Мудрый Юрист

К вопросу о правах и обязанностях медицинского работника: законодательство и судебная практика

Старчиков Михаил Юрьевич, полковник юстиции запаса, юрист со специализацией в сфере здравоохранительного права.

Аннотация: в статье рассматриваются права и обязанности медицинских работников (врачей), предусмотренные действующим законодательством. Приводятся примеры из судебной практики, касающиеся вопросов реализации медицинскими работниками своих прав и исполнения обязанностей.

Ключевые слова: медицинские работники, врачи, права медицинских работников, обязанности медицинских работников, пациенты.

В настоящее время правовой статус врачей (медицинских работников) достаточно широк, он включает и права, и обязанности, определенные как специальными нормативно-правовыми актами о здравоохранительной деятельности (например, Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1>), так и положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) <2>.

<1> Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
<2> Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Учитывая реалии функционирования российской медицины, у некоторых врачевателей может возникнуть резонный вопрос: а не слишком ли много у меня обязанностей? Соизмеримы ли они с правами, гарантированными законом? <3>

<3> Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-Медиа, 2017. С. 92.

В нашей статье мы попытаемся разобраться, каково соотношение прав и обязанностей российского медицинского работника, составляющих в совокупности его правовой статус (с приведением примеров из судебной практики).

О праве на лечение: свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста?

Право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и обладающие свидетельством об аккредитации специалиста (часть 1 статьи 69 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Под аккредитацией специалиста понимается процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (часть 3 статьи 69 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Как отмечается некоторыми исследователями, "аккредитация - это "экзамен" работника на соответствие профессиональным стандартам в сфере деятельности" <4>.

<4> Абрамов А.Ю., Кича Д.И., Фомина А.В., Коновалов О.Е., Рукодайный О.В., Макарян А.С., Пачгин А.В., Иваненко А.В. Непрерывное образование и аккредитация специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2016. N 4. С. 131.

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 100 "Заключительные положения" вышеуказанного Федерального закона до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации также имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и получившие сертификат специалиста.

Отсутствие данного сертификата у врача может повлечь привлечение медицинской организации, в штате которой он состоит, к юридической ответственности (при наличии иных указанных законом оснований).

Так, согласно одному из судебных решений "...суды, приняв во внимание уровень профессиональной подготовки врача-стоматолога... сделали правильный вывод о том, что на момент проведения пациенту А. оперативного лечения врач-стоматолог... необходимой профессиональной подготовки и сертификата специалиста по специальности "стоматология хирургическая" не имел.

При этом судами отмечено, что иные представленные в материалы дела документы об обучении... документами, подтверждающими профессиональную переподготовку последнего по специальности "стоматология хирургическая", не являются..." <5>.

<5> Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2015 N Ф09-8518/15 по делу N А60-15043/2015 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Процедура прохождения аккредитации специалиста регламентируется рядом подзаконных нормативно-правовых актов:

  1. Приказом Минздрава России от 22.12.2017 N 1043н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" <6>;
  2. Приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" <7>;
  3. Приказом Минздрава России от 06.06.2016 N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" <8>.
<6> Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 22.12.2017 N 1043н. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
<7> Об утверждении Положения об аккредитации специалистов [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 02.06.2016 N 334н (ред. от 20.12.2016, зарегистрирован в Минюсте России 16.06.2016 N 42550). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
<8> Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 06.06.2016 N 352н (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2016 N 42742). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Согласно положениям Приказа Минздрава России от 22.12.2017 N 1043н аккредитация специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, разбита на четыре этапа: 1-й (с 01.02.2018), 2-й (с 01.01.2019), 3-й (с 01.01.2020) и 4-й (с 01.01.2021).

С 1 февраля 2018 года проходят аккредитацию лица, получившие высшее образование по основным образовательным программам "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень специалитета) и имеющие документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Кроме того, в указанный период проводится аккредитация лиц, получивших после 1 января 2018 года среднее профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки".

Права медицинских работников (врачей), гарантированные нормами трудового законодательства

С точки зрения норм трудового права каждый медицинский работник согласно части 1 статьи 21 ТК РФ обладает правами на:

- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.

