Мудрый Юрист

Особенности правового статуса профессиональных спортивных лиг

<1> Статья подготовлена в рамках XI международной научно-практической конференции "Правовое регулирование экономики в спорте" Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Овчинникова Наталья Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры спортивного права Института современного прикладного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), начальник Юридического управления Общероссийской общественной организации "Федерация хоккея России".

Каткова Виктория Владимировна, магистр юриспруденции, начальник отдела корпоративного обеспечения юридического управления Общероссийской общественной организации "Федерация хоккея России".

Данная статья посвящена анализу нововведений законодательства РФ в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта. Авторами детально рассмотрены вопросы правового статуса профессиональных спортивных лиг как одного из основных субъектов профессионального спорта, в том числе профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные клубы, а также порядок их взаимодействия с общероссийскими спортивными федерациями, в том числе в части заключения договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России. Особое внимание в статье уделяется проблемам заключения соглашений об использовании символики и наименований спортивных мероприятий организаторами азартных игр в букмекерской конторе с субъектами профессионального спорта, а именно с общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия.

Ключевые слова: субъекты профессионального спорта, профессиональные спортивные лиги, профессиональные спортивные соревнования, профессиональные спортивные клубы, международные спортивные соревнования, общероссийская спортивная федерация, договор о делегировании, организаторы азартных игр, символика спортивных мероприятий, наименование спортивных мероприятий, целевые отчисления.

Peculiarities of the legal status of professional sports leagues

N.A. Ovchinnikova, V.V. Katkova

Ovchinnikova Natalia Aleksandrovna, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Sports Law of the Institute of Contemporary Applied Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Head of the Legal Department of the All-Russian Public Organization "The Ice Hockey Federation of Russia".

Katkova Viktoria Vladimirovna, LLM, Head of the Corporate Support Sub-Department of the Legal Department of the All-Russian Public Organization "Ice Hockey Federation of Russia".

The article is devoted to the analysis of modifications of the Russian Federation legislation concerning regulation of high-performance sports (elite sports) and professional sports. The authors consider in detail the legal status of professional sports leagues as one of the main participants of professional sports, including professional sports leagues that unite both Russian and foreign professional clubs, as well as the order of their interaction with all-Russian sports federations also in terms of concluding agreements to delegate rights to host championships and cups of Russia. Particular attention is paid to the problems of concluding agreements to use symbols and names of sporting events by the organizers of gambling in a bookmaker's office with subjects of professional sports, namely, with all-Russian sports federations, professional sports leagues organizing sporting events.

Key words: subjects of professional sports, professional sports leagues, professional sports competitions, professional sports clubs, international sports competitions, All-Russian Sports Federation, agreement to delegate, gambling organizers, sporting events symbols, name of sporting events, special purpose allocations.

В настоящее время активное развитие спортивной индустрии, а также тенденция коммерциализации профессионального спорта сопровождается рядом актуальных проблем, связанных с отсутствием необходимого законодательного регулирования сферы физической культуры и спорта. На протяжении долгих лет в юридической литературе отмечалась необходимость совершенствования законодательства РФ в части профессионального спорта, в том числе определения правового статуса его участников. Кроме того, на заседании Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта от 02.07.2015 Президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил необходимость законодательного закрепления правового статуса субъектов профессионального спорта, включая профессиональные клубы и лиги, определения порядка их создания, сотрудничества и финансовые взаимоотношения как с общероссийскими федерациями, так и с государством, в том числе по вопросам проведения чемпионатов России <2>.

<2> URL: http://special.kremlin.ru/events/president/news/49615 (дата обращения: 04.12.2017).

