Мудрый Юрист

Цифровизация прокурорского надзора и вопросы взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными и контрольно-надзорными органами

Белов Сергей Дмитриевич, прокурор Псковской области, кандидат юридических наук, доцент.

Автор статьи делится опытом цифровизации прокурорского надзора и решения вопросов взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными и контрольно-надзорными органами.

Ключевые слова: информационные технологии, прокуратура, надзор, информация, преюдиция.

Digitalization of prosecutorial supervision and issues of interaction of prosecutorial, law-enforcement and regulatory authorities

S.D. Belov

Belov Sergey Dmitriyevich, PhD (Law), Assoc. Prof., Public Prosecutor of the Pskov Region.

The author of the article shares the experience of digitalization of prosecutorial supervision and solving the issues of interaction between the prosecution and law enforcement and Supervisory authorities.

Key words: information technologies, Public Prosecutor's Office, supervision, information, prejudice.

Цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры РФ <1> направлена на повышение эффективности ее деятельности, более оперативную реализацию надзорных функций, создание собственной цифровой инфраструктуры и улучшение взаимодействия ее с обществом.

<1> Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры РФ до 2025 г. Утверждена Приказом Генерального прокурора РФ от 14 сентября 2017 г. N 627.

Процесс цифровизации прокурорского надзора - это составная часть закономерного и неизбежного процесса реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <2>, направленной на форсированную цифровизацию государственного управления. Согласно этой программе к 2024 г. планируется создание и функционирование цифровых платформ для различных областей экономики (цифровое образование, цифровое здравоохранение, "Умный город" и т.д.).

<2> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р.

Для повышения эффективности надзора путем внедрения совместных и перспективных информационных технологий обработки первичной информации во всех видах надзорной деятельности необходима также цифровая трансформация органов МВД, Росгвардии, МЧС, ФССП, а также контрольно-надзорных органов <3>. Как видится, итогом этой работы должно стать создание цифровой платформы прокуратуры, правоохранительных и контрольно-надзорных органов - "Цифровая правоохрана" <4>. Этот тезис становится наиболее очевидным на примере реализации межотраслевого принципа неотвратимости наказания.

<3> В программу включено 15 контрольно-надзорных органов.
<4> Название может быть и другим, цифровая платформа должна включать в себя и государственную автоматизированную систему правовой статистики.

Законодатель в последние годы, продолжая либерализацию уголовно-правовой политики, ввел значительное количество составов преступлений с так называемой административной преюдицией. Это: ст. 116.1 УК РФ "Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию"; ст. 151.1 "Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции"; ст. 157 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей"; ст. 158.1 "Мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию"; ст. 171.4 "Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции"; ст. 212.1 "Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"; ст. 215.4 "Незаконное проникновение на охраняемый объект"; ст. 264.1 "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию"; ст. 284.1 "Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности"; ст. 314.1 "Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений". И эта тенденция либерализации уголовной ответственности <5> продолжается.

<5> См.: "О задачах органов прокуратуры России в 2018 г. и проблемах либерализации уголовно-правовой политики" - выступление Президента РФ на коллегии Генеральной прокуратуры РФ (15 февраля 2018 г.).

Для исполнения требований закона о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения повторно, необходимо четкое взаимодействие органов административной юрисдикции и органов, занимающихся уголовным преследованием <6>. Этому в определенной степени мешает разрозненность программного обеспечения, видов баз данных и информационных систем, использующихся в ведомствах, а относительно контрольно-надзорных органов - полное их отсутствие и ведение учетов в бумажном виде (на бумажном носителе).

<6> Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, следователь и дознаватель (ст. 21 УПК РФ).

Прокуратурой Псковской области во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от 14 сентября 2017 г. N 627 и во исполнение решения оперативных совещаний при Генеральном прокуроре РФ "О первоочередных задачах по внедрению в органах прокуратуры Российской Федерации информационных технологий и мерах по укреплению законности в деятельности субъектов учета" <7> в рамках создания региональной цифровой платформы "Цифровая правоохрана" приняты меры по координации деятельности участников этого процесса, направленные на преодоление указанной разобщенности.

<7> Состоялись 6 октября 2017 г. в г. Екатеринбурге и 24 октября 2017 г. в г. Симферополе.

С этой целью в области была разработана дорожная карта <8>, результатом реализации которой должен стать программный продукт "Цифровая правоохрана". В настоящее время уже создан один из элементов платформы "Преюдиция АП".

<8> Обсуждена на научно-консультативном совете прокуратуры Псковской области, на коллегии УВД России по Псковской области, на расширенном совещании УФСБ России по Псковской области.

Программный продукт "Преюдиция АП", разработанный сотрудниками отдела информационно-технологического обеспечения прокуратуры области совместно с другими подразделениями областной прокуратуры и заинтересованными ведомствами, позволяет проводить анализ сведений в базах данных, предоставляемых ведомствами, на предмет повторности привлечения лица к административной ответственности по одному и тому же составу за определенный период <9>.

<9> Одна из проблем, с которой пришлось столкнуться разработчикам, - это некорректное заполнение обязательных полей ответственными лицами на местах, что не позволяет идентифицировать конкретного человека. Этот факт является препятствием для автоматического выявления фактов преюдиции, может быть последствием умышленных действий нечистых на руку сотрудников.

