Мудрый Юрист

Проблемы правопонимания дистрибьюторского договора как организационного

Серебрякова Алла Аркадьевна, заместитель директора Юридического института Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, кандидат юридических наук, доцент.

Дистрибьюторский договор предназначен для взаимоотношений сторон, при которых дистрибьюторы - это покупатели, дополнительной обязанностью которых является организация размещения товаров на заранее определенной сторонами территории. Дистрибьютор - это не посредник. Он приобретает товары, а затем перепродает их от своего имени и за свой счет. Дистрибьюторский договор отличается и от договора поставки, и от договора комиссии, а также от агентского договора и договора коммерческой концессии. Поэтому неверным, по мнению автора, будет отождествление данного договора с упомянутыми правовыми конструкциями, как это нередко случается на практике. Вместе с тем автор полагает, что не имеется необходимости непременного, как считают некоторые ученые, введения в российское законодательство на уровне закона дистрибьюторского договора. Учитывая организационный характер дистрибьюторского договора и возможность использования на практике сочетания различных поименованных гражданско-правовых договоров для оформления дистрибьюторских отношений сторон, полагаем, что проблема правопонимания дистрибьюторского договора могла бы быть решена, если бы учитывался его организационный характер.

Ключевые слова: дистрибьюторский, организационный договор, организация продажи и продвижения товаров.

Issues of Legal Interpretation of a Distribution Agreement as an Organizational One

A.A. Serebryakova

Serebryakova Alla A., Deputy Director of the Law Institute of the Immanuel Kant Baltic Federal University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

The distribution agreement is intended for the relationships of the parties, in which distributors are customers whose additional duty is to arrange the placement of goods on a territory predetermined by the parties. A distributor is not an intermediary. He acquires the goods, and then resells them on his own behalf and at his own expense. The distribution agreement differs from the supply contract, and from the commission agreement, as well as from the agency contract and the commercial concession agreement. Therefore, according to the author, the identification of the given contract with the mentioned legal constructions, as it often happens in practice, is incorrect. At the same time, the author believes that there is no need for an inevitable, as some scholars believe, introduction to the Russian legislation at the level of law, a distribution agreement. Given the organizational nature of the distribution contract and the possibility of using the combination of various named civil-law contracts in practice to formalize the distributor relations of the parties, we believe that the problem of the legal understanding of the distribution contract could be resolved if its organizational nature were taken into account.

Key words: distribution, organizational agreement, organization of sale and promotion of goods.

В российском законодательстве понятие дистрибьюторского договора отсутствует. Тем не менее такой договор широко представлен в практике предпринимательства.

Как отмечает М.В. Мажорина, дистрибьюторский договор de facto включен в российскую правовую систему из зарубежных правопорядков <1>.

<1> Мажорина М.В. Современные тенденции развития права международной торговли // Журнал российского права. 2014. N 4. С. 119.

Поскольку единый подход к определению дистрибьюторского договора в российском законодательстве и юридической практике не выработан, это влечет за собой проблемы, связанные с квалификацией дистрибьюторского договора. Не отличаются единообразием и позиции судов различных инстанций при применении норм закона к отношениям, вытекающим из исполнения дистрибьюторского договора.

В настоящее время в зависимости от конкретных обстоятельств дела суды квалифицируют дистрибьюторский договор: 1) как договор поставки; 2) как договор поставки с предоставлением услуг по поиску покупателей; 3) как агентский договор; 4) как договор возмездного оказания услуг; 5) как смешанный договор.

Также следует отметить, что, хотя в правоприменительной практике понятие "дистрибьюторский договор" широко используется, определение его в судебных актах не приводится.

При анализе значительного количества судебных споров, связанных с дистрибьюторскими договорами, можно сделать вывод о наличии следующей закономерности: квалификация договора зависит от формулировки исковых требований, которые являются предметом иска.

Если истец требует взыскать задолженность за товар, поставленный на основании дистрибьюторского договора, суд квалифицирует его как договор поставки, не акцентируя внимание на остальных деталях этого договора. В лучшем случае суды указывают на смешанный характер договора.