Важным шагом в развитии профессионального спорта и регулировании деятельности его участников стал вступивший в силу Федеральный закон от 22.11.2016 N 396-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта" <3> (далее - Федеральный закон). В соответствии с Федеральным законом основными субъектами профессионального спорта являются общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные клубы, профессиональные спортивные лиги, спортивные судьи, спортивные агенты, спортсмены и тренеры, участвующие в профессиональных спортивных соревнованиях. Заслуживают внимания и нововведения российского законодательства, вступившие в силу 01.04.2017 посредством принятия Федерального закона от 28.03.2017 N 44-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта" <4>. В соответствии с указанным Законом организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные мероприятия, обязан заключать соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых он принимает ставки, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления от азартных игр, направляемые на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта. Предметом исследования, проводимого в настоящей статье, является определение правового статуса такого значимого субъекта профессионального спорта, как профессиональные спортивные лиги, а также особенности их взаимодействия с общероссийскими спортивными федерациями и организаторами азартных игр в букмекерской конторе согласно новеллам российского законодательства в сфере физической культуры и спорта.

<3> СЗ РФ. 2016. N 48 (ч. I). Ст. 6736.
<4> СЗ РФ. 2017. N 14. Ст. 2003.

Профессиональной спортивной лигой признается юридическое лицо, которое создается в предусмотренных законодательством РФ организационно-правовых формах, основными целями деятельности которого являются организация и (или) проведение профессиональных спортивных соревнований в порядке и случаях, установленных Федеральным законом. Под профессиональными спортивными соревнованиями понимаются спортивные соревнования по командным игровым видам спорта, участие в которых направлено на получение дохода и одним из условий допуска спортсмена к которым является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом, если иное не установлено организатором таких соревнований для отдельных категорий их участников.

В иных видах спорта профессиональными спортивными соревнованиями являются спортивные соревнования, участие в которых направлено на получение дохода и которые определены в качестве таковых их организаторами в соответствии с положениями (регламентами) спортивных соревнований. Стоит отметить, что если в ранее действовавшем законодательстве предусматривалось создание лиг только в форме некоммерческих организаций, то легальное определение профессиональной спортивной лиги позволяет создавать ее в любой организационно-правовой форме, что предоставляет лиге больше финансовых возможностей для реализации ее коммерческого потенциала.

Определяя основной целью деятельности профессиональной спортивной лиги организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований, Федеральный закон при этом предусматривает право лиги проводить всероссийские профессиональные спортивные соревнования только с согласия общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта, выражаемое посредством принятия постоянно действующим коллегиальным органом спортивной федерации решения о делегировании профессиональной спортивной лиге прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России и заключения между общероссийской спортивной федерацией и профессиональной спортивной лигой договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России (далее - договор о делегировании).

К основным правам профессиональных спортивных лиг по организации и проведению профессиональных спортивных соревнований относятся: осуществление подготовки контролеров-распорядителей, ведение учета данных о спортсменах и выдача документов, удостоверяющих принадлежность спортсменов к профессиональным спортивным клубам, в порядке, определяемом Министерством спорта РФ, с учетом требований законодательства РФ в области персональных данных, а также иные права, делегированные лиге общероссийской спортивной федерацией. К числу основных обязанностей профессиональных спортивных лиг относятся:

Федеральный закон детально регламентирует порядок заключения, продления и расторжения договора о делегировании, а также устанавливает перечень прав, делегирование которых невозможно. Так, данный договор не может предусматривать делегирование прав на утверждение и изменение положения (регламента) соревнования, определение условий допуска профессиональных спортивных клубов к участию в нем, определение состава участников (профессиональных спортивных клубов), определение порядка определения победителей и лучших участников, организацию спортивного судейства и др. Исключение данных прав из числа прав, делегируемых профессиональной спортивной лиге на проведение всероссийских соревнований, представляется целесообразным в связи с тем, что они принадлежат в исключительном порядке основным организаторам всероссийских соревнований по соответствующим видам спорта - общероссийским спортивным федерациям <5>.

<5> В свою очередь, под проведением спортивных мероприятий в науке понимается "система создаваемых организатором данного мероприятия (или лицом, уполномоченным организатором на проведение соревнования от его имени и по его поручению) правовых, экономических и организационных мер, направленных на эффективную, точную и полную реализацию утвержденного регламента (положения) соревнования и обеспечение условий его проведения с учетом соблюдения прав и интересов участников, организаторов, зрителей и иных лиц, в том числе представляющая собой заключение необходимых для обеспечения нормального хода соревнования сделок и обеспечение их исполнения (сбор финансовых средств, аренда спортивных сооружений, оплата и организация проезда, питания, проживания участников, изготовление символики соревнования, распространение билетов, учет участников, аккредитация СМИ и другие аналогичные действия), а также осуществление действий, направленных на текущую работу с участниками по их взаимодействию друг с другом и с организатором соревнования" (Спортивное право России: Учебник для магистров / Под ред. Д.И. Рогачева. М.: Проспект, 2016. С. 233).

