Мудрый Юрист

Обзор летних изменений, затрагивающих фискальные вопросы

<1> Часть изменений уже были рассмотрены в номерах 14 и 15 газеты.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Вносятся существенные изменения:

В результате данных поправок происходит дальнейшее совершенствование порядка применения ККМ.

Меняется наименование Закона. Вводятся новые термины.

Скорректированы положения, касающиеся обязанности применения ККТ, а также предусмотрены особенности ее применения при осуществлении отдельных расчетов.

Меняются реквизиты, которые должны быть указаны в чеке. Уточняется, какие расчеты могут быть осуществлены без применения ККТ. Изменения касаются и порядка включения ККТ в реестр.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Вводится еще один федеральный налог - на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (глава 25.4). В отношении этого налога также осуществляется контроль по сделкам между взаимозависимыми лицами.

Законом снижены ставки акцизов на некоторые виды товаров, ставки изменены с 1 июня 2018 г. и будут действовать по 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования" Место жительства физического лица

Уточняется, что в случае отсутствия у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствия в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).

Это правило касается и порядка уплаты единого налогового платежа физического лица.

При отсутствии места жительства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), постановка на учет принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании заявления такого физического лица налоговым органом, в который по выбору физического лица представлено это заявление.

Новый способ уплаты налога

У налогоплательщиков - физических лиц появляется возможность платить налоги через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, в этом случае налоговая обязанность будет считаться исполненной со дня внесения денежных средств.

Таким образом, можно внести и единый налоговый платеж физического лица.

При этом МФЦ, местная администрация, организация федеральной почтовой связи обязаны:

  1. принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;
  2. вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
  3. выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  4. представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Эти средства в течение пяти дней должны быть внесены в банк.

Если это не будет сделано без уважительных причин, то могут быть применены соответствующие меры ответственности.

В Налоговый кодекс Российской Федерации вводится новый состав налогового правонарушения, который закреплен в ст. 129.12 "Нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг", санкция которой предусматривает взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.

В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 46 и 47 НК РФ.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации должно быть направлено в местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органов, организаций о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Уточнен также порядок проведения принятого платежа банками.

Уточнение платежа в случае, если ошибка не привела к неперечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации

Налогоплательщик (иное лицо, предъявившее в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика), обнаруживший ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшие неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, может в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. Это можно сделать как в письменном, так и электронном виде.

Налоговый орган имеет право запросить у банка копию поручения.

Обнаружить ошибку может и налоговый орган, который вправе в этом случае самостоятельно уточнить платеж, если это не приведет к возникновению недоимки у налогоплательщика. Важно, что ошибка не должна приводить к неполучению налога в бюджет. Налоговый орган может проводить уточнение в течение трех лет со дня перечисления денежных средств в бюджетную систему. Платеж уточняется на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации. При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Единый налоговый платеж физического лица

Существенным нововведением является появление нового вида платежа - единого налогового платежа физического лица.

Данный вид платежа должен обеспечить исполнение налоговой обязанности физического лица своевременно и в полном объеме, поскольку позволяет "копить" средства. После перехода на кадастровую стоимость для расчета земельного налога и налога на имущество физических лиц значительно выросли суммы этого налога, что в некоторых случаях физические лица допускали просрочки платежа в силу отсутствия у них соответствующих средств на дату уплаты налога, поскольку налоговое уведомление приходит за тридцать дней до даты наступления срока уплаты, который не всегда соблюдается налоговыми органами, ввиду чего даже пришлось установить возможность для субъектов продлить сроки уплаты налогов для физических лиц, в течение которых не начисляются пени (см. п. 4.1 ст. 75 НК РФ).

В целях функционирования данного нового элемента вводится ст. 45.1 и вносятся изменения в ряд других статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц. При этом единый налоговый платеж за налогоплательщика может быть произведен и иным лицом, которое, впрочем, лишено возможности требовать возврата этого платежа.

Перечисление этого платежа происходит в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика - физического лица.

Зачет платежей с этого счета осуществляется налоговым органом в счет предстоящих платежей по налогам (транспортному, земельному и (или) налогу на имущество физических лиц), недоимки по данным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате процентам в соответствии со ст. 64 НК РФ.

Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется в счет предстоящих платежей налогоплательщика - физического лица по указанным налогам в установленные сроки уплаты таких налогов, последовательно начиная с меньшей суммы налога.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику - физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов.

Пунктом 6 ст. 45.1 НК РФ предусмотрен алгоритм зачета по недоимке налогоплательщика, пени и процентам по ст. 64 НК РФ.

