или без текста при демонстрации аудиовизуальных произведений (кино-, теле- и видеофильмов и т.п.) в кинотеатрах, видеосалонах и других общественных местах:

а) при платном для зрителей просмотре - 3% (за все произведения),

б) при бесплатном для зрителей просмотре - 0,5% (от суммы дохода плательщика)".

Поскольку в Положении поясняется, что ставки авторского вознаграждения исчисляются в процентах от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов, рассчитать суммы, причитающиеся композиторам аудиовизуальных произведений, очень просто: куплен билет на киносеанс стоимостью в 100 рублей - композитору причитается 3 рубля; валовой сбор от проката фильма составил 10 млн долларов - композитору должны быть начислены 300 тысяч долларов.

Здесь есть над чем подумать. Действительно, непонятно, почему такое вознаграждение закреплено только за композитором и не закреплено за режиссером и сценаристом фильма?" <14>

<14> Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности. Авторское и смежные права. XXI век. М.: Юрсервитум, 2017. С. 147.

Таким образом, размер вознаграждения автора произведения установлен актом, принятым Правительством РФ, в форме роялти. Иными словами, в процентном эквиваленте, на который может рассчитывать автор вследствие использования исключительного права, ранее переданного организатору культурно-массовых (зрелищных) мероприятий. Однако вознаграждение отдельных авторов, как, например, стороны исполнителя по договору авторского заказа, которой может быть автор сценария аудиовизуального произведения, единственным действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ не установлен. Установленные Правительством РФ минимальные ставки выплат за использование отдельных РИД не защищают должным образом права авторов, касающиеся их достойной награды за возмездное использование другими лицами РИД, в то время как сам автор за передачу исключительных прав на созданный им РИД еще не вознагражден.

Литература

  1. Березин Д.А. Осуществление оценочной деятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации / Д.А. Березин // Юрист. 2017. N 12. С. 24 - 28.
  2. Березин Д.А. Стоимость пожизненной ренты / Д.А. Березин // Нотариус. 2017. N 3. С. 11 - 15.
  3. Бойцов И.А. Договор о создании аудиовизуального произведения в российском гражданском праве (на примере договора о создании аудиовизуального произведения с режиссером-постановщиком) / И.А. Бойцов // Законодательство и экономика. 2016. N 5. С. 56 - 63.
  4. Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности. Авторское и смежные права. XXI век / Э.П. Гаврилов. М.: Юрсервитум, 2016. 876 с.
  5. Городисский М.Л. Лицензии во внешней торговле СССР / М.Л. Городисский. М.: Международные отношения, 1972. 200 с.
  6. Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. Т. 2. 928 с.
  7. Еременко В.И. Договоры о распоряжении исключительным правом на произведения науки, литературы и искусства / В.И. Еременко, В.Н. Евдокимова // Законодательство и экономика. 2011. N 4. С. 56 - 68.
  8. Канашевский В.А. Международное частное право: Учебник / В.А. Канашевский. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 2016. 1 006 с.
  9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. Т 2: Части третья, четвертая ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2009. 679 с.
  10. Курчатова К. Сравнительный подход к оценке стоимости полезной модели / К. Курчатова // ИС. Промышленная собственность. 2016. N 8. С. 25 - 31.
  11. Мамаджанов Х.А. Совершенствование подходов к оценке интеллектуальной собственности / Х.А. Мамаджанов // Интеллектуальные права как инструмент развития экономики: тезисы докладов участников научно-практической конференции (г. Москва, 9 - 10 октября 2013 г.): Сб. науч. ст. М.: ФГБУ ФИПС, 2013. С. 66 - 68.
  12. Свит Ю.П. Договор авторского заказа / Ю.П. Свит // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 5. С. 3 - 11.

