Мудрый Юрист

О статусе члена семьи государственного служащего при решении вопроса о единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения государственными служащими и членами их семей

Айбатулина А.К., преподаватель кафедры гражданского процесса Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, Россия, Краснодар.

Понятие "член семьи" исследуется в нескольких аспектах: с точки зрения общих установок российского законодательства и специальных норм. В частности, рассматривается вопрос о круге лиц, входящих в понятие члена семьи государственного служащего, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Анализируется судебная практика относительно вопроса о признании членом семьи государственного служащего. Формулируются вывод о наличии коллизий и предложения по разрешению выявленной проблематики.

Ключевые слова: член семьи, государственный служащий, иждивенец, единовременная социальная выплата, приобретение жилья, законодательство.

On the Status of a Family Member of a State Employee while Deciding the Question about One-Time Payment for Purchase or Building of Living Quarters by State Employees and their Family Members

A.K. Aibatulina

Aibatulina Alina K., Lecturer of Dept. of Civil Procedural Law at North Caucasus Branch of Russian State University of Justice, Russia, Krasnodar.

The concept of "family member" is studied in several aspects: from the point of view of general provisions of Russian legislation and special rules. In particular, the issue on the scope of persons included in the concept of a family member of a state employee entitled to a one-time social payment for purchase or building of living quartets is considered. Court practice on the issue of recognition of a family member of a state employee is analyzed. The conclusion about existence of legal conflicts and proposals for resolution of identified problems are formulated.

Key words: family member, state employee, dependent, one-time social payment, house-buying, legislation.

В российском законодательстве на сегодняшний день нет единого понимания термина "член семьи". Его определение стало объектом изучения таких авторов, как О.Г. Алексеева, С.А. Закирова, Е.С. Селиванова, М.А. Баратова. При этом все исследователи сходятся во мнении, что выработка универсального понятия для всех отраслей законодательства невозможна. Так, в своей статье М.А. Баратова ссылается на мнение С.М. Корнеева, который указывал: "Единого понятия "член семьи", которое могло бы использоваться в различных отраслях законодательства, не существует. Очевидно, что выработка такого универсального понятия невозможна в принципе" [2, с. 79 - 86].

Если обратиться к этимологии дефиниции "член семьи", то в Юридическом энциклопедическом словаре содержится следующее ее определение: член семьи - это лицо, которое имеет права и несет обязанности, основанные на семейных отношениях. Там же указано, что советское законодательство не содержит единого понятия "член семьи". Нормы различных отраслей советского права, исходя из целей правового регулирования и особенностей регулируемых отношений, придают правовое значение различным обстоятельствам, определяющим характер связи с семьей: отношениям родства, совместному проживанию с другими членами семьи или ведению с ними общего хозяйства, состоянию на иждивении и т.д. [20, с. 409].

Очевидно, что советское законодательство не содержало единого подхода к понятию "член семьи", однако выделяло его определенные признаки.

Нормы Семейного кодекса РФ относят к членам семьи супругов, родителей и детей (ст. 2); к близким родственникам - родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек и бабушек, внуков), полнородных и неполнородных братьев и сестер (имеющих общего отца или мать), братьев, сестер (ст. 14) [18].

М.А. Баратова в своей статье ссылается на мнение Ю.К. Толстого и указывает: "Ю.К. Толстой считает, что круг лиц, бесспорно относящихся к членам семьи как собственника, так и нанимателя жилого помещения, совпадает. По его мнению, к категории бесспорных членов семьи относятся супруг(-а), дети, родители собственника (нанимателя) и при определении данной категории лиц необходимо руководствоваться нормами семейного законодательства. Лица, которые не отнесены законодателем к бесспорным членам семьи, но при наличии предусмотренных законом условий могут быть признаны членами семьи, в ст. 31 ЖК РФ объединены в одну группу, а в ст. 69 ЖК РФ разделены на две группы" [2, с. 79 - 86].

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи [3].

Как указано в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 14), для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Там же определено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. В пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ N 14 указано, что к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения [6].

Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения [6].