Налогоплательщик вправе вернуть средства, по которым не принято решение налогового органа о зачете.

Возврат данных средств (остатка) производится в течение одного месяца с момента получения соответствующего заявления налогоплательщика на основании решения налогового органа, которое должно быть принято в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика. О принятом решении сообщается налогоплательщику в течение пяти дней.

При нарушении сроков возврата происходит начисление пени в размере ставки рефинансирования, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Взимание платы за переводы налогов через иностранные платежные системы

Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

Приостановление операций по счетам в банке

Допускается приостановление операций по счетам в банке у плательщиков страховых взносов в случае нарушения срока представления расчета по страховым взносам в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Уточнение сроков зачета по недоимке налогоплательщика, проводимого налоговыми органами самостоятельно

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 279-ФЗ "О признании утратившим силу абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Данным Законом Республика Хакасия исключена из состава субъектов, определенных ст. 25.8 НК РФ, на территории которых могут быть реализованы инвестиционные проекты.

Эти изменения позволят на территории Республики Хакасия использовать льготный режим налогообложения по налогу на прибыль организаций и НДПИ без включения в реестр участников РИП организациям, осуществившим капитальные вложения начиная с 2013 г., при соблюдении установленных условий и подаче соответствующего заявления в налоговые органы.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с ратификацией Таможенного кодекса ЕАЭС возникла необходимость в принятии нового Закона о таможенном регулировании.

Целями принятия данного акта в соответствии с его п. 1 ст. 1 являются следующие:

  1. обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации и иных актов, составляющих право Евразийского экономического союза;
  2. обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;
  3. обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации;
  4. создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, таможенной инфраструктуры.

Предметом регулирования данного Закона являются:

  1. отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  2. определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
  3. установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации;
  4. регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации;
  5. регулирование отношений, связанных с введением запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров.

В основу данного акта положен ранее действующий Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в той мере, в какой это не противоречит нормам ратифицированного ТК ЕАЭС.

Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 г., при этом он содержит новые положения, которые должны быть урегулированы национальным законодательством стран - членов ЕАЭС. Таким образом, принятие данного акта прежде всего позволит реализовать те положения ТК ЕАЭС, которые отсылают к национальному законодательству, направленные на совершенствование таможенного администрирования, а также на упрощение совершения таможенных операций.

Например, вводится возможность предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)" (совместно с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях" и Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона "О международных компаниях" и Федерального закона "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края")

Законом предусмотрено создание особых зон для функционирования международных компаний и международных холдинговых компаний, которые получают определенные налоговые послабления, связанные с их деятельностью.

Предполагается уплата компанией ежегодного регистрационного взноса, размер которого определяется в НК РФ.

Воспользоваться режимом могут только иностранные компании и в специальных административных районах - остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области.

Законом установлены определенные условия для регистрации в качестве такой компании, к которым относятся и порядок осуществления деятельности, и размер инвестиций, которая эта компания должна сделать.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 297-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Данным Законом расширяется перечень доходов, которые исключены из объектов обложения НДФЛ. В этот перечень включены доходы, возникающие при прекращении (полностью или частично) обязательств налогоплательщика в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя".

Закон также уточняет порядок налогообложения участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и Севастополя (определен порядок исчисления налогов для случаев расторжения договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне).

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Как следует из названия, данным актом вносятся изменения в три статьи НК РФ.

Положения, вводимые в ст. 5, направлены на обеспечение стабильности для резидента территории опережающего социально-экономического развития либо резидента свободного порта Владивосток. Предполагается, что положения, ухудшающие их состояние, не будут к ним применяться в течение десяти лет с момента получения соответствующего статуса.

Для них предусматриваются особенности применения данными лицами пониженных тарифов по страховым взносам.

Законом дополнен перечень выплат, которые не облагаются страховыми взносами. В него включили стоимость проезда неработающих членов семьи сотрудника: мужа или жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 301-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Законом вводится ст. 179.7, определяющая понятие "порядок и условия получения и аннулирования свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья".

Вводятся новые виды подакцизных товаров:

нефть;

газовый конденсат стабильный;

вакуумный газойль (при температуре 20 °C и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 кг/м3 и с кинематической вязкостью при температуре 80 °C более 3 сантистоксов);

гудрон (при температуре 20 °C и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 кг/м3);

мазут;

Уточняется порядок налогообложения по новым подакцизным товарам.

Вводятся ставки, которые будут применяться с 1 января 2019 г., и порядок их применения для отдельных категорий подакцизных товаров.

Вводится государственная пошлина за выдачу федеральных специальных и (или) акцизных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для маркировки алкогольной продукции, - 0,16 рубля за каждую марку.

