Мудрый Юрист

Правовое обеспечение экологических инноваций (на примере строительной отрасли)

<*> Статья выполнена при финансовой поддержке гранта 18-011-00612 РФФИ.

Болтанова Елена Сергеевна, профессор кафедры природоресурсного, земельного и экологического права Национального исследовательского Томского государственного университета, профессор кафедры информационного права Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, доктор юридических наук, доцент.

В настоящей статье рассматривается эколого-правовой механизм внедрения в строительную отрасль экоинноваций. Называются публично-правовые и частноправовые элементы этого механизма. Обращается внимание на тот факт, что экоинновации могут поддерживаться не только на государственном уровне, но и на уровне саморегулирования и индивидуального регулирования.

Ключевые слова: экоинновации, экология, экостроительство.

The Legal Support of Environmental Innovations (on the Example of the Construction Sector)

E.S. Boltanova

Boltanova Elena S., Professor of the Department of Natural Resource, Land and Environmental Law of the Tomsk State University, Professor of the Department of Information Law of the Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Doctor of Law, Associate Professor.

This article discusses the ecological and legal mechanism of implementation of eco-innovations in the construction industry. Public and private law elements of this mechanism are mentioned. Attention is drawn to the fact that ecoinnovation can be supported not only at the state level, but also at the level of self-regulation and individual regulation.

Key words: ecoinnovations, ecology, eco-building.

На международном уровне для оценки деятельности используются различные показатели, индексы и рейтинги. Так, при оценке инновационной активности в ежегодном докладе "Глобальный инновационный индекс" среди десятков параметров экологический компонент является обязательным <1>. Используемый в России рейтинг инновационного развития регионов такого показателя не содержит <2>. В то же время экологические инновации - один из инструментов решения существующих экологических проблем.

<1> Уже на протяжении 10 лет составляется такой доклад. В 2017 г. подверглись оценке порядка 130 стран. См., например: Cornell University, INSEAD and WIPO (2017): The Global Innovation Index 2017: Innovation Feeding the World, Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. Согласно данному докладу компонент экологической устойчивости включает три показателя: ВВП на единицу потребления энергии (показатель эффективности использования энергии), индекс экологических показателей Йельского и Колумбийского университетов и количество выданных сертификатов соответствия стандарту ISO 14001 по системам экологического менеджмента (С. 81).
<2> См., например: Абдрахманова Г.И., Бахтин П.Д., Гохберг Л.М. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / Под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2017. Вып. 5.

В российском законодательстве понятие экологических инноваций дается только на уровне Приказа Росстата от 30 августа 2017 г. N 563 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" <3> (для целей заполнения формы федерального статистического наблюдения), в котором они определяются как товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, отвечающие двум признакам: а) они новые или значительно усовершенствованные; б) способствуют повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

<3> См.: Приказ Росстата от 30 августа 2017 г. N 563 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" // СПС "КонсультантПлюс".

На сегодня экоинновации довольно затратны, но считается, что они являются перспективной областью инвестиций и повышают конкурентоспособность организации и ее продукции в будущем. Например, в Японии экологически ориентированные инновации относятся к наиболее активно развивающемуся направлению, к одному из семи стратегических секторов развития страны, и к 2020 г. планируется, что объем рынка "зеленых" инвестиций составит 500 млрд дол. США <4>. В России такого финансирования и поддержки нет, и применение организацией экоинноваций, пожалуй, в степени свидетельствует о высоком уровне социальной ответственности ее руководителя, учредителя, поскольку такие инновации не являются инвестиционно привлекательными. В то же время компании в вопросах экологии стали занимать активную позицию. "Зеленые" инвестиции в России выросли за 10 лет более чем вдвое - с 65 млрд руб. в 2006 г. до 140 млрд руб. в 2016 г. На начало 2017 г. крупные компании уже подписали свыше 52 соглашений на общую сумму природоохранных инвестиций около 130 млрд руб. <5>.

<4> См.: Банчева А.И. Экологические инновации Японии: основные направления развития и особенности управления // Вестник МГИМО - Университета. 2013. N 5 (32). С. 191.
<5> См.: Российский инвестиционный форум // Российская газета. 2017. 28 февраля.