В статье 69 ЖК РФ указано, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Согласно абз. 6 п. 25 Постановления Пленума ВС РФ N 14 под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Очевидно (исходя из положений ЖК РФ и Постановления Пленума ВС РФ N 14), что общим признаком, указывающим на наличие семейных отношений, является совместное проживание и ведение общего хозяйства.

Нормы жилищного законодательства в определении статуса члена семьи являются общими и шире раскрывают данное понятие.

В рамках нашего исследования считаем необходимым рассмотреть вопрос о статусе члена семьи государственных служащих исходя из общих и специальных норм.

Законодатель предусмотрел возможность предоставления государственным служащим дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно п. 4 ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) [5] и Правилам предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63; далее - Постановление N 63) [9] гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Такое право предоставлено сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) [11] и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223; далее - Постановление N 1223) [7]; сотрудникам и членам их семей, имеющим специальное звание и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ) [10] и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила) (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369; далее - Постановление N 369) [8].

Теперь рассмотрим вопрос о том, кто является членом семьи государственного служащего.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 247-ФЗ "членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:

  1. супруга (супруг), состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке с сотрудником;
  2. супруга (супруг), состоявшая (состоявший) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти);
  3. несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
  4. лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Аналогичное определение дано и в ч. 2 ст. 1 Закона N 283-ФЗ.

Что же касается Закона N 79-ФЗ, то он однозначно не определяет статус членов семьи государственного служащего.

Так, в п. 17 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 52, п. 9 ч. 1 ст. 52, п. 10 ч. 1 ст. 52 Закона N 79-ФЗ содержатся положения о социальных гарантиях государственных служащих и членов их семей, но не устанавливается круг лиц, которые относятся к таковым.

В части 7 ст. 20 и ст. 20.1 Закона N 79-ФЗ указано, что членами семьи считаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети. Пункт 2 ч. 8 ст. 60.1 содержит перечень тех, кто относится к членам семьи государственного служащего: супруг, супруга, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родители, лица, находящиеся на иждивении гражданского служащего и проживающие совместно с ним.

Однако Постановление N 63, принятое во исполнение ст. 53 Закона N 79-ФЗ, содержит следующее определение: "К членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство".

При анализе исследуемых законодательных актов можно установить, что положения Постановления N 63 аналогичны ст. 69 ЖК РФ, а установки Закона N 283-ФЗ - нормам Закона N 247-ФЗ.

Постановление N 63, Закон N 283-ФЗ и Закон N 247-ФЗ направлены на один и тот же объект, а именно на защиту прав и интересов государственного служащего и членов его семьи, однако подход к определению статуса члена семьи у них разный. Постановление N 63 имеет меньшую юридическую силу по сравнению с федеральными законами, однако Закон N 79-ФЗ не содержит, как уже ранее было отмечено, однозначного подхода к определению статуса члена семьи, а Постановление N 63 является специальным относительно вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Необходимо обратить внимание: нормы Постановления N 63 и ст. 69 ЖК РФ содержат обязательное условие, что членами семьи считаются "проживающие совместно", в отличие от Закона N 283-ФЗ и Закона N 247-ФЗ, где данное условие отсутствует.

Так, Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 14.05.2014 было отменено решение суда первой инстанции и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании членом семьи истца в целях получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилья [1]. Судом было установлено, что истец обратился с иском к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о признании сына членом его семьи в целях получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. В обоснование своих требований истец указал, что является подполковником внутренней службы, состоит в должности старшего инженера отдела развития инфраструктуры управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, обратился в управление с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на всех членов семьи. В постановке на учет сына было отказано, поскольку дети старше 23 лет членами семьи не являются. Истец ссылался на то, что сын проживает с ним и ведет совместное хозяйство. Суд сделал вывод на основании положений Закона N 283-ФЗ и Постановления N 369: сын на момент обращения истца с заявлением не относился и не относится к членам семьи сотрудника, претендующего на получение социальной выплаты. Суд также указал, что такое правовое регулирование, направленное на повышение уровня социальной защиты отдельных категорий граждан (сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти), не может расцениваться как нарушающее конституционные права истца либо его сына, поскольку они не лишены возможности реализовать свое право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ, в общем порядке на основании норм жилищного законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что суд исходил из исчерпывающего перечня лиц, указанных в качестве членов семьи в Законе N 283-ФЗ и Постановлении N 369.

