Мудрый Юрист

Межотраслевые связи норм предпринимательского права в реальном секторе экономики

Герасимов О.А., доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета кандидат юридических наук, доцент.

В статье содержится анализ межотраслевых связей норм предпринимательского права, регулирующих отношения в реальном секторе экономики. Реальный сектор экономики может сохранить рыночные начала при условии частичного вмешательства государства в отдельные сферы рыночной экономики. В противном случае чрезмерная зарегулированность экономики приведет к ее огосударствлению, и она может превратиться в государственную с отдельными рыночными элементами. В процессе регулирования реального сектора экономики допускается взаимодействие административных правоотношений с гражданскими правоотношениями, с гражданско-правовыми сделками и отдельными элементами гражданских правоотношений. Позитивный характер такого взаимодействия возможен, если оно будет направлено на применение публично-правовых средств обеспечения эффективности правового регулирования в интересах предпринимателей. Предложено авторское определение юридического лица, позволяющее подчеркнуть межотраслевую связь между регулятивными нормами административного права и нормами, устанавливающими правовой статус отдельного субъекта права в гражданском праве.

Ключевые слова: межотраслевые связи в праве; предпринимательское право; реальный сектор экономики; система законодательства; государственная регистрация предпринимателей; государственная регистрация юридического лица; государственная регистрация объектов недвижимости; рыночные отношения; правоотношение; субъективное право; правосубъектность.

INTERBRANCH RELATIONS OF THE NORMS OF BUSINESS LAW IN THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY

O.A. Gerasimov

In this article the inter-branch relations of the norms of business law governing relations in the real sector of the economy are studied. The real sector of the economy can save market endeavors subject to partial government intervention in certain areas of the market economy. Otherwise, excessive regulation of the economy will lead to its nationalization, and it will turn into a state economy with separate market elements. When regulating the real sector of the economy, there is an interaction of administrative legal relations with civil law relations, with civil law transactions and certain elements of civil law relations. Such interaction can be positive if it is aimed at the application of public law means of ensuring the effectiveness of legal regulation in the interests of entrepreneurs. The author's definition of a legal entity is proposed, which allows to emphasize the intersectoral relationship between the regulatory norms of administrative law and the norms establishing the legal status of a separate subject of law in civil law.

Key words: interbranch relations in law; business law; real sector of the economy; legislation system; state registration of entrepreneurs; state registration of a legal entity; state registration of real estate; market relations; legal relationship; subjective right; legal personality; relationship.

Любая система по определению предполагает взаимосвязанность элементов. Связь элементов - это атрибут системы, без которого совокупность элементов не может обозначаться как система. Система права и система законодательства как внешнее проявление системы права не являются исключениями. Система права, представляя собой совокупность правовых норм как элементов системы, пронизана связями между правовыми нормами. Более того, удельный вес самих связей превысит удельный вес правовых норм.

Система законодательства выставляет примеры связи не только между правовыми нормами, но и между элементами правовых норм. К примеру, денежное обязательство, регулируемое отдельными нормами права, может возникнуть как правоотношение на основании таких юридических фактов, как договор займа, правонарушение, неосновательное обогащение и др. Взаимосвязи между нормами права, в том числе различных отраслей, получили развитие наряду с развитием новых экономических идей, в частности идеи о том, что государство должно более активно участвовать в рыночной экономике.

Такая взаимосвязь основана на дифференцированном подходе. В соответствии с ним регулированию в отдельно взятом государстве и в отдельно взятый промежуток времени должна подвергаться экономическая сфера, которая регулируется неэффективно при помощи исключительно рыночных механизмов. Право, будучи в той или иной мере отражением экономической жизни, следует за экономикой. Этот дифференцированный подход в праве проявляется через взаимосвязь двух систем права - публичного права и частного права.

Поэтому закономерным является появление учений о комплексных отраслях права, а также о межотраслевом и внутриотраслевом взаимодействии. Впервые на уровне отдельного цивилистического исследования проблема межотраслевого взаимодействия рассмотрена в работах М.Ю. Челышева, ключевым аспектом которых является взаимодействие между нормами права разной отраслевой принадлежности <1>.

<1> Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: Цивилистическое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2009. С. 10.

Гражданское право, признаваемое самостоятельной и основной отраслью права, также представляет собой систему. Как указывает М.Ю. Челышев, данная система имеет внутренние связи и внешние связи. Внутренними признаются связи между нормами в рамках одной отрасли, внешними - взаимодействие элементов системы (норм права) с другими системами в целом и с элементами других систем, например с нормами административного права <1>. Другой исследователь Е.П. Губин убедительно доказал, что государственное регулирование рыночной экономики - объективная необходимость, и предложил установить принцип участия государства в регулировании рыночных отношений в числе принципов рыночной экономики <2>.