О продолжительности рабочего времени медицинских работников

Согласно статье 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" <9> для некоторых категорий медицинских работников продолжительность рабочего времени установлена:

<9> О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 (ред. от 24.12.2014). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Как отмечается в некоторых судебных решениях, "закон напрямую ограничивает лишь максимальную продолжительность рабочего времени медицинских работников" <10>.

<10> Решение Свердловского районного суда города Костромы от 10.02.2018 по делу N 2-325/2018 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа" <11> продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения установлена не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

<11> О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 813. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников" <12> (далее - Постановлением) определена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда:

- медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи;

- непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи;

- осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

<12> О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 (ред. от 23.06.2014). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Например, согласно приложению к данному Постановлению продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска врача (в том числе врача, занимающего должность руководителя, заместителя руководителя, в трудовые (должностные) обязанности которого входит оказание психиатрической помощи и которому установлен ненормированный рабочий день, руководителя структурного подразделения - врача-специалиста), среднего и младшего медицинского персонала (кроме медицинского статистика), медицинского психолога составляет 35 календарных дней.

Законодательство о дежурстве медицинских работников на дому

Согласно статье 350 ТК РФ в целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому - пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому.

Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Согласно пункту 2 Приказа Минздрава России от 02.04.2014 N 148н "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому" <13> (далее - Положение) медицинским работникам, осуществляющим дежурство на дому, правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается суммированный учет рабочего времени.

<13> Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 02.04.2014 N 148н (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014 N 32328). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Время начала и окончания дежурства на дому определяется графиком работы, утверждаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случае вызова на работу медицинского работника, осуществляющего дежурство на дому, время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно учитывается в размере часа рабочего времени за каждый час оказания медицинской помощи и следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно (пункт 3 Положения).

Как отмечается некоторыми авторами, "работодатель обязан вести учет времени пребывания работника дома в режиме ожидания вызова на работу, времени, затраченного на оказание медицинской помощи, и времени следования медицинского работника от дома до места работы и обратно..." <14>.

<14> Кадыров Ф.Н., Обухова О.В. Дежурство на дому медицинских работников в рамках нового законодательства // Менеджер здравоохранения. 2014. N 7. С. 55.

Документы, связанные с дежурством на дому медицинских работников, уже стали предметом изучения судов общей юрисдикции.

Например, как указывается в одном из судебных решений, "в судебном заседании изучены графики рабочего времени за 2014 год, 2015 год и графики дежурств врачей на дому за 2014 год, 2015 год" <15>.

<15> Решение Гайнского районного суда Пермского края от 18.09.2015 по делу N 2-295/2015 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

Об иных правах медицинских работников, предусмотренных нормами трудового законодательства

Частью 1 статьи 21 ТК РФ помимо указанных выше также предусмотрены права медицинских работников на:

- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;

- подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

- участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

- возмещение вреда, причиненного им в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях" <16> медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 рублей.

<16> О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 N 1607. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Помимо общих норм трудового права права и гарантии медицинских работников регламентируются положениями специального законодательства.

Так, медики имеют право на создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Например, в соответствии с пунктом 11.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" <17> (далее - СанПиН 2.1.3.1375-03) медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками или косынками, масками, сменной обувью (тапочками) в количестве, обеспечивающем ежедневную смену одежды.

<17> О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03" (вместе с "СанПиН 2.1.3.1375-03. 2.1.3. Медицинские учреждения. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") [Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.2003 N 124 (ред. от 04.03.2010, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.06.2003; зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2003 N 4709). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Это означает, что медики, независимо от того, работают ли они в частном или государственном секторе здравоохранения, не должны приобретать рабочую одежду и обувь за свои собственные средства.

Права медиков на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

Все медицинские работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 5 статьи 76 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <18> программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

<18> Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (часть 4 статьи 76 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В материалах судебной практики находит отражение деятельность медицинских организаций в этой сфере, например, ими "подаются заявки на профессиональную переподготовку медицинских работников..." <19>, "по окончании повышения квалификации истцу выдавались соответствующие свидетельства. Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет является обязанностью медработника в соответствии с п. 4 Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских работников" <20>.

