Мудрый Юрист

Нормативно-правовое обеспечение развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах РФ как направление государственной аграрной политики

Воронина Наталья Павловна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В современных социально-экономических условиях основной вектор государственной аграрной политики - обеспечение продовольственной безопасности. Производство, переработка, транспортировка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции возможны путем экономической кооперации различных видов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Механизм интеграции - сельскохозяйственные кооперативы. Их развитие невозможно без создания правовых, экономических, организационных и иных условий деятельности. Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Нормативное обеспечение развития сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне является важнейшим направлением реализации государственной аграрной политики. Как показывает нормотворческая практика, лишь четверть субъектов РФ приняли документы стратегического планирования, направленные на развитие сельскохозяйственной кооперации как самостоятельного субъекта государственной поддержки. В остальных субъектах РФ можно наблюдать разрозненность и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов. Цель настоящей статьи - через призму сравнительно-правового анализа региональных моделей нормативного обеспечения развития сельскохозяйственной кооперации сформулировать концептуальный подход к региональному нормотворчеству в сфере сельскохозяйственной кооперации.

Ключевые слова: государственная аграрная политика, продовольственная безопасность, сельскохозяйственная кооперация, сельскохозяйственный кооператив, сельскохозяйственный производственный кооператив, сельскохозяйственный потребительский кооператив, стратегическое планирование, государственная программа.

Normative and legal support for the development of agricultural cooperation in the constituent entities of the Russian Federation as a direction of state agrarian policy

N.P. Voronina

Voronina Natalia Pavlovna, PhD in Law, Docent, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resources Law of the Kutafin Moscow State University (MSAL).

In modern socio-economic conditions, the main vector of state agrarian policy is ensuring food security. Production, processing, transportation, storage and sale of agricultural products are possible through economic cooperation of various types of agricultural producers. The mechanism of integration is agricultural cooperatives. Their development is impossible without the creation of legal, economic, organizational and other conditions of activity. The implementation of state support is carried out at the federal, regional and municipal levels. Normative provision of development of agricultural cooperation at the regional level is the most important direction of the implementation of the state agrarian policy. As the norm-setting practice shows, only a quarter of RF constituent entities adopted strategic planning documents aimed at developing agricultural cooperation as an independent subject of state support. In other parts of the Russian Federation, one can observe the fragmented and contradictory nature of legal acts regulating state support for agricultural cooperatives. The purpose of this article is to formulate a conceptual approach to regional norm-setting in the field of agricultural cooperation through the prism of a comparative legal analysis of regional models of regulatory support for the development of agricultural cooperation.

Key words: state agrarian policy, food security, agricultural cooperation, agricultural cooperative, agricultural production cooperative, agricultural consumer cooperative, strategic planning, state program.

Современные геополитические вызовы актуализировали вопрос о формировании механизма обеспечения продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность <1> рассматривается в качестве составляющей национальной безопасности <2> и цели государственной аграрной политики <3>.

<1> Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 502.
<2> Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". П. 52 // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
<3> Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" // Российская газета. 11.01.2007.

Как показали прошедшие в 90-х гг. прошлого века аграрная и земельная реформы, акцент исключительно на мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей не решил вопросы обеспечения России продукцией отечественного производства. Поэтому в настоящее время одна из стратегических задач - формирование условий, в том числе и правовых, экономической кооперации отдельных видов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях формирования совместных структур по переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции, включая экспорт.

При определении роли субъектов РФ в механизме нормативного обеспечения развития сельскохозяйственной кооперации первоочередное значение имеет определение сферы их возможного нормотворчества.

Большинство предметов в сфере регулирования отношений по созданию и деятельности сельскохозяйственных кооперативов - это предметы исключительного ведения РФ, в частности определение правового статуса сельскохозяйственных кооперативов (ст. 71 Конституции РФ <4>).

<4> СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

Вместе с тем в России была практика, когда в условиях отсутствия федеральных норм, определяющих правовой статус сельскохозяйственных кооперативов и их отдельных видов, в 90-х гг. прошлого века субъекты РФ, заинтересованные в их развитии, стали принимать свои нормативные правовые акты <5>.

<5> В частности, в числе первых было принято решение Свердловского областного Совета от 20.05.1993 N 122/19 "Об утверждении Положения о сельскохозяйственной кооперации" // СПС "КонсультантПлюс". Официально не опубликован.

