Мудрый Юрист

Досудебное производство по уголовным делам о налоговых преступлениях: анализ законодательства беларуси и России

Седелкина Виктория Валериевна, аспирант Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, старший следователь Южского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области.

В статье анализируются отдельные положения УК, УПК и ведомственных актов Республики Беларусь, определяющих особенности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов, возможности освобождения от уголовной ответственности при возмещении ущерба государству, применения меры принуждения - наложения ареста на имущество по делам о налоговых преступлениях, а также формулируются предложения, направленные на эффективное расследование налоговых преступлений в России.

Ключевые слова: законодательство Республики Беларусь, налоговые преступления, взаимодействие, наложение ареста на имущество, возмещение ущерба, причиненного государству, освобождение от уголовной ответственности.

Pre-trial Proceedings in Criminal Cases on Tax Crimes: an Analysis of Belarusian and Russian Laws

V.V. Sedelkina

Sedelkina Viktoria V., Postgraduate Student of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Senior Investigator of the Yuzha Inter-District Investigation Division of the Investigation Department of the Investigative Committee of the Russian Federation for the Ivanovo Region.

The article analyzes certain provisions of the criminal code, the code of criminal procedure and departmental acts of the Republic of Belarus, defining features of interaction between tax and law enforcement agencies, the possibility of exemption from criminal liability in case of damages to the state, the use of coercive measures - seizure of property in cases of tax crimes, and formulates proposals aimed at effective investigation of tax crimes in Russia.

Key words: legislation of the Republic of Belarus, tax crimes, interaction, the seizure of the property, compensation for damage caused to the state, exemption from criminal liability.

Налоговые преступления имеют свою специфику, обусловленную высокой латентностью, использованием сложных схем уклонения от уплаты налогов и их маскировкой, причинением многомиллиардного ущерба государству, что, естественно, определяет и уголовно-процессуальные особенности расследования уголовных дел указанной категории, взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов.

Российское уголовно-процессуальное законодательство, определяющее особенности досудебного производства по уголовным делам о налоговых преступлениях, часто подвергалось существенным изменениям. Обусловлено это стремлением законодателя к достижению компромисса между интересами представителей бизнеса и государства, возмещению ущерба от преступлений путем процессуальной экономии и т.д. Однако не все изменения, имевшие место быть, имели положительный результат. В связи с этим видится необходимым обратиться в данном вопросе к законодательству иных государств.

Рассмотрим некоторые особенности досудебного производства по делам о налоговых преступлениях на примере Республики Беларусь и возможности применения в законодательстве России норм белорусского законодательства.

Согласно ст. 12 УК Республики Беларусь <1> уклонение от уплаты сумм налогов, сборов относится к менее тяжким (ч. 1 ст. 243 УК РБ) и тяжким (ч. 2 ст. 243 УК РБ) преступлениям, в зависимости от размера причиненного ущерба. Расследование же налоговых преступлений в Беларуси осуществляют специальные органы - органы финансовых расследований Комитета государственного контроля (п. 7 ч. 1 ст. 37 УПК Республики Беларусь <2>).

<1> Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. N 275-З // URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 10.04.2018).
<2> Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. N 295-З // URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 10.04.2018).

В отличие от российского уголовно-процессуального законодательства, УПК РБ не содержит в себе норм, регламентирующих особый порядок взаимодействия налоговых органов и органов, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам о налоговых преступлениях. Порядок направления материалов из налоговых органов в органы финансовых расследований определен совместным Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 19 марта 2010 г. N 18/2 "Об утверждении Инструкции о порядке направления налоговыми органами в органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь сообщений о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности", зарегистрированным в НРПА РБ 9 апреля 2010 г. N 8/22173 <3> (далее - Инструкция).

<3> URL: http://belzakon.net/Законодательство/Совместные_постановления/2010/62752 (дата обращения: 02.06.2018).

Так, материалы проверки направляются в органы финансовых расследований в десятидневный срок со дня составления акта проверки, а в случае вынесения постановления о наложении административного взыскания в отношении юридического лица - со дня вступления в законную силу такого постановления.

Данная норма могла быть применена и в российской практике. Как мы знаем, в России материалы налоговых проверок направляются в следственные подразделения лишь по истечении двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного на основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, и только в том случае, если налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки (п. 3 ст. 32 НК РФ). То есть если налогоплательщик уплатит налоги в установленные в требовании сроки, то, несмотря на фактическое наличие признаков налогового преступления, соответствующие материалы не будут направлены в органы Следственного комитета РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечения лица к уголовной ответственности. С одной стороны, конечно, можно говорить об экономии ресурсов при осуществлении правосудия, о способствовании возмещению ущерба, с другой - о нарушении принципа неотвратимости ответственности. Более того, правонарушитель будет знать, что в случае уплаты налога в двухмесячный срок он не будет подлежать уголовной ответственности, т.е. "откупится" от уголовного преследования в случае выявления преступного уклонения от уплаты налогов. Указанную проблему российского законодательства следовало решать иным путем, например, путем введения нереабилитирующего основания для отказа в возбуждении уголовного дела в связи с уплатой налога в полном объеме до принятия решения о возбуждении уголовного дела. Но при этом факт совершения уголовно наказуемого уклонения от уплаты налогов должен быть признан как имевший место, и в случае повторного совершения аналогичного преступления должна быть исключена возможность как отказа в возбуждении уголовного дела в связи с уплатой налогов в полном объеме, так и прекращения уголовного преследования на основании ст. 28.1 УПК РФ в отношении данного лица.