<19> Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 22.12.2017 по делу N 2-403/2017 2018 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).
<20> Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 20.02.2018 по делу N 2-868/2018 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

Медики также обладают правом на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации (пункт 3 части 1 статьи 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Право медицинских работников на прохождение аттестации для получения квалификационной категории

За медиками закреплено право на прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации (пункт 4 части 1 статьи 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В настоящее время эти вопросы регламентируются Приказом Минздрава России от 23 апреля 2013 года N 240н "О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории" <21> (далее - Порядком).

<21> О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 23.04.2013 N 240н. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Аттестация является добровольной и проводится один раз в пять лет аттестационными комиссиями по трем квалификационным категориям (второй, первой и высшей), действительным на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении (пункты 4 - 6 Порядка).

Как отмечается в некоторых судебных решениях, "квалификационные категории присваиваются в целях дифференциации оплаты труда медицинских специалистов и непосредственно влияют на размер их заработной платы" <22>.

<22> Решение Братского районного суда Иркутской области от 06.03.2015 по делу N 2-106/2015 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

О праве медицинских работников на стимулирование своего труда

В законе закреплено право врачевателей на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности (пункт 5 части 1 статьи 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Так, пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения" на средний и младший медицинский персонал распространены действующие надбавки за продолжительность непрерывной работы (до 30 процентов к должностным окладам).

В силу пункта 5 данного Указа определение размера надбавки осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и занятости населения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

О праве на создание профессиональных некоммерческих организаций

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обладают правом на создание профессиональных некоммерческих организаций.

Согласно части 1 статьи 76 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" данные организации создаются в целях:

Профессиональные некоммерческие организации могут формироваться в соответствии с критериями:

  1. принадлежности к медицинским работникам или фармацевтическим работникам;
  2. принадлежности к профессии (врачей, медицинских сестер (фельдшеров), провизоров, фармацевтов);
  3. принадлежности к одной врачебной специальности.

Профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие:

Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают, в том числе с учетом результатов клинической апробации, и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (часть 2 статьи 76 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам), которые соответствуют критериям, определяемым Правительством Российской Федерации, федеральным законом в установленном им порядке может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья.

Указанные организации вправе принимать участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов обязательного медицинского страхования, а также в разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в установленном законодательством Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 76 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Данные критерии регламентированы Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года N 907 "Об утверждении критериев, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <23>.

<23> Об утверждении критериев, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 907. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

В качестве некоторых критических замечаний, высказываемых рядом авторов, следует выделить их мнение о том, что "задачи, которые должны решать медицинские профессиональные некоммерческие организации, должны быть гораздо более значимыми и системными, нежели только или преимущественно организация и проведение конференций и семинаров" <24>.

<24> Пивень Д.В., Кицул И.С. Аккредитация специалиста: мифы, реальность, риски, предложения // Менеджер здравоохранения. 2016. N 10. С. 6 - 15.

О праве на страхование риска профессиональной ответственности медиков (пункт 6 части 1 статьи 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")

Сегодня в России институт обязательного страхования профессиональной ответственности медицинских работников фактически существует в добровольной форме.

В пункте 10 части 1 статьи 79 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лишь декларирована обязанность медицинской организации осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с федеральным законом.

Как российское общество в целом, так и представители широких научных кругов позитивно отзываются о возможности принятия федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами <25>.

<25> Старчиков М.Ю. Разрешение споров между медицинскими организациями и пациентами: законодательные положения и судебная практика. М.: Инфотропик Медиа, 2017. С. 56.

Однако до настоящего времени указанного "страхового закона" не принято...

Стоит отметить, что в ряде подзаконных нормативно-правовых актов (писем) Минздрава косвенно затрагиваются вопросы страхования профессиональной ответственности медиков.