Нововведения коснулись и срока действия договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России: срок договора увеличивается с трех до четырех лет и должен содержать положение об автоматической пролонгации на такой же срок при условии отсутствия существенных нарушений со стороны как лиг, так и общероссийских спортивных федераций.

Иной порядок предусмотрен для договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России профессиональной спортивной лиге, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы. Стоит отметить, что впервые законодательно установлено создание в профессиональном спорте профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы. В настоящее время такими лигами являются Континентальная хоккейная лига и Единая баскетбольная лига. Создание такой профессиональной спортивной лиги исключает создание иных профессиональных спортивных лиг в соответствующем виде спорта, по которому проводятся международные профессиональные спортивные соревнования, за исключением создания действующей профессиональной спортивной лигой отдельных профессиональных спортивных лиг (в том числе женской, молодежной) при наличии заключенного с общероссийской спортивной федерацией договора о делегировании прав на проведение ими официальных спортивных соревнований. Основным правомочием профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, является организация международных профессиональных спортивных соревнований, включаемых в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. При этом реализация данного права осуществима только при соблюдении следующих условий:

Общероссийская спортивная федерация может признавать участие российских профессиональных спортивных клубов в таких международных спортивных соревнованиях участием в соответствующих чемпионатах, первенствах и кубках России, а спортивные результаты, достигнутые этими клубами, использовать при наделении их статусом чемпионов России, победителей первенств России и обладателей кубков России в соответствии с договором о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России.

В данном случае, как уже отмечалось, договор о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России между общероссийской спортивной федерацией и профессиональной спортивной лигой, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, обладает своей спецификой. Она обусловлена передачей при заключении договора прав, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о спорте), при условии получения от профессиональной спортивной лиги вознаграждения за передачу этих прав, размер и порядок оплаты которого определяется исходя из положений договора о делегировании.

Кроме того, профессиональная спортивная лига, объединяющая как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, обладает совокупностью самостоятельных прав при проведении международных профессиональных спортивных соревнований, а именно:

Профессиональная спортивная лига - организатор международных профессиональных спортивных соревнований может осуществлять иные права в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

К числу основных обязанностей профессиональной спортивной лиги, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, относятся:

Таким образом, анализируя правовой статус профессиональных спортивных лиг, в том числе объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, можно отметить, что они обладают широким кругом полномочий по организации международных профессиональных спортивных соревнований. При этом часть данных полномочий подлежит реализации только при условии их согласования со стороны общероссийской спортивной федерации, что представляется целесообразным. Основной целью деятельности общероссийской спортивной федерации является развитие соответствующего вида спорта на территории РФ, его пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации. Цели и задачи деятельности профессиональных лиг должны соответствовать общей концепции развития вида спорта на территории РФ. В частности нормы, ими разрабатываемые и утверждаемые, должны быть взаимосогласованными с нормами общероссийских спортивных федераций, особенно в части применяемых правил вида спорта, положений (регламентов) соревнований, подготовки судей и их аттестации, подготовки тренеров и их аттестации, ведения системы данных о спортсменах, подготовки контролеров-распорядителей, норм по аккредитации спортивных агентов, порядка антидопингового и медицинского обеспечения соревнований, порядка разрешения споров.

