Мудрый Юрист

Правовой механизм обеспечения рационального природопользования: постановка проблемы

<*> Работа выполнена при финансовой поддержке Казанского (Приволжского) федерального университета.

Лунева Елена Викторовна, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат юридических наук.

В статье обоснована актуальность для Российской Федерации сферы рационального природопользования и модернизации соответствующего нормативного правового обеспечения. Выявлено отсутствие терминологической определенности в законодательстве, опосредующем общественные отношения по природопользованию, включая рациональное природопользование. Выделены основные тенденции развития эколого-правовых исследований по рациональному природопользованию в России. Сформулировано определение правового механизма обеспечения рационального природопользования и предложена его структура.

Ключевые слова: рациональное природопользование, правовой механизм, экологическая эффективность, рациональное использование природных ресурсов, экологическая мера, правовая мера, правовое средство, правовой способ.

The Legal Mechanism Securing Rational Use of Natural Resources: Problem Setting

E.V. Luneva

Luneva Elena V., Associate Professor of the Department of Environmental Labor Law and Civil Procedure of the Kazan (Volga Region) Federal University, Candidate of Legal Sciences.

In the thesis explained rational use of national resources and modernization of conform laws. Educed no terminological certainty in legislation, intermediating social relationships about rational use of national resources. Marked development trends of ecologo-legal researches of rational use of national resources in Russia. Defined specification and structure of legal mechanics for providing rational use of national resources. Drew conclusion about ecological measure isn't independent part of legal mechanics for providing rational use of national resources. Ecological measure only appoint trend of legal regulation of social relationships from separated parts of such legal mechanics.

Key words: efficient use of national resources, legal mechanics, ecological efficiency, rational use of national resources, ecological measure, legal measure, legal remedy, legal method.

Рациональное природопользование является стратегическим национальным приоритетом, направленным на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение ее устойчивого развития на долгосрочную перспективу (п. 31 Стратегии национальной безопасности России <1>). В качестве важнейшего направления развития науки, технологий и техники оно определено в Указе Президента Российской Федерации "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" <2>.

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть II). Ст. 212.
<2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 28. Ст. 4168.

Также в п. 7 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" при разработке национального проекта в сфере экологии Правительству РФ поручено обеспечить достижение поставленных в нем целей и целевых показателей и решение соответствующих задач <3>.

<3> СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о важности рационального природопользования для социально-экономического развития нашей страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки проблематика модернизации законодательства о рациональном природопользовании заслуживает пристального внимания. Существует реальная необходимость создания не просто структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы правовых норм в области рационального природопользования, а такой, которая будет способна вызывать заинтересованность в экологически ориентированной экономике и во внедрении экологически чистых инновационных технологий, материалов и оборудования.

Несмотря на относительно частое применение в российском законодательстве словосочетания "рациональное природопользование", его легальная дефиниция не содержится ни в одном нормативном правовом акте. Более того, отсутствует терминологическая определенность в рассматриваемой области. Так, например, не проведено нормативно-правового разграничения между рациональным и устойчивым природопользованием, между рациональным и неистощительным природопользованием, между рациональным и деградационным природопользованием, в то время как указанные виды природопользования характеризуются различной степенью экологической эффективности и требуют отдельного правового регулирования.

По правовым проблемам обеспечения рационального природопользования было защищено всего две докторские диссертации. Первой, положенной за основу в рассматриваемой области, была работа В.Л. Мунтяна "Правовые проблемы рационального природопользования" <4>. В ней раскрыта связь охраны окружающей среды и рационального природопользования. Второе докторское диссертационное исследование на тему "Правовое стимулирование рационального природопользования" было выполнено Б.Г. Розовским <5>. Он выявил факторы, обусловливающие понятие рациональности природопользования в праве, которые в настоящее время уже не позволяют охарактеризовать его содержание в качестве максимально эколого-эффективного пользования природой.

<4> См.: Мунтян В.Л. Правовые проблемы рационального природопользования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Харьков, 1975. С. 20.
<5> См.: Розовский Б.Г. Правовое стимулирование рационального природопользования: Дис. ... д-ра юрид. наук. Ворошиловград, 1983.

