Мудрый Юрист

Правовые аспекты формирования инновационной среды в арктических регионах Российской Федерации

Гапанович Анна Владимировна, начальник отдела договорной и претензионно-исковой работы правового управления Тюменского индустриального университета.

Радион Мария Александровна, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса Тюменского государственного университета, кандидат экономических наук.

Одним из факторов комплексного развития Арктической зоны Российской Федерации является эффективное инновационное развитие входящих в ее состав регионов. Представленный в статье анализ позволил выявить высокую степень дифференциации арктических регионов по уровню и условиям инновационного развития. Авторами обоснована необходимость применения единого подхода к понятию "инновационная среда", требуемого законодательного закрепления в федеральном законодательстве при одновременном предоставлении субъектам Федерации, входящим в состав Арктической зоны, права самостоятельного нормативного установления деталей осуществления инновационной деятельности в рамках Стратегии развития Арктической зоны и во исполнение норм федеральных нормативных правовых актов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная среда, арктический регион, правовое регулирование инновационной деятельности в арктических регионах Российской Федерации.

Legal Aspects of the Establishment of an Environment of Innovation in the Arctic Regions of the Russian Federation

A.V. Gapanovich, M.A. Radion

Gapanovich Anna V., Head of the Division of Contracts and Claims Administration of the Legal Department of the Industrial University of Tyumen.

Radion Maria A., Associate Professor of the Department of World Economics and International Business of the Tyumen State University, Candidate of Economic Sciences.

One of the factors of integrated development of the arctic regions of the Russian Federation is its areas' effective innovation development. The analysis introduced in this article highlights the high degree of arctic regions' differentiation based on the level and conditions of innovation development. The authors demonstrates the need of consistent approach application to the term "innovation environment" by its legislative consolidation in the federal legislation provided simultaneously the subjects of federation being a part of arctic regions the independent regulatory right of details of innovation activity execution as part of the development strategy of arctic regions and pursuant to the provisions of federal laws and regulations.

Key words: innovation activity, innovation environment, arctic region, legal regulation of innovation activity in the arctic regions of the Russian Federation.

Арктические регионы России являются зоной национальных интересов государства, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны. В условиях передачи федеральным центром на региональный уровень управления значительной части прав и соответствующей доли ответственности за эффективное регулирование инновационной деятельности объективной предпосылкой активизации инновационной деятельности, обеспечения роста объема производимой в регионе инновационной продукции, основанной на результатах научных исследований и разработок, применении новых, более эффективных технологий, является формирование благоприятных условий хозяйствования инновационных предприятий и внедрения инновационных разработок, в том числе за счет формирования соответствующей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, что обусловливает актуальность исследуемой авторами проблемы.

В настоящее время основу правового регулирования и развития регионов Арктической зоны составляют Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. N Пр-1969 (далее - Основы); Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., утв. Президентом РФ (далее - Стратегия); Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 366 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" <1> (далее - Постановление N 366). Отметим, что первые два акта по своей сути не носят характера нормативных правовых актов <2>. Они определяют в целом направления, цели и принципы политики государства в области развития Арктики.

<1> URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2014); СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. IV). Ст. 2207.
<2> См.: статья 90 Конституции Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // СПС "КонсультантПлюс".

Ввиду отсутствия единого законодательного акта, регламентирующего так называемую арктическую деятельность <3>, правовая регламентация регионов Арктической зоны в настоящее время осуществляется на уровне отдельных отраслевых законодательных и нормативных правовых актов социального, экономического, эколого-природного и т.д. характера, в том числе актов земельного, водного, лесного, природоохранного законодательства, законодательства об инвестициях и инновациях, о науке и научной деятельности и т.д.

<3> Попытки принятия единого федерального закона успехом не увенчались.

В литературе отмечается необходимость единообразия правового регулирования российских северных территорий и прилегающих к ним акваторий Северного Ледовитого океана, составляющих Арктическую зону Российской Федерации <4>. Д.О. Сиваков, к примеру, в качестве вариантов решения задачи усиления правового регулирования деятельности в Арктической зоне предлагает следующее: 1) разработать и принять единый федеральный закон, обеспечивающий концептуальный подход; 2) включать в отраслевые законы специальные главы, посвященные особенностям правовых режимов различных природных ресурсов и объектов в Арктической зоне; 3) разработать и принять технические регламенты, охватывающие арктическую деятельность <5>.

<4> Например: Кузнецов В.И. Административно-правовой режим Арктической зоны // Журнал российского права. 2015. N 11.
<5> Сиваков Д.О. Российское право и "век Арктики" // Законодательство и экономика. 2011. N 10.

Применительно к тематике настоящего доклада авторы предлагают иной подход к правовому регулированию так называемой арктической деятельности.

В первую очередь очевидными являются различие правового статуса и системы государственного управления субъектов Федерации, входящих в состав Арктической зоны <6>, разнообразный характер ресурсной базы данных регионов, о чем свидетельствуют дифференциальный подход к их инновационному развитию, отличающиеся природно-климатические условия.