<1> Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. С. 17.
<2> Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 10.

Участие такого характера не может обеспечиваться нормами лишь одной отрасли права. Поэтому межотраслевое взаимодействие является такой же объективной необходимостью. Наилучшим образом эффект взаимодействия обеспечивается при помощи законодательства, которое не может в полной мере соответствовать системе права. Единственным противоположным примером соответствия выступает Уголовный кодекс РФ, что объясняется низким количеством необходимого для государства нормативного материала.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) не является актом, в котором сосредоточены все нормы гражданского права. Тем не менее ГК РФ (ч. 2 ст. 3) устанавливает правило собственного верховенства, а следовательно, субординационную связь норм ГК РФ и приоритет норм гражданского права, содержащихся в ГК РФ <1>. В то же время для такого подчинения в ГК РФ предусмотрены два условия: ГК РФ должен прямо регулировать соответствующее общественное отношение, то есть не иметь отсылочных норм, а также норма, содержащаяся в ГК РФ, должна быть гражданско-правовой. Помимо субординационной связи, М.Ю. Челышев упоминал и о координационных связях, суть которых раскрывается во взаимодействии норм равной юридической силы. Итак, особенность ГК РФ заключается в том, что он выступает актом, устанавливающим баланс между нормами гражданского права и публичных отраслей права, является инструментом координационного взаимодействия. Об этом взаимодействии прямо указано в п. 8 введения к Концепции развития гражданского законодательства <2>.

<1> Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. С. 26.
<2> Челышев М.Ю. Вопросы межотраслевых связей гражданского права в Концепции развития гражданского законодательства и проекте Гражданского кодекса Российской Федерации // Гражданское право. 2011. N 1. С. 3 - 7.

Рассматривая реальный сектор экономики, несложно заметить наличие обоих видов связей - и внутриотраслевых, и межотраслевых. ГК РФ имеет отсылочные нормы к публичному праву, что означает проявление координационного межотраслевого взаимодействия, а также существуют субординационные связи гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ и других законах. Например, вполне очевидно, что договор о развитии застроенной территории, регламентируемый ст. 46.2 ГрК РФ, должен соответствовать общим положениям ГК РФ о договорах и обязательствах <1>.

<1> Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2004 г. N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Рос. газ. 2004. 30 дек.

Количественный и качественный состав указанных связей не основан ни на каких критериях, что позволяет законодателю произвольно определять объем вмешательства государства в регулирование рыночной экономики. На наш взгляд, приоритетные положения должны черпаться только из Конституции РФ и из свобод, заложенных в ней. Целесообразнее подход ограниченного вмешательства государства в частные дела. В реальном секторе экономики вмешательство необходимо в проблемных местах - в той части, где требуется помощь в развитии реального сектора.

Таким образом, экономика должна быть рыночной при условии частичного вмешательства государства в ее отдельные сферы. Обратным было бы предположение о том, что чрезмерная урегулированность экономики означает ее огосударствление, и она становится государственной с отдельными рыночными элементами. Но такое обратное положение противоречит Конституции РФ и не должно находиться в программно-политических документах.

Требование о государственной регистрации в отношении индивидуальных предпринимателей сформулировано таким образом, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Редакция содержания статьи свидетельствует о некотором субъективном праве. Между тем существо возможности заниматься предпринимательской деятельностью другое. Возможность заниматься предпринимательской деятельностью относится к правоспособности граждан.

С.М. Корнеев указывает на тот факт, что содержание правоспособности - это те субъективные права и обязанности, которыми гражданин может обладать <1>. По мнению ученого, это право на право - такое понимание правоспособности именно в таком виде преподносилось С.Н. Братусем <2>.

<1> Корнеев С.М. Избранное / Сост. и науч. ред. П.В. Крашенинников. М.: Статут, 2012. С. 12.
<2> Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950. С. 6.

С.С. Алексеев выделял так называемые общие правоотношения, состоящие в том, что в них право предоставлено определенному субъекту, а противостоят неопределенное количество обязанных субъектов. К соответствующим правоотношениям относились общие дозволения и общие запреты. В числе примеров общедозволительных отношений - правосубъектность, которая состоит из правоспособности и дееспособности <1>.

<1> Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1981. С. 143.

В случае межотраслевого взаимодействия условие о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрено административно-правовой нормой, устанавливающей административное правоотношение по регистрации как между гражданином-предпринимателем и регистрирующим органом, так и общерегулятивное (если придерживаться взглядов С.С. Алексеева) отношение между зарегистрированным индивидуальным предпринимателем и неопределенным кругом лиц.