Среди кандидатских диссертаций отдельно необходимо выделить исследование М.В. Махровой "Рациональное природопользование как принцип экологического права" <6>. Она изучила реализацию принципа рационального природопользования в праве с позиций интегрированного подхода к правовому регулированию общественных отношений по природопользованию. Сформулировала понятие "рационализация использования природных ресурсов", которое требует конкретизации с учетом существенного изменения экологического законодательства, появления правового института наилучших доступных технологий, модернизации системы платы за негативное воздействие на окружающую среду, усовершенствования экологического нормирования.

<6> См.: Махрова М.В. Рациональное природопользование как принцип экологического права: Дис. ... канд. юрид. наук. Оренбург, 1999.

Более поздние кандидатские работы посвящены не правовому регулированию рационального природопользования в целом, а рациональному использованию только отдельных природных ресурсов. Например, Е.В. Пантин провел анализ правовой составляющей целевого рационального использования земель сельскохозяйственного назначения <7>, а А.И. Цуранова - правового механизма обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых <8>.

<7> См.: Пантин Е.В. Правовое обеспечение целевого рационального использования земель сельскохозяйственного назначения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
<8> См.: Цуранова А.И. Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

В основном правовые вопросы рационального природопользования рассматриваются узкоспециализированно, применительно только к конкретным природным ресурсам. Большинство научных статей посвящено правовому обеспечению рационального использования земельных ресурсов как основного производственного базиса. Так, российскими учеными-юристами сформулировано понятие рационального использования земель, определено его место в современном законодательстве <9>, проведено сравнение понятий рационального и эффективного использования земель как категорий земельного права <10>, предложено определение "рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения" и даны основные правила рационального их использования <11>, раскрыто смысловое значение "общее благо" для продовольственного обеспечении населения применительно к правовому регулированию рационального использования земель сельскохозяйственного назначения <12>, предложены правовые меры по повышению рациональности использования сельскохозяйственных угодий при образовании общей долевой собственности на указанные земли <13>, а также получены другие научные и научно-практические результаты.

<9> См.: Прошунина Е.В. Понятие рационального использования земель и его место в современном законодательстве // Аграрная Россия. 2015. N 10. С. 34 - 37.
<10> См.: Чмыхало Е.Ю. Государственная политика Российской Федерации в сфере охраны и использования земель: правовые аспекты. Саратов, 2016. С. 32.
<11> См.: Богатырева Н.А. К вопросу о рациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения: теоретические и правовые аспекты // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. N 4А. С. 168 - 181.
<12> См.: Ибрагимов К.Х., Ибрагимова Ф.К., Алиев Р.З. Правовое регулирование рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в контексте восхождения личности к общему благу // Аграрное и земельное право. 2017. N 8 (152). С. 24 - 32.
<13> См.: Липски С.А. Как обеспечить рациональное использование сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой собственности? // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. N 9. С. 21 - 25.

В последнее время появились работы, в которых в той или иной степени затрагиваются правовые характеристики рационального природопользования. Так, при правовом анализе негативного воздействия на природную среду при размещении отходов М.-С.З. Ильясов показывает юридическую связь экологической безопасности с рациональным природопользованием <14>. Аналогичный вывод делает Л.Г. Клюканова <15> при рассмотрении понятия экологической безопасности в нормах российского экологического законодательства. С.Н. Русин частично охватывает вопросы организационно-правовых средств информационного обеспечения рационального природопользования <16>. Раскрывая правовые аспекты экологического туризма, А.А. Козодубов говорит о необходимости популяризации рационального использования природных ресурсов <17>. При выявлении соотношения норм экологического и гражданского законодательства в сфере возмещения экологического вреда Е.С. Болтанова сопоставляет рациональное природопользование с эффективным <18>.