К отраслям, которые реализуют экоинновации, относят и "зеленое" строительство. В России уровень инновационной активности в строительстве не так высок. Так, по данным на 2015 г., этот уровень составил 2,0% (или 13,4 млн руб.), 2016 г. - 1,1% (или 6,3 млн руб.). Статистики по применению экоинноваций в строительстве нет <6>. Скорее, это свидетельствует о непредставлении таких сведений строительными организациями или настолько малыми цифрами, наличие которых не позволяет вывести статистические данные о применении экологических инновационных технологий, материалов в строительстве. Необходимо учитывать и тот факт, что основная статистика ведется по таким видам показателей, как технологические, организационные и маркетинговые инновации <7>, каждый из которых может быть и экоинновацией (при соответствующих признаках). Как правило, экологические инновации являются технологическими.

<6> Тогда как, например, уровень инновационной активности обрабатывающих производств составляет 11,8%. Лидером применения экоинвестиций является производство кокса и нефтепродуктов, металлургическое производство. См.: Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018. С. 12, 298.
<7> Такой подход основан на положениях Рекомендаций по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). См.: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). 3-е изд. М., 2006. Например, в соответствии с данными рекомендациями замена исходных материалов материалами с улучшенными характеристиками (экологически безопасные пластмассы) является примером продуктовых инноваций (п. 542).

Применение экоинноваций позволяет приблизиться обществу к устойчивому развитию. Объективными факторами воплощения в строительстве экоинноваций является снижение энергопотребления (соответственно, и снижение издержек на энергоносители), складывающаяся тенденция повышенного интереса инвестирования зарубежными компаниями в объекты "зеленого" строительства. Правовые нормы, направленные на содействие "зеленому" строительству, должны обеспечивать гармоничное сочетание публичных и частных интересов в строительной отрасли и создать базис для экологически ориентированного бизнеса.

Поддержку экологически ориентированного роста экономики и внедрение экологически эффективных инновационных технологий можно обнаружить в таких базовых актах, как Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. <8>, Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. <9>, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации" <10>. В Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу до 2030 г. <11> к приоритетным направлениям отнесены, в частности, производство материалов с новыми свойствами и технологий экологического строительства, экологически чистые и биопозитивные строительные материалы, материалы с улучшенными эксплуатационными свойствами.

<8> См.: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. // СПС "КонсультантПлюс".
<9> См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.
<10> См.: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть II). Ст. 212.
<11> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. N 868-р "О Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года" // СЗ РФ. 2016. N 20. Ст. 2863.

Тем самым можно констатировать, что на уровне стратегий государство ставит перед собой задачи по реализации экоинноваций в строительной отрасли. Каким образом действующими правовыми актами обеспечивается достижение поставленных целей? Внедрение в строительство экоинноваций возможно публично-правовыми, частноправовыми средствами.

  1. Реформирование в последние годы экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности через плату за негативное воздействие на окружающую среду и иные инструменты затрагивает и интересы представителей строительной отрасли. Как известно, законодатель предусматривает поэтапный характер введения этой платы, в том числе в целях проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями необходимых для снижения негативного воздействия мер, внедрения наилучших доступных технологий.

В свою очередь, экоинновации могут служить средством снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке п. п. 10 - 12 ст. 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") <12>.

<12> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
  1. Одним из ведущих принципов при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности субъектами промышленности строительных материалов должен стать принцип обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду, который планируется реализовать на основе использования наилучших доступных технологий. Вводимый в России механизм регулирования через наилучшие доступные технологии специалистами сравнивается с известными из мирового опыта технологическими коридорами (комплекс мер принуждения и стимулирования хозяйствующих субъектов к применению инноваций) <13>. Легальное определение наилучших доступных технологий содержит указание на экономическую эффективность их внедрения и эксплуатации.
<13> См.: Степанова М. Справочник НДТ по энергоэффективности: зачем сделан и как применять? // Строительство. 2017. N 10. С. 65.

В соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории), утверждены справочники наилучших доступных технологий для таких видов деятельности в промышленности строительных материалов, как производство керамических изделий, производство стекла, производство цемента, производство извести, производство полимеров, в том числе биоразлагаемых. Действует в рассматриваемой сфере и общий информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 48-2017 "Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности" <14>. Названные справочники представляют собой документы по стандартизации, не имеют нормативного характера, содержат описание технологических, технических и управленческих решений по повышению экологической результативности соответствующей деятельности.

<14> См.: Приказ Росстандарта от 29 сентября 2017 г. N 2060 // СПС "КонсультантПлюс".
  1. Вопрос применения в строительстве инновационных материалов и технологий непосредственно связан с повышением энергоэффективности возводимых зданий и сооружений, энергосбережением в строительстве. С учетом климатических особенностей нашей страны важнейшим направлением в строительстве является теплоизоляция объектов недвижимости. Справочники наилучших доступных технологий являются основой для отказа от энергозатратных и неэффективных технологий и материалов. По выбросам CO2 здания опережают транспорт и промышленность.

Можно отметить, что в нашем государстве уже не один год идет работа по повышению энергоэффективности зданий, сооружений. Базовым актом в этом направлении является Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <15> (далее - Федеральный закон "Об энергосбережении"). Кроме этого, есть целый ряд подзаконных актов, принятых Правительством Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минстроем России.

<15> См.: Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711.

В законодательстве содержится запрет на ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет. Только на отдельные виды зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности не распространяются (п. 5 ст. 11 Федерального закона "Об энергосбережении").

Предусмотрено поэтапное снижение удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию у вновь создаваемых зданий, строений, сооружений (с 1 июля 2018 г. - на 20%, с 1 января 2028 г. - на 50%), а также для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий (за исключением многоквартирных домов), строений, сооружений с 1 января 2018 г. установлено снижение этой характеристики не менее чем на 20% по отношению к базовому уровню. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут закреплять в региональных программах более ранние сроки.

Для зданий, сооружений предусмотрены (как и в европейских странах) классы энергетической эффективности, установление которых обязательно для многоквартирных домов, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника. По планам Правительства России <16>, к 2025 г. доля многоквартирных домов, административных и общественных зданий наивысшего класса энергетической эффективности в общем числе вводимых в эксплуатацию объектов должна составить 30%.

<16> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2016 г. N 1853-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений" // СЗ РФ. 2016. N 37. Ст. 5519.
  1. Значительный шаг к внедрению экоинноваций может быть сделан в рамках существующей системы добровольной сертификации. Для оценки экологической эффективности возводимых и существующих зданий, сооружений различного назначения в зарубежных странах были сформулированы "зеленые" стандарты. Действуют несколько международных систем оценки экологической эффективности зданий. Среди международных "зеленых" стандартов в строительстве наиболее известны системы BREEAM (Великобритания), LEED (США), DGNB (Германия). Так, например, в системе BREEAM на территории России сертифицировано около 200 зданий. С 2015 г. в отношении зданий, сооружений возможно использование отечественной системы добровольной сертификации "Рейтинговая оценка устойчивости среды обитания" (СДС "РУСО"), примененной при сертификации стадионов, подготовленных к Чемпионату мира по футболу 2018 г. ФИФА.

Целевыми установками "зеленых" стандартов являются использование экологически сертифицированных (маркированных) строительных материалов и конструкций, минимизация отходов при выполнении строительных работ, энергосбережение и энергоэффективность здания, сооружения, рациональное водопользование, комфортность проживания в зданиях. Несмотря на общий правовой принцип добровольности применения стандартов, стандартизация должна рассматриваться как эффективный инструмент повышения качества жизни граждан и конкурентоспособности продукции (работ, услуг).