Плательщик государственной пошлины, обращающийся за лицензией по продаже алкоголя, сможет зачесть уплаченную сумму государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится в случае, если уполномоченным органом было отказано в совершении юридически значимого действия по основаниям, указанным в п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Зачет можно проводить в течение трех лет со дня ее уплаты.

Также изменения затронули и порядок обложения НДПИ.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" Уточнен порядок предоставления налоговым органам информации, законов и иных НПА

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов предоставляются в электронной форме.

Консолидированная группа налогоплательщиков

Уточнено, что если на момент представления в налоговый орган договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков срок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату еще не наступил, то определение размера чистых активов или уставного (складочного) капитала производится на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на предшествующую отчетную дату.

Добавляется обязанность для ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Он обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о прогнозируемых поступлениях от консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций. Указанная информация представляется по требованию налогового органа в срок не позднее тридцати календарных дней со дня получения соответствующего требования.

Данная информация является налоговой тайной.

Налоговые органы вправе представлять эту информацию в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники консолидированной группы налогоплательщиков, что не нарушает режим налоговой тайны. Вместе с тем на финансовые органы возлагается обязанность сохранения этого режима в отношении информации. Доступ к этим сведениям, составляющим налоговую тайну, в финансовых органах субъектов Российской Федерации имеют должностные лица, определяемые руководителями этих финансовых органов.

Однако эти положения коснутся только тех КГН, которые созданы до 1 января 2018 г. В настоящее время КГН больше не регистрируются. Уплачивать налог на прибыль через КГН можно, только если договор о создании КГН был зарегистрирован до 1 января 2018 г. Такой договор сохраняет силу до окончания срока его действия, но не позднее 1 января 2023 г.

Налоговый контроль

Меняется порядок проведения камеральной проверки.

До двух месяцев сокращается срок проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Для иностранных организаций, реализующих контент, срок в шесть месяцев остался прежним.

Данный срок может быть продлен до трех месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

Выездная налоговая проверка

Определен предмет повторной налоговой проверки после представления уточненной налоговой декларации, теперь проверяется не период, за который подана эта декларация, а правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Свидетель



Налоговый орган теперь обязан вручить копию протокола после его составления свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Истребование документов

Налогоплательщик, который хочет воспользоваться тем, что ранее уже представлял документы в налоговый орган, как основанием для непредставления документов налоговому органу, теперь будет обязан представить в налоговый орган уведомление о том, что ранее им документы в налоговый орган уже представлялись. Данное уведомление должно быть направлено в налоговый орган в срок и в порядке, которые установлены для представления документов. В уведомлении должны быть указаны реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация).

Изменяются сроки представления документов и информации по требованию налогового органа контрагентами.

Так, лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с п. 1 и 1.1 ст. 93.1 НК РФ, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Уведомление направляется в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 93 НК РФ.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок

По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту налоговой проверки, в котором фиксируются: начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ в случае, если Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах.



Данное дополнение должно быть составлено в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий лицами, которые проводили эти дополнительные мероприятия.

Дополнение и материалы к нему должны быть вручены лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или переданы иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), в течение пяти дней (десяти дней ответственному участнику консолидированной группы, иные сроки установлены для иностранных лиц).

Документы, которые были представлены лицом, в отношении которого проводилась проверка, к дополнению не прилагаются.

Если лицо уклоняется от получения дополнения, то оно отправляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

У проверяемого лица появляется право в течение пятнадцати дней со дня получения дополнений представить письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям, к которым могут быть приложены документы, обосновывающие возражения.

Контролируемые сделки

Ряд оснований для признания сделок контролируемыми был добавлен ранее, часть вносится в этом Законе. Например, к контролируемым сделкам относятся сделки, если стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных п. 2 - 4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Утрачивают силу подп. 5, 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, а значит, теперь не будут признаваться контролируемыми сделки, хотя бы один из участников которых является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций, или участником регионального инвестиционного проекта.



Суммовые ограничения не являются теперь основанием самим по себе, а вводятся в зависимости от основания, по которому сделка может быть признана контролируемой.

Согласно новой редакции п. 3 ст. 105.14 сделки, предусмотренные п. 1 этой статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает шестьдесят миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает один миллиард рублей.

Налог на добавленную стоимость

Устранили спорный вопрос об уплате НДС с предоплаты в счет передачи имущественных прав.

НДС надо будет исчислять с предоплаты, при этом налоговая база будет определяться как разница: предоплата минус расходы на приобретение уступаемых прав. Сумму расходов нужно будет определять пропорционально доле предоплаты.