<14> См.: Ильясов М.-С.З. Негативное воздействие на природную среду при размещении отходов: вопросы экологической безопасности // Современное право. 2017. N 12. С. 47 - 49.
<15> См.: Клюканова Л.Г. Понятие экологической безопасности в нормах российского экологического законодательства // Российский юридический журнал. 2017. N 4. С. 162 - 170.
<16> См.: Русин С.Н. Механизм правового регулирования и экологическая политика // Экологическое право. 2017. N 5. С. 13 - 20.
<17> См.: Козодубов А.А. Экологический туризм - направление экологического просвещения: правовой аспект // Экологическое право. 2017. N 5. С. 24 - 27.
<18> См.: Болтанова Е.С. Возмещение экологического вреда: соотношение норм экологического и гражданского законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. N 8. С. 6 - 15.

Комплексно к изучению правовых проблем рационализации природопользования подошел Н.В. Соловьев, проведший сравнительно-правовое исследование системы регулирования рационального использования природных ресурсов в Российской Федерации <19>, а также А.А. Ходжаев, осветивший законодательные основы рационального природопользования в странах СНГ <20>. В результате сравнительного анализа терминов рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды И.Б. Калинин предложил использовать усредненное понятие "устойчивое природопользование" <21>. Т.В. Петрова выявила многоплановый характер понятия "рациональное использование природных ресурсов", показав, что его содержание изменяется в зависимости от правоотношений, в рамках которых возникает потребность в использовании такого термина либо от контекста соответствующих научных исследований <22>. Е.В. Лунева сформулировала правовое определение рационального природопользования в биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников <23>. Кроме того, она пришла к выводу о том, что концепция экосистемных услуг в правовом обеспечении рационального природопользования способствует обособлению общественных отношений по наиболее эколого-эффективному пользованию природной средой <24>.

<19> См.: Соловьев Н.В. Сравнительно-правовой анализ системы регулирования рационального использования природных ресурсов в Российской Федерации // Общество и право. 2008. N 2. С. 86 - 89.
<20> См.: Ходжаев А.А. Сравнительно-правовой анализ законодательных основ рационального природопользования в странах СНГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. N 2. С. 140 - 145; Ходжаев А.А. Вопросы правового обеспечения принципов рационального использования природных ресурсов в странах СНГ // Вопросы современной юриспруденции. 2015. N 53. С. 31 - 39.
<21> См.: Калинин И.Б. Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды как основа устойчивого природопользования // Вестник Томского государственного университета. 2003. N 279. С. 48 - 51.
<22> См.: Петрова Т.В. Рациональное использование природных ресурсов: понятие, принцип, полномочие, направление государственной экологической политики // Экологическое право. 2016. N 3. С. 29 - 34.
<23> См.: Лунева Е.В. Государственная политика в сфере рационального природопользования в биосферных полигонах заповедников: правовые проблемы реализации // Экологическое право. 2017. N 1. С. 8 - 12.
<24> См.: Luneva E.V. The concept of ecosystem services in ensuring environmental management: economic and legal aspects // Revista Publicando. 2017. Vol. 4. N 13 (2). P. 961 - 970.

Обзор проведенных эколого-правовых исследований в Российской Федерации по данной проблеме позволил выявить основные тенденции их развития. Во-первых, постепенно начинает признаваться целесообразность перехода от дифференцированного анализа отдельных природных ресурсов к системному, интегрированному подходу в виде разработки общей правовой модели рационального природопользования. Во-вторых, явно прослеживается направление к выделению общих и отличительных признаков у понятий, характеризующих различную степень экологической эффективности природопользования в праве (рациональное использование природных ресурсов, устойчивое природопользование, деградационное природопользование и др.). В-третьих, признается необходимость исследовать внутреннее устройство правовой модели рационального природопользования, выделения отдельных элементов и их связей.

Какие эколого-правовые разработки по рациональному природопользованию осуществляются за рубежом? В основном там написаны работы о правовых аспектах таких аналогов рационального природопользования, как ресурсосбережение <25> и энергоэффективность <26>. Тем не менее частично затрагивается и правовая проблематика именно рационального природопользования. Например, ведутся дискуссии о том, какие знания важнее для правового обеспечения рационального природопользования - юридические (позитивистские) или традиционные экологические <27>.

