Мудрый Юрист

Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних органами министерства внутренних дел РФ м.-с.з. Ильясов

Ильясов М.-С.З., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Россия, Москва.

Рассматривается правовое регулирование защиты прав и законных интересов несовершеннолетних органами и подразделениями Министерства внутренних дел РФ. Отмечается необходимость ужесточения наказания и увеличения срока давности в отношении преступлений против несовершеннолетних.

Ключевые слова: защита прав несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный полиции, орган опеки и попечительства, родители или иные законные представители несовершеннолетних.

Legal Regulation of Protection of Rights of Minors by Russian Internal Affairs Ministry

M.-S.Z. Ilyasov

Ilyasov Magomet-Sali Z., Cand. in Law, Assoc. Prof., Assoc. Prof. of Dept. of Civil and Labour Law, Civil Procedure at Kikot Moscow University of Russian Internal Affairs Ministry, Russia, Moscow.

Legal regulation of protection of rights and legal interests of minors by bodies and subdivisions of Russian Internal Affairs Ministry is considered. The necessity of tightening punishment and extension of limitation on conviction for crimes against minors is substantiated.

Key words: protection of rights of minors, departments for minor's cases, local police commissioner, custody and guardianship authority, parents or other legal representatives of minors.

Количество случаев побоев и унижений детей собственными родителями или опекунами в российских семьях в последние годы выросло. Выступая на круглом столе в Совете Федерации 23 июня 2017 г., старший помощник главы Следственного комитета РФ (далее - СК России) И. Комиссаров заявил, что в 2016 году следователями СК России были признаны потерпевшими по преступлениям против жизни и здоровья, а также против половой неприкосновенности 11 734 несовершеннолетних, причем в отношении 1 753 детей преступления были совершены близким лицом или членом семьи. В первом квартале 2017 года пострадавшими от взрослых признаны 2 500 детей до 14 лет, из них более 500 пострадали от рук близких, членов семьи, т.е. родителей, опекунов, усыновителей, попечителей <1>.

<1> СК объявил о росте числа россиян, желающих взять в семью сирот с целью заработать на их сексуальной эксплуатации. URL: https://www.newsru.com/russia/23jun2017/expl.html (дата обращения: 12.04.2018).

Глава СК России А. Бастрыкин на лекции в МГЮА им. О.Е. Кутафина 20 мая 2016 г. отметил, что в России ежегодно убивают более 2 000 несовершеннолетних, число случаев изнасилования детей растет <1>. В этой связи проблема защиты прав и законных интересов детей становится особенно острой.

<1> Председатель СК России прочитал лекцию студентам Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). URL: http://sledcom.ru/press/events/item/1040909 (дата обращения: 12.04.2018).

В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года записано, что "государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств" [4].

Наиболее важные гарантии прав и законных интересов ребенка закреплены в Конституции РФ, в частности в ее положениях, устанавливающих, что детство находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38) и что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38) [5]. Конституционные положения о защите прав детей получили развитие в Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" [7] и других нормативных актах. Так, Семейным кодексом РФ [8] установлено, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов и что эта защита должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими, а в случаях, предусмотренных СК РФ, - органом опеки и попечительства, прокурором и судом (п. 1 ст. 56). Несовершеннолетний имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд (п. 2 ст. 56 СК РФ).

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы указано, что "развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время" [6].

Одним из органов государственной власти, призванным обеспечивать и защищать права несовершеннолетних, является МВД России. Согласно Федеральным законам от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон о профилактике безнадзорности) и другим нормативным правовым актам подразделения органов внутренних дел выполняют функции, направленные на предупреждение безнадзорности несовершеннолетних детей, предупреждение и пресечение с их стороны административных правонарушений и преступлений. Деятельность сотрудников полиции включает предупреждение и пресечение бродяжничества со стороны лиц, не достигших совершеннолетия. Основным подразделением органов внутренних дел, занимающимся вопросами профилактики и предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних, а также защиты их прав и восстановления нарушенных прав, является подразделение по делам несовершеннолетних. Сотрудники данного подразделения проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении детей, допускающих различные правонарушения. Данные функции выполняются сотрудниками полиции в тесном взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних.