Законодательство субъектов РФ того периода в основном было направлено на развитие сельскохозяйственных кредитных кооперативов и определение мер по их государственной поддержке. Можно выделить три вектора регионального нормотворчества в этой сфере <6>:

<6> См.: Шилова Н.П. Правовое регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 121.<7> Закон Саратовской области от 12.09.2001 N 37-ЗСО "О государственной поддержке прав и законных интересов кредитных кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и потребительских обществ на территории Саратовской области" (Саратов - столица Поволжья. 05.10.2001) предусматривал содействие созданию и развитию кредитных кооперативов, защиту прав членов кредитных кооперативов, выделение областных грантов, принятие проектов и программ, предоставление государственных гарантий по займам, предоставление бюджетных ссуд (Сельский кредит. Пресс-бюллетень. 2001. N 10. С. 10 - 11). См. также: Закон Волгоградской области от 18.04.1997 N 111-ОД "О защите прав пайщиков сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Волгоградской области" (Волгоградская правда. 07.05.1997); Закон Орловской области от 16.07.1999 N 15/263-ОС "О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах граждан". Были разработаны соответствующие законопроекты в других субъектах РФ. В частности, в Вологодской области разработан проект Закона области "Об организациях взаимного кредита в Вологодской области" (Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 25.11.1999 N 649 // Законодательство Вологодской области. 1999. N 6).<8> См.: Закон Саратовской области от 12.09.2001 N 37-ЗСО; Закон Читинской области от 20.12.2000 N 248-ЗЧО "О Программе стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года" (Забайкальский рабочий. 23.01.2001).
<9> Региональные целевые программы можно подразделить: 1) на программы развития сельскохозяйственной кредитной кооперации (см.: Постановление Администрации Волгоградской области от 14.04.1998 N 186 "О мерах по развитию и регулированию деятельности кредитных потребительских кооперативов на территории области" // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства Вологодской области от 28.03.2002 N 137 "Основные направления по возрождению и развитию системы сельской кредитной кооперации в Вологодской области на 2002 - 2005 годы" // Законодательство Вологодской области. 2002. N 2; Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 20.06.2007 N 3220-П "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Краснодарском крае" на 2007 - 2010 годы" // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2007. N 55 (II), и т.д.) и 2) программы развития малых форм в АПК - КФХ и ЛПХ, вступивших в сельскохозяйственные кредитные кооперативы (см.: Постановление главы Администрации Орловской области от 09.06.2001 N 274 "О государственной поддержке развития фермерских, личных подсобных хозяйств и других субъектов малого предпринимательства предприятий АПК" // СПС "КонсультантПлюс", и т.д.).
<10> Постановление главы Администрации Волгоградской области от 25.03.1996 N 138 "Об утверждении примерного устава, правил заемных операций, регистров, форм отчетности кредитных кооперативов" // СПС "КонсультантПлюс".

В юридической литературе региональное законодательство о сельскохозяйственных кредитных кооперативах того периода оценивается крайне неоднозначно.

Одни говорят о положительном значении регионального нормотворческого опыта <11>. Другие полагают, что законы субъектов РФ о сельскохозяйственной кредитной кооперации незаконны, ссылаясь на пункт "ж" ст. 71 Конституции РФ, согласно которому финансовое и кредитное регулирование относится к вопросам исключительной компетенции РФ, поэтому по этим вопросам может быть принят только федеральный закон (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ <12>).

<11> См.: Сущность и роль кооперации в национальной экономике: материалы парламентских слушаний Совета Федерации Федерального Собрания РФ (Москва, 5 - 6 декабря 2002 г.). М.: Издание Совета Федерации, 2003. С. 202.
<12> См.: Пастушенко Е. К вопросу о кредитной кооперации // Хозяйство и право. 1998. N 8. С. 36 - 37.

Полагаем, что правовое регулирование условий деятельности сельскохозяйственных кооперативов - это сфера аграрного законодательства.

Конституцией РФ аграрное законодательство не отнесено ни к исключительной компетенции РФ, ни к совместной компетенции РФ и ее субъектов. Однако анализ ст. 72 Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что аграрное законодательство должно быть предметом совместного Российской Федерации и субъектов РФ <13>. Это означает, что по данным вопросам возможно как федеральное, так и региональное нормотворчество.

<13> См.: Аграрное право: Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Быстрова и М.И. Козыря. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 38.

Таким образом, законодательство субъектов РФ о сельскохозяйственных кредитных кооперативах в тот период опережало федеральное законодательство.

В современных условиях определение правового статуса сельскохозяйственных кооперативов должно осуществляться исключительно на федеральном уровне (ст. 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к исключительной компетенции РФ). Кроме того, решение таких вопросов, как создание российской системы сельскохозяйственной кооперации, благоприятного налогового режима возможно путем общегосударственной воли. В то же время субъекты РФ вправе принимать свои нормативные правовые акты по вопросам государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов, предоставления земельных участков сельскохозяйственным кооперативам, создания региональных кооперативных структур, оказания консультационной помощи, региональных систем сельскохозяйственной кооперации.