<25> См., например: Ludlow Karinne Growing Together: The Impact of the Regulation of Non-Innovative Activities on Agricultural Innovation Governance // Journal of Environmental Law. 2018. N 30 (1). P. 29 - 54; O'Donnell Erin L. At the Intersection of the Sacred and the Legal: Rights for Nature in Uttarakhand, India // Journal of Environmental Law. 2018. N 30 (1). P. 135 - 144; Pontin B., Vaughan S. Environmental Law: A Very Short Introduction // Journal of Environmental Law. 2018. N 30 (1). P. 174 - 177; и др.
<26> См., например: Sheltering government support to "green" electricity: The European Union and the World Trade Organization // International and Comparative Law Quarterly. 2018. N 67 (1). P. 129 - 165; Serkin C., Vandenbergh M.P. Prospective Grandfathering: An ticipating the Energy Transition Problem // Minnesota Law Review. 2018. N 102 (3). P. 1019 - 1076; Heffron R.J., , Tomain J.P., Bradbrook A., Talus K. A treatise for energy law // Journal of World Energy Law and Business. 2018. N 11 (1). P. 34 - 48; Shi Y., Gullett W. International regulation on low-carbon shipping for climate change mitigation: Development, challenges, and prospects // Ocean Development and International Law. 2018. N 49 (2). P. 134 - 156; Goldemberg J., Rei F. Main issues of biomass energy regulation in Brazil (Book Chapter) // Energy Law and Regulation in Brazil. Publisher: Springer International Publishing, 2018. P. 249 - 259; и др.

<27> См.: Pieraccini Margherita. Rethinking Participation in Environmental Decision-Making: Epistemologies of Marine Conservation in South-East England // Journal of Environmental Law. 2015. N 27 (1). P. 45 - 67.

В целях обеспечения правовой модели рационального природопользования во многих странах вводятся ограничения прав частных собственников природных ресурсов. Находящиеся в частной собственности природные ресурсы также должны использоваться рационально. Права природопользователей-собственников ограничиваются различными квотами <28>.

<28> См.: France-Hudson Ben. Surprisingly Social: Private Property and Environmental Management // Journal of Environmental Law. 2017. N 29 (1). P. 101 - 127.

Более того, иностранные коллеги выделяют методы правового воздействия на участников отношений по рациональному природопользованию. К таковым они относят: метод принуждения, метод санкций, метод сотрудничества, метод совместной деятельности <29>.

<29> См.: Dietrich H. Earnhart, Robert L. Glicksman Coercive vs. Cooperative Enforcement: Effect of Enforcement Approach on Environmental Management // International Review of Law and Economics. 2015. N 42. P. 135 - 146.

С целью формирования объективного юридического представления о рациональном природопользовании следует выделить его правовые критерии. Предлагаем к общим правовым критериям рациональности природопользования относить: достижение максимальной экологической эффективности в пользовании природой при существующем уровне развития техники и технологии; при таком объеме негативного воздействия, который окружающая среда способна самостоятельно переработать <30>. К дополнительным юридическим критериям рациональности использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов следует причислять разные параметры. Для возобновляемых природных ресурсов - это наращивание устойчивости экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Для невозобновляемых - максимально полное их использование и/или извлечение, экономное расходование с наименьшими потерями при существующем уровне развития техники и технологии <31>.

<30> См.: Лунева Е.В. Рациональное использование природных ресурсов: понятие и правовые критерии // Lex russica. 2017. N 8. С. 66.
<31> См.: Там же. С. 67, 68.

Выделенные правовые критерии и характеристики позволяют отграничить рациональное природопользование от других его видов. Считаем, что рациональное природопользование - пользование природой, которое приводит к улучшению качественных, количественных характеристик экологической системы, т.е. увеличивает ее экологическую емкость, устойчивость к негативным антропогенным воздействиям (своего рода эволюция экологической системы), а также максимально экономное и бережное отношение к невозобновимым природным ресурсам. Другими словами, рациональное природопользование не просто воспроизводит природно-ресурсный потенциал, а приводит к улучшению экологического состояния окружающей среды. При этом полагаем, что рациональное использование природных ресурсов является частью рационального природопользования.

