Мудрый Юрист

Увольнение пилотов за несдачу переэкзаменовок, новых тестов: особенности, актуальные вопросы

Деятельность пилотов гражданской авиации до сих пор находится в кризисном положении. Это связано со многими негативными факторами, в том числе недостаточной квалификацией, низкой заработной платой, устаревшей авиационной техникой и другими. На сегодняшний день часть авиационной техники заменена на более новые и современные модели, однако данная часть совсем незначительна. Большинство авиационной техники уже давно устарело. Поэтому мастерство пилота, его квалификация, умение ориентироваться в сложной сложившейся ситуации - это основа для сохранения жизней многих пассажиров и членов экипажа, а также создание и сохранение высокой деловой репутации и востребованности такой авиационной компании. Все указанные обстоятельства напрямую влияют на безопасность авиаперелетов.

Проверка знаний, навыков, квалификации и способностей пилотов, выявление соответствия занимаемой должности являются важными факторами работоспособности системы организации и осуществления полетов.

Основным документом, регулирующим трудовые отношения между членами экипажей и авиационными компаниями, является Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ). Однако трудовая деятельность пилотов регламентируется и специальными нормами права, дополнительными нормативно-правовыми актами, которые учитывают все особенности рассматриваемой профессии.

Трудовые отношения в авиации, так же как и в других структурах, построены на соглашении между работниками и работодателями о выполнении возложенных на работника трудовых функций, подчинении внутренним регламентам, трудовому распорядку, локально-нормативным актам, трудовому договору, коллективному договору (ст. 15 ТК РФ).

Основанием для возникновения трудовых отношений между пилотами и авиационной компанией (работодателем) является трудовой договор (ст. 16 ТК РФ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 января 2009 г. N 32 утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта", для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, эффективным управлением персоналом в организациях воздушного транспорта.

Следует отметить, что согласно указанному Приказу проверка соответствия квалификации и фактического выполнения должностных обязанностей пилотов возлагается на аттестационную комиссию организации.

Пилот должен знать:

Следует отметить, что компания воздушных авиаперевозок обязана отстранить от работы пилотов, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков по охране труда, до следующей переэкзаменовки (ст. 76 ТК РФ). В этот период пилоту не будет начисляться заработная плата, то есть фактически он будет находиться в отпуске "за свой счет".

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций установлен Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

В рассматриваемом вопросе важным является понятие "квалификация". Так, под квалификацией работника следует понимать наличие необходимых знаний, умений, навыков и опыта, позволяющих полноценно выполнять возложенные на него обязанности.

В нашей стране трудовым законодательством введено понятие "профессиональный стандарт". Данный стандарт содержит характеристику квалификаций в соответствии с занимаемой должностью, которым должен соответствовать работник для выполнения возложенных на него функций (ст. 195.1 ТК РФ). Работодатели обязаны использовать указанные профессиональные стандарты в своей организации.

Следует отметить, что статьей 196 ТК РФ установлено, что работодатель самостоятельно определяет необходимость и периодичность подготовки, переподготовки, повышения квалификации, переэкзаменовок, тестов, направления для независимой оценки квалификации своих работников. Данные действия работодателя определяются коллективным договором и локальными актами.

Независимая оценка квалификации работников проводится центром оценки квалификаций в форме профессионального экзамена. По итогам прохождения такого экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации в течение тридцати дней. Если соискатель не сдал экзамен, то ему выдается заключение о прохождении экзамена, которое содержит выводы и рекомендации. Информация о выданных свидетельствах вносится в реестр. Если лицо, сдававшее экзамен, не согласно с результатами, то оно имеет право подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям в течение 30 дней после оглашения результатов.

Необходимо отметить, что пилоты при приеме на работу должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение (ст. 328 ТК РФ).

Согласно ст. 8 Воздушного кодекса РФ специалисты авиационного персонала должны обязательно проходить аттестацию. Из числа специалистов авиационного персонала к членам экипажа допускаются только те лица, которые имеют соответствующие свидетельства, выданные Росавиацией (Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396). Пилот также является членом команды экипажа, причем его командиром.

Пилоты проходят проверку соответствия навыков требованиям, установленным федеральными авиационными правилами для получения свидетельства.

Согласно ст. 57 Воздушного кодекса РФ командиром воздушного судна является лицо, имеющее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также необходимые навыки и опыт летной деятельности. Пилоту необходимо самостоятельно принимать решения по пилотированию воздушного суда, обеспечивать безопасность пассажиров и экипажа, поэтому такой работник обязан иметь соответствующую квалификацию.

Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 N 670 утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Свидетельство выдается после прохождения соответствующих программ обучения (повышения квалификации) и успешной сдачи экзамена перед квалификационной комиссией, образованной Росавиацией (Федеральным агентством воздушного транспорта РФ).

Экзамен проводится в форме тестирования. В текстах предусмотрены разные виды вопросов, которые соответствуют определенной должности.

В том случае, если проверяемый ответил правильно больше чем на 75% вопросов, считается, что он успешно сдал квалификационные экзамены. Если указанный порог не пройден, значит проверяемый "завалил" экзамены и ему необходимо будет пройти повторную проверку не ранее чем через 14 дней со дня предыдущей проверки.

Испытуемый пилот, прошедший квалификационный тест, допускается к полетам.

В случае когда пилот не сдал квалификационный экзамен, его на период пересдачи должны отстранить от осуществления полетов, то есть предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы на указанный период. Когда пилот пересдаст экзамен, то его опять допустят к полетам. В случае если пилот не сдал повторно экзамен (не осуществил переэкзаменовку), работодатель обязан уволить такого сотрудника по ч. 1 ст. 84 ТК РФ за отсутствие соответствующего документа о квалификации, позволяющего осуществлять полеты.

Свидетельство действует бессрочно, за исключением случаев, когда оно аннулировано, приостановлено или заменено на новое свидетельство.

Таким образом, при приеме на работу пилот должен иметь указанное свидетельство. Однако в случае, когда старое свидетельство аннулировано, но пилот продолжает свою работу, он должен получить новое свидетельство согласно рассмотренным выше правилам. Тогда при несдаче переэкзаменовки работодатель обязан уволить сотрудника по ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

При этом работодатель должен соблюдать все действующие нормы трудового права, то есть предложить такому пилоту вакантную должность, соответствующую имеющейся у него квалификации, с учетом его состояния здоровья. В случае отсутствия вакантных мест с учетом рассмотренных выше условий работодатель прекращает трудовой договор согласно ч. 1 ст. 84 ТК РФ. В указанном случае увольнение работника является обязанностью работодателя. Данные выводы подтверждаются в том числе и судебной практикой, например содержатся в апелляционном определении по делу N 33-2561/2018 Забайкальского краевого суда.

Совсем иная ситуация в случае проведения аттестации силами работодателя или независимой организацией. Авиационная компания имеет право устанавливать самостоятельно периодичность повышения квалификации пилотов с учетом собственных локальных актов. Аттестация и получение свидетельства пилота - это совсем разные вещи. Свидетельство является обязательным документом еще при приеме на работу, а аттестация работников проводится в определенные периоды среди уже работающего персонала.

Авиационной компанией в локальных нормативных актах может быть установлена обязанность проведения аттестации в случае, если у пилота были перерывы в работе.

Порядок проведения аттестации работников разрабатывается с учетом мнения профсоюзного органа локальными актами организации.

При этом в случае, если работник не прошел аттестацию, ему предоставляют отпуск без содержания на период пересдачи. В случае если работник повторно не прошел аттестацию, работодатель вполне может уволить такого сотрудника за несоответствие занимаемой должности согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При этом работодатель должен соблюдать все требования Трудового кодекса, то есть предложить такому сотруднику вакантную должность. В случае письменного отказа или отсутствия вакантной должности работодатель имеет право уволить сотрудника по ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Однако такие действия работодателя могут быть вполне оспорены работником в суде. Посылками для такого оспаривания могут служить: неправильное оформление результатов аттестации, нарушения в документации, отсутствие уведомления в письменной форме и другие неправомерные действия.

Следует отметить, что если работодателем не проводилась аттестация, то уволить по указанному основанию за несоответствие занимаемой должности он не имеет права (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

В случае увольнения или нарушения прав в сфере трудовых отношений пилот может защищать свои права всеми доступными способами. Способами защиты трудовых прав согласно ст. 352 ТК РФ являются:

Таким образом, подтверждение квалификации пилотов является жизненно необходимым фактором полноценного развития авиации в нашей стране. Трудовые правоотношения позволяют регулировать процесс осуществления безопасности полетов.

Действующее трудовое законодательство направлено на создание оптимальных условий для работающих и работодателей. Поэтому нормы трудового права можно использовать не только для регуляторных целей, но и для защиты своих прав и интересов.