Так, письмом Минздрава России от 9 апреля 2013 года N 16-5/10/2-2540 "О направлении методических рекомендаций по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения" в качестве одной из таковых декларируется "обеспечение защиты (страхование) риска профессиональной ответственности", а также констатируется тот факт, что "требует отдельного внимания проблема отсутствия системы страхования риска профессиональной ответственности медицинских специалистов" <26>.

<26> О направлении методических рекомендаций по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения [Электронный ресурс]: письмо Минздрава России от 09.04.2013 N 16-5/10/2-2540. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

В пункте 1.6.1 Примерного положения о кадровой службе органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации на кадровую службу кроме иных возложены функции по участию в разработке проектов нормативно-правовых документов, касающихся деятельности системы здравоохранения в целом и кадровой службы в частности, в т.ч. и по страхованию профессиональной ответственности медицинских и фармацевтических работников <27>.

<27> Примерное положение о кадровой службе органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Минздравом РФ 31.10.2000. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Как свидетельствует судебная практика, уже имеет место страхование профессиональной ответственности медицинских работников, в том числе частных учреждений здравоохранения.

Так, согласно одному из судебных решений, "...из материалов дела следует, что профессиональная ответственность врачей... на момент лечения истца была застрахована...

Страховые выплаты по данному договору страхования не производились, суд правомерно в силу положений ст. 931 ГК РФ взыскал сумму ущерба в результате причинения вреда здоровью истцу в размере... с ответчика..." <28>.

<28> Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14.05.2014 по делу N 33-19473 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Перечень медицинских работников, подлежащих обязательному страхованию, установлен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2006 года N 191 "Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников" <29>.

<29> Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 03.04.2006 N 191. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

О праве лечащего врача отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения

В соответствии с частью 3 статьи 70 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.

Однако в процессе практической реализации описываемого права лечащего врача не может не возникнуть ряд вопросов, на который не дается четкого и связного ответа нормами действующего законодательства.

Во-первых, законом не разработана процедура согласования лечащего врача с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации).

Более того, не определено, с кем именно должно иметь место подобное согласование.

Во-вторых, в законе нет перечня оснований, по которым лечащий врач может принять решение об отказе в лечении; указана лишь ситуация, когда лечащий работник не может отказаться от лечения (отказ непосредственно угрожает жизни пациента и здоровью окружающих)" <30>.

<30> Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-Медиа, 2017. С. 158 - 159.

Как отмечается в одном из судебных решений, "...законодательство не предусматривает перечень случаев, при которых врач может отказаться от лечения больного.

Следовательно, врач может воспользоваться своим правом отказаться от лечения по любым основаниям, если такой отказ будет им согласован с руководителем и не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих, кроме того, в случае отказа лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен заменить пациенту лечащего врача..." <31>.

<31> Решение Первомайского районного суда г. Пензы от 22.07.2016 по делу N 2-1451/2016 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 26.02.2018).

В-третьих, в законе четко не разрешено, кто именно из руководящего состава медицинского учреждения является тем самым "соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации)", согласование с которым должен осуществить лечащий врач.

В-четвертых, неясно, каким образом о подобном решении должен уведомляться пациент, необходимо ли (и каким образом) делать соответствующие отметки в карте амбулаторного больного.

В-пятых, остается неразрешенной ситуация, как поступить, согласно указанию в законе, "должностному лицу (руководителю) медицинской организации (подразделения медицинской организации)" в случае, когда имеет место отказ от лечения единственного находящегося в штате организации специалиста (например, проктолога или пульмонолога обычной районной поликлиники).

Получается, что этот единственный специалист имеет право отказаться от наблюдения и лечения пациента, но что при этом делать "должностному лицу (руководителю) медицинской организации (подразделения медицинской организации)"?

Исходя из судебной практики при отказе лечащего врача от наблюдения за пациентом и его лечения и наличии вакантного места соответствующего специалиста руководитель медицинской организации должен принять меры к завершению лечения пациента.

Так, согласно решению одного из судов, "...таким образом, пациент ...имеет законное право требовать завершения оказания услуг... что не препятствует ответчику принять на имеющееся вакантное место врача-ортодонта, выразившего согласие завершить лечение, либо в порядке ст. 59 ТК РФ заключить срочный трудовой договор с любым врачом-ортодонтом для выполнения определенной работы...