Как свидетельствует практика регионального нормотворчества до 2013 г. <14>, в основном государственная поддержка кооперативов в подавляющем большинстве субъектов РФ осуществлялась исключительно в рамках государственной поддержки сельского хозяйства в целом <15>, либо малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве <16>, либо во взаимодействии с иными видами кооперативов (в частности, с потребительскими обществами <17>). Только ряд субъектов РФ имели нормативные правовые акты, регулирующие меры государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации в целом <18> или сельскохозяйственных потребительских кооперативов <19>.

<14> До созыва первого Всероссийского съезда сельских кооперативов в 2013 г.
<15> См.: Закон Архангельской области от 27.06.2007 N 367-19-ОЗ "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области и разграничении полномочий органов государственной власти Архангельской области по регулированию отношений в сфере рыболовства и аквакультуры (рыбоводства)" // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва. 2007. N 19; Закон Вологодской области от 08.05.2013 N 3047-ОЗ "О развитии сельского хозяйства в Вологодской области" // Красный Север. 14.05.2013.
<16> См.: Постановление Правительства Республики Калмыкия от 29.11.2012 N 457 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" // Хальмг унн. 15.12.2012; Постановление Правительства Саратовской области от 02.10.2013 N 520-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы" // Собрание законодательства Саратовской области. 2013. N 40.
<17> Закон Курской области от 09.06.2007 N 52-ЗКО "О государственной поддержке и стимулировании развития потребительской кооперации на селе" // Курские ведомости. 2007. N 8; Постановление Кабинета министров Республики Адыгеи от 12.08.1996 N 311 "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения Республики Адыгея товарами и услугами" (вместе с Комплексной программой государственной поддержки потребительской кооперации в Республике Адыгея на 1996 - 1998 годы) // СПС "КонсультантПлюс".
<18> Закон Республики Ингушетия от 31.12.2010 N 75-РЗ "О государственной поддержке и стимулировании деятельности сельскохозяйственной кооперации и потребительских обществ в Республике Ингушетия" // Ингушетия. 20.01.2011; Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 381-З N 775-III "О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия)" // Якутия. 02.11.2006; Постановление Правительства Удмуртской Республики от 10.06.2013 N 240 "О республиканской целевой программе "Развитие сельскохозяйственной кооперации и логистических центров в области растениеводства в Удмуртской Республике на 2013 - 2015 годы" (утратил силу) // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2013. N 45 (I).
<19> См.: Закон Оренбургской области от 12.09.2007 N 1482/318-ОЗ "Об областной целевой программе развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и системы сельской кредитной кооперации Оренбургской области на 2007 - 2010 годы" // Южный Урал. 06.10.2007; Закон Челябинской области от 27.05.2010 N 592-ЗО "О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Челябинской области" // Южноуральская панорама. 11.06.2010; Постановление Администрации Липецкой области от 15.03.2013 N 130 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства в Липецкой области на 2013 - 2015 годы" // Липецкая газета. 29.03.2013; Постановление Правительства Орловской области от 25.08.2009 N 141 "Об утверждении Порядка финансирования мероприятий областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007 - 2010 годы", утв. Законом Орловской области от 22.03.2007 N 667-ОЗ // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства Республики Дагестан от 25.04.2007 N 111 "О республиканской целевой Программе "Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Дагестан на 2007 - 2009 годы" // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2007. N 4. Ст. 257; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.2010 N 571 "О порядке предоставления государственной поддержки на создание республиканской системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации Республики Саха (Якутия)" (вместе с Положением о порядке предоставления государственной поддержки на создание республиканской системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации Республики Саха (Якутия)) // Якутские ведомости. 25.12.2010.

После Съезда сельских кооперативов 2013 г. можно говорить об активизации регионального нормотворчества в обозначенной сфере - принимаются различные нормативные правовые акты: государственные программы субъектов РФ <20>, ведомственные целевые программы <21>, государственные программы субъектов РФ или ведомственные программы по поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации <22>, либо вносятся изменения в документы по развитию сельского хозяйства и продовольственных рынков в виде подпрограммы по сельскохозяйственной кооперации <23>, либо поддержка сельскохозяйственной кооперации предусматривается как часть развития сельского хозяйства в целом <24>.

