Мудрый Юрист

Проблема соотношения понятий "научный" и "педагогический" в правовой категории "научно-педагогический работник" в сфере высшей школы

Васильева Юлия Валерьевна, заведующая кафедрой трудового и международного права юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук, профессор.

Худякова Светлана Станиславовна, доцент кафедры трудового и международного права Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат юридических наук, доцент.

Поткина Мария Александровна, старший преподаватель кафедры трудового и международного права Пермского государственного национального исследовательского университета.

Анализируются понятия, определяющие работников, осуществляющих образовательную деятельность в высших учебных заведениях. Отмечается неопределенность правовой категории "научно-педагогические работники", а именно является ли она обобщающей для научных и педагогических работников либо характеризует самостоятельную специфическую группу работников вузов. Предложено определять статус педагогических и научных работников исходя из характеристики видов деятельности, которые они осуществляют. Рассматривается вопрос о том, обязаны ли педагогические работники выполнять наряду с педагогической также и научную деятельность, и если должны, то как следует определять такую категорию работников. Сделан вывод о самостоятельности категорий "научно-педагогические", "педагогические" и "научные работники".

Ключевые слова: педагогический работник, научный работник, научно-педагогический работник, профессорско-преподавательский состав.

The Issue of the Correlation between the Notions of Research and Educational in the Legal Category of a Research and Educational Worker in Higher School

Yu.V. Vasilyeva, S.S. Khudyakova, M.A. Potkina

Vasilyeva Yulia V., Head of the Department of Labor and International Law of the Law Faculty of the Perm State University, Doctor of Law, Professor.

Khudyakova Svetlana S., Associate Professor of the Department of Labor and International Law of the Perm State University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Potkina Maria A., Senior Lecturer of the Department of Labor and International Law of the Perm State University.

The concepts determining employees who realize educational activity in higher education are analyzed. The uncertainty of the legal category "scientific-pedagogical workers" is noted, namely: is it a general category for scientific and pedagogical workers, or it characterizes an separate specific class of university workers. It is proposed to determine the status of pedagogical and scientific workers based on the characteristics of the kind of activities that they realize. The question of whether pedagogical workers are obliged to realize scientific activities along with pedagogical work is considered, and if it so, how should such category of employees be determined? The conclusion is made about the autonomous existence of three categories: scientific-pedagogical, pedagogical and scientific workers.

Key words: pedagogical worker, scientific worker, scientific-pedagogical worker, faculty.

Дефиниции правовых категорий, вводимые в оборот, требуют особой точности и корректности. Они должны полно и адекватно раскрывать содержание того или иного понятия, выявлять его признаки. Особенно это касается терминов и дефиниций, заимствованных из других отраслей права. С развитием общества и государственности происходит переосмысление многих понятий и правовых категорий. Поэтому процесс совершенствования законодательства предполагает прежде всего обеспечение унификации правовой терминологии в рамках различных отраслей законодательства.

К числу таких терминов относится правовая категория "научно-педагогические работники", легальная дефиниция которой в современном российском законодательстве отсутствует, что осложняет определение правового статуса указанной категории работников. Чаще всего данный термин используется в нормативном массиве, регламентирующем деятельность в сфере высшего образования. Так, ст. 50 Федерального закона "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 относит работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, к категории научно-педагогических работников, включая в нее как педагогических работников, так и научных. При этом педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу образовательной организации. Таким образом, законодатель рассматривает педагогических и научных работников в качестве самостоятельных категорий. На дифференциацию правового статуса педагогических и научных работников указывает Трудовой кодекс РФ, выделяя в отдельных главах особенности регулирования труда педагогических (глава 52 ТК РФ) и научных работников (глава 52.1 ТК РФ), а также и другие нормативно-правовые акты <1>. Однако при этом непонятной остается специфика содержания выделяемой законодателем категории "научно-педагогические работники": является ли она обобщающим термином применительно к педагогическим и научным работникам или же характеризует самостоятельную специфическую группу работников, существующую в высших учебных заведениях.