Вероятность несения... дополнительных затрат и необходимость приложения дополнительных усилий для обеспечения найма врача-ортодонта... не могут служить основанием к одностороннему отказу ответчика от исполнения Договора..." <32>.

<32> Решение Московского районного суда города Твери от 08.12.2015 по делу N 2-2337/15 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 26.02.2018).

Вариантом выхода из данной ситуации для государственных (муниципальных) организаций здравоохранения и предупреждения конфликтов между ними и пациентами может стать разработанный на уровне министерства здравоохранения субъекта федерации алгоритм "замены" лечащих врачей "дефицитных" специальностей в случае их отказа за наблюдением (лечения) пациента.

В-шестых, отказ от наблюдения (лечения) лечащим врачом, бесспорно, имеет определенные особенности в зависимости от профиля и уровня учреждения здравоохранения, оказывающего медицинскую помощь (например, амбулаторно-поликлинической, стационарной, консультативной и т.п.).

Принимая во внимание указанное, возможно рекомендовать администрации конкретного медицинского учреждения издание соответствующего приказа (в виде локального нормативно-правового акта), в котором бы оговаривалась процедура отказа в лечении.

Как уже отмечалось, рассматриваемые нормативные положения о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи получили практическое подтверждение в судебной практике.

Так, в соответствии с решением одного из судов общей юрисдикции "...любая медицинская организация, оказывающая медицинские услуги, вне зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы... не имеет права отказать пациенту в оказании медицинской помощи.

При этом не имеет правового значения - нарушает ли пациент общественный порядок, имеются ли конфликтные и неприязненные отношения с сотрудниками учреждения, последние при необходимости в установленном законом порядке вправе решать вопрос о принятии мер реагирования путем обращения в правоохранительные органы, в суд за защитой нарушенных прав, но не имеют права лишать возможного правонарушителя права на получение медицинской помощи и медицинских услуг..." <33>.

<33> Решение Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 21.04.2015 по делу N 2-592/2015. Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 10.06.2017).

Об исключительных правах врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров и некоторых иных правах медицинских работников

Завершая разговор о законодательно определенных правах врачей (медицинских работников), следует указать, что согласно части 2 статьи 20 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров.

Помимо указанного, как следует из пункта 2.3.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 <34>, любой водитель обязан предоставлять транспортное средство, кроме иных лиц, медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни (медицинские и фармацевтические работники обязаны впоследствии выдать водителю талон установленного образца, подтверждающий факт использования транспортного средства).

<34> О Правилах дорожного движения (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.03.2017). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Обязанности медицинских работников определяются нормами как трудового, так и специального законодательства в сфере здравоохранительной деятельности.

Общие обязанности работников, определенные положениями трудового законодательства

По нормам трудового права (статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации) каждый работник (в т.ч. и медицинский) должен:

Обязанности медицинских работников, указанные в ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Обязанности медицинских работников детализированы и конкретизированы в части 2 статьи 73 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно положениям данной правовой нормы они должны:

1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями.

Следует отметить, что в рассматриваемой норме не закреплена обязанность медицинских работников оказывать медицинскую помощь в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи (клинических рекомендаций или протоколов лечения) <35>.

<35> Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-Медиа, 2017. С. 102.

Указанное обстоятельство может вызвать существенные проблемы при разрешении споров между врачующими и пациентами по поводу лечения, в том числе - в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 6 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" оказание медицинской помощи пациенту должно производиться:

Следует заметить, что, согласно положениям Приказа Росздравнадзора от 20.12.2017 N 10450 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности" в число вопросов, подлежащих проверке в каждой медицинской организации, входит следующий: "Имеется ли в медицинской организации локальный акт, регламентирующий порядок посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации?".

Таким образом, руководству каждой медицинской организации, не дожидаясь реагирования контролирующих органов, целесообразно принять меры по обеспечению и введению в действие данного локального нормативно-правового акта.

