Мудрый Юрист

Об административном запрете на приближение в сфере противодействия семейно-бытовому насилию

Брунер Р.А., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, подполковник полиции, Россия, Москва.

Рассматривается проблема правового регулирования противодействия семейно-бытовому насилию. Автор отмечает необходимость введения в России административно-правового принуждения по отношению к бытовым дебоширам в виде административного запрета на приближение к потерпевшим от бытового насилия.

Ключевые слова: семейно-бытовое насилие, запрет, административная ответственность, административный запрет на приближение.

Administrative Restraining Order in the Sphere of Counteraction to Family and Domestic Violence Revisited

R.A. Bruner

Bruner R.A., Cand. in Law, Senior Lecturer of Dept. of Administrative Law at Kikot Moscow University of Russian Internal Affairs Ministry, Russia, Moscow.

The problem of legal regulation of counteraction to family and domestic violence is considered. The author notes the need to introduce in Russia administrative legal coercion in relation to domestic debauchers in the form of administrative restraining order.

Key words: family and domestic violence, prohibition, administrative responsibility, administrative restraining order.

В настоящее время в административно-правовой науке все больше внимание уделяется вопросам правового регулирования бытовых конфликтов и противодействия домашнему насилию. Не секрет, что в некоторых семьях, к сожалению, до сих пор присутствует домашнее насилие, которое выражается не только в бытовом насилии мужчины над женщиной или родителей над детьми, но и в насилии над престарелыми родственниками, лицами, страдающими физическими или психическими заболеваниями.

Законодателем разработан и в 2016 году внесен в Государственную Думу законопроект, предусматривающий ограничения и санкции по отношению к домашним тиранам <1>. Законопроект породил многочисленные споры и в результате был отправлен на доработку. При этом в пользу принятия норм, регулирующих противодействие бытовому насилию, высказывается большое количество граждан.

<1> Проект федерального закона N 1183390-6 "О профилактике семейно-бытового насилия" (ред., внесенная в Государственную Думу, текст по состоянию на 28.09.2016) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Следует заметить, что пресечение и предупреждение административных правонарушений в семейно-бытовой сфере относится к числу наиболее сложных проблем