Мудрый Юрист

Актуальные проблемы теории и практики гуманизации исполнения уголовных наказаний на примере принудительных работ

Торговченков Владимир Иванович, прокурор Тамбовской области, кандидат юридических наук.

На примере уголовного наказания в виде принудительных работ исследованы ключевые проблемы гуманизации пенитенциарной системы Российской Федерации. Обращено внимание на трудности организации занятости осужденных, отмечена необходимость развития взаимных связей уголовно-исполнительной системы и органов местного самоуправления, обеспечения занятости осужденных на социально значимых работах.

Ключевые слова: принудительные работы, трудоустройство осужденных, прокуратура Тамбовской области, социально значимые работы.

The topical problems of theory and practice of humanization of enforcement of criminal sanctions as exemplified by compulsory labour

V.I. Torgovchenkov

Torgovchenkov Vladimir Ivanovich, PhD (Law), Public Prosecutor of the Tambov Region.

Using the example of criminal punishment by compulsory labour the author researched the key problems of humanisation of the penitentiary system in Russian Federation. Most of the focus is on the difficulties of the employment of the convicted, the development of mutual connections between penal system and local government bodies and the employment of the convicted in socially important labour are mentioned.

Key words: compulsory labour, employment of the convicted, prosecution of the Tambov region, socially important labour.

Ключевой задачей государственно-правовой политики в сфере наказаний в современной России по-прежнему остается последовательная реализация курса на гуманизацию пенитенциарной системы. Собственно, это направление и составляет перспективу развития уголовно-исполнительного законодательства в обозримом будущем.

Один из способов реализации этой задачи - введение принудительных работ как вида наказания, не связанного с лишением свободы. При его помощи законодатель последовательно стремится сократить долю приговоров, связанных с лишением свободы, а также уменьшить количество граждан, знакомых с негативным воздействием мест лишения свободы и пенитенциарной системы в целом.

Практика привлечения осужденных к труду без изоляции их от общества имеет глубокие корни в уголовно-исполнительном законодательстве как Российской империи, так и Союза Советских Социалистических Республик, хотя цели наказания в различные исторические периоды значительно расходились с принципами гуманизма.

В дореволюционной России аналогом такого вида наказания были каторжные работы, цель которых - получение дохода от труда осужденного. Такое наказание вообще не предусматривало существования у осужденных каких-либо прав.

В период от 1917 г. до начала 30-х гг. XX в. это наказание получает официальное название "принудительные работы", именно так о нем сказано в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г., Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. и Уголовном кодексе РСФСР 1926 г.

В 1933 г., с принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР, указанный вид наказания получил название "исправительные работы". Оно полностью сохранилось и в Основах уголовного законодательства 1958 г., и в Уголовном кодексе 1960 г.

В 1977 г. в УК РСФСР 1960 г. введена ст. 242, предусматривающая условное осуждение с привлечением осужденного к труду. Суть нововведения состояла в том, что осужденный должен был быть этапирован в специальную комендатуру, где должен был проживать и работать на установленном для него предприятии. В 1993 г. этот вид наказания был исключен из УК <1>.

<1> См.: Смоляров М.В. Принудительные работы как новый вид наказания // Система "Гарант", 2017.

В целом указанный вид наказания во все исторические периоды был очевидным образом выгоден для государства с экономической и социальной точек зрения, поскольку осужденные практически не находились на содержании бюджета, а наоборот, осуществляли общественно полезную деятельность, трудясь на определенных им рабочих местах.

В современной России цели, поставленные законодателем при введении принудительных работ, как уже было сказано выше, более ориентированы на гуманизацию пенитенциарной системы. При их практическом воплощении в жизнь перед правоприменителями возникают проблемы, о которых представляется уместным сказать.

Наиболее трудно решаемая проблема в этой сфере - трудоустройство осужденных и обеспечение соблюдения их трудовых прав. Практика исполнения названного вида наказаний сталкивается с отсутствием рабочих мест на предприятиях и избытком соискателей для трудоустройства среди лиц, проживающих вблизи производственных мощностей. Кроме того, отсутствие квалификации и каких-либо профессиональных навыков не позволяет лицам, осужденным к принудительным работам, составить какую-либо конкуренцию на рынке труда. Следует отметить, что эти обстоятельства характерны для любого вида уголовных наказаний, связанных с трудоустройством осужденных. Отсутствие профессиональных навыков, наличие криминального прошлого, а зачастую и нежелание работать не позволяют обеспечить их занятость на производстве как в исправительных учреждениях, так и на предприятиях, принимающих участие в исполнении таких наказаний, как исправительные работы и обязательные работы.

Сейчас при исполнении принудительных работ эта проблема решается путем трудоустройства осужденных на работах в исправительных учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Осужденные трудоустраиваются на складах и производственных участках, расположенных за периметрами режимных зон исправительных учреждений. Фактически они заменили собой осужденных, которым предоставлено право перемещения без конвоя и сопровождения. В связи с этим выполняемая ими работа также зачастую связана с благоустройством территории, прилегающей к исправительным учреждениям.

Количество таких рабочих мест незначительное, не соответствует прогнозируемой численности осужденных к принудительным работам, и в перспективе решение проблемы нехватки рабочих мест предполагается решать за счет предприятий, расположенных в непосредственной близости от исправительных центров. Здесь правоприменителя ждет проблема отказа работодателей и собственников предприятий принимать на работу лиц, отбывающих указанный вид наказания.