Согласно одному из судебных решений "локальные нормативные акты - это письменные документы организации, которые определяют общие принципы ее работы и обязательны для исполнения всеми работниками организации, деятельности которых они касаются (положения, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, штатное расписание, приказы и др.)" <36>.

<36> Решение Центрального районного суда города Омска от 17.08.2017 по делу N 2-2852/2017 2018 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 23.09.2018).

В соответствии со статьей 10 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь должна быть доступной и качественной, что обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

Об обязанности медицинских работников соблюдать врачебную тайну

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (часть 1 статьи 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (часть 3 статьи 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Это правило соблюдается во всех ситуациях, например при направлении в медицинскую организацию адвокатского запроса о получении определенной информации о пациенте.

Так, согласно решению одного из судов общей юрисдикции <37> "...как усматривается из материалов дела, при обращении административным истцом в министерство здравоохранения края к адвокатскому запросу не было приложено согласие пациента... на предоставление сведений, касающихся врачебной тайны...

Предусмотренный ст. 13 Закона об охране здоровья особый порядок предоставления информации, содержащей врачебную тайну, исключающий возможность ее получения по требованию третьих лиц и защищающий тем самым право каждого на тайну частной жизни (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ)...

Учитывая, что адвокаты не входят в перечень лиц, которым допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну без согласия гражданина или его законного представителя... суд не находит оснований для признания действий административного ответчика неправомерными и возложения на него обязанности предоставить истцу сведения, составляющие врачебную тайну".

<37> Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 23.03.2017 по делу N 2а-7993/17 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 18.01.2018).

Об обязанности медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки

Согласно пункту 3 части 2 статьи 73 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как отмечается в одном из судебных решений, "медицинские работники, не освоившие программы дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации или профессиональной переподготовки, не могут продолжать профессиональную деятельность по соответствующей медицинской специальности" <38>.

<38> Решение Кировского городского суда Ленинградской области от 03.03.2017 по делу N 2-174/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

Следует заметить, что эта обязанность более относима к обязанностям работодателя в сфере здравоохранительной деятельности, чем рядового медицинского работника (если речь не идет о частном враче).

Правила обучения регламентируются Приказом Минздрава России от 3 августа 2012 года N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" <39> (далее - Порядком).

<39> Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях осуществляется работниками в целях обновления имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки и т.п. (пункт 2 Порядка).

Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности (с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения) в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки (пункты 3 и 4 Порядка).

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности (пункт 4 Порядка).

Не следует забывать о том, что согласно данным судебной практики "каждый период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. При таких обстоятельствах подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости спорные периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации в количестве 210 дней в календарном исчислении" <40>.

<40> Решение Кировского городского суда Ленинградской области от 03.03.2017 по делу N 2-174/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

Об обязанностях медицинских работников при назначении лекарственных препаратов

Согласно пункту 4 части 2 статьи 73 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Данный порядок установлен Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" <41>.

<41> Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н (ред. от 21.04.2016). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Согласно пункту 2 Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

Медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию, при их отсутствии - по торговому наименованию (пункт 3 Порядка).

В соответствии с пунктом 1 Приказа Минздрава России от 1 августа 2012 года N 54н на рецептурном бланке по форме N 107/у-НП "Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство или психотропное вещество" (далее - рецептурный бланк) выписываются наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 681 от 30 июня 1998 года.

Обязанности медицинских работников в части сообщения информации об обращении лекарственных средств

Согласно пункту 5 части 2 статьи 73 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" субъекты обращения лекарственных средств в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязаны сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

Как следует из части 3 статьи 96 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", субъекты обращения медицинских изделий, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные частью 3 статьи 38 настоящего Федерального закона, обязаны сообщать в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке обо всех случаях;

Данный порядок определен Приказом Минздрава России от 20 июня 2012 года N 12н "Об утверждении Порядка сообщения субъектами обращения медицинских изделий обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий" <42>.