<6> Так, в состав Арктической зоны входят субъекты Федерации различных федеральных округов (Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного), имеющие разную структуру органов исполнительной власти. Кроме того, в состав Арктической зоны входят Ненецкий и Ямало-Ненецкого автономные округа, которые, в свою очередь, являются частью другого субъекта Федерации - Архангельской и Тюменской областей соответственно.

Представляется, что в силу данных различий арктических регионов невозможно урегулировать весь спектр социальных, экономических, природоохранных и иных правоотношений, возникающих в Арктической зоне, исключительно в рамках единого нормативного правового акта. В связи с этим в силу особого статуса регионов Арктической зоны законодателю следует пойти по пути одновременного принятия единого федерального закона, а также совершенствования отраслевого законодательства, так или иначе затрагивающего вопросы деятельности в арктических регионах. Принятие единого федерального закона необходимо в целях установления терминологического аппарата, перечня и границ регионов, входящих в состав Арктической зоны, особенностей их правового статуса, принципов правового регулирования деятельности в Арктической зоне. Кроме того, особый акцент необходимо сделать на развитии регионального законодательства, учитывающего все вышеуказанные особенности того или иного арктического региона, в пределах предметов ведения, определенных Конституцией Российской Федерации.

Указанный тезис в полной мере применим и к формированию инновационной среды в арктических регионах.

Реализация главных целей государственной политики Российской Федерации в Арктике (п. 6 Основ) осуществляется в том числе за счет внедрения инновационных технологий, стимулирования реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий. В связи с этим на сегодняшний день актуальность приобретает развитие системы инновационных проектов на территории арктических регионов. При этом ведение инновационной деятельности должно учитывать природно-климатические условия данных регионов, а также особенности их ресурсной базы.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" (далее - АЗРФ) к сухопутным территориям АЗРФ относятся территории восьми субъектов РФ, достаточно дифференцированные по показателям как социально-экономического, так и инновационного развития (см. табл.).

Таблица

Положение регионов АЗ РФ по рейтингу инновационной активности регионов Российской Федерации, составляемому НАИРИТ <*>, <1>

Регион

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Изменение <**>

2015 г.

Красноярский край

26

23

23

23

- 5

21

ЯНАО

41

41

40

40

- 3

38

Мурманская область

61

61

60

60

- 12

49

Республика Коми

47

50

47

47

52

Архангельская область

42

42

44

44

15

57

Республика Саха (Якутия)

66

70

66

66

- 3

63

Ненецкий автономный округ

81

76

73

73

85

Чукотский автономный округ

83

83

83

83

- 3

80

<*> НАИРИТ - Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий.
<**> в 2015 г. по сравнению с 2011 г.
<1> URL: https://www.nair-it.ru/; URL: https://www.ra-national.ru/.

Согласно уровню и динамике рейтинга НАИРИТ можно сделать вывод о неравномерности, разнонаправленности и дифференцированности инновационного развития арктических территорий. Лидирующие позиции среди регионов АЗРФ занимает Красноярский край. Причиной этого является как отраслевая специализация (96% российского производства никеля, 95% российского производства кобальта, 55% российского производства меди, 35% мирового производства палладия), так и высокий уровень интенсивности затрат на технологические инновации - 4,9%, что более чем вдвое превосходит средний уровень по Российской Федерации в целом, также наблюдается увеличение объема привлеченных субсидий из федерального бюджета на развитие инновационной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Красноярском крае представляет интерес механизм реализации научно-технической политики, политики в сфере развития инновационной системы с позиции наличия норм по проведению экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, финансируемых за счет краевого бюджета, мониторинга инновационной деятельности, оценки эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку научной, научно-технической и инновационной деятельности, наличия Краевого реестра научно-технических разработок и инновационных проектов.

Вторая группа регионов с положительной динамикой показателей инновационного развития включает Мурманскую область и ЯНАО. Наибольшее повышение позиций наблюдается в Мурманской области - регионе, в котором сконцентрировано 100% производства апатитового и нефелинового концентратов в Российской Федерации, 45% общероссийского объема никеля, 16,2% общероссийского улова рыбы. Несмотря на то что уровень инновационной деятельности отстает от среднего значения по Российской Федерации, регион отличают результативное использование имеющегося потенциала (среднее значение по Российской Федерации показателей публикационной активности и экспорта технологий), наличие портовой особой экономической зоны "Мурманск".

Ямало-Ненецкий автономный округ - это 85% добычи природного газа в России, 70% мировых запасов сиговых рыб, 18% российской нефти, 600 тысяч голов северного домашнего оленя. Ямало-Ненецкий автономный округ отличает относительно стабильный уровень развития базовых показателей инновационного развития; доля предприятий, которые нацелены на решение задач экономии материальных затрат и топливно-энергетических ресурсов, в данном регионе выше среднего значения по Российской Федерации.

К третьей группе относятся все остальные регионы АЗРФ, кроме Чукотского и Ненецкого автономных округов, которые, несмотря на обеспеченность природными ресурсами, относятся к группе регионов-аутсайдеров по уровню инновационного развития.

