Мудрый Юрист

О необходимости запрета телесных наказаний в отношении детей в семейном кодексе РФ

Хазова Ольга Александровна, доцент факультета права Московской высшей школы социальных и экономических наук, факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), вице-председатель Комитета ООН по правам ребенка, кандидат юридических наук.

Статья посвящена одному из актуальных и до сих пор в четкой форме нерешенных семейным законодательством вопросов о применении родителями телесных наказаний. В ней аргументируется, что телесные наказания, даже в самой легкой форме, являются насилием в отношении ребенка и наносят вред его психическому здоровью и нравственному развитию и поэтому должны быть четко запрещены законом.

Ключевые слова: права ребенка, права родителей, телесные наказания, Конвенция о правах ребенка.

On the Need for Prohibition of Corporal Punishment of Children in the Family Code of the Russian Federation

O.A. Khazova

Khazova Olga A., Associate Professor of the Law Faculty of the Moscow School of Social and Economic Sciences, Law Faculty of the National Research University Higher School of Economics (NRU HSE), Vice-Chairperson of the UN Child Rights Committee, Candidate of Legal Sciences.

The article concerns one of the topical and still in a clear form unresolved family law issues on the use of corporal punishment by parents. It argues that corporal punishment, even in the mildest form, is violence against a child and harms the child's mental health and moral development, and therefore should be explicitly prohibited in the law.

Key words: rights of the child, parental rights, corporal punishment, Convention on the Rights of the Child.

"Наша страна, - как справедливо отмечала Александра Матвеевна Нечаева, - не относится к странам, где законом запрещены телесные наказания детей и где телесные наказания в процессе семейного воспитания являются "редким событием" <1>.

<1> Нечаева А.М. Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. М.: Проспект, 2016. С. 92.

Действительно, ст. 65 Семейного кодекса РФ, касающаяся осуществления родителями родительских прав, формально не содержит запрета телесных наказаний. В соответствии с ч. 2 п. 1 этой статьи родители при осуществлении родительских прав не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Вместе с тем телесные наказания, как представляется, являются именно способом воспитания, который причиняет вред, если не обязательно физическому, то, безусловно, всегда психическому здоровью ребенка и его нравственному развитию; даже несильный шлепок - это в любом случае пренебрежительное, оскорбительное, унижающее человеческое достоинство обращение, которое подчас может оказаться также и жестоким, и грубым. Тем не менее в представлении значительного числа родителей применение телесных наказаний как метода воспитания детей является социально приемлемым и продолжает рассматриваться ими как их "неотъемлемое" право <2>. Так, например, по данным ВЦИОМ, 33% опрошенных родителей допускают телесные наказания детей, а 17% воспитывают детей ремнем <3>.

<2> Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М.: РБФ НАН, 2007. С. 34.
<3> URL: https://wciom.ru/index.php2d=236&uid=1388 (дата обращения: 17.07.2018). При этом, по данным ВЦИОМ, россияне склонны применять в воспитании своих детей преимущественно те методы, которые использовали в отношении них их собственные родители.

В этой связи уместно напомнить, что Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. (далее - Конвенция), участницей которой является Российская Федерация, радикально изменила то, как мы воспринимаем или должны воспринимать положение ребенка в обществе в целом и в семье в частности. В соответствии с духом и буквой Конвенции ребенок - полноценная и полноправная личность, самостоятельный субъект права, а не "мини-взрослый с мини-правами" <4>. Он не воспринимается более как "собственность родителей" <5>, как зависимый и пассивный член семьи, а является равноправным участником семейных отношений. Поэтому неудивительно, что в отношении родителей Конвенция использует термин "ответственность", а не "родительская власть" и даже не "родительская опека" <6>. Соответственно, и мы не можем более говорить о родительской власти, по крайней мере в том смысле, как это традиционно понималось на протяжении многих веков <7>.

<4> По образному выражению Мод де Бур-Букиккио, Специального докладчика ООН по борьбе с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией. См.: URL: http://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/AnniversaryConventionRightsChild.aspx (дата обращения: 17.10.2018).
<5> Как отмечала Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй на заседании Совета по правам человека, посвященного 20-й годовщине Конвенции ООН по правам ребенка (11.03.2009). См.: URL: http://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/AnniversaryConventionRightsChild.aspx (дата обращения: 17.10.2018).
<6> В соответствии со ст. 18 Конвенции "Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка".
<7> См. подр.: Нечаева А.М. Дети России (историко-правовой очерк). М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2013. С. 6 - 7, 28, 33, 48, 52, 67, 69.