Другим судом было вынесено решение об удовлетворении исковых требований о признании совершеннолетней дочери и несовершеннолетнего внука членами семьи истца для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в соответствии с положениями Закона N 283-ФЗ и Постановления N 369.

В обоснование своих требований истец указал, что проживает в помещении общежития, предоставленном ему и его семье в качестве служебного жилья, принадлежащего Государственной противопожарной службе и муниципальной пожарной охране. С ним заключен договор от 17.09.2015 о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование жилыми помещениями, где он является ссудополучателем жилого помещения и в котором указаны все члены его семьи, в том числе дочь и внук, которые проживают с ним с рождения, но для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья этого недостаточно. Дочь и внук проживают совместно с ним одной семьей и прописаны по одному адресу, ведут совместное хозяйство, заботятся и поддерживают друг друга, имеют общие имущественные и неимущественные права и обязанности. С 2004 года сам истец стоит на очереди в МЧС России на улучшение жилищных условий.

Суд при установлении факта признания членами семьи истца его совершеннолетней дочери и несовершеннолетнего внука сослался на нормы ст. 69 ЖК РФ и положения Постановления Пленума ВС РФ N 14 и пришел к выводу, что вселение дочери и внука истца было произведено по воле нанимателя жилого помещения и всех его членов семьи, а также установил факты их постоянного проживания по указанному адресу и ведения с ним общего хозяйства [15].

Можно выделить еще одну проблему при анализе исследуемых законодательных актов: неоднозначное положение таких лиц, как иждивенцы. Так, в решении суда несовершеннолетняя дочь истца признана членом его семьи и иждивенцем для получения единовременной социальной выплаты, не являясь при этом удочеренной [17].

В другом решении суд установил факт иждивения неусыновленного пасынка истца, однако отказал в удовлетворении заявленных требований о признании членом семьи в силу Постановления N 369, принятого во исполнение Закона N 283-ФЗ, которым иждивенцы не отнесены к членам семьи для получения единовременной социальной выплаты [12].

ВС РФ решением от 28.01.2015 N АКПИ14-1392 отказал заявителю в удовлетворении требований о признании недействующими Правил в части определения членов семьи сотрудника, имеющего право на единовременную социальную выплату [13], и подтвердил, что положения Правил не нарушают права несовершеннолетних иждивенцев, принятых на воспитание в приемную семью.

Нормы Закона N 247-ФЗ и Постановления N 1223 не исключают из круга лиц членов семьи, претендующих на получение единовременной социальной выплаты, иждивенцев.

Однако возникает сомнение в правильном подходе ВС РФ к рассмотрению вопроса о признании недействующими Правил в части определения членов семьи сотрудника, так как иждивенцами признаются в соответствии с исследуемыми нами законодательными актами лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию. В соответствии со ст. 179 Трудового кодекса РФ иждивенец - это нетрудоспособный член семьи, находящийся на полном содержании работника или получающий от него помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию [19].

Суды при принятии решений о признании лица иждивенцем устанавливают факт нахождения его на полном содержании. Однако существо вопроса не сводится исключительно к лицам, усыновленным (удочеренным) или взятым под опеку из приютов. Понятием "иждивенец" определяется более обширный круг лиц. Как показали примеры, приведенные выше, такие лица, как несовершеннолетние или совершеннолетние дети супруга (супруги), рожденные в предыдущих браках; собственные дети, состоящие на иждивении родителей, и наоборот, родственники независимо от степени родства [14; 16], признаются иждивенцами.

Практика указывает на разность подходов в применении действующего законодательства относительно вопроса признания членом семьи служащего. Очевидно, что законодатель дает разные трактовки понятия "член семьи", что создает коллизии в правоприменении.

Об этой же проблеме толкования понятия статуса членов семьи государственных служащих писали О.А. Иванова и А.С. Телегин: "В целях соблюдения антикоррупционных требований к деятельности комиссий необходимо в нормативных актах единообразно определить категорию "член семьи" служащего, указав для государственных гражданских служащих такой же перечень членов семьи, как для правоохранительных служащих" [4, с. 59 - 72].