Результатом использования этого электронного продукта стало значительное увеличение числа выявленных укрытых преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК, а следовательно, и отмен постановлений об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.8 КоАП РФ, при совершении правонарушения повторно.

Если в 2017 г. таких фактов было 40, то в первом квартале 2018 г. выявлено уже 22.

В ходе электронного мониторинга баз данных по ст. 14.16 КоАП выявлено семь укрытых преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 327.1 УК "Использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок, а равно использование для маркировки табачных изделий заведомо поддельных специальных (акцизных) марок".

Улучшилось положение дел и с организацией привлечения к ответственности лиц за мелкое хищение по ст. 7.27 КоАП, а также за преступления, предусмотренные ст. 158.1 УК. Уверены, в конечном итоге это положительно скажется на общем состоянии профилактики правонарушений.

Говоря в целом об административной ответственности <10> и участии прокурора в административном процессе <11>, заметим, что назрела проблема создания единой базы учета лиц, привлеченных к административной ответственности. Действующие разрозненные базы данных этих лиц не отвечают современному подходу к защите прав участников административного внесудебного процесса и, следовательно, качеству прокурорского надзора.

<10> Статья 1.2 КоАП: "Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений".
<11> См., напр.: Винокуров А.Ю. К вопросу об идентификации понятия "прокурор" при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 665 - 672.

Создание цифровой платформы "Цифровая правоохрана" даст возможность решать вопросы прокурорского надзора на более качественном уровне. Например, создание в ее структуре сегмента учета всех административных производств позволило бы более правильно и точно определять критерии риск-ориентированного подхода организации проверок опасных производств, полно и всесторонне обеспечивать прокурорский надзор на этом направлении.

Это позволит и профилактировать должностные злоупотребления контролирующих органов, такие как фальсификация административных производств, с целью создания видимости продуктивной работы этих органов <12>.

<12> Государственные инспекторы отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области СЗТУ ФАР 1 апреля 2018 г. осуждены за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 286 и ч. 2 ст. 292 УК. Ими составлялись фиктивные протоколы и постановления о привлечении к административной ответственности в отношении вымышленных лиц по фактам якобы совершенных ими административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.37 КоАП, за незаконную добычу рыбы. Такие факты зафиксированы и в других субъектах Федерации.

Использование разрабатываемой цифровой платформы, на наш взгляд, позволит поднять на более качественный уровень принцип предметно-зонального построения надзорной деятельности <13>. В качестве примера можно привести домашнее (бытовое) насилие как предмет надзора. Так, в Псковской области в 2017 г. зарегистрировано 14 преступлений, предусмотренных ст. 116.1 УК "Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию". За 4 месяца 2017 г. было 3 таких преступления. За 4 месяца 2018 г. зарегистрировано уже 8 преступлений этой категории. В 2018 г. наблюдается увеличение в 2,5 раза количества лиц, привлеченных по ст. 6.1.1 КоАП "Побои", - 151 (45 - I кв. 2017 г). При такой активизации выявления фактов домашнего насилия наблюдается сокращение на 70% (с 10 до 3) числа преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью", количество умышленных убийств осталось на том же уровне (17), сократилось число преступлений, предусмотренных ст. 112 УК "Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью", на 17% (с 47 до 39), ст. 115 УК "Умышленное причинение легкого вреда здоровью" - на 19% (с 114 до 92), ст. 116 УК "Побои" - на 75% (с 16 до 4), ст. 119 УК "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью" - на 16% (с 55 до 46).

<13> "При сочетании предметно-зонального принципа неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно между прокурорами отдела (управления), с тем чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их работы" (Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. М., 2002).

Таким образом, своевременное и точное поступление информации <14>, взаимный обмен этой информацией не только между прокурорами одного отдела, но и между аппаратом областной прокуратуры и районным звеном, а также полицией дали положительный результат в виде своевременных и достаточных мер профилактического характера <15>, позволивших положительно повлиять на криминогенную ситуацию с бытовой насильственной преступностью.

<14> Данные обновляются раз в десять дней.
<15> См.: Деятельность органов прокуратуры по предупреждению преступлений: Методическое пособие / Под ред. А.И. Алексеева. М., 2004.

Прокуратура области, так же как и вся система органов прокуратуры России, находится в начале пути цифровизации, поэтому очень важно определить приоритеты и скоординировать эту работу с другими заинтересованными органами и ведомствами. Если этого не делать, то отставание будет неизбежно усиливаться, и это главная угроза, которая неминуемо приведет к поражению в решении задачи прорывного развития государства <16>.

<16> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г.

Пристатейный библиографический список

  1. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 2002.
  2. Винокуров А.Ю. К вопросу об идентификации понятия "прокурор" при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2014. N 7.
  3. Деятельность органов прокуратуры по предупреждению преступлений: Методическое пособие / Под ред. А.И. Алексеева. М., 2004.
  4. Джудит С. Гурвиц. Просто о больших данных. М.: Эксмо, 2015.
  5. Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. М., 2002.
  6. Федотов Н.Н. Форензика - компьютерная криминалистика. М.: Юридический Мир, 2007.