Федеральный закон внес и иные коррективы в порядок взаимодействия профессиональных спортивных лиг и общероссийских спортивных федераций, в том числе по вопросу обеспечения представительства в данных субъектах профессионального спорта. В состав постоянно действующего коллегиального руководящего органа профессиональной спортивной лиги, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные клубы, должен входить представитель соответствующей общероссийской спортивной федерации, а в составе постоянно действующего коллегиального руководящего органа общероссийской спортивной федерации в случае создания в развиваемом ею виде спорта такой профессиональной спортивной лиги должен быть один ее представитель. На наш взгляд, реализация данных норм усилит взаимодействие и сотрудничество данных субъектов профессионального спорта, позволит им принимать совместные согласованные решения по вопросам организации и проведения официальных спортивных соревнований, развития соответствующего вида спорта в целом.

Немаловажными в вопросах взаимодействия между общероссийской спортивной федерацией и профессиональной спортивной лигой стали также положения, устанавливающие порядок урегулирования спора между ними в отношении заключаемого договора о делегировании (в том числе о его заключении, исполнении, изменении, прекращении, продления срока его действия), а также по вопросам совместного ведения. Спор подлежит разрешению в третейском суде в соответствии с законодательством РФ об арбитраже (третейском разбирательстве) с особенностями, установленными Законом о спорте, либо в ином порядке, установленном сторонами. Вместе с тем в случае возникновения спора о размере вознаграждения по договору о делегировании на период до разрешения спора в порядке и случаях, которые установлены Законом о спорте, размер каждого вознаграждения считается равным размеру, установленному сторонами в ранее заключенном договоре о делегировании, прекратившем свое действие.

Актуальными на сегодняшний день являются вопросы заключения соглашений об использовании символики, наименований спортивных мероприятий между организатором азартных игр в букмекерской конторе и субъектами профессионального спорта. Порядок заключения таких соглашений, обязательные условия, включающие порядок направления соответствующих целевых отчислений, примерная форма таких соглашений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение использования допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта <6>. Средства, полученные организаторами спортивных мероприятий, в виде целевых отчислений от азартных игр, направляются на развитие детско-юношеского спорта - в размере 20% от общего объема отчислений, на развитие профессионального спорта - 80% <7>.

<6> Федеральный закон от 28.03.2017 N 44-ФЗ.
<7> Порядок распределения указанных средств устанавливается общероссийской спортивной федерацией или профессиональной спортивной лигой.

Таким образом, с принятием данных поправок в законодательство РФ императивным условием как для профессиональных спортивных лиг, общероссийских спортивных федераций, так и для организаторов азартных игр в букмекерских конторах, заключавших пари на спортивные мероприятия, стало заключение соглашений об использовании символики и наименований спортивных мероприятий.

Министерство спорта РФ во исполнение положений вступившего в силу Федерального закона утвердило Порядок распределения средств, полученных организаторами спортивных мероприятий в виде целевых отчислений от азартных игр, направляемых на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта, Порядок заключения соглашений об использовании символики, наименований спортивных мероприятий между организатором азартных игр в букмекерской конторе и общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых он принимает ставки (далее - Соглашения) и обязательных условий таких Соглашений, а также примерную форму Соглашений (Приказы Минспорта России от 30.03.2017 N 300, 299, 284 соответственно).

признать, что применение принятых в законодательстве нововведений окажет значимое влияние на развитие профессионального и детско-юношеского спорта, в первую очередь в части финансирования их субъектов, а также усилит рекламную составляющую деятельности букмекеров. Вместе с тем принятие указанных нормативных правовых актов вызвало многочисленные вопросы, оставшиеся без внимания.

В частности, в предмете разработанной Министерством спорта РФ форме Соглашения предусмотрено, что организатор азартных игр уплачивает субъекту профессионального спорта вознаграждение за использование символики, наименования спортивных мероприятий от соответствующих азартных игр (имущественных прав). Вместе с тем установленная обязанность организатора азартных игр уплачивать суммы целевых отчислений предполагает наделение субъектов профессионального спорта, независимо от их организационно-правовой формы, средствами целевого финансирования. В этой связи целесообразно было бы определить предмет Соглашения как реализацию обязательств организатора азартных игр по выплате целевых отчислений субъектам профессионального спорта для финансирования мероприятий по развитию профессионального и детско-юношеского спорта.