Материалы проверки направляются в орган финансовых расследований Беларуси с сопроводительным письмом, подписанным начальником налогового органа либо его заместителем. В сопроводительном письме указываются: наименование юридического лица либо данные физического лица, в отношении которых была проведена проверка; выявленные нарушения с указанием требований законодательства, которые нарушены; данные лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства. Кроме того, к сопроводительному письму прилагаются копии документов. К ним относятся: акт проверки; документы, определяющие должностные обязанности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства; решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений; постановления о наложении административного взыскания в отношении юридического лица. При наличии также прилагаются возражения по акту проверки и заключение по результатам их рассмотрения, акт дополнительной проверки, объяснения руководителя юридического лица, должностного лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства, либо иных лиц по фактам выявленных нарушений, документы бухгалтерского учета, иные документы, в том числе в электронном виде, свидетельствующие о совершении нарушений законодательства.

В целом к материалам, направляемым из налоговых органов в органы финансовых расследований, в Республике Беларусь предъявляются такие же требования, как и в России. Однако из положительного опыта соседнего государства стоит отметить то, что в сопроводительном письме налогового органа должно содержаться указание на конкретных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства. То есть налоговые органы в ходе проведенных проверок не просто устанавливают факт уклонения от уплаты налогов юридическим лицом, но и устанавливают, кто конкретно из должностных лиц такой организации совершил действия (бездействие), повлекшие нарушение налогового законодательства, и описание таких действий. Наличие данного положения в российском законодательстве существенно облегчило бы работу органов следствия по установлению виновного лица и, конечно, по доказыванию умысла конкретных лиц на уклонение от уплаты налогов. Российские же налоговики ограничиваются лишь установлением факта нарушения налогового законодательства без привязки к конкретным правонарушителям, что приводит к необходимости проведения следственными органами целого комплекса проверочных мероприятий в ограниченный 30 днями срок.

Порядок уведомления налогового органа о принятых органами финансовых расследований решениях (о возбуждении уголовного дела и результатах его рассмотрения, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении возбужденного уголовного дела) также не нагружает УПК РБ, а определен в указанной Инструкции. В соответствии с п. 9 уведомление направляется в налоговый орган в течение 10 суток с момента вынесения решения с приложением копии соответствующего постановления.

УК и УПК РБ не содержат отдельных норм, предусматривающих основания для освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления. Однако освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, предусмотренное ст. 88 УК Республики Беларусь, предполагает, что лицо, впервые совершившее менее тяжкое преступление (к которому относится преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 243 УК РБ), может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления добровольно явилось с повинной или активно способствовало выявлению или раскрытию преступления, возместило причиненный преступлением ущерб, возвратило неосновательное обогащение или уплатило доход, полученный преступным путем, и внесло на депозитный счет органа, ведущего уголовный процесс, уголовно-правовую компенсацию в размере 50% причиненного преступлением ущерба, но не менее 30 базовых величин.

Также имеется специальная норма, предусмотренная ст. 88.1 УК РБ, согласно которой лицо, совершившее преступление, повлекшее причинение ущерба государству, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольно возместило причиненный ущерб, уплатило доход, полученный преступным путем, а также выполнило иные условия освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные законодательным актом. В данном случае не имеется ограничений по тяжести преступления, что позволяет применять данную норму и при совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 243 УК РБ.

Порядок реализации ст. 88.1 УК РБ установлен Положением о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений <4> (далее - Положение). В п. 25 указанного Положения определены условия освобождения лица от уголовной ответственности. Так, лицо должно: 1) раскаяться в совершенном преступлении и способствовать его раскрытию; 2) возместить причиненный ущерб (в частности, уплатить налоги), а также расходы на восстановление нарушенных имущественных прав, неполученные доходы (упущенную выгоду) от оборота имущества (а именно уплатить пени), уплатить доход, полученный преступным путем, способствовать устранению иных последствий совершенного преступления; 3) передать в собственность государства принадлежащие лицу орудия и средства совершения преступления, вещи, изъятые из оборота, имущество, приобретенное преступным путем, а также предметы, которые непосредственно связаны с преступлением.

<4> Положение утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 3 декабря 1994 г. N 250 (в последующих редакциях) // URL: http://zakonby.net/ukaz/59067-ukaz-prezidenta-respubliki-belarus-ot-03121994-n-250-red-ot-14082012-quotob-utverzhdenii-polozheniya-o-poryadke-osuschestvleniya-v-respublike-belarus-pomilovaniya-osuzhdennyh-osvobozhdeniya-ot.html (дата обращения: 10.04.2018).