Совершенно очевидно, что с точки зрения возможности осуществления ребенком его прав существует колоссальная разница между новорожденным и 15-летним подростком. С учетом этого Конвенция строит регулирование отношений между родителями и ребенком на основании концепции "развивающихся способностей". Соответственно, родители должны "управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных Конвенцией прав в соответствии с развивающимся способностями ребенка" (ст. 5), что должно компенсировать отсутствие у ребенка знаний, опыта и понимания. Как отмечается в Замечаниях общего характера Комитета ООН по правам ребенка N 12 "Право ребенка быть заслушанным" (2009):

"84. ...По мере приобретения ребенком знаний, опыта и понимания действительности родитель, законный опекун или другие несущие по закону ответственность за этого ребенка лица должны придавать такому руководству или управлению форму напоминаний и советов, а на более позднем этапе перейти к обмену мнениями на равноправной основе. Такая эволюция взаимоотношений произойдет не в тот или иной определенный момент развития ребенка, а будет происходить постепенно по мере того, как ребенка будут поощрять к выражению своих взглядов".

При таком подходе, как представляется, в регулировании родительско-детских отношений нет места телесным наказаниям. Однако почему-то считается допустимым или даже нормальным шлепать, пихать, толкать, таскать за уши и давать подзатыльники ребенку, хотя по отношению к взрослому человеку подобного рода действия едва ли останутся безнаказанными. Легкий шлепок ребенку не оставляет следов и может даже не быть физически особенно болезненным. В таких случаях, как правило, нанесения телесных повреждений не происходит и вопрос о нарушении уголовного законодательства не встает. Вместе с тем даже легкий шлепок - это насилие в отношении ребенка, это его унижение и оскорбление. Поэтому формулировка приведенного выше положения ст. 65 Семейного кодекса РФ должна подразумевать и запрет применения телесных наказаний в отношении детей. Однако отсутствие такого запрета в четко сформулированной форме в этой статье превратно трактуется как разрешение родителям использовать телесные наказания. Поэтому перечень недопустимых способов воспитания детей, обозначенный в ст. 65, должен также включать применение телесных наказаний.

Телесные наказания - одна из самых распространенных форм насилия в отношении детей <8>. Насилие начинается в семье, и часто оно начинается именно со шлепков и подзатыльников. Известно, что во многих случаях родители, лишенные родительских прав за жестокое обращение с детьми или даже привлеченные к уголовной ответственности, начинали именно с использования телесных наказаний в дисциплинарных целях <9>.

<8> Corporal punishment of children: review of research on its impact and associations. Working paper, May 2015. P. 3. URL: http://endcorporalpunishment.org/wp-content/uploads/research/Research-effects-review-2015-05.pdf (дата обращения: 18.07.2018); Замечания общего характера Комитета ООН по правам ребенка N 8 (2006) "Право ребенка на защиту от телесных наказаний и других жестоких или унижающих достоинство видов наказания (в частности, статья 19; пункт 2 статьи 28 и статья 37)". URL: http://juvenjust.org/txt/index.php/t561.html.
<9> Цымбал Е.И. Указ. соч. С. 35.

Негативные последствия насилия и, в частности, применения родителями телесных наказаний даже в мягкой форме хорошо известны и описаны в литературе <10>. Рамки данной статьи не позволяют остановиться на этом подробно. Отмечу лишь, что проведенные исследования демонстрируют непосредственную связь между применением телесных наказаний в отношении детей и их поведением в последующем, а также непосредственную связь с их психическим здоровьем <11>. Так, в результате исследования, проведенного в Шотландии в период между 2006 и 2009 гг., было выявлено увеличение в два раза вероятности того, что 4-летние дети будут иметь эмоциональные и поведенческие проблемы, если до достижения ими возраста 22 мес. их шлепали (один или несколько раз) их родители (или лицо, осуществлявшее основную заботу о ребенке), по сравнению с теми детьми, в отношении которых такое обращение не допускалось <12>.

<10> См., напр.: Gershoff E.T., Bitensky S.H. The Case against Corporal Punishment of Children: Converging Evidence from Social Science Research and International Human Rights Law and Implications for U.S. Public Policy // Psychology, Public Policy, and Law. 2007. Vol. 13. No. 4. P. 231 et seq.
<11> Ibid. P. 236, 238, 239.
<12> Corporal punishment of children: review of research on its impact and associations. P. 13 - 14.

