Мудрый Юрист

Реализация прокурором полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, при проведении прокурорских проверок

Асташова Елена Игоревна, помощник прокурора Кировского района г. Волгограда.

Шинкарук Владимир Маркович, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет", кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируется закрепленное в п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ право прокурора выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Ключевые слова: прокурорский надзор, вынесение постановления, возбуждение уголовного дела.

Exercise of powers envisaged by Article 37, part 2, para. 2 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation by a public prosecutor in the course of prosecutorial check-ups

E.I. Astashova, V.M. Shinkaruk

Astashova Elena Igorevna, Assistant to Public Prosecutor of the Kirov District, City of Volgograd.

Shinkaruk Vladimir Markovich, PhD (Law), Assoc. Prof., Associate Professor, Department of Criminal Proceedings and Criminalistics, Volgograd State University.

This article analyses the right of a prosecutor stipulated in Item 2 of the second part of Article 37 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation to order to send materials to an investigative body or an agency of inquiry to decide upon criminal prosecution on the basis of violations of the criminal legislation discovered by the prosecutor.

Key words: prosecutor's supervision, issuing of an order, initiation of a criminal case.

Проверка исполнения законов - самая распространенная форма организационной деятельности прокуратуры, характерная для всех отраслей прокурорского надзора, основное правовое средство выявления нарушений законов, виновных в них лиц, установления обстоятельств, способствующих нарушениям <1>.

<1> См.: Тетерина О. Основы методики проверки исполнения законов при учете преступлений // Законность. 2014. N 7. С. 13 - 17.

Прокурорская проверка всегда связана с осуществлением комплекса действий, направленных на установление, выявление обстоятельств нарушений закона, выявление и привлечение к ответственности виновных лиц.

Как известно, Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" значительно сокращены полномочия прокурора, связанные с руководством предварительным следствием.

Однако несколько особняком стоит закрепленное в п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК право прокурора выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Эта норма закона позволяет прокурорам использовать свои полномочия практически во всех сферах: исполнение трудового, жилищного законодательства, законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, земельного законодательства, законодательства о долевом строительстве и др.

За 9 месяцев 2016 г. органами прокуратуры Волгоградской области в органы предварительного расследования в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК направлено 234 материала для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которых возбуждено 218 уголовных дел, эффективность составила 93%.

В связи с тем что Указом Президента РФ от 5 января 2016 г. N 7 2017 год был объявлен годом экологии, следовало обратить внимание на одно из приоритетных направлений работы - надзор за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды, осуществляемый в соответствии с требованиями Приказа Генерального прокурора РФ от 1 апреля 2014 г. N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании".

Согласно п. 3.21 этого Приказа при выявлении в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании признаков экологических преступлений на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК необходимо незамедлительно выносить постановления о направлении соответствующих материалов в следственные органы.

Так, на основании материалов проверки прокуратуры Советского района г. Волгограда возбуждено уголовное дело по факту незаконной рубки не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, совершенной в особо крупном размере (ч. 3 ст. 260 УК РФ).

В ходе проверки, проведенной после обращения граждан, установлено, что по фасаду многоквартирного жилого дома, расположенного в Советском районе Волгограда, было незаконно вырублено 15 единиц зеленых насаждений - вязов мелколистных. Возраст деревьев составлял 30 - 35 лет.

При этом в установленном законом порядке разрешение на вырубку зеленых насаждений администрацией Советского района Волгограда не выдавалось.

В результате общий ущерб от вырубки составил более 5 млн руб.

Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы проверки прокуратуры Советского района Волгограда, направленные в следственный орган в порядке ст. 37 УПК.

Также активно прокуратурой Волгоградской области используются полномочия по направлению материалов в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК в сфере долевого строительства.

Положительным примером может служить опыт прокуратуры Кировского района Волгограда. На основании материалов прокурорской проверки, направленных в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, возбуждено уголовное дело в отношении директора филиала в Волгограде ООО "УК "Квартстрой" и генерального директора ООО "Орион". Они обвиняются в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК).

В ходе проверки установлено, что между ООО "Орион" (застройщик жилого комплекса "Парк Европейский") и ООО "УК "Квартстрой" (аффилированная компания) на основании 28 договоров долевого участия большинство квартир в жилом комплексе на сумму более 1,7 млрд руб. переданы ООО "УК "Квартстрой". Впоследствии ООО "УК "Квартстрой" по договорам цессии реализовало гражданам квартиры на сумму более 1,1 млрд руб. Между тем ООО "УК "Квартстрой" в ООО "Орион" денежные средства в полном объеме не перечислило. При этом более 0,5 млрд руб. направлены ООО "УК "Квартстрой" на иные цели.

Отсутствие денежных средств на строительство жилого комплекса послужило причиной приостановления ООО "Орион" возведения жилого комплекса на неопределенный срок и грубого нарушения прав граждан-дольщиков.

В порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, материал проверки прокуратуры Ольховского района Волгоградской области был направлен в орган предварительного расследования. По результатам его рассмотрения возбуждено уголовное дело в отношении главного бухгалтера муниципального бюджетного учреждения "Хозяйственно-эксплуатационная контора Ольховского муниципального района", обвиняемой в присвоении, совершенном с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК).

В ходе проверки установлено, что с января по март 2017 г. при направлении платежных поручений в ПАО "Сбербанк России" она незаконно завышала размер своей заработной платы, которая в дальнейшем поступала на ее расчетный счет.

Таким образом, она присвоила себе денежные средства в размере более 30 тыс. руб., причинив материальный ущерб указанному учреждению.

Эти примеры показывают, насколько обширна сфера применения полномочий прокурора по направлению материалов в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, по результатам "общенадзорных" проверок.

Органами прокуратуры Волгоградской области на обозначенном направлении проделана огромная работа, при этом указанная мера является вынужденной и неизбежной реакцией на совершение преступлений.

Кроме того, особые усилия сосредоточены на выработке и принятии мер по недопущению нарушений федерального законодательства. Принятие превентивных мер означает предотвращение негативных последствий, которые могут появиться в результате преступного посягательства.