Неистощительное и устойчивое природопользование употребляется в качестве юридических синонимов <32>. Неистощительное (устойчивое) природопользование - пользование природой в пределах экологической емкости экологической системы, когда она способна переработать поступающие загрязняющие вещества и воспринять иную антропогенную нагрузку без угрозы для ее существования.

<32> См.: Лунева Е.В. Синонимичные слова и выражения в юридических текстах: рекомендации по использованию // Юридический мир. 2018. N 4. С. 55 - 59.

Деградационное природопользование - такое пользование природой, которое осуществляется с нарушением экологических требований, содержащихся в законодательстве, и, как следствие, приводит к гибели экологических систем или их составляющих. Например, использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением или разрешенным использованием, приводящее к уменьшению устойчивости экологической системы или даже к ее гибели.

Судебная практика о рациональном природопользовании немногочисленна. Тем не менее есть судебные акты, в которых подчеркивается целесообразность разработки правового механизма обеспечения рационального природопользования. Например, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1421-О-О указывается: "законодатель в целях обеспечения экологической безопасности должен создать эффективный правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий" <33>.

<33> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1421-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кулаковой Натальи Анатольевны и Лисицыной Наталии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" // СПС "КонсультантПлюс".

Под правовым механизмом обеспечения рационального природопользования предлагаем понимать систему правовых мер, средств и способов, направленных на реализацию наиболее эколого-эффективного пользования природой при существующем уровне развития техники и технологий. Считаем, что в структуру указанного правового механизма входят следующие структурные части: правовые ограничения, правовые запреты, договорные элементы, организационные элементы, охранительно-защитные элементы, правовые стимулы.

Разработка целостного правового механизма обеспечения рационального природопользования должна осуществляться с обязательным учетом природных закономерностей, процессов и явлений. Закономерности развития природы определяют экологические пределы в праве. Другими словами, они устанавливают пределы эколого-правового регулирования. Природные закономерности, процессы и явления как объективные факторы, не зависящие от воли человека, составляют экологическую меру <34>.

<34> См.: Лунева Е.В. Природные закономерности и правовая действительность // Юрист. 2018. N 2. С. 43.

Термин "экологическая мера" - категория новая и спорная, которая требует отдельного теоретико-правового осмысления. Полагаем, что она характеризует внешний неправовой (природный) фактор, который влияет на эколого-правовое регулирование.

Экологическая мера и эколого-правовая мера - разные понятия. Эколого-правовая мера - это свойство экологического права выступать образцом, средством воздействия на поведение человека <35>. Эколого-правовая мера относится к эколого-правовым средствам, поэтому в обобщенном виде сопоставима с эколого-правовой нормой.

<35> См.: Куликов Е.А. Категория меры в праве: вопросы теории: Дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2013. С. 70.

Экологическая же мера выходит за рамки эколого-правовой действительности, обладает качественно-количественными свойствами, показывающими влияние природных закономерностей на правоприменительную деятельность и правовые последствия <36>. При закреплении природных закономерностей в нормах права экологическая мера становится эколого-правовой мерой и включается в эколого-правовой механизм в целом.

<36> См.: Лунева Е.В. Природные закономерности и правовая действительность. С. 44.

Полагаем, что экологическая мера находится за рамками правового механизма обеспечения рационального природопользования. Она не является его самостоятельным элементом. Экологическая мера способна только определять направленность правового регулирования общественных отношений из каждого отдельного элемента правового механизма обеспечения рационального природопользования.

Степень влияния экологической меры на эколого-правовое регулирование позволяет отличить правовой механизм обеспечения рационального природопользования от правового механизма обеспечения рационального использования природных ресурсов. Первый механизм является более широким по своему содержанию и включает общественные отношения по поводу не только природных ресурсов, но и природных объектов, поэтому степень влияния экологической меры на эколого-правовое регулирование здесь выражена намного сильнее. В правовом механизме обеспечения рационального природопользования экологическая мера оказывает воздействие на правотворчество, правоприменение и правовые последствия (например, ассимиляционный потенциал природной среды <37>). В правовом механизме обеспечения рационального использования природных ресурсов влияние экологической меры на правовую действительность ограниченно. Действие природных закономерностей сужено.