<1> См., напр.: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" // СЗ РФ. 2013. N 33. Ст. 4381; Приказ Минобрнауки России от 02.09.2015 N 937 "Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 19.10.2015.

Поводом для подобных сомнений стала непоследовательность самого законодателя в использовании этих категорий. Согласно п. 21 ст. 2 ФЗ "Об образовании в РФ" педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Научным работником (исследователем) в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.07.1996 "О науке и государственной научно-технической политике" считается гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Таким образом, статус педагогических и научных работников определяется прежде всего через виды деятельности, которые они обязаны осуществлять, а поэтому необходимо выяснить, какой смысл вкладывает законодатель в понятия "педагогическая" и "научная (научно-исследовательская) деятельность".

На сегодняшний день в законодательстве не закреплено понятие педагогической деятельности. При этом приравнивание педагогической деятельности к образовательной деятельности не представляется возможным. Так, согласно п. 17 ст. 2 ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации образовательных программ. Педагогическая же деятельность гораздо более широкое понятие. Наполняемость педагогической деятельности опосредованно определена в п. 6 ст. 47 ФЗ "Об образовании в РФ". По мнению законодателя, педагогическая деятельность предполагает осуществление педагогическим работником как минимум учебной (преподавательской), воспитательной, научной и исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической работы.

Кроме того, необходимо учитывать, что педагогическая деятельность неразрывно связана с педагогическим творчеством, приводящим к созданию новых способов, средств, методов передачи и приобретения знаний и имеющим конечным результатом формирование социально значимой личности <2>. Поэтому представляется возможным определить "педагогическую деятельность" как процесс реализации педагогическим работником установленных образовательных программ в целях обучения, воспитания, а также формирования социально значимых личностей, сопряженный с применением новых способов, средств, методов передачи и приобретения знаний, созданных посредством творческого мышления.

<2> Михайлова Н.С. Трудовое право и творчество преподавателей вузов. Пермь, 2003. С. 20.

ФЗ "Об образовании в РФ" в п. 4 ст. 28 к обязанностям организаций высшего образования относит осуществление научной деятельности. Какие категории работников должны ее осуществлять: только научные или также и педагогические? Статья 47 указанного Закона включает выполнение научной и исследовательской работы в рабочее время педагогического работника в зависимости от им занимаемой должности <3>. Так, согласно ст. 46 ФЗ "Об образовании в РФ" все педагогические работники вуза, входящие в состав профессорско-преподавательского состава (далее - ППС), должны либо участвовать, либо организовывать и вести, либо руководить научно-исследовательской деятельностью. Однако профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденный Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н, не включает в трудовую функцию педагогического работника вуза обязанность заниматься научно-исследовательской деятельностью ни в качестве обобщенной трудовой функции, ни трудовой функции, ни трудовых действий.

<3> Перечень педагогических работников определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" // СЗ РФ. 2013. N 33. Ст. 4381.

Ввиду такой непоследовательности российского законодателя есть смысл обратиться к анализу международных актов. Так, Рекомендация ЮНЕСКО "О статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования" от 11.11.1997 <4> предлагает под преподавательскими кадрами учреждений высшего образования понимать всех лиц в учебных заведениях или программах высшего образования, которые занимаются преподаванием и (или) научной работой и (или) исследованиями. При этом под научной работой понимаются процессы, посредством которых преподавательские кадры постоянно обновляют знания по своему предмету или готовят научные публикации, распространяют свои труды, развивают и совершенствуют свои педагогические навыки. Исследовательская деятельность в контексте высшего образования предполагает проведение оригинальных исследований в области технологии, различных наук, культуры или образования с использованием различных приемов и методов.

<4> ИПС "Гарант".