Несмотря на то что "сложный путь, которым агрессия передается потомству, полностью не изучен", есть основания полагать, что "в основе жестокого обращения с детьми лежит механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение" <13>. Исследования подтверждают этот тезис, в частности, значительную вероятность того, что взрослые, к которым в детстве применяли телесные наказания, будут проявлять насилие и в отношении своих членов семьи <14>.

<13> Цымбал Е.И. Указ. соч. С. 17.
<14> Gershoff E.T., Bitensky S.H. Op. cit. P. 239.

Одновременно исследования, проведенные в странах, запретивших все формы телесных наказаний, в том числе в семье, свидетельствуют о положительном эффекте такого запрета. Так, исследования, проведенные в Финляндии, показали явное снижение применения телесных наказаний родителями и уровня насилия со стороны родителей в отношении детей в целом за период, прошедший с момента введения запрета телесных наказаний в 1983 г. <15>. Данные исследования, проведенного в 2000 г. в Швеции, целью которого было изучение влияния законодательного запрета телесных наказаний, введенного в 1979 г. в этой стране (первой законодательно запретившей применение телесных наказаний в отношении детей), позволяют говорить о снижении числа несовершеннолетних в возрасте 15 - 17 лет, вовлеченных в совершение разного рода преступлений, включая кражу, преступления, совершенные под влиянием действия наркотических средств, нанесение телесных повреждений детям младшего возраста и изнасилования, а также количества самоубийств среди молодежи и употребления ими алкоголя и наркотических средств <16>.

<15> Corporal punishment of children: review of research on its impact and associations. P. 6.
<16> Ibid.

В настоящее время полный запрет телесных наказаний, т.е. в том числе в семье, законодательно введен в 32 из 47 стран, входящих в Совет Европы <17>. Последней была Литва, принявшая соответствующий закон в феврале 2017 г. <18>.

<17> URL: https://www.coe.int/en/web/children/corporal-punishment#%7B%2212441097%22:%5B3%5D%7D (дата обращения: 18.07.2018).
<18> Ending Legalized Violence against Children. Global Progress to December 2017. Following up the UN Secretary General's Study of Violence against Children. P. 11. URL: http://endcorporalpunishment.org/wp-content/uploads/global/Global-report-2017-spreads.pdf (дата обращения: 18.10.2018).

В заключение хотелось бы напомнить о тех рекомендациях, которые были сделаны Российской Федерации в отношении применения телесных наказаний в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по объединенным четвертому и пятому периодическим докладам в 2014 г.:

"32. Комитет отмечает, что телесные наказания запрещены законодательством в качестве наказания за совершенное преступление и считаются противозаконными в школах и исправительных учреждениях, однако он сожалеет о том, что не существует конкретного запрета на их применение в этих местах. Кроме того, Комитет обеспокоен тем, что телесные наказания по-прежнему разрешены законом в семье и в местах альтернативного ухода за детьми.

  1. Комитет обращает внимание государства-участника на свое замечание общего порядка N 8 (2006) о праве ребенка на защиту от телесных наказаний и других жестоких или унижающих достоинство видов наказания и настоятельно призывает государство-участник запретить в законодательном порядке применение всех форм телесного наказания во всех местах, в частности в семьях и учреждениях альтернативного ухода за детьми, и предусмотреть в соответствии с его законодательством механизмы соблюдения закона, включая соответствующие санкции в случаях нарушений. Кроме того, он рекомендует государству-участнику активизировать и расширить программы повышения осведомленности и просветительские программы и кампании в целях поощрения позитивных, ненасильственных и основанных на принципе участия форм воспитания детей и поддержания дисциплины".

Литература

  1. Нечаева А.М. Дети России (историко-правовой очерк) / А.М. Нечаева. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2013. 181 с.
  2. Нечаева А.М. Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних / А.М. Нечаева. М.: Проспект, 2016. 127 с.
  3. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия / Е.И. Цымбал. М.: РБФ НАН, 2007. 271 с.

References

  1. Gershoff E.T. The Case against Corporal Punishment of Children: Converging Evidence from Social Science Research and International Human Rights Law and Implications for U.S. Public Policy / E.T. Gershoff, S.H. Bitensky // Psychology, Public Policy, and Law. 2007. Vol. 13. No. 4. P. 231 - 273.