  1. Саморегулирование строительной отрасли также создает базу для внедрения экоинноваций. В ч. 1 ст. 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) <17> среди основных целей саморегулируемых организаций названы предупреждение причинения вреда окружающей среде, а также повышение качества строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Эти цели должны соблюдаться через разработку, принятие, реализацию и контроль за исполнением стандартов саморегулируемых организаций, которые должны соответствовать как законодательству, так и стандартам, утвержденным соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций (ч. 9 ст. 55.5 ГрК РФ).
<17> См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

Национальные объединения саморегулируемых организаций (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) обязаны разрабатывать и утверждать стандарты на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые, в свою очередь, обязательны к исполнению членами соответствующих саморегулируемых организаций. Например, советом ассоциации "Национальное объединение строителей" утверждены 175 стандартов на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые вступают в силу с 1 июня 2019 г.

Содержащиеся в стандартах правила выполнения строительных работ, требования к результатам данных работ могут быть основаны на концепции "зеленого" строительства. Использование повышенных экологических требований в сфере строительства является дополнительной гарантией безопасности здания, сооружения для окружающей среды, позволяющей предупредить и минимизировать возможный риск. Экономические выгоды от пользования зданиями, построенными на основании "зеленых" стандартов, проявляются на стадии эксплуатации такого здания (снижение водопотребления, энергопотребления, увеличение ставок арендных платежей и др.).

  1. Особенностью строительной отрасли является то, что на разных стадиях строительства образуется различный мусор, и на долю строительства приходится значительная часть образованных отходов. В 2014 г. в результате строительства было образовано 17,6 млн т отходов. По оценкам экспертов, только в г. Москве в рамках реализации проекта реновации после сноса намеченных домов будет образовано, по предварительным подсчетам, 47 млн т отходов.

В европейских странах доля переработки отходов достигает 80 - 87%, что значительно превышает уровень переработки отходов в нашей стране (59,6% в 2016 г.). Но к этим цифрам Европа пришла не сразу, на протяжении последних 20 лет в ней проводится последовательная политика по сокращению образования отходов и их максимальной переработки. В таком направлении остро нуждается и Россия.

В последние годы рассматривается вопрос об организации отраслевых экотехнопарков, которые будут работать на утилизацию строительных отходов с получением продукции на основе вторичных ресурсов. Разрабатываются нормативные правовые акты в отношении вторичных ресурсов, в том числе и по разработке методических материалов по вторичным ресурсам <18>. К 2030 г. планируется создание уже 70 экотехнопарков <19>.

<18> См. подробнее: Нужны ли России строительные отходы? [Интервью с В. Марьевым] // Строительство. 2018. N 5. С. 40.
<19> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р "Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2018. N 6. Ст. 920.

В 2016 г. был утвержден паспорт приоритетного проекта "Чистая страна", ключевой целью которого являются уменьшение экологического ущерба, связанного с захоронением твердых бытовых отходов, снижение экологических рисков, связанных с объектами накопленного вреда окружающей среде. Срок реализации проекта - с 2017 по 2025 г. Реализация приоритетного проекта предусматривает внедрение лучших международных практик (наилучших доступных технологий), строительство пяти экологически безопасных объектов термической переработки твердых коммунальных отходов (мусоросжигающих заводов), а также восстановление и рекультивацию полигонов, долгое время подвергавшихся воздействию накопленного экологического ущерба. В г. Казани будет выполнен переход к модели "Нулевое захоронение отходов", которая в случае успеха может быть распространена на другие крупные города России.

Следует отметить, что одним из традиционных для России направлений переработки отходов является производство из них строительных материалов. Использование в строительстве материалов из отходов производства и потребления удешевляет строительство, сокращает потребление природных ресурсов для добычи природного сырья, необходимого для производства строительных материалов. Большая потребность в строительных материалах делает это направление переработки отходов перспективным.

В направлении снижения скопления строительных отходов возможно использование метода кнута (установление обязанности (например, при производстве бетона) по использованию определенного процента вторичного сырья) или метода пряника (финансового стимулирования использования в строительной деятельности вторичных материалов, производства переработки отходов). Реализация благих намерений возможна через внедрение экоинноваций в сфере сжигания, утилизации, повторного использования строительных отходов. Например, в Японии на государственном уровне был выбран путь переработки отходов и реализована концепция "Ноль отходов" (Zero Waste). В результате страна является мировым лидером по освоению технологий термической утилизации. Лидером по применению технологий, направленных на повторное применение отходов, является Германия. Положительный опыт зарубежных стран с учетом особенностей нашей страны может быть и должен быть оценен и поддержан на законодательном уровне в России.