References

  1. Berezin D.A. Osuschestvlenie otsenochnoy deyatelnosti v sootvetstvii s mezhdunarodny'mi dogovorami Rossiyskoy Federatsii [Carrying out of Valuation Activities According to International Agreements of the Russian Federation] / D.A. Berezin // Yurist - Lawyer. 2017. N 12. S. 24 - 28.
  2. Berezin D.A. Stoimost pozhiznennoy renty' [The Cost of Life Annuity] / D.A. Berezin // Notarius - Notary. 2017. N 3. S. 11 - 15.
  3. Boytsov I.A. Dogovor o sozdanii audiovizualnogo proizvedeniya v rossiyskom grazhdanskom prave (na primere dogovora o sozdanii audiovizualnogo proizvedeniya s rezhisserom-postanovschikom) [An Agreement on Creation of an Audiovisual Work in the Russian Civil Law (on the Example of an Agreement on Creation of an Audiovisual Work with a Production Director)] / I.A. Boytsov // Zakonodatelstvo i ekonomika - Law and Economy. 2016. N 5. S. 56 - 63.
  4. Gavrilov E.P. Pravo intellektualnoy sobstvennosti. Avtorskoe i smezhny'e prava. XXI vek [Intellectual Property Law. Copyright and Related Rights. The XXI Century] / E.P. Gavrilov. Moskva: Yurservitum - Moscow: Jurservitum, 2016. 876 s.
  5. Gorodissky M.L. Litsenzii vo vneshney torgovle SSSR [Licenses in the Foreign Trade of the USSR] / M.L. Gorodissky. Moskva: Mezhdunarodny'e otnosheniya - Moscow: International Relations, 1972. 200 s.
  6. Grazhdanskoe pravo: Uchebnik: V 2 t. [Civil Law: Textbook: In 2 vol.] / Pod red. S.A. Stepanova. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Prospekt - Moscow: Prospect, 2017. T. 2. 928 s.
  7. Eremenko V.I. Dogovory' o rasporyazhenii isklyuchitelny'm pravom na proizvedeniya nauki, literatury' i iskusstva [Agreements on Disposal of the Exclusive Right to Works of Science, Literature and Art] / V.I. Eremenko, V.N. Evdokimova // Zakonodatelstvo i ekonomika - Law and Economy. 2011. N 4. S. 56 - 68.
  8. Kanashevsky V.A. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo: Uchebnik [International Private Law: Textbook] / V.A. Kanashevsky. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva: Mezhdunarodny'e otnosheniya - Moscow: International Relations, 2016. 1 006 s.
  9. Kommentariy k Grazhdanskomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii: V 2 t. T. 2: Chasti tretya, chetvertaya GK RF [Commentary to the Civil Code of the Russian Federation: In 2 vol. Vol. 2: Parts Three, Four of the Civil Code of the Russian Federation] / Pod red. T.E. Abovoy, M.M. Boguslavskogo, A.G. Svetlanova. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Yurayt - Moscow: Urait, 2009. 679 s.
  10. Kurchatova K. Sravnitelny'y podkhod k otsenke stoimosti poleznoy modeli [Comparative Approach to the Evaluation of Cost of a Utility Model] / K. Kurchatova // IS. Promy'shlennaya sobstvennost - Intellectual Property. Industrial Property. 2016. N 8. S. 25 - 31.
  11. Mamadzhanov Kh.A. Sovershenstvovanie podkhodov k otsenke intellektualnoy sobstvennosti [Improvement of Approaches to Intellectual Property Evaluation] / Kh.A. Mamadzhanov // Intellektualny'e prava kak instrument razvitiya ekonomiki: tezisy' dokladov uchastnikov nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Moskva, 9 - 10 oktyabrya 2013 g.): Sb. nauch. st. Intellectual Rights as an Economy Development Instrument: theses of speeches delivered by participants of a scientific and practical conference (Moscow, October 9 to 10, 2013): collection of scientific articles. Moskva: FGBU FIPS - Moscow: FIPS, 2013. S. 66 - 68.
  12. Svit Yu.P. Dogovor avtorskogo zakaza [Commissioning Agreement] / Yu.P. Svit // Zakony' Rossii: opy't, analiz, praktika - Russian Laws: Experience, Analysis, Practice. 2009. N 5. S. 3 - 11.