В число индивидуальных обязанностей преподавательских кадров учреждений высшего образования данная Рекомендация в ст. 34 включает: обязанность проводить научно-исследовательскую деятельность и распространять ее результаты либо повышать уровень своих знаний по конкретному предмету с помощью исследовательской деятельности, посредством разработки учебной методологии, направленной на совершенствование педагогических навыков. Таким образом, анализируемая Рекомендация предполагает осуществление педагогическим работником учреждения высшего образования в том числе и научной деятельности. К сожалению, это никоим образом не приближает нас к ответу на вопрос: в контексте российского законодательства следует считать такого сотрудника научным или педагогическим работником?

Для разграничения статусов педагогического и научного работника нужно разграничить понятия педагогической и научной деятельности. Понятие научного работника и научной деятельности закреплено законодателем в ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Так, согласно ст. 4 Закона научным работником является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Под научной деятельностью в соответствии со ст. 2 названного акта законодатель понимает деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, закрепляя при этом перечень исследований, относящихся к научной деятельности: фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, поисковые научные исследования. Однако определяя научную деятельность через признак "новые знания", законодатель допускает логическую ошибку <5>, так как понятие о научном знании (научном результате) не имеет на сегодняшний день единой общепризнанной юридико-технической интерпретации.

<5> См. об этом: Воронцов С.Г. Роль трудового права в обеспечении прогресса научного творчества в России: Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2007. С. 44.

Рекомендация ЮНЕСКО "О стандартизации международной статистики в области науки и техники" от 27.11.1978 <6> в обобщенном виде рассматривает научную (научно-техническую и научно-исследовательскую) деятельность как систематическую творческую деятельность, которая имеет целью получение, распространение, применение новых знаний во всех областях с целью практического использования познанных законов, сил и веществ природы, а также для решения социальных и гуманитарных проблем. Похожим образом определяет научную и научно-техническую деятельность и Модельный закон государств - участников СНГ от 25.11.2008 "О статусе ученого и научного работника" <7>.

<6> URL: www.lawmix.ru/abrolaw/14969 (дата обращения: 14.05.2018).
<7> ИПС "Гарант".

Непреходящую ценность в определении статуса научного работника имеет Рекомендация ЮНЕСКО "О статусе научно-исследовательских работников" от 20.11.1974 <8>, которая определяет научно-исследовательского работника как лицо, занимающееся исследованием (изучением, концептуализацией и проверкой теории, связанных с получением новых знаний) и разработками (проверкой, адаптацией и уточнением полученных новых данных с целью их практического применения) в конкретной области науки и техники.

<8> URL: www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_33160.html (дата обращения: 14.05.2018).

Анализ отечественного законодательства и международных актов позволяет утверждать, что правовая терминология, посредством которой определяется суть научной деятельности и статус научного работника, не отличается единообразием. Например, одновременно используются такие понятия, как "научная", "научно-техническая", "научно-исследовательская деятельность", "научный", "научно-исследовательский работник". Безусловно, эти категории имеют как родовые черты, так и видовые отличия, но в настоящей статье мы не ставили цель их выявления и определения. Одно можно утверждать однозначно: научный работник обязан осуществлять научную (научно-техническую) деятельность и (или) проводить исследования (осуществлять экспериментальные разработки) независимо от того, какую должность он занимает в образовательном учреждении высшего образования <9>, если она включена в Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 02.09.2015 N 937.

<9> См. об этом: Осипов М.Ю. Проблемы правового регулирования труда научных работников // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 43.

Обобщенные трудовые функции научного работника определены в профессиональном стандарте "Научный работник" (научная (научно-исследовательская) деятельность) <10>, который на протяжении длительного времени находится в статусе проекта. В данном проекте выделено 5 обобщенных трудовых функций научного работника, а к числу трудовых действий научного работника отнесена научно-педагогическая деятельность, которая представлена в стандарте как "передача опыта научной деятельности и воспроизводство научных кадров". Таким образом, разработчики данного проекта допускают наличие "педагогической" составляющей в деятельности научного работника, чем снова размывают рамки понятий педагогического и научного работников.