Государственная регистрация как акт государственного управления реализуется в форме административно-управленческих правоотношений, относимых к административному праву <1>. В гражданском праве взаимные административные права и обязанности регистрирующих органов и заявителей, обращающихся с заявлениями о государственной регистрации юридического лица, воздействуют на гражданскую правоспособность юридических лиц. Это не такое воздействие, какое происходит при взаимодействии норм о регистрации индивидуальных предпринимателей с нормами о правоспособности граждан, что приводит лишь к ограничению правоспособности граждан. Нормы о государственной регистрации юридического лица при их реализации в регистрационных правоотношениях создают юридическое лицо, то есть приводят к возникновению правоспособности юридического лица. В частности, К.Д. Гасников указывает, что государственная регистрация придает силу учредительным документам юридического лица и сведениям о юридическом лице <2>.

<1> Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы): Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 7.
<2> Юридические лица в российском гражданском праве: Монография. В 3 т. Т. 3 / А.В. Габов, К.Д. Гасников, В.П. Емельянцев и др.; Отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2015. С. 56 - 57.

Если проанализировать определение юридического лица, существующее в ГК РФ, то в нем можно обнаружить особенность, суть которой состоит в том, что отсутствует указание на регистрацию юридического лица как на его сущностный признак. В абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ определено, что правоспособность возникает с момента внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Логичной представляется мысль о том, что до внесения таких сведений юридического лица не может существовать и поэтому определять правоспособность несуществующего субъекта таким образом не совсем верно.

На наш взгляд, определение юридического лица, содержащееся в ст. 48 ГК РФ, должно выглядеть следующим образом: "зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде". Данное определение подчеркивает межотраслевую связь между регулятивными нормами административного права и нормами, устанавливающими правовой статус отдельного субъекта права в гражданском праве. В первую очередь государственная регистрация придает каждому юридическому лицу публично-правовой статус. Последний не обязательно наделен публично-властной компетенцией, но выступает, напротив, подчиненным регистрирующему органу субъектом, то есть гражданско-правовой статус лишь подчиняется административно-правовому статусу юридического лица.

Государственная регистрация должна обеспечивать не только информационную функцию, но и более широко влиять на правоспособность. К примеру, размер уставного капитала или страхование ответственности юридического лица могут служить обязательными атрибутами для заключения более стоимостных сделок. Государственная регистрация должна служить гарантией предпринимательской деятельности, а не простым средством для взимания повышенных штрафов и упрощения налогообложения.

В качестве предложения мы выдвигаем позицию о том, что дифференцированное регулирование правового статуса юридического лица при помощи норм и индивидуальных актов административного права должно оказывать влияние на гражданскую правоспособность юридического лица. На наш взгляд, это стабилизирует имущественный оборот и сделает правовое регулирование более эффективным, несмотря на его усложнение. Усложнение предлагается в той сфере, где в течение нескольких лет практики правоприменения норм о юридических лицах, в частности, об обществах с ограниченной ответственностью, выявлены недостатки частноправового регулирования, вызванные неисполнением обязательств юридическими лицами, связанных с существованием так называемых юридических лиц-однодневок.

Следующее публично-правовое средство обеспечения эффективности правового регулирования - государственная регистрация прав на недвижимое имущество и учет недвижимости. В настоящее время государственная регистрация недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <1>. Замысел законодателя состоит в том, чтобы объединить в рамках единой административной процедуры постановку на кадастровый учет объекта недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимость.

<1> О государственной регистрации недвижимости: Федер. закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.07.2015).

Кадастровый учет недвижимости признается одним из признаков недвижимости <1>. В то же время ввиду нераспространения действия Закона о государственной регистрации на государственный учет и государственную регистрацию прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр следует указать, что государственный кадастровый учет является признаком объектов недвижимости, признаваемых законом недвижимыми с учетом их природных свойств.

<1> Аксюк И.В. Недвижимость в законодательстве России: понятие, основания и способы возникновения права собственности на нее: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 17.

В соответствующей литературе говорится о том, что кадастровый учет является удостоверяющим фактом, позволяющим определить объект недвижимого имущества как индивидуально-определенную вещь <1>. Думается, что суть кадастрового учета не только в удостоверении, а в определении самого объекта гражданского права. Административное правоотношение по учету объекта находится в теснейшей связи с объектами гражданских прав. Благодаря административному правоотношению существует элемент гражданского правоотношения - его объект. Определение государственной регистрации традиционно и содержится в ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

<1> Ершов В.А. Все о земельных отношениях: кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2009. С. 43.

Таким образом, государственная регистрация понимается как юридический факт, однако нельзя не учитывать, что данный юридический факт приводит к возникновению особого длящегося административного правоотношения. Наличие данного длящегося административного правоотношения влияет на существование гражданского права или ограничения на объект недвижимого имущества. В данном случае наблюдается взаимодействие административного правоотношения с содержанием гражданского правоотношения.