<20> См.: Постановление Администрации Томской области от 10.07.2015 N 265а "О предоставлении бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственной кооперации в Томской области" (вместе с Положением о предоставлении грантов в форме субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие сельскохозяйственного производства в Томской области") // Собрание законодательства Томской области. 2015. N 7/2 (127); Постановление Правительства Самарской области от 28.08.2013 N 422 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013 - 2020 годы" // Волжская коммуна. 29.08.2013.
<21> См.: Приказ Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 01.09.2015 N 83 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае на 2016 - 2018 годы" // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.09.2015).
<22> См.: Постановление Администрации Алтайского края от 10.07.2015 N 285 "Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета средств на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" // Алтайская правда. 23.07.2015.
<23> См.: Постановление Правительства Калужской области от 05.12.2013 N 654 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" // Весть. Документы. 20.12.2013.
<24> См.: Закон Смоленской области от 30.11.2005 N 114-З "О поддержке сельскохозяйственного производства на территории Смоленской области" (в ред. от 27.02.2014) // Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. 2005. N 12 (ч. III). С. 40; областная государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области на 2014 - 2020 годы", утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 928 // Волжская коммуна. 22.11.2013.

Однако в ряде субъектов РФ сложилась следующая ситуация: несмотря на то, что приняты программы, посвященные поддержке сельскохозяйственной кооперации в целом (на это указывает использование в их названии слов "сельскохозяйственная кооперация"), содержание этих программ свидетельствует о том, что фактически предусмотрены меры государственной поддержки только сельскохозяйственных потребительских кооперативов <25>.

<25> См.: Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 24.10.2013 N П-13-93 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной кооперации в Омской области" // Омский вестник. 08.11.2013.

Проведенный нами правовой анализ показывает, что только четверть субъектов РФ приняли отдельные государственные программы, регулирующие поддержку сельскохозяйственной кооперации. В остальных субъектах РФ, как показывает нормотворческая практика, разрозненные нормативные правовые акты "грешат" противоречивым и бессистемным характером. Поэтому, на наш взгляд, сложились объективные предпосылки к принятию в субъектах РФ самостоятельных государственных программ по развитию сельскохозяйственной кооперации. Это также позволит привести документы стратегического планирования субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством о стратегическом планировании.

Думаем, что в субъектах РФ необходимо принятие именно государственных программ, а не иных видов нормативных правовых актов <26>, поскольку только государственные программы как комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта РФ, позволяют сформировать единый механизм реализации государственной политики по развитию сельскохозяйственных кооперативов в регионах.

<26> В Рекомендациях по разработке программ развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации от 05.12.2017 предусматривается принятие и иных видов нормативных правовых актов (раздел первый) (URL: www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2018)).

На наш взгляд, из всех региональных правовых моделей в сфере сельскохозяйственной кооперации наиболее эффективная модель сформирована в Липецкой области.

Основной документ комплексного характера в Липецкой области - Государственная программа Липецкой области "Развитие кооперации и коллективных форм собственности", утвержденная Постановлением Администрации Липецкой области от 30.10.2013 N 490.

Цель реализации данной государственной программы - развитие не только сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но и производственных кооперативов, в том числе и в несельскохозяйственной сфере. Ее реализация основывается на следующих принципах:

Реализация государственной программы потребовала принятия ряда нормативных правовых актов Липецкой области по отдельным аспектам государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов <27>.

<27> См., например: Постановление Администрации Липецкой области от 11.01.2017 N 12 "Об утверждении порядков предоставления субсидий в области сельского хозяйства в 2017 году"; Постановление Администрации Липецкой области от 27.03.2017 N 134 "Об утверждении порядка предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства в части предоставления субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам второго уровня для формирования собственных средств кооператива с целью пополнения фонда финансовой взаимопомощи для поддержки осуществления предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственной деятельности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на 2017 год".

В современных условиях невозможно представить развитие сельскохозяйственной кооперации без координации этой деятельности со стороны органа государственной власти субъекта РФ. Таким органом должен являться орган по управлению сельским хозяйством. Анализ положений о региональных органах управления сельским хозяйством показывает, что лишь в 23 субъектах РФ нормативные правовые акты, определяющие правовое положение органа управления сельским хозяйством, содержат прямое полномочие по поддержке сельскохозяйственной кооперации <28>.

<28> Калининградская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Новгородская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Крым, Республика Мордовия, Республика Тыва, Самарская область, Тамбовская область, Тверская область, Хабаровский край, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Полагаем, что необходимо рекомендовать субъектам РФ в органах государственной власти субъектов РФ, специально уполномоченных в сфере сельского хозяйства, сформировать структурное подразделение с полномочиями в сфере развития сельскохозяйственной кооперации либо малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации.

