Мудрый Юрист

Государственная идеология как неотъемлемый элемент современной правовой политики, осуществляемой в отношении криминальной сферы Российского общества

Акимова Наталия Викторовна, доцент кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), кандидат юридических наук.

В статье рассматривается проблема идеологической основы правовой политики, реализуемой в отношении криминальной сферы. Автор отмечает, что ее деидеологизация приводит к бессистемности и малоэффективности, особенно заметным на фоне неблагоприятных тенденций в развитии криминальной сферы современного российского общества. Акцентируется внимание на необходимости выработки идеологического фундамента обозначенной политики, позволяющего сохранить присущие ей национальные особенности и отвечающего базовым ценностям общества, к числу которых относится православие.

Ключевые слова: идеологические основы, уголовная политика, правовая политика в отношении криминальной сферы, православие.

State Ideology as an Integral Element of the Modern Legal Policy Implemented in Respect of the Criminal Layer of the Russian Society

N.V. Akimova

Akimova Natalia V., Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

In the article the problem of the ideological fundamentals of the legal policy realized concerning the criminal sphere is considered. The author notes that her deideologization results in unsystematic character and low-efficiency, especially noticeable against unfortunate trends in development of the criminal sphere of modern Russian society. The attention focuses on the nessecity of development of the ideological base of the designated policy allowing to keep national features inherent in it and appropriating to basic values of society to which number Orthodoxy belongs.

Key words: ideological bases, criminal policy, legal policy in regard to the criminal sphere, Orthodoxy.

При оценке современного состояния российской уголовной политики как кризисного нам представляется, что этот кризис в первую очередь идеологический, идейный. Современное российское общество лишено идеологической основы, которая имела бы статус государственной. Более того, с начала 1990-х годов делалось все для того, чтобы опорочить систему духовно-нравственных ценностей, вокруг которых преимущественно и строилось правовое воспитание населения. В результате произошла целенаправленная деидеологизация всех слоев общества и сфер его жизнедеятельности <1>. Отказ от идеологии, на которой в течение долгого времени основывалась отечественная уголовная политика, при отсутствии адекватной альтернативы породил ее сумбурность, в результате чего реализуемая политика, не имея целостного идеологического фундамента, перестала быть целенаправленным курсом, которым следует государство, и скорее напоминает спонтанный рефлекс на возникающие угрозы криминального характера. Исходя из этого, а также учитывая неблагоприятные тенденции в развитии криминальной сферы современного российского общества, ведущие отечественные ученые давно говорят о необходимости перемен в области уголовной политики, способной объединить все усилия государства и общества в целях нейтрализации негативного воздействия криминальной сферы, обеспечить их максимальную организованность, целенаправленность и эффективность <2>. Иными словами, следует менять "парадигму", на которой будет строиться новая государственная политика, осуществляемая в отношении криминальной сферы. Мы разделяем точку зрения ученых, которые считают: "Нужна новая уголовная политика, коль скоро прежняя... демонстрировала свою несостоятельность даже в относительно благополучные периоды жизни страны" <3>. Полагаем, что дальнейшее использование существующей модели уголовной политики чревато снижением уровня жизнеспособности системы, ее упрощением, низкой эффективностью функционирования наполняющих ее элементов.

<1> Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М., 2010. С. 325.
<2> Бойко А.И. Геополитика, идеология, преступность, правоохранительная деятельность // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. N 4. С. 101.
<3> См.: Лавров В.В. Некоторые меры уголовно-правового характера как средства обеспечения экономической безопасности // Актуальные проблемы противодействия экономической преступности на современном этапе: Сборник статей. Н. Новгород: НА МВД России, 2012. С. 174 - 181; Петров С.В. Уголовный закон России: современное состояние и перспективы развития // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. N 1 (25). С. 338 - 339.

Представляется необходимым оставить в прошлом слабо организованные, нескоординированные, обособленные и нерациональные мероприятия государственных органов к базирующейся на единой доктрине политике высокоупорядоченного противодействия криминальной сфере.

В связи с этим принципиально важно определить генеральную идею, на основе которой будет строиться вся деятельность в данном направлении, найти отражение этой идеи в общественном сознании и лишь после этого приступать к оптимизации непосредственно способов воздействия.