Для начала указанной процедуры лицо подает на имя Президента Республики Беларусь личное ходатайство (п. 26 Положения). Решение Президента об освобождении лица от уголовной ответственности оформляется указом, который направляется Генеральному прокурору для исполнения.

Таким образом, согласно законодательству Республики Беларусь для налогового "амнистирования" необходимо возместить причиненный ущерб, неполученные доходы от оборота имущества (в частности, уплатить пени). Также, хотя это и не содержится в Положении, но на практике в качестве некой социальной компенсации лицу необходимо дополнительно уплатить государству сумму, составляющую 50% от сумм неуплаченных налогов <5>, указание на которую имеется в ст. 88 УК РБ.

<5> Данисюк М. Сделка с правосудием: свобода в обмен на возмещение ущерба // Дело. URL: http://delo.by/news/~shownews/sdelka-s-pravosudiem (дата обращения: 10.04.2018).

В России имеется близкая к белорусской норма освобождения от уголовной ответственности за совершение налогового преступления. Так, ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ содержит такое основание прекращения уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.1 УК РФ, как возмещение в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе РФ. При этом под возмещением ущерба в ч. 2 ст. 28.1 УПК РФ понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней, штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Таким образом, законодательство Беларуси предусматривает основания для освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления при возмещении в полном объеме недоимки и пеней и некой уголовно-правовой компенсации. Однако для прекращения уголовного преследования не требуется уплата штрафов за совершение налогового правонарушения как вида налоговой ответственности, что является более органичным в отличие от России, где прекращение уголовного преследования ставится в зависимость не только от уплаты недоимки, пеней, но и налоговых санкций (штрафов), начисление которых может не производиться в некоторых случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ. Также стоит отметить отличие налогового законодательства Республики Беларусь от российского, заключающегося в том, что санкции за совершение налоговых правонарушений содержатся не в Налоговом кодексе Республики Беларусь (от 19.12.2002 N 166-З) <6>, а в Кодексе об административных правонарушениях (от 21.04.2003 N 194-З) <7> - ст. 13.6.

<6> URL: http://belzakon.net/Кодексы/Налоговый_Кодекс_РБ (дата обращения: 02.06.2018).
<7> URL: http://belzakon.net/Кодексы/Кодекс_об_Административных_Правонарушениях_РБ/ (дата обращения: 02.06.2018).

Однако автор считает, что применение в России налогового "помилования" Президентом нецелесообразно, учитывая, что в год выносится около 200 постановлений о прекращении уголовного преследования на основании ст. 28.1 УПК РФ. В связи с этим достаточно принятия такого решения следователем.

Теперь рассмотрим наиболее распространенную меру процессуального принуждения, применяемую по уголовным делам о налоговых преступлениях, - наложение ареста на имущество, без использования которой сложно представить достижение положительного результата по взысканию причиненного преступлением ущерба.

Порядок наложения ареста на имущество определен ст. 132 УПК РБ. Арест на имущество налагается органом дознания, следователем, прокурором или судом в целях обеспечения возмещения причиненного преступлением ущерба, уплаты дохода, полученного преступным путем, гражданского иска, других имущественных взысканий, возможной конфискации имущества, о чем выносится постановление и составляется протокол описи имущества. При этом наложение ареста на имущество не требует санкции суда, что позволяет применять данную меру сразу после возбуждения уголовного дела. Особенности имеются лишь при наложении ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении. В таких случаях арест производится только с согласия собственника или проживающих в них совершеннолетних лиц либо с санкции прокурора, его заместителя либо по постановлению Председателя Следственного комитета, Председателя Комитета государственной безопасности, либо по постановлению суда.

Привлекательным является положение УПК РБ, согласно которому постановление (определение) о наложении ареста на имущество может быть отменено в случае заявления подозреваемым, обвиняемым или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, ходатайства об освобождении имущества от ареста для его реализации в целях возмещения причиненного преступлением ущерба, уплаты дохода, полученного преступным путем, других имущественных взысканий под контролем органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Аналогичная норма вполне могла быть применена и в российском законодательстве, так как довольно часто подозреваемый, обвиняемый готов возместить причиненный ущерб, однако имущество, за счет которого он может это сделать, находится под арестом, а отменить данную меру следователь боится. Не предоставляя лицу такой возможности, органы предварительного расследования и суд нарушают права подозреваемых, обвиняемых, например право на освобождение от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. ст. 25, 25.1, 28.1 УПК РФ, право на назначение справедливого наказания с учетом смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. "к" ч. 1 ст. 61 УК РФ.

В целом можно сказать, что российское и белорусское законодательство в области досудебного производства по делам о налоговых преступлениях следуют общей линии. Вместе с тем с учетом зарубежного опыта в УПК и подзаконные нормативные акты России следует внести указанные выше изменения по порядку взаимодействия контролирующих и следственных органов, наложения ареста на имущества, детализации ст. 28.1 УПК РФ.

Литература

  1. Данисюк М. Сделка с правосудием: свобода в обмен на возмещение ущерба / М. Данисюк // Дело. URL: http://delo.by/news/~shownews/sdelka-s-pravosudiem (дата обращения: 10.04.2018).