отметить, что для исключения двойного толкования, а также возможных налоговых последствий для субъектов профессионального спорта на законодательном уровне была проведена дополнительная работа. 27.11.2017 принят Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", инициатором которого выступил депутат Государственной Думы, президент Общероссийской общественной организации "Федерация хоккея России" В.А. Третьяк. Согласно нововведениям средства, получаемые субъектами профессионального спорта на основании заключенных соглашений с организаторами азартных игр, не будут учитываться при определении налоговой базы. В этой связи с 01.01.2018 субъекты профессионального спорта, а именно общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги, освобождаются от уплаты налога на прибыль с поступивших от организаторов азартных игр целевых отчислений на финансирование профессионального и детско-юношеского спорта.

Также следует отметить, что в случае делегирования общероссийской спортивной федерацией профессиональной спортивной лиге прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России исключительные права на использование символики и наименования таких мероприятий согласно Закону о спорте принадлежат их организаторам - общероссийским спортивным федерациям. В данном случае представляется целесообразным заключение трехстороннего соглашения между организатором азартных игр, профессиональной спортивной лигой и общероссийской спортивной федерацией.

Кроме того, в соответствии с действующим Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" <8> допускается распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) при соблюдении условий, закрепленных в указанном Законе.

<8> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Между тем распространение рекламы организаторами азартных игр способами, перечисленными в Федеральном законе "О рекламе", может повлечь за собой серьезные проблемы, в том числе и для субъектов профессионального спорта (профессиональных спортивных лиг, общероссийских спортивных федераций) при проведении крупных международных соревнований в государствах, в которых деятельность букмекерских контор запрещена или ограничена. Так, например, в Финляндии действует контролируемая государством монополия на все формы азартных игр. Законодательство Финляндии запрещает иностранным игровым провайдерам рекламировать свою продукцию через финские публикации и трансляции. Подобные действия признаются уголовным преступлением, за совершение которого налагаются санкции в виде штрафов либо тюремное заключение до двух лет для СМИ и игровых компаний <9>. В Швейцарии в отношении онлайн-ставок на спорт также действуют ограничения: законными признаются только онлайн-ставки, предлагаемые кантонскими лотереями. Ставки на спорт по-прежнему запрещены в соответствии с Федеральным законом о лотереях и коммерческих торгах 1923 г. Есть только две законные формы заключения пари на спортивных соревнованиях, предлагаемых единственным законным лотерейным провайдером в Швейцарии <10>. Учитывая изложенное, предлагается внести в принятые законодательные акты поправку, согласно которой в случае проведения спортивных соревнований на территории других государств распространение рекламы организаторов азартных игр должно осуществляться с соблюдением требований национального законодательства данных стран.

<9> Casino City. URL: http://www.casinocity.com/finland/online-gaming/ (дата обращения: 04.12.2017).
<10> Simon's Guide to Gambling in Switzerland. URL: https://simonsblogpark.com/onlinegambling/simons-guideto-gambling-in-switzerland/ (дата обращения: 04.12.2017).

Подводя итог вышеизложенному, отметить, что важным шагом в развитии законодательства РФ в сфере физической культуры и спорта стало принятие Федерального закона от 22.11.2016 N 396-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта". Нововведения напрямую затронули деятельность профессиональных спортивных лиг как одного из основных субъектов профессионального спорта, порядок их взаимодействия с общероссийскими спортивными федерациями, а также создание и порядок деятельности профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы. Немаловажным нововведением в сфере физической культуры и спорта стал и вступивший в силу 01.04.2017 Федеральный закон от 28.03.2017 N 44-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта". Однако с учетом вопросов, возникающих в связи с применением норм данного Закона, представляется необходимым его дальнейшая доработка с учетом той правовой действительности, которая будет складываться в ходе его реализации. Важной задачей на данном этапе становится мониторинг эффективности норм данного Закона и их адаптация к существующим правовым реалиям.

Библиография

  1. Спортивное право России: Учебник для магистров / Под ред. Д.И. Рогачева. М.: Проспект, 2016.

References (transliteration)

  1. Sportivnoe pravo Rossii: Uchebnik dlya magistrov / Pod red. D.I. Rogacheva. M.: Prospekt, 2016.