<10> URL: http://profst.riep.ru/upload/prof_standards/31.08.17NR.pdf (дата обращения: 12.05.2018).

К числу различий между этими категориями можно отнести, во-первых, формальные отличия, связанные с включением должности работника в номенклатуру должностей педагогических работников или отнесением ее к должностям научных работников, во-вторых, содержательные отличия, определяющие характер основных или преобладающих видов осуществляемой работником деятельности - педагогической или научной. Однако подобные разграничение крайне сложно осуществить применительно к работникам вузов, отнесенных к категории ППС.

В науке трудового права преподавателей вузов, включаемых в ППС, традиционно называли научно-педагогическими работниками <11>. Однако в российском законодательстве до сих пор не сформированы дефиниции таких понятий, как "научно-педагогическая деятельность" и "научно-педагогический работник", если не считать упомянутого выше Модельного закона государств - участников СНГ. В данном акте в качестве таковой признается деятельность, связанная с преподаванием научных и специальных дисциплин, с подготовкой специалистов с высшим образованием и научных кадров, а также с повышением квалификации специалистов с высшим образованием. Данное определение видится крайне неудачным, так как не отражает сути научной составляющей в трудовых действиях преподавателя вуза.

<11> См.: Дмитриева И.К. Особенности правового регулирования труда научно-педагогических и научных работников вузов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1981. С. 14; Асеева А.А. Особенности правового регулирования труда научно-педагогических работников и работников, совмещающих работу с обучением в высшей школе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 7; Еремина С.Н. Правовое регулирование труда научно-педагогических работников вузов: новеллы законодательства // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 2. С. 48.

Основой для формирования легальных дефиниций понятий "научно-педагогическая деятельность" и "научно-педагогический работник" может стать профессиональный стандарт "Педагогический и научно-педагогический работник (педагогическая и научно-педагогическая деятельность в образовательной организации высшего образования)" <12>, проект которого уже разработан. В рамках этого проекта к обобщенным трудовым функциям преподавателя вуза отнесена как педагогическая деятельность (реализация образовательного процесса по отдельным видам учебных занятий), так и научная деятельность (осуществление научной деятельности и интеграция результатов научной деятельности в образовательный процесс). Представляется, что такой подход в большей степени отражает суть профессиональной деятельности преподавателей вузов, включаемых в ППС.

<12> URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/proekt%20doc/PSPed.pdf (дата обращения: 12.05.2018).

По нашему убеждению, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования, существует три самостоятельные категории работников: научно-педагогические, педагогические и научные. Такая классификация должна найти отражение в законодательстве об образовании и в Трудовом кодексе РФ, что позволит формировать особые правовые статусы указанных категорий работников высшей школы.

Литература

  1. Асеева А.А. Особенности правового регулирования труда научно-педагогических работников и работников, совмещающих работу с обучением в высшей школе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Асеева. Екатеринбург, 2003. 24 с.
  2. Воронцов С.Г. Роль трудового права в обеспечении прогресса научного творчества в России: Дис. ... канд. юрид. наук / С.Г. Воронцов. Пермь, 2007. 196 с.
  3. Дмитриева И.К. Особенности правового регулирования труда научно-педагогических и научных работников вузов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И.К. Дмитриева. М., 1981. 25 с.
  4. Еремина С.Н. Правовое регулирование труда научно-педагогических работников вузов: новеллы законодательства / С.Н. Еремина // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 2. С. 47 - 49.
  5. Михайлова Н.С. Трудовое право и творчество преподавателей вузов / Н.С. Михайлова. Пермь, 2003. 126 с.
  6. Осипов М.Ю. Проблемы правового регулирования труда научных работников / М.Ю. Осипов // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 43 - 45.