Успешный опыт реализации модели кооперативного управления "область - район - поселение", реализованный в Липецкой области, позволяет сделать вывод о необходимости формирования при высшем исполнительном органе субъекта РФ совещательного органа, состоящего из представителей органов государственной власти субъекта РФ, муниципальных районов и сельских поселений в целях формирования многоуровневой системы управления сельскохозяйственной кооперации.

Также необходима консалтинговая поддержка сельскохозяйственных кооперативов <29>. Полагаем, что нормативные правовые акты о консультационной помощи сельскохозяйственных кооперативов должны быть приняты во всех субъектах РФ.

<29> Административный регламент исполнения государственной функции "Об оказании консультационных услуг по вопросам развития малых форм хозяйствования", утв. Приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 15.07.2008 N 119.

Комплексный правовой подход к развитию сельскохозяйственной кооперации позволил Липецкой области выйти на первое место по развитию сельскохозяйственной кооперации. К 2020 г. там планируется создание 336 сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов. Также здесь заложена правовая основа формирования системы сельскохозяйственной кооперации, включающей финансовые институты по поддержке сельскохозяйственных кооперативов <30>. В частности, на территории области действует Липецкий областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Формируются различные фонды: фонд развития кооперативов, фонд микрофинансирования, фонд долгосрочных вложений, гарантийный фонд. За счет средств этих фондов предоставляются краткосрочные и долгосрочные займы сельскохозяйственным кооперативам. Планируется, что к 01.01.2020 будет направлено на данные цели около 1 млрд руб.

<30> См.: Яшина М.Л., Антонова Д.В. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации - ключевое направление устойчивого развития сельских территорий // Экономические исследования. 2016. N 1. С. 11 - 12.

Одна из задач сельскохозяйственной кооперации, успешно реализуемой на территории Липецкой области, - формирование кооперативных структур по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими фермерскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными кооперативами, иными аграрными юридическими лицами. На территории области функционирует более 500 перерабатывающих и снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных кооперативов. В пяти муниципальных районах идет строительство кооперативных рынков, осуществляется обеспечение доступа на действующие розничные рынки, расширение сельскохозяйственных ярмарок (более 4 тыс. мест на розничных рынках, более 6 тыс. торговых мест для участников ярмарок (ежедневно), около 300 мест на сельскохозяйственных ярмарках "Торговые ряды", функционируют более 130 кооперативных магазинов). Такая разветвленная система кооперативного сбыта позволяет осуществить интеграцию сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечить потребности жителей области, иных субъектов РФ продовольствием областного производства, обеспечить занятость сельских граждан, повысить уровень их доходов.

Таким образом, развитие сельскохозяйственной кооперации возможно только на комплексной правовой основе. Система региональных нормативных правовых актов, направленных на развитие сельскохозяйственной кооперации, должна включать:

Библиография

  1. Аграрное право: Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Быстрова, М.И. Козыря. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юристъ, 2000. 534 с.
  2. Пастушенко Е. К вопросу о кредитной кооперации // Хозяйство и право. 1998. N 8. С. 36 - 37.
  3. Сущность и роль кооперации в национальной экономике: материалы парламентских слушаний Совета Федерации Федерального Собрания РФ (Москва, 5 - 6 декабря 2002 г.). М.: Издание Совета Федерации, 2003. 387 с.
  4. Шилова Н.П. Правовое регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 269 с.
  5. Яшина М.Л., Антонова Д.В. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации - ключевое направление устойчивого развития сельских территорий // Экономические исследования. 2016. N 1. С. 11 - 12.

References (transliteration)

  1. Agrarnoe pravo: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. G.E. Bystrova, M.I. Kozyrya. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Yurist, 2000. 534 s.
  2. Pastushenko E. K voprosu o kreditnoy kooperatsii // Khozyaystvo i pravo. 1998. N 8. S. 36 - 37.
  3. Sushchnost' i rol' kooperatsii v natsional'noy ekonomike: materialy parlamentskikh slushaniy Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya RF (Moskva, 5 - 6 dekabrya 2002 g.). M.: Izdanie Soveta Federatsii, 2003. 387 s.
  4. Shilova N.P. Pravovoe regulirovanie sel'skokhozyaystvennoy kreditnoy kooperatsii: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2003. 269 s.
  5. Yashina M.L., Antonova D.V. Razvitie sel'skokhozyaystvennoy potrebitel'skoy kooperatsii - klyuchevoe napravlenie ustoychivogo razvitiya sel'skikh territoriy // Ekonomicheskie issledovaniya. 2016. N 1. S. 11 - 12.