<37> См.: Лунева Е.В. Категория "ассимиляционный потенциал окружающей среды" в судебной практике // Юрист. 2017. N 12. С. 39.

Таким образом, в результате проведенного исследования приходим к выводу о том, что качественное проектирование правового механизма обеспечения рационального природопользования зависит от нескольких факторов:

  1. наличия общего правового терминологического поля (разграничение рационального, устойчивого, неистощительного, деградационного природопользования);
  2. четкого представления о структуре, основных элементах и связях между ними в рассматриваемом правовом механизме;
  3. учета влияния природных закономерностей, в том числе экологической меры, на направленность эколого-правового регулирования.

Литература

  1. Богатырева Н.А. К вопросу о рациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения: теоретические и правовые аспекты / Н.А. Богатырева // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. N 4А. С. 168 - 181.
  2. Болтанова Е.С. Возмещение экологического вреда: соотношение норм экологического и гражданского законодательства / Е.С. Болтанова // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. N 8. С. 6 - 15.
  3. Ибрагимов К.Х. Правовое регулирование рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в контексте восхождения личности к общему благу / К.Х. Ибрагимов, Ф.К. Ибрагимова, Р.З. Алиев // Аграрное и земельное право. 2017. N 8 (152). С. 24 - 32.
  4. Ильясов М.-С.З. Негативное воздействие на природную среду при размещении отходов: вопросы экологической безопасности / М.-С.З. Ильясов // Современное право. 2017. N 12. С. 47 - 49.
  5. Калинин И.Б. Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды как основа устойчивого природопользования / И.Б. Калинин // Вестник Томского государственного университета. 2003. N 279. С. 48 - 51.
  6. Клюканова Л.Г. Понятие экологической безопасности в нормах российского экологического законодательства / Л.Г. Клюканова // Российский юридический журнал. 2017. N 4. С. 162 - 170.
  7. Козодубов А.А. Экологический туризм - направление экологического просвещения: правовой аспект / А.А. Козодубов // Экологическое право. 2017. N 5. С. 24 - 27.
  8. Куликов Е.А. Категория меры в праве: вопросы теории: Дис. ... канд. юрид. наук / Е.А. Куликов. Барнаул, 2013. 182 с.
  9. Липски С.А. Как обеспечить рациональное использование сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой собственности? / С.А. Липски // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. N 9. С. 21 - 25.
  10. Лунева Е.В. Государственная политика в сфере рационального природопользования в биосферных полигонах заповедников: правовые проблемы реализации / Е.В. Лунева // Экологическое право. 2017. N 1. С. 8 - 12.
  11. Лунева Е.В. Категория "ассимиляционный потенциал окружающей среды" в судебной практике / Е.В. Лунева // Юрист. 2017. N 12. С. 38 - 42.
  12. Лунева Е.В. Природные закономерности и правовая действительность / Е.В. Лунева // Юрист. 2018. N 2. С. 43 - 59.
  13. Лунева Е.В. Рациональное использование природных ресурсов: понятие и правовые критерии / Е.В. Лунева // Lex russica. 2017. N 8. С. 61 - 72.
  14. Лунева Е.В. Синонимичные слова и выражения в юридических текстах: рекомендации по использованию / Е.В. Лунева // Юридический мир. 2018. N 4. С. 55 - 59.
  15. Махрова М.В. Рациональное природопользование как принцип экологического права: Дис. ... канд. юрид. наук / М.В. Махрова. Оренбург, 1999. 178 с.
  16. Мунтян В.Л. Правовые проблемы рационального природопользования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / В.Л. Мунтян. Харьков, 1975. 20 с.
  17. Пантин Е.В. Правовое обеспечение целевого рационального использования земель сельскохозяйственного назначения: Дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Пантин. М., 2013. 213 с.
  18. Петрова Т.В. Рациональное использование природных ресурсов: понятие, принцип, полномочие, направление государственной экологической политики / Т.В. Петрова // Экологическое право. 2016. N 3. С. 29 - 34.
  19. Прошунина Е.В. Понятие рационального использования земель и его место в современном законодательстве / Е.В. Прошунина // Аграрная Россия. 2015. N 10. С. 34 - 37.
  20. Розовский Б.Г. Правовое стимулирование рационального природопользования: Дис. ... д-ра юрид. наук / Б.Г. Розовский. Ворошиловград, 1983. 345 с.
  21. Русин С.Н. Механизм правового регулирования и экологическая политика / С.Н. Русин // Экологическое право. 2017. N 5. С. 13 - 20.
  22. Соловьев Н.В. Сравнительно-правовой анализ системы регулирования рационального использования природных ресурсов в Российской Федерации / Н.В. Соловьев // Общество и право. 2008. N 2. С. 86 - 89.
  23. Ходжаев А.А. Вопросы правового обеспечения принципов рационального использования природных ресурсов в странах СНГ / А.А. Ходжаев // Вопросы современной юриспруденции. 2015. N 53. С. 31 - 39.
  24. Ходжаев А.А. Сравнительно-правовой анализ законодательных основ рационального природопользования в странах СНГ / А.А. Ходжаев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. N 2. С. 140 - 145.
  25. Цуранова А.И. Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых: Дис. ... канд. юрид. наук / А.И. Цуранова. М., 2014. 182 с.
  26. Чмыхало Е.Ю. Государственная политика Российской Федерации в сфере охраны и использования земель: правовые аспекты / Е.Ю. Чмыхало. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2016. 207 с.