Причинами таких изменений могли послужить инертность предприятий в реализации нововведений, низкие социальные условия инновационного развития, недостаточная научно-испытательная база, отсутствие региональных профильных институтов развития, в целом слабые условия развития высокотехнологичных компаний, т.е. несформированная или пассивная инновационная среда.

Проведенный анализ свидетельствует о наличии различных факторов, влияющих на создание особого инновационного климата. При этом сложный состав Арктики, особенности регионов Арктической зоны диктуют применение дифференцированного подхода к формированию инновационной среды каждого арктического региона.

Отметим, что законодатель на федеральном уровне в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" не закрепил понятие "инновационная среда" (далее - Закон N 127-ФЗ), хотя данный термин активно используется в различных нормативных правовых актах <7>. Вместе с тем, по мнению авторов, данный термин нуждается в законодательном закреплении ввиду возможных различных подходов к его пониманию.

<7> Например: распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р "О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г."; Постановление Правительства РФ от 17 октября 2006 г. N 613 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России по 2007 - 2013 годы"; Указ Президента РФ от 20 декабря 2001 г. N 1472 "О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Дубне Московской области" и т.д. // СПС "КонсультантПлюс".

Впервые понятие "инновационная среда" было описано в 1980-е годы М. Кастельсом как специфическая совокупность отношений производства и менеджмента, основанная на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда и инструментальные цели, направленные на генерирование нового знания, новых процессов и новых продуктов. Специфику инновационной среды, по мнению М. Кастельса, определяет именно ее способность генерировать синергию, т.е. добавленная стоимость получается не из кумулятивного эффекта элементов, присутствующих в среде, но из их взаимодействия. "Инновационные среды являются фундаментальными источниками инновации и создания добавленной стоимости в процессе промышленного производства в информационную эпоху" <8>.

<8> Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. / Под ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

В процессе трансформации мирового рынка высоких технологий наблюдаются этапы формирования и изменения термина "инновационной среды", что обусловливает наличие на сегодняшний день такого многообразия подходов к трактовке данного многоуровневого и многофакторного понятия, однако все они сводятся к общему признаку - это "окружение участника инновационного процесса, которое оказывает влияние на его инновационную деятельность" <9>. Инновационная среда - это основа для увеличения инновационного потенциала региона и его реализации путем генерирования нового знания, новых процессов и новых продуктов в целях достижения приоритетных для Российской Федерации инновационных результатов.

<9> Трофимов В.М. К вопросу о понятиях "инновационная среда" и "инновационный климат" в современной экономической науке // Известия Иркутской государственной экономической академии: электрон. науч. журнал. БГУЭП, 2011. N 6.

Анализ различных классических и современных прочтений термина "инновационная среда" позволяет уточнить определение в контексте целей регионального развития. Инновационную среду, по мнению авторов, необходимо рассматривать как совокупность социально-экономических, организационно-правовых, политических и прочих условий и факторов, интегрирующих механизмов и инструментов, обеспечивающих и способствующих осуществлению инновационной деятельности, формированию инновационной инфраструктуры, а также внедрению и реализации эффективных инновационных проектов.

Таким образом, авторы полагают приоритетным направлением рассматривать не просто развитие инноваций в арктических регионах, а именно формирование инновационных среды посредством:

Литература

  1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; М. Кастельс; под ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. 600 с.
  2. Кузнецов В.И. Административно-правовой режим Арктической зоны / В.И. Кузнецов // Журнал российского права. 2015. N 11. С. 130 - 141.
  3. Сиваков Д.О. Российское право и "век Арктики" / Д.О. Сиваков // Законодательство и экономика. 2011. N 10. С. 84 - 89.
  4. Трофимов В.М. К вопросу о понятиях "инновационная среда" и "инновационный климат" в современной экономической науке / В.М. Трофимов // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. N 6. С. 5.

References

  1. Castells M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obschestvo i kultura / Per. s angl.; M. Castells; pod red. O.I. Shkaratana [The Information Age: Economy, Society and Culture]. Moskva - Moscow, 2000. 600 s.
  2. Kuznetsov V.I. Administrativno-pravovoy rezhim Arkticheskoy zony' [The Administrative Law Regime of the Arctic Zone] / V.I. Kuznetsov // Zhurnal rossiyskogo prava - Russian Law Journal. 2015. N 11. S. 130 - 141.
  3. Sivakov D.O. Rossiyskoe pravo i "vek Arktiki" [The Russian Law and the Arctic Age] / D.O. Sivakov // Zakonodatelstvo i ekonomika - Law and Economy. 2011. N 10. S. 84 - 89.
  4. Trofimov V.M. K voprosu o ponyatiyakh "innovatsionnaya sreda" i "innovatsionny'y klimat" v sovremennoy ekonomicheskoy nauke [On the Concepts of an Environment of Innovation and an Innovative Climate in Modern Economic Sciences] / V.M. Trofimov // Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvenny'y universitet ekonomiki i prava) - News of the Irkutsk State Academy of Economics (Baikal State University of Economics and Law). 2011. N 6. S. 5.