На наш взгляд, невзирая на старания отдельных политиков убедить население в полной деидеологизации, деполитизации и департизации госуправления и госаппарата, идеология все же является неотъемлемым атрибутом любого государства наряду государственным суверенитетом, территорией, правом и др.

Идеология обусловливает политику, является ее предпосылкой и условием существования. Политика, совершенно свободная от каких бы то ни было ценностных детерминант, невозможна, поскольку в основе даже, казалось бы, совершенно аналогичных, спонтанных действий государственных деятелей всегда имеется идеологическая подоплека <4>. Уголовная политика или, как нам представляется более правильным, правовая политика в отношении криминальной сферы общества не является исключением ввиду того, что в ее основе лежит государственная идеология, базирующаяся на господствующей (на текущем этапе общественного развития) системе духовно-нравственных ценностей.

<4> Теория государства и права / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 98 - 99.

В разные периоды существования какого-либо государства в основе проводимой им уголовной политики всегда лежала какая-либо идея: возмездия, устрашения, справедливости, исправления, компромисса либо всеобъемлющей гуманизации <5>. Согласно такой идеи не только формировались законодательство и конкретные меры воздействия, но и закладывалась необходимая база, обеспечивающая высокую степень готовности общества к предлагаемой государством модели уголовной политики. Более того, та или иная модель становилась возможной исключительно за счет утвердившегося в обществе мнения, в соответствии с которым борьба с преступностью могла осуществляться только данными, а не любыми другими средствами, из чего следует, что идеология в большей степени ориентирована на общественное сознание (его формирование и развитие в необходимом направлении).

<5> Современные проблемы и тенденции борьбы с преступностью. СПб., 2005. С. 565.

Советская уголовная политика основывалась на идее тотального неприятия преступности, вплоть до полного ее уничтожения. Безусловно, с позиций сегодняшнего дня данная идеология выглядит утопией. Однако, как показал опыт последних двух десятилетий, другая крайность не менее опасна.

Следует отметить, что эскалация преступности в России происходила на фоне неудержимой либерализации уголовного законодательства и правоприменительной практики, в то время как в ряде стран Запада давно уже поняли, что "либеральный" подход к решению острых социальных проблем (а именно к таким относится проблема борьбы с преступностью) далеко не всегда "...самый лучший, самый эффективный, в наибольшей степени отвечающий общественным интересам" <6>. Следует констатировать, что и в российских условиях уголовная политика, развивавшаяся в последние 25 лет в рамках неолиберальной концепции абсолютного приоритета прав личности, потерпела полное фиаско, в связи с чем обратный процесс - процесс переориентирования "милостивой" уголовной политики, в немалой степени взявшей за основу гипертрофированные либеральные ценности, в направлении интенсивных комплексных действий - практически неизбежен. По крайней мере, исторически такая закономерность подтверждается неукоснительно и не вызывает сомнений ни у философов, ни у криминологов. Это лишь вопрос времени, а также того, насколько масштабным будет отказ от доминирующей сегодня либеральной идеи. Представляется, что правовая политика в отношении криминальной сферы должна стать умеренно антилиберальной, поскольку процесс либерализации важен ровно настолько, насколько важен процесс дегуманизации.

<6> Кризис идей классического либерализма обнаружился уже в конце XIX - начале XX в. // Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1999. С. 199.

Тем не менее в последние десятилетия в уголовной политике России прослеживается курс на ее поступательную либерализацию, основанный на чуждых для нашего общества ценностных ориентациях, обосновывающих целесообразность индивидуализма, эгоизма, стяжательства, гедонизма, вседозволенности - словом, того, что в России всегда считалось греховным, требующим покаяния. Как следствие, либеральные реформы, зиждущиеся на бездумном и безоглядном стремлении некритически заимствовать зарубежный опыт (преимущественно в виде образцов англосаксонской системы права) подвергаются системному отторжению, вследствие чего правовая политика заходит в тупик. Именно поэтому и не дают всходов заморские семена либо прорастает "...черная смородина, где садили красную".