Как отмечает М.В. Мозгов, юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры" (г. Москва): "...возможно, такой подход приемлем с точки зрения защиты прав сторон, но он не отражает сложность самого дистрибьюторского договора и взаимозависимость всех его условий. Может быть, этот же договор будет фигурировать в другом деле, по которому будут заявлены иные исковые требования, и тогда перед судом снова встанет проблема квалификации договора" <2>.

<2> Мозгов М.В. Квалификация и правовое регулирование дистрибьюторских договоров: предложения по изменению законодательства // Арбитражная практика. 2009. N 10. С. 15.

Таким образом, определение дистрибьюторского договора, его характеристика как организационного, определение отличий от иных гражданско-правовых договоров являются важными задачами, решение которых привело бы к формированию более единообразной и консолидированной судебной практики.

Будучи непоименованным гражданско-правовым договором, дистрибьюторский договор имеет целью, с точки зрения производителя продукции, продавца товара, увеличение объемов продаж, расширение сети обслуживания, привлечение внимания к реализуемым товарам.

Дистрибьюторский договор - это договор, согласно которому одна сторона - дистрибьютор приобретает товар у другой стороны - поставщика и, кроме приобретения товара и уплаты за него цены, обязуется осуществлять сбыт и продвижение этого товара на определенной территории.

Среди элементов дистрибьюторского договора можно выделить следующие:

<3> Ердакова Д.О. Проблема законодательного урегулирования дистрибьюторского договора в российском праве // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Иркутск, 11.03.2016): Сб. науч. ст. Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. С. 114.

В качестве отличительной особенности дистрибьюторского договора можно выделить цель заключения данного договора, а именно приобретение товара с целью его дальнейшего сбыта, продвижения и распространения на определенной территории.

Следует также отметить, что в дистрибьюторский договор стороны часто включают положения, предусматривающие определенные ограничения, касающиеся товаров, географических границ, объемов приобретения товара или потребителей (например, запрет на распространение на данной территории аналогичных товаров самостоятельно или через третьих лиц).

Кроме того, данный договор часто включает в себя условие об обязательстве поставщика приобрести у дистрибьютора всю нереализованную продукцию.

Из анализа правоприменительной практики следует, что наиболее часто суды квалифицируют дистрибьюторский договор как смешанный, и, следовательно, при разрешении споров, возникающих при заключении, исполнении и расторжении дистрибьюторского договора, судьи применяют к указанному договору нормы соответствующих глав ч. 2 ГК РФ: договора поставки, коммерческой концессии, агентского договора и даже договора перевозки.

Так, по делу N А40-221873/16-29-2159 по иску ООО "ФИЛИПС" к ООО "ТЕХНОМЕД" о взыскании денежных средств в размере 13 077 914,31 руб., в том числе основного долга в размере 9 385 248,40 руб., на основании дистрибьюторского договора от 30 марта 2015 г. N DISTR300315-20NK, штрафа в размере 3 692 665,91 руб., а также госпошлины в размере 88 390 руб., Арбитражный суд г. Москвы, удовлетворив иск в полном объеме, употребляя термин "дистрибьюторский договор", применил к данному договору положения § 3 главы 30 ГК РФ, регулирующие поставку <4>.

<4> Решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 февраля 2017 г. по делу N А40-221873/16-29-2159 // Доступ из системы "kad.arbitr.ru".

В рамках другого дела, N А40-40835/16-147-353, по иску ООО "Юнилевер Русь" к ООО Ледай ТД об истребовании 1 110 единиц оборудования Арбитражный суд г. Москвы квалифицировал дистрибьюторское соглашение, заключенное между истцом и ответчиком, как смешанный договор, а также указал, что к отношению сторон по поставке товара подлежат применению правила о договоре поставки, а в отношении предоставленного оборудования - правила о договоре аренды <5>.

<5> Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 г. по делу N А40-40835/16-147-353 // Доступ из системы "kad.arbitr.ru".

По делу N А53-6819/2016 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд квалифицировал заключенный сторонами дистрибьюторский договор N 20-15-Б от 1 сентября 2015 г. как смешанный и содержащий в себе как элементы агентского договора, так и элементы договора купли-продажи (поставки) <6>.

<6> Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2016 г. по делу N А53-6819/2016 // Доступ из системы "kad.arbitr.ru".