<42> Об утверждении Порядка сообщения субъектами обращения медицинских изделий обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий" [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 20.06.2012 N 12н (зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2012 N 24962). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

В соответствии с пунктами 4 и 5 данного Порядка письменное сообщение, подписываемое руководителем юридического лица или уполномоченным представителем юридического лица и заверяемое его печатью (представляемое физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем за его подписью) должно содержать следующую информацию:

  1. сведения о субъекте обращения медицинских изделий:

а) полное наименование и организационно-правовая форма, адрес местонахождения - для юридических лиц;

б) фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии), адрес местожительства - для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

в) номер контактного телефона;

г) адрес электронной почты (при наличии);

  1. наименование медицинского изделия, в отношении которого выявлены побочные действия, не указанные в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации, нежелательные реакции при его применении, особенности взаимодействия с другими медицинскими изделиями, факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации, с указанием заводского номера;
  2. наименование производителя медицинского изделия;
  3. описание побочных действий медицинского изделия (в случае, если имеются такие сведения), не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации, нежелательных реакций при его применении, особенностей взаимодействия медицинских изделий между собой, фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.

О некоторых аспектах медицинской этики в здравоохранительной сфере

Ряд авторов указывает также на необходимость уважительного отношения медицинских работников к коллегам, поскольку "консультант, пренебрегающий данными и мнением лечащего врача консультируемого пациента, тем более пренебрежительно относящийся к коллегам из-за собственных экономических или социальных соображений, совершает серьезную деонтологическую ошибку, способную принести больному существенный вред" <43>.

<43> Медицинское право: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Г.Б. Дерягин, Д.И. Кича, О.Е. Коновалов. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2013. С. 39.

Об антикоррупционных ограничениях, налагаемых на медицинских работников

В соответствии с частью 1 статьи 74 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:

1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций):

2) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;

5) осуществлять прием представителей компаний, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;

6) выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

Выводы: проанализировав правовой статус медицинских работников, возможно прийти к выводу, что он является многоаспектным и объемным, складывается как из обязанностей, так и их прав, гарантированных действующим законодательством.

Список использованной литературы

Абрамов А.Ю., Кича Д.И., Фомина А.В., Коновалов О.Е., Рукодайный О.В., Макарян А.С., Пачгин А.В., Иваненко А.В. Непрерывное образование и аккредитация специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2016. N 4. С. 127 - 134.

Кадыров Ф.Н., Обухова О.В. Дежурство на дому медицинских работников в рамках нового законодательства // Менеджер здравоохранения. 2014. N 7. С. 55. С. 51 - 55.

Медицинское право: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Г.Б. Дерягин, Д.И. Кича, О.Е. Коновалов. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2013. С. 39.

Пивень Д.В., Кицул И.С. Аккредитация специалиста: мифы, реальность, риски, предложения // Менеджер здравоохранения. 2016. N 10. С. 6 - 15.

Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-Медиа, 2017. С. 92.

Старчиков М.Ю. Разрешение споров между медицинскими организациями и пациентами: законодательные положения и судебная практика. М.: Инфотропик Медиа, 2017. С. 56.

Судебные решения

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14.05.2014 по делу N 33-19473 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Решение Братского районного суда Иркутской области от 06.03.2015 по делу N 2-106/2015 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

Решение Московского районного суда города Твери от 08.12.2015 по делу N 2-2337/15 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 26.02.2018).

Решение Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 21.04.2015 по делу N 2-592/2015. Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 10.06.2017).

Решение Гайнского районного суда Пермского края от 18.09.2015 по делу N 2-295/2015 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2015 N Ф09-8518/15 по делу N А60-15043/2015 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Решение Первомайского районного суда г. Пензы от 22.07.2016 по делу N 2-1451/2016 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 26.02.2018).

Решение Центрального районного суда города Омска от 17.08.2017 по делу N 2-2852/2017 2018 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 23.09.2018).

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 23.03.2017 по делу N 2а-7993/17 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 18.01.2018).

Решение Кировского городского суда Ленинградской области от 03.03.2017 по делу N 2-174/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 22.12.2017 по делу N 2-403/2017 2018 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 20.02.2018 по делу N 2-868/2018 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).

Решение Свердловского районного суда города Костромы от 10.02.2018 по делу N 2-325/2018 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018).