Этот путь, выражающийся в первую очередь в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений, на наш взгляд, неприемлем в условиях России. Постоянное и интенсивное наращивание правовых норм, стремление подвергнуть правовому регулированию все стороны жизни не имеют перспективы, если они не опираются на нравственные традиции, менталитет населения. Именно поэтому формирование правовой политики в отношении криминальной сферы должно начинаться с общественного сознания, а уже затем распространяться на комплекс средств ее реализации. Только в этом случае возможно сдерживание социально отклоняющегося поведения, а само оно будет признаваться таковым в силу доминирования в социуме мощных ценностно-ориентирующих установок. М.В. Бавсун по этому поводу отмечает, что в здоровом обществе любые, даже самые страшные последствия разрушительного характера могут быть устранены сравнительно быстро. В то же время в обществе, на которое воздействуют идеи, его разлагающие, навести порядок в короткие сроки нельзя, если вообще возможно восстановление общественных отношений в том виде, в котором они существовали до определенного момента <7>.

<7> Бавсун М.В. Уголовно-правовое воздействие: идеология, цели и средства реализации: Дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2013. С. 168.

Исходя из вышеизложенного, представляется очевидным, что правовая политика в отношении криминальной сферы России должна сохранять присущие ей национальные особенности, а содержание ее идеологического начала должно отвечать в первую очередь основным, базовым ценностям, формировавшимся в обществе на протяжении тысячелетий. К числу таких ценностей относится православие, безусловно, являющееся весомой политической и нравственной силой российского общества, игнорировать которую невозможно. Как известно, в России религиозные объединения отделены от государства. Однако вместе с тем на законодательном уровне зафиксирована особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры <8>. Исторически Российское государство формировалось как многонациональное и, соответственно, поликонфессиональное. Тем не менее, несмотря на федеративное государственное устройство нашей страны, в том числе и по национальному признаку, русский этнос значительно преобладает в структуре населения страны. Доля лиц, относящих себя к русской нации, в населении России превышает удельный вес титульной нации во многих национальных государствах, поэтому не удивительно, что православные ценности по-прежнему играют исключительно важную роль в жизни россиян.

<8> Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СПС "КонсультантПлюс".

Нормы христианской этики в силу выраженного в них нравственного содержания на протяжении всей истории России были органичной частью ее культуры, в том числе духовной и правовой, что, несомненно, позволяет им и далее выступать основой для современной объединяющей российской идеи. Сплочению народа способствует такой важный постулат православия, как идея коллективного спасения, вследствие чего никак не может "пустить корни" либеральная идеология, основанная на индивидуализме.

Очевидно, что православная этика, хотя и стала частью российской ментальности, тем не менее в силу объективных причин не может рассматриваться в качестве инструментария, используемого для решения каких-либо текущих задач, однако, отражая правосознание большинства россиян, является тем ориентиром, к которому право в идеале должно стремиться.

Таким образом, правила христианской этики и в настоящее время являются своеобразным кодексом морально-правовых устоев общества, действующим вне времени и пространства, а православие как нормативно-этическая система образует основу и неисчерпаемый резерв развития российского уголовного права. Православная церковь всегда предусматривала необходимость применения к преступнику не только конкретных санкций, но и морального воздействия, заключающегося в формировании атмосферы покаяния и "угрызений совести". Представляется, что идейно-нравственное влияние, оказываемое Церковью, является принципиально важным для формирования правовой политики в отношении криминальной сферы, поскольку нравственные (религиозные) ориентиры играют серьезную роль в формировании законопослушного поведения человека, вырабатывая устойчивую систему базовых ценностей, способных мотивировать социально-позитивное поведение.

Как известно, помимо православия к числу основных религиозных конфессий России относятся также ислам суннитского толка и буддизм-ламаизм. Подробный анализ этих вероучений показывает, что их источники не только содержат в себе общие положения о деяниях, ассоциируемых с преступлениями, но и содержат также конкретные запреты уголовно-правового характера, а в ряде случаев и определенные наказания. Следует также отметить, что, осуждая преступное поведение, духовные лидеры данных конфессий выражают готовность наряду с православной Церковью сотрудничать с государственными властями в вопросах нравственного воспитания населения, однако на сегодняшний день с сожалением приходится констатировать, что криминологический потенциал, содержащийся в Священных Писаниях современных мировых религий - Библии, Коране и Типитаки, реализуется далеко не в полной мере.