Такое межотраслевое взаимодействие получает закрепление в ст. 8.1 ГК РФ. Необходимая взаимосвязь регистрационного правоотношения и гражданских прав на недвижимость подтверждена в ряде специальных статей ГК РФ. Так, согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации.

Статья о государственной регистрации недвижимости содержится и в положениях ГК РФ об объектах гражданских прав (ст. 131 ГК РФ), где говорится не столько о самих объектах, сколько о правах на них. В связи с этим регистрация прав на объекты недвижимости является одним из признаков недвижимости. С позиции юридической техники расположение статей о правах на объекты совместно со статьями о самих объектах не вполне корректно. Между тем отдельные положения ст. 131 ГК РФ раскрывают еще один вопрос - вопрос о государственной регистрации сделок.

Государственная регистрация сделок - это дополнительный юридический факт, который приводит к возникновению правового отношения, порождаемого сделкой (ст. 164 ГК РФ). Существование в российском законодательстве положений о государственной регистрации сделок вызывает отдельные критические замечания. В Концепции развития гражданского законодательства предлагалось отказаться от государственной регистрации сделок в пользу их нотариального удостоверения. Акт нотариального удостоверения предполагает удостоверение воли сторон сделки и направлен в настоящее время исключительно в сферу частного права.

Государственная регистрация прав, напротив, имеет направленность на публично-правовую сферу и признана обеспечить открытость, общую известность и достоверность сведений о существующих правах на недвижимое имущество. Государственная регистрация сделки в настоящее время подменяет собой нотариальное удостоверение и предполагает лишь удостоверение соответствия сделки закону. Тем не менее выяснения волеизъявления сторон сделки и защиты их частных прав и интересов при государственной регистрации сделки не происходит <1>.

<1> Татаркина К.П. Форма сделок в гражданском праве России: Монография. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. С. 134.

Существование государственной регистрации сделки, а также различные правовые последствия несоблюдения требования о государственной регистрации сделки (действительность сделки, заключенность сделки или условие возникновения права) приводят к непоследовательности законодательства в области государственной регистрации сделок <1>. Мы вполне солидарны с точкой зрения о том, что государственная регистрация сделок должна быть заменена на нотариальную форму удостоверения сделок.

<1> Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 214.

На современном этапе государственная регистрация сделки является государственным актом, придающим сделке определенную форму. По этой причине государственная регистрация должна иметь те последствия, которые имеет сама сделка. Отсутствие государственной регистрации сделки должно означать ничтожность сделки. При этом неверно полагать о незаключенности сделки, потому что незаключенность сделки - частный случай недействительности (ничтожности) сделки. Отсутствие государственной регистрации сделки является таким же основанием недействительности, как и незаключенность в теоретическом смысле.

Рассматривая вопрос о правовых последствиях, важно отметить, что возникновение изменений и прекращение прав на недвижимость должны зависеть от государственной регистрации права или его перехода, а не сделки. Такой подход упрощает и упорядочивает правовое регулирование и делает его тем самым более эффективным.

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать следующие теоретические выводы, касающиеся межотраслевого взаимодействия в области регулирования реального сектора экономики. Всякое взаимодействие всегда предполагает взаимодействие норм права или их элементов, принадлежащих различным отраслям права. Следует указать на взаимодействие сущностей, которые образуются в результате правового регулирования, в частности на взаимодействие правоотношений, их структурных элементов и предпосылок к правоотношениям. Таким образом, при регулировании реального сектора экономики наблюдается взаимодействие административных правоотношений с гражданскими правоотношениями, с гражданско-правовыми сделками и с отдельными элементами гражданских правоотношений. Взаимодействие данного характера происходит, если акцент делать на публично-правовых средствах обеспечения эффективности правового регулирования.

Библиографический список

  1. Аксюк И.В. Недвижимость в законодательстве России: понятие, основания и способы возникновения права собственности на нее: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. 31 с.
  2. Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. 504 с.
  3. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1981.
  4. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950. 367 с.
  5. Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. 431 с.
  6. Ершов В.А. Все о земельных отношениях: кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2009. 416 с.
  7. Корнеев С.М. Избранное / Сост. и науч. ред. П.В. Крашенинников. М.: Статут, 2012. 311 с.
  8. Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы): Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 223 с.
  9. Татаркина К.П. Форма сделок в гражданском праве России: Монография. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. 264 с.
  10. Челышев М.Ю. Вопросы межотраслевых связей гражданского права в Концепции развития гражданского законодательства и проекте Гражданского кодекса Российской Федерации // Гражданское право. 2011. N 1. С. 3 - 7.
  11. Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. 206 с.
  12. Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: Цивилистическое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2009. 501 с.
  13. Юридические лица в российском гражданском праве: Монография. В 3 т. Т. 3 / А.В. Габов, К.Д. Гасников, В.П. Емельянцев и др.; Отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2015. 280 с.