Дистрибьюторский договор может быть и рамочным, и смешанным, и обычным договором поставки. Как отмечает А.И. Бычков, начальник юридического отдела ЗАО "ТГК "Салют" (г. Москва), в каждом из обозначенных договоров достигается цель реализации и продвижения продукции, поэтому сама по себе такая цель не свидетельствует о наличии особого, самостоятельного договора <7>.

<7> Бычков А.И. Дистрибьюторский договор // Имущественные отношения в РФ. 2012. N 9 (132). С. 88.

Однако существует и другая судебно-арбитражная практика, согласно которой суды квалифицируют дистрибьюторский договор как самостоятельный непоименованный вид договора и применяют к нему общие положения ГК РФ, без ссылки на соответствующие положения Особенной части ГК РФ.

Так, по делу N А21-6847/2015 по иску ООО "Колор-Комплект" к ООО "АП" о взыскании задолженности по дистрибьюторскому договору с эксклюзивными правами дистрибьютора от 20 мая 2013 г. в сумме 955 261,90 руб. Арбитражный суд Калининградской области, удовлетворив иск в полном объеме, в мотивировочной части своего решения ссылался на общие положения ГК РФ без ссылки на положения Особенной части ГК РФ, употребляя при этом термин "дистрибьюторский договор" <8>.

<8> Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 октября 2015 г. по делу N А21-6847/2015, оставленное без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2016 г. по делу N А21-6847/2015 // Доступ из системы "kad.arbitr.ru".

Таким образом, дистрибьюторский договор отличен от договора поставки, договора коммерческой концессии, агентского договора, хотя в судебной практике встречаются примеры применения к дистрибьюторскому договору положений, регулирующих каждый из упомянутых договоров.

От поставки дистрибьюторский договор отличается, конечно, содержанием, расширенным за счет дополнительных обязанностей дистрибьютора по отношению к получателю в договоре поставки, чьи обязанности исчерпываются получением товаров и расчетом за них. Дистрибьюторский договор содержит дополнительное, нехарактерное для поставки условие, предусматривающее обязательство покупателя осуществлять дальнейшую реализацию товара и его продвижение.

Кроме того, дистрибьюторский договор может не предусматривать точные сроки поставки товаров, что будет являться отсутствием существенных условий по договору поставки и приведет к недействительности дистрибьюторского договора.

Дистрибьютор действует в гражданско-правовых отношениях от своего имени и за свой счет. Дистрибьютор осуществляет сбыт, продвижение и распространение товаров за свой счет, а не за счет поставщика, сам выбирает методы сбыта, продвижения и распространения товаров. Кроме того, распространяемые товары являются его собственностью. Этим дистрибьюторский договор отличается от договоров комиссии, поручения и агентского договора. Сбыт, продвижение и распространение товаров дистрибьютор осуществляет в своих интересах, что не соответствует условиям агентского договора.

Дистрибьюторский договор опосредует сбыт и продвижение продукции в интересах дистрибьютора. В то время как согласно агентскому договору агент действует в интересах принципала.

В договоре коммерческой концессии законодатель обращает особое внимание и отдельно регулирует отношения, связанные с использованием исключительных прав. Дистрибьюторский договор нейтрален по отношению к интересам обладателя исключительных прав на реализуемый на основании него товар.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что дистрибьюторский договор не соответствует ни одному из уже имеющихся рассмотренных нами договоров в ГК РФ, в зависимости от конкретных обстоятельств дела он наполняется различными элементами уже поименованных в гражданском законодательстве РФ договоров.

Как отмечает А.И. Бычков, классический договор поставки можно осложнить обязательством покупателя продавать товар либо обязательством поставщика принять его обратно при определенных условиях. Можно осложнить поставку и двумя такими обязательствами одновременно, поскольку они друг другу не противоречат. В таком случае, по сути, договор поставки будет представлять собой дистрибьюторское соглашение с условием об обратном выкупе <9>.

<9> Бычков А.И. Указ. соч.

На основании вышеизложенного, проанализировав судебную практику, можно сделать вывод, что в отношении дистрибьюторского договора суды наиболее часто применяют нормы главы 30 ГК РФ, а именно нормы, регулирующие договор поставки. Данный факт можно объяснить тем, что спор между сторонами часто возникает именно по неоплате поставленного товара.