Еще одной значимой проблемой организации исполнения наказания в виде принудительных работ является необходимость изоляции лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, от осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях. Одна из задач реформирования уголовно-исполнительной системы, поставленных законодателем, - снижение влияния тюремной субкультуры на лиц, ранее не содержавшихся в местах лишения свободы, осужденных впервые и стремящихся к правопослушному поведению.

В условиях организации исполнения принудительных работ в непосредственной близости от исправительных учреждений выполнение этой задачи не представляется возможным. Влияние на осужденных к принудительным работам оказывают многочисленные родственники лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сотрудники администрации исправительных учреждений. Кроме того, при выполнении работ по благоустройству территории, прилегающей к колониям, не исключаются и контакты с самими осужденными.

Таким образом, исполнение принудительных работ осложняется необходимостью организации рабочих мест в условиях изоляции от осужденных, содержащихся в исправительных колониях.

Следует также учесть, что на администрацию исправительных учреждений также возлагается обязанность обеспечить трудоустроенных спецодеждой, инвентарем, а также решить вопросы с медико-санитарным обеспечением на производстве. При этом доставка осужденных к производственным участкам колоний осуществляется администрацией исправительных центров.

Такой способ решения проблемы занятости осужденных позволяет свести к минимуму количество расконвоированных лиц, содержащихся в местах лишения свободы, однако остается нерешенной задача по организации отбывания принудительных работ в полном отрыве от тюремной субкультуры и негативного воздействия уголовной среды на лиц, совершивших преступления небольшой тяжести и ранее не содержавшихся в местах лишения свободы.

На территории Тамбовской области для отбывания наказания в виде принудительных работ в 2017 г. открыто специализированное учреждение "Исправительный центр N 1". Лимит наполнения этого учреждения составляет 70 человек, для трудоустройства которых предполагается использовать производственные мощности Рассказовского кожевенного завода и иных близлежащих предприятий.

В настоящий момент в этом исправительном учреждении отбывает наказание 52 осужденных, которые трудоустроены разнорабочими в исправительных колониях, расположенных в непосредственной близости от Исправительного центра, а также на предприятиях различных форм собственности, расположенных на территории Рассказовского района. На примере работы этого учреждения хорошо видны перечисленные проблемы, что свидетельствует о насущной необходимости дальнейшего совершенствования системы уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, а также рождает необходимость обеспечить более плотное взаимодействие подразделений системы ФСИН с перспективными источниками рабочих мест, пригодных для трудоустройства осужденных. В качестве таких источников могут выступать органы местного самоуправления, центры занятости населения.

Представляется, что развитие принудительных работ как вида наказания будет идти по пути увеличения занятости осужденных на выполнении социально значимых работ, осуществляемых органами местного самоуправления.

Как правило, такие работы невысоко оплачиваются, не требуют высокой квалификации исполнителей, но при этом ярко характеризуют внешний облик населенных пунктов и несут значительную социальную окраску. Классическими примерами здесь могут служить такие виды работ, как расчистка берегов водоемов от бытового мусора, приведение в рабочее состояние ливневых сточных систем, расчистка поросли в парках, скверах, лесных массивах и др. Большой объем работ проводится при противопожарной расчистке лесных массивов, уборке снега и сбивании наледи с крыш в зимнее время. В зависимости от сезона виды работ меняются, однако нехватка рабочих рук сразу становится заметной при любых обстоятельствах и четко отражается на имидже муниципального образования.

Не следует забывать, что для организации работы осужденных к принудительным работам не требуется организация их охраны, не приходится задействовать значительные силы сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также решать вопросы их проживания и бытового устройства, что также способствует выполнению социально значимых проектов силами осужденных этой категории.

Для повышения уровня занятости осужденных администрации исправительных центров необходимо более тесно взаимодействовать с центрами занятости населения, максимально используя их информацию о наличии вакансий, изучать цели и задачи органов местного самоуправления, своевременно устанавливать участки, где есть нехватка рабочих рук, и заявлять о возможности выполнения осужденными к принудительным работам перечисленных видов хозяйственной деятельности.

Например, в настоящий момент на официальном сайте управления труда и занятости населения Тамбовской области размещены сведения о 8 710 вакансиях, при этом в ходе проверки, проведенной прокуратурой Тамбовской области в ФКУ Исправительный центр N 1 в апреле 2018 г., установлено, что из 53 осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, трудоустроено лишь 30 человек. Таким образом, принудительные работы фактически не исполняются, осужденные не работают.

Для исправления сложившейся ситуации представляется уместным использовать возможности совместных межведомственных рабочих групп по контролю и анализу деятельности органов и учреждений УФСИН России, направленной на привлечение к труду всех трудоспособных осужденных к лишению свободы, созданию им условий труда, отвечающих правилам его охраны, технике безопасности и производственной санитарии. Подобная рабочая группа создана и действует при прокуратуре Тамбовской области с 28 декабря 2011 г. Практика создания подобных групп существует и в других субъектах Федерации.

В формате заседаний рабочей группы есть возможность обеспечить широкое участие представителей администрации Тамбовской области, определить органы власти и должностных лиц, ответственных за обеспечение занятости осужденных названных категорий, с использованием вакансий управления труда и занятости населения.

Такая активизация двусторонних связей УФСИН и органов местного самоуправления, направленная на увеличение занятости осужденных в реализации социально значимых проектов, и есть перспектива развития уголовного наказания в виде принудительных работ, которые в случае правильного и законного исполнения помогут не только внести значительный вклад в развитие пенитенциарной системы, но и по-новому оценить место исправительных учреждений в системе государственных органов.