  1. В действующей в России Программе "Цифровая экономика Российской Федерации" <20> строительство не названо в качестве отраслевого направления. Но широкое внедрение информационных инновационных технологий в строительстве - вопрос времени. Например, за предшествующий год приняты своды правил в области информационного моделирования в строительстве <21>. Как показал в 2017 г. опрос российских организаций строительной сферы, 22% из них уже применяют продукты технологий информационного моделирования - BIM при подготовке проектной документации. В США и Канаде этот показатель уже в 2012 г. составлял 72%, в Великобритании в 2018 г. - 74% <22>.
<20> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 32. Ст. 5138.
<21> См.: СП 333.1325800.2017. Свод правил. Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 18 сентября 2017 г. N 1227/пр). М., 2017; СП 331.1325800.2017. Свод правил. Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 18 сентября 2017 г. N 1230/пр). М., 2017; СП 328.1325800.2017. Свод правил. Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели (утв. Приказом Минстроя России от 15 декабря 2017 г. N 1674/пр). М., 2017.
<22> См. подробнее: Король М. Как посчитать внедрение BIM технологий на российских стройках? // Строительство. 2018. N 5. С. 31 - 33.
  1. Публично-правовыми средствами, способными повлиять на ускорение темпов роста внедрения экоинноваций, являются меры государственного экономического стимулирования. В упомянутой выше Стратегии развития промышленности строительных материалов предусматриваются установление мер налогового стимулирования энергоэффективности и энергосбережения и формирование нормативной основы для предоставления субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры. Общая норма о государственной поддержке хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, закреплена в п. 4 ст. 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Формой государственной поддержки является инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации <23> (далее - НК РФ)). Кроме того, с 1 января 2019 г. налогоплательщики в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством Российской Федерации перечню вправе будут применять специальный коэффициент (подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

<23> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

От уплаты налога на имущество на основании п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Несмотря на позитивность этой нормы, она практически является неработающей, поскольку до сих пор не установлены правила определения классов энергетической эффективности нежилых зданий и льгота распространяется только на многоквартирные дома, что подтвердил и Верховный Суд Российской Федерации <24>. В настоящее время делаются только первые шаги в направлении принятия необходимых для правового режима нежилых зданий, сооружений правовых норм <25>.

<24> См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. N 305-КГ18-501 по делу N А41-90181/2016 // СПС "КонсультантПлюс".
<25> См.: Приказ Минстроя России от 17 ноября 2017 г. N 1550/пр "Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений" (зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2018, регистрационный N 50492) // СПС "КонсультантПлюс".

Государственная поддержка по внедрению экоинноваций в строительном секторе может быть оказана и на региональном уровне <26>.

<26> См., например: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 754 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 32. Ст. 4524.

В то же время предлагаемых мер экономического стимулирования во всех сферах экономики явно недостаточно, о чем уже неоднократно указывалось в юридической литературе <27>. Более того, показателем эффективности деятельности государственных экологических надзорных органов должен быть не рост собираемости платежей за загрязнение окружающей среды (как сейчас), а рост доли частных инвестиций природоохранного назначения в общей сумме частных затрат, связанных с загрязнением (инвестиции плюс обязательные платежи) <28>.