С данным предложением можно согласиться частично, поскольку Закон N 79-ФЗ является достаточно специфичным и определяет права и обязанности государственных гражданских служащих и членов их семей и содержит разные гарантии и требования к членам семьи, поэтому предложение о внесении единого понятия "член семьи" является несостоятельным и достаточно утопическим и приведет к коллизиям внутри самого закона. Возможно, приведение к единообразию положений Закона N 247-ФЗ, Закона N 283-ФЗ и Постановления N 63 позволит сбалансировать разность в определении статуса члена семьи государственного служащего и круга лиц, входящих в понятие члена семьи государственного служащего, что позволит четко устанавливать по составу членов семьи условия предоставления или непредоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и позволит защитить права и законные интересы данных лиц в случае гибели (смерти) государственного служащего.

О.А. Иванова и А.С. Телегин предлагают "единообразно определить стаж сотрудников всех видов службы, необходимый для получения выплат, установив 10-летний срок. Государственных гражданских служащих не снимать с учета при увольнении. В этом случае при увольнении служащего по собственному желанию или по так называемым "отрицательным мотивам" снимается проблема взыскания выплат" [4, с. 59 - 72].

Полагаем необходимым согласиться с мнением О.А. Ивановой и А.С. Телегина о единообразном определении 10-летнего стажа сотрудников для получения выплат в случае увольнения со службы, а также предлагаем изменить положения ч. 2 ст. 1 Закона N 247-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Закона N 283-ФЗ и п. 4 Постановления N 63 и изложить их в следующей редакции:

"Членами семьи государственного служащего (сотрудника, государственного гражданского служащего) и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах (имеющего стаж государственной службы на момент увольнения не менее 10 лет), и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются проживающие совместно с ним либо вселенные к качестве члена семьи и ведущие с ним общее хозяйство:

1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке с государственным служащим (сотрудником, государственным гражданским служащим);

2) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) государственным служащим (сотрудником, государственным гражданским служащим) на день гибели (смерти);

3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании государственного служащего (сотрудника, государственного гражданского служащего, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также нетрудоспособные лица, находящиеся на полном содержании сотрудника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию".

Список литературы

  1. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 14.05.2014 по делу N 33-3002 // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Баратова М.А. Проблема правовой классификации понятия "член семьи" // Право. 2013. N 4. С. 79 - 86.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 14.
  4. Иванова О.А., Телегин А.С. Единовременная социальная выплата для приобретения жилого помещения государственным служащим: анализ практики применения законодательства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. Вып. 3. С. 59 - 72.
  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
  6. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 9.
  7. О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 2012. N 3. Ст. 430.
  8. О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (ред. от 06.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 18. Ст. 2269.
  9. О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения: Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 (ред. от 24.11.2016) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 6. Ст. 739.
  10. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7608.
  11. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4595.
  12. Решение Вилючинского городского суда (Камчатский край) от 22.08.2017 по делу N 2-470/2017. URL: http://sudact.ru/regular/doc/qVIU1GBwi1Y9/.
  13. Решение ВС РФ от 28.01.2015 N АКПИ14-1392 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. N 2.
  14. Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловской области) от 15.06.2015 по делу N 2-4637/2015. URL: http://sudact.ru/regular/doc/tRZFMorsPi68/.
  15. Решение Ленинского районного суда г. Владивостока (Приморский край) от 30.11.2015 по делу N 2-7324/2015. URL: http://sudact.ru/regular/doc/KG9fA7byO0lP/.
  16. Решение Ленинского районного суда г. Самары (Самарской области) от 14.05.2015 по делу N 2-2105/2015. URL: http://sudact.ru/regular/doc/Jkoo3i5qQpgC/.
  17. Решение Новгородского районного суда от 07.09.2015 по делу N 2-6050/2015. URL: http://sudact.ru/regular/doc/tA3nAJi7GW5P/.
  18. Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
  19. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
  20. Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 409.