Уточнен статус налогового агента при перевозке железнодорожным транспортом.



Уточняется порядок подтверждения нулевой ставки НДС при вывозе товара.

Так, появляется возможность подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте контрактом с российской организацией.

Расширен перечень организаций, которые смогут претендовать на заявительный порядок возмещения НДС.

Так, снижаются требования к сумме уплаченных организацией налогов, смягчаются требования к поручителям.

Налог на прибыль

Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации до 1 января 2018 г., подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 г. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019 - 2022 гг.

Вводится государственная пошлина за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности:

Налог на имущество организаций

Объектом налогообложения с 1 января 2019 г. будет только недвижимое имущество. Положения о движимом имуществе были исключены из соответствующих текстов статей.



В новой редакции определено, что налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации". Кроме того, предусмотрено, что налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено ст. 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

Главные изменения в этом Законе касаются повышения с 1 января 2019 г. ставки НДС до 20%.

Тариф страхового взноса в ПФР установлен:

Статья 426, предусматривавшая тарифы взносов на 2017 - 2020 гг., признана утратившей силу. Таким образом, тарифы устанавливаются бессрочно.

Также для некоторых категорий плательщиков устанавливаются дополнительные льготы по страховым взносам.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Данный Закон очень ждали плательщики налога на имущество физических лиц. Проблемы данного налога были затронуты и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г.

Изменения коснутся и порядка расчета налога налоговыми органами, когда обязанность по исчислению в соответствии с Законом возложена на них, так ст. 52 НК РФ дополняется п. 2.1, в соответствии с которым вводится ограничение на осуществление перерасчета налога (земельного и налога на имущество физических лиц), если он приводит к увеличению размера налоговой обязанности. При этом по общему правилу такой перерасчет возможен не более чем за три налоговых периода, предшествующие году направления нового налогового уведомления.

Ранее уже обращалось внимание на то, что возникла правовая неопределенность в части налогообложения такого объекта, как части дома и квартиры <2>. В данном Законе устанавливаются в том числе и особенности расчета налоговой базы по данным объектам. В частности, предусматривается возможность применения вычетов:

<2> См., например: Копина А.А. Части жилого дома и квартиры как объекты налога на имущество физических лиц // Налоги. 2018. N 7. С. 1, 3 - 4.

Эта норма имеет обратную силу и применяется к отношениям, связанным с исчислением налога, с 1 января 2017 г.

Существенные изменения коснулись также и порядка применения кадастровой стоимости.

Так, с 1 января 2019 г. полностью будет изменен п. 2 ст. 403 НК РФ, который меняет сложившиеся подходы к различным изменениям в кадастровой стоимости.

Так, порядок применения кадастровой стоимости разграничивается в зависимости от причин, которые привели к такому изменению. Например, изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Однако изменения в кадастровой стоимости будут применяться с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости или оспариваемой кадастровой стоимости в случаях:

Другими словами, в двух вышеуказанных случаях можно будет пересчитать налог за предыдущие периоды, а значит, вернуть или зачесть переплату <3>.

<3> Однако это не означает, что вернуть или зачесть переплату можно будет за все периоды, так как оспорить кадастровую стоимость можно только действующую кадастровую стоимость (ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"), которая пересматривается не более одного раза в три года (в городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - один раз в два года) и не менее чем один раз в пять лет (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").

Схожие изменения коснулись также порядка применения кадастровой стоимости при исчислении налога на имущество организаций. Так, п. 15 ст. 378.2 НК РФ изложен в новой редакции, которая вступит в силу также с 1 января 2019 г., а также п. 5.1 добавляется в ст. 382.

Изменен порядок и в отношении земельного налога. Абзацы 4 и 7 ст. 391 НК РФ утрачивают силу с 1 января 2019 г., вместо них вводится п. 1.1, определяющий, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Льготы, предусмотренные п. 5 ст. 391 НК РФ и п. 1 ст. 407 НК РФ, распространяются на детей-инвалидов с 1 января 2015 г.

Введены единые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Отменены особенности налогообложения гаражей и машино-мест в торгово-офисных объектах. Прежде они облагались по предельной налоговой ставке 2% и к ним не применялись федеральные налоговые льготы. Теперь для таких гаражей и машино-мест, как и для иных аналогичных объектов, будет действовать предельная налоговая ставка не более 0,3%, а также право на федеральную льготу, освобождающую от уплаты налога.

Налог на имущество физических лиц можно вернуть или зачесть только за три года, предшествующие году направления инспекцией уведомления с перерасчетом.