<27> См., например: Петрова Т.В. Финансирование в сфере охраны окружающей среды: новые и традиционные подходы // Экологическое право. 2010. N 6. С. 28 - 33; Хлуденева Н.И. Правовое обеспечение экономического стимулирования в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 5 - 13.
<28> См.: Сироткина Т.А., Пепеляев С.Г. Опыт России и ОЭСР в стимулировании экологичного бизнеса // Закон. 2017. N 5. С. 57 - 66.
  1. Развитие "зеленого" строительства в России возможно только с популяризацией этой концепции и повышением общего уровня экологической культуры граждан и экологического правосознания. Ответственное отношение граждан к среде обитания в применении экологических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений можно повысить за счет применения "зеленых" стандартов с помощью частноправовых средств. Например, возможно включение в договор подряда на выполнение проектных работ условия о разработке технической документации в соответствии с требованиями "зеленых" стандартов (§ 4 гл. 37 ГК РФ); по договору строительного подряда заказчик вправе обязать подрядчика использовать экологически сертифицированные (маркированные) строительные материалы и конструкции (ст. ст. 740, 743, 745, 751 Гражданского кодекса Российской Федерации <29>).
<29> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Эффективными способами популяризации и внедрения "зеленых" стандартов при строительстве за счет бюджетных средств могут стать требования к конкурсной документации по закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в строительной продукции, которая имеет экологические сертификаты; заключение в установленном порядке государственного или муниципального контракта на строительство или реконструкцию объекта недвижимости, соответствующего требованиям "зеленых" стандартов. Например, Федеральный закон "Об энергосбережении" устанавливает, что товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны отвечать определенным требованиям энергосбережения, энергетической эффективности. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <30> закрепляет, что условием аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков единого института развития могут быть требования к используемым строительным материалам и строительным технологиям, в том числе в части их энергоэффективности и экологичности.

<30> См.: Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3617.
  1. В заключение хотелось обратить внимание на тот факт, что почетное звание "Заслуженный строитель Российской Федерации" присваивается высокопрофессиональным инженерно-техническим работникам и рабочим строительных специальностей за личные заслуги в том числе в разработке, внедрении и применении новых строительных технологий и материалов, позволяющих существенно повысить качество, долговечность и экологичность возводимых объектов при снижении себестоимости их строительства <31>. Тем самым и в этом направлении можно обнаружить поддержку государства во внедрении экоинноваций в строительной сфере.
<31> См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 37. Ст. 4643.

Таким образом, в России создана стратегическая база для внедрения экоинноваций в различные отрасли экономики, в том числе в строительство. Но только декларирования не достаточно, и требуются создание и внедрение в практику работающего эколого-правового механизма, элементами которого являются плата за негативное воздействие на окружающую среду, наилучшие доступные технологии, энергоэффективность зданий и сооружений, экологическая стандартизация и сертификация и др. Поскольку экоинновации не являются инвестиционно привлекательными для бизнеса, значительная и главенствующая роль в этом процессе принадлежит государству, которое через стимулирование и принуждение в нормативных правовых, нормативно-технических актах способно создать условия для эколого эффективной хозяйственной деятельности. В то же время определенное место в обеспечении экоинноваций должны занимать и локальные акты, документы саморегулируемых организаций и даже индивидуальные акты (конкурсная документация, договоры и пр.).

Литература

  1. Абдрахманова Г.И. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / Г.И. Абдрахманова, П.Д. Бахтин, Л.М. Гохберг и др.; под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2017. Вып. 5. 257 с.
  2. Банчева А.И. Экологические инновации Японии: основные направления развития и особенности управления / А.И. Банчева // Вестник МГИМО - Университета. 2013. N 5 (32). С. 190 - 196.
  3. Городникова Н.В. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: Статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 342 с.
  4. Король М. Как посчитать внедрение BIM технологий на российских стройках? / М. Король // Строительство. 2018. N 5. С. 31 - 33.
  5. Петрова Т.В. Финансирование в сфере охраны окружающей среды: новые и традиционные подходы / Т.В. Петрова // Экологическое право. 2010. N 6. С. 28 - 33.
  6. Сироткина Т.А. Опыт России и ОЭСР в стимулировании экологичного бизнеса / Т.А. Сироткина, С.Г. Пепеляев // Закон. 2017. N 5. С. 57 - 66.
  7. Степанова М. Справочник НДТ по энергоэффективности: зачем сделан и как применять? / М. Степанова // Отраслевой журнал "Строительство". 2017. N 10. С. 65.
  8. Хлуденева Н.И. Правовое обеспечение экономического стимулирования в области охраны окружающей среды / Н.И. Хлуденева // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 5 - 13.