References

  1. Apelliatsionnoe opredelenie Khabarovskogo kraevogo suda ot 14.05.2014 po delu N 33-3002 // SPS "Konsul'tantPlius".
  2. Baratova M.A. Problema pravovoi klassifikatsii poniatiia "chlen sem'i" // Pravo. 2013. N 4. S. 79 - 86.
  3. Zhilishchnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 29.12.2004 N 188-FZ (red. ot 31.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva rF. 2005. N 1 (ch. I). St. 14.
  4. Ivanova O.A., Telegin A.S. Edinovremennaia sotsial'naia vyplata dlia priobreteniia zhilogo pomeshcheniia gosudarstvennym sluzhashchim: analiz praktiki primeneniia zakonodatel'stva // Vestnik Permskogo universiteta. Iuridicheskie nauki. 2014. Vyp. 3. S. 59 - 72.
  5. O gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 27.07.2004 N 79-FZ (red. ot 28.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2004. N 31. St. 3215.
  6. O nekotorykh voprosakh, voznikaiushchikh v sudebnoi praktike pri primenenii Zhilishchnogo kodeksa Rossiiskoy Federatsii: Postanovlenie Plenuma VS RF ot 02.07.2009 N 14 // Biulleten' Verkhovnogo Suda RF. 2009. N 9.
  7. O predostavlenii edinovremennoi sotsial'noi vyplaty dlia priobreteniia ili stroitel'stva zhilogo pomeshcheniia sotrudnikam organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2011 N 1223 (red. ot 28.03.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. N 3. St. 430.
  8. O predostavlenii edinovremennoi sotsial'noi vyplaty dlia priobreteniia ili stroitel'stva zhilogo pomeshcheniia sotrudnikam uchrezhdenii i organov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy, federal'noi protivopozharnoi sluzhby Gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby, organov po kontroliu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv i tamozhennykh organov Rossiiskoi Federatsii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.04.2013 N 369 (red. ot 06.03.2015) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. N 18. St. 2269.
  9. O predostavlenii federal'nym gosudarstvennym grazhdanskim sluzhashchim edinovremennoi subsidii na priobretenie zhilogo pomeshcheniia: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.01.2009 N 63 (red. ot 24.11.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. N 6. St. 739.
  10. O sotsial'nykh garantiiakh sotrudnikam nekotorykh federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 30.12.2012 N 283-FZ (red. ot 19.12.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. N 53 (ch. I). St. 7608.
  11. O sotsial'nykh garantiiakh sotrudnikam organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 19.07.2011 N 247-FZ (red. ot 19.12.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. N 30 (ch. I). St. 4595.
  12. Reshenie Viliuchinskogo gorodskogo suda (Kamchatskii krai) ot 22.08.2017 po delu N 2-470/2017. URL: http://sudact.ru/regular/doc/qVIU1GBwi1Y9/.
  13. Reshenie VS RF ot 28.01.2015 N AKPI14-1392 // Biulleten' Verkhovnogo Suda RF. 2016. N 2.
  14. Reshenie Kirovskogo rayonnogo suda g. Ekaterinburga (Sverdlovskoi oblasti) ot 15.06.2015 po delu N 2-4637/2015. URL: http://sudact.ru/regular/doc/tRZFMorsPi68/.
  15. Reshenie Leninskogo raionnogo suda g. Vladivostoka (Primorskii krai) ot 30.11.2015 po delu N 2-7324/2015. URL: http://sudact.ru/regular/doc/KG9fA7by00lP/.
  16. Reshenie Leninskogo raionnogo suda g. Samary (Samarskoi oblasti) ot 14.05.2015 po delu N 2-2105/2015. URL: http://sudact.ru/regular/doc/Jkoo3i5qQpgC/.
  17. Reshenie Novgorodskogo raionnogo suda ot 17.09.2015 po delu N 2-6050/2015. URL: http://sudact.ru/regular/doc/tA3nAJi7GW5P/.
  18. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 29.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. N 1. St. 16.
  19. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 05.02.2018) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. N 1 (ch. 1). St. 3.
  20. Iuridicheskii entsiklopedicheskii slovar'. M.: Sovetskaia entsiklopediia, 1984. S. 409.