Представляется, что для того, чтобы оградить законопослушное население от непрекращающегося роста преступности, следует наряду с традиционными средствами воздействия использовать растущую популярность религии и влияние церкви, которое она имеет на людей. Обращение к нравственным аспектам преступления и наказания позволит обеспечить более глубокое проникновение уголовного права в общественное и индивидуальное правосознание и, как следствие, будет способствовать, вполне вероятно, эффективному применению закона. И в этом смысле следует подчеркнуть такую взаимосвязь синергетического плана, как нравственность, формирующая право, и закон, который, в свою очередь, формируется под воздействием правовых воззрений, проникнутых нравственностью.

Литература

  1. Бавсун М.В. Уголовно-правовое воздействие: идеология, цели и средства реализации: Дис. ... д-ра юрид. наук / М.В. Бавсун. Омск, 2013. 396 с.
  2. Бойко А.И. Геополитика, идеология, преступность, правоохранительная деятельность / А.И. Бойко // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. N 4. С. 98 - 108.
  3. Лавров В.В. Некоторые меры уголовно-правового характера как средства обеспечения экономической безопасности / В.В. Лавров // Актуальные проблемы противодействия экономической преступности на современном этапе: Сборник статей. Н. Новгород: НА МВД России, 2012. 387 с.
  4. Петров С.В. Уголовный закон России: современное состояние и перспективы развития / С.В. Петров // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. N 1 (25). С. 338 - 339.
  5. Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России / Я.А. Пляйс. М.: РОССПЭН, 2010. 446 с.
  6. Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1999. 573 с.
  7. Теория государства и права / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Форум; ИНФРА-М, 2008. 619 с.

References

  1. Bavsun M.V. Ugolovno-pravovoe vozdeystvie: ideologiya, tseli i sredstva realizatsii: Dis. ... d-ra yurid. nauk [The Criminal Law Influence: the Ideology, Goals and Implementation Means: Thesis of ... Doctor of Law] / M.V. Bavsun. Omsk - Omsk, 2013. 396 s.
  2. Boyko A.I. Geopolitika, ideologiya, prestupnost, pravookhranitelnaya deyatelnost [Geopolitics, Ideology, Crime, Law Enforcement] / A.I. Boyko // Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik - North Caucasian Legal Bulletin. 2012. N 4. S. 98 - 108.
  3. Lavrov V.V. Nekotory'e mery' ugolovno-pravovogo kharaktera kak sredstva obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Some Criminal Law Measures as Means to Ensure Economic Security] / V.V. Lavrov // Aktualny'e problemy' protivodeystviya ekonomicheskoy prestupnosti na sovremennom etape: Sbornik statey. Nizhniy Novgorod: NA MVD Rossii - Relevant Issues of Countering Economic Crime on the Modern Stage: collection of articles. Nizhny Novgorod: NA MIR, 2012. 387 s.
  4. Petrov S.V. Ugolovny'y zakon Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy' razvitiya [The Russian Criminal Law: the Modern State and Development Prospects] / S.V. Petrov // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii - Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2014. N 1 (25). S. 338 - 339.
  5. Plyays Ya.A. Politologiya v kontekste perekhodnoy epokhi v Rossii [Political Studies within the Framework of the Transition Period in Russia] / Ya.A. Plyays. Moskva: ROSSPEN - Moscow: Russian Political Encyclopedia, 2010. 446 s.
  6. Prava cheloveka: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. E.A. Lukashevoy [Human Rights: textbook for higher educational institutions] Moskva: NORMA; INFRA-M - Moscow: NORMA; INFRA-M, 1999. 573 s.
  7. Teoriya gosudarstva i prava. 3-e izd., pererab. i dop. / Pod red. V.Ya. Kikotya, V.V. Lazareva [The Theory of State and Law] Moskva: Forum; INFRA-M - Moscow: Forum; INFRA-M, 2008. 619 s.