Применение норм о поставке по отношению к дистрибьюторскому договору вполне возможно, но это не означает, что дистрибьюторский договор автоматически может быть рассмотрен как договор поставки. Дистрибьюторский договор содержит ограничение прав дистрибьютора по распоряжению товаром, а также иные дополнительные условия, связанные именно с организацией продаж. Это вызывает сложности в судебной практике в части доказывания сторонами правомерности требований, вытекающих из условий дистрибьюторского договора, так как у них нет возможности на обращение к каким-либо нормам законодательства.

Таким образом, в настоящее время дистрибьюторский договор является широко распространенным, но не имеющим специального законодательного регулирования, в связи с чем большинство исследователей предлагают законодательно урегулировать общественные отношения, возникающие при заключении и исполнении дистрибьюторского договора. Предложения отличаются разнообразием: от принятия специального федерального закона до внесения изменений в ГК РФ <10>. Мы придерживаемся мнения об отсутствии необходимости введения такого договора в текст закона. Теми гражданско-правовыми конструкциями, которые в настоящее время имеются в действующем законодательстве, возможно осуществлять и правовое регулирование, и передать правовую природу дистрибьюторского договора.

<10> Доронькина В.Ю. Имплементация дистрибьюторского договора в российское право: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2016. С. 4.

Литература

  1. Бычков А.И. Дистрибьюторский договор / А.И. Бычков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. N 9 (132). С. 88 - 98.
  2. Доронькина В.Ю. Имплементация дистрибьюторского договора в российское право: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.Ю. Доронькина. СПб., 2016. 22 с.
  3. Ердакова Д.О. Проблема законодательного урегулирования дистрибьюторского договора в российском праве / Д.О. Ердакова // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Иркутск, 11.03.2016): Сб. науч. ст. Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. С. 114 - 116.
  4. Мажорина М.В. Современные тенденции развития права международной торговли / М.В. Мажорина // Журнал российского права. 2014. N 4. С. 119 - 128.
  5. Мозгов М.В. Квалификация и правовое регулирование дистрибьюторских договоров: предложения по изменению законодательства / М.В. Мозгов // Арбитражная практика. 2009. N 10. С. 15 - 18.

References

  1. Bychkov A.I. Distribyutorskiy dogovor [A Distributor Agreement] / A.I. Bychkov // Imuschestvenny'e otnosheniya v Rossiyskoy Federatsii - Property Relationships in the Russian Federation. 2012. N 9 (132). S. 88 - 98.
  2. Doronkina V.Yu. Implementatsiya distribyutorskogo dogovora v rossiyskoe pravo: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Implementation of a Distributor Agreement in Russian Law: author's abstract of thesis of ... Candidate of Legal Sciences] / V.Yu. Doronkina. Sankt-Peterburg - Saint Petersburg, 2016. 22 s.
  3. Erdakova D.O. Problema zakonodatelnogo uregulirovaniya distribyutorskogo dogovora v rossiyskom prave [The Issue of Legal Settlement of a Distributor Agreement in Russian Law] / D.O. Erdakova // Sovremenny'e problemy' pravotvorchestva i pravoprimeneniya: Materialy' Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Irkutsk, 11.03.2016): sb. nauch. st. [Modern Issues of Law Making and Law Enforcement: files of the All-Russian Student Scientific and Practical Conference (Irkutsk, March 11, 2016): collection of scientific articles]. Irkutsk: Irkutskiy institut (filial) VGUYU (RPA Minyusta Rossii) - Irkutsk: Irkutsk Institute (Branch) of the ARSUJ, 2016. S. 114 - 116.
  4. Mazhorina M.V. Sovremenny'e tendentsii razvitiya prava mezhdunarodnoy torgovli [Modern Tendencies of the Development of International Trade Law] / M.V. Mazhorina // Zhurnal rossiyskogo prava - Russian Law Journal. 2014. N 4. S. 119 - 128.
  5. Mozgov M.V. Kvalifikatsiya i pravovoe regulirovanie distribyutorskikh dogovorov: predlozheniya po izmeneniyu zakonodatelstva [Qualification and the Legal Regulation of Distributor Agreements: Law Amendment Proposals] / M.V. Mozgov // Arbitrazhnaya praktika - Arbitration Practice. 2009. N 10. S. 15 - 18.