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел обязаны проводить индивидуальную профилактическую работу и в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними [3].

Кроме того, сотрудники полиции должны проводить индивидуальную профилактическую работу в пределах своей компетенции в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости профилактики совершения ими правонарушений либо для оказания социальной помощи или реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя территориального органа МВД России или его заместителя. В функции сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел входит также выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также выявление родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних в установленном порядке вносят предложения о применении к указанным лицам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Сотрудники полиции обязаны рассматривать заявления и сообщения о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних [2, с. 13].

На сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел возлагается задача по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними антиобщественных действий и правонарушений; они вносят предложения в соответствующие органы и учреждения об устранении этих причин.

Важной составляющей в деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних по защите прав несовершеннолетних является решение вопроса о направлении их в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования, куда в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" могут быть помещены дети, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, а также в соответствии с Законом о профилактике безнадзорности - дети в возрасте от 11 до 18 лет.

Обязанности по защите прав ребенка в системе МВД России наравне с инспекторами по делам несовершеннолетних возложены и на участковых уполномоченных полиции. Приказом МВД России от 31.12.2012 N 1166 утверждено Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, которым определены основные направления и организация деятельности участкового уполномоченного полиции и установлена его компетенция. В соответствии с данным Наставлением участковый уполномоченный полиции обязан принимать участие в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образования; в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий; информировать подразделение по делам несовершеннолетних по выявленным фактам проживания несовершеннолетних в ненадлежащих условиях.

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и участковый уполномоченный полиции при исполнении своих служебных обязанностей осуществляют взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами опеки и попечительства, что влияет на качество выполняемых функций.

Одним из способов решения проблемы по противодействию насилия над детьми является ужесточение наказания и увеличение срока давности по таким делам <1>. Еще один немаловажный аспект в деле предупреждения насилия над несовершеннолетними - изучение личности всех членов приемной семьи и постоянно проживающих с ними людей, а не только кандидатур потенциальных усыновителей или опекунов, а также последующий контроль государственных органов за такой семьей.

<1> Третьего июля 2018 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект N 388776-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних". URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/388776-7 (Примеч. ред.).

Список литературы

  1. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 (ред. от 08.09.2016) // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Государственная служба в органах внутренних дел: Курс лекций / Под ред. С.Н. Бочарова. М., 2015. Ч. 2. С. 13.
  3. Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: утв. Приказом МВД России от 15.10.2013 N 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 11.
  4. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
  5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761 // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

References

  1. Voprosy organizatsii deiatel'nosti uchastkovykh upolnomochennykh politsii: Prikaz MVD Rossii ot 31.12.2012 N 1166 (red. ot 08.09.2016) // SPS "Konsul'tantPlius".
  2. Gosudarstvennaia sluzhba v organakh vnutrennikh del: Kurs lektsii / Pod red. S.N. Bocharova. M., 2015. Ch. 2. S. 13.
  3. Instruktsiia po organizatsii deiatel'nosti podrazdelenii po delam nesovershennoletnikh organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: utv. Prikazom MVD Rossii ot 15.10.2013 N 845 // Biulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti. 2014. N 11.
  4. Konventsiia o pravakh rebenka: odobrena General'noi Assambleei OON 20.11.1989// Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR. 1993. Vyp. XLVI.
  5. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii: priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // SPS "Konsul'tantPlius".
  6. Natsional'naia strategiia deistvii v interesakh detei na 2012 - 2017 gody: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 01.06.2012 N 761 // SPS "Konsul'tantPlius".
  7. Ob osnovnykh garantiiakh prav rebenka v Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 24.07.1998 N 124-FZ (red. ot 18.04.2018) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. N 31. St. 3802.
  8. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 29.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. N 1. St. 16.