References

1. Sheltering government support to "green" electricity: The European Union and the World Trade Organization / // International and Comparative Law Quarterly. 2018. N 67 (1). P. 129 - 165.

  1. Earnhart D.H. Coercive vs. Cooperative Enforcement: Effect of Enforcement Approach on Environmental Management / D.H. Earnhart, R.L. Glicksman // International Review of Law and Economics. 2015. N 42. P. 135 - 146.
  2. France-Hudson B. Surprisingly Social: Private Property and Environmental Management / B. France-Hudson // Journal of Environmental Law. 2017. N 29 (1). P. 101 - 127.
  3. Goldemberg J. Main issues of biomass energy regulation in Brazil (Book Chapter) / J. Goldemberg, F. Rei // Energy Law and Regulation in Brazil. Springer International Publishing, 2018. P. 249 - 259.

5. Heffron R.J. A treatise for energy law / R.J. Heffron, , J.P. Tomain, A. Bradbrook et al. // Journal of World Energy Law and Business. 2018. N 11 (1). P. 34 - 48.

  1. Ludlow K. Growing Together: The Impact of the Regulation of Non-Innovative Activities on Agricultural Innovation Governance / K. Ludlow // Journal of Environmental Law. 2018. N 30 (1). P. 29 - 54.
  2. Luneva E.V. The concept of ecosystem services in ensuring environmental management: economic and legal aspects / E.V. Luneva // Revista Publicando. 2017. Vol. 4. N 13 (2). P. 961 - 970.
  3. O'Donnell E.L. At the Intersection of the Sacred and the Legal: Rights for Nature in Uttarakhand, India / E.L. O'Donnell // Journal of Environmental Law. 2018. N 30 (1). P. 135 - 144.
  4. Pieraccini M. Rethinking Participation in Environmental Decision-Making: Epistemologies of Marine Conservation in South-East England / M. Pieraccini // Journal of Environmental Law. 2015. N 27 (1). P. 45 - 67.
  5. Pontin B. Environmental Law: A Very Short Introduction / B. Pontin, S. Vaughan // Journal of Environmental Law. 2018. N 30 (1). P. 174 - 177.
  6. Serkin C. Prospective Grandfathering: Anticipating the Energy Transition Problem / C. Serkin, M.P. Vandenbergh // Minnesota Law Review. 2018. N 102 (3). P. 1019 - 1076.
  7. Shi Y. International regulation on low-carbon shipping for climate change mitigation: Development, challenges, and prospects / Y. Shi, W. Gullett // Ocean Development and International Law. 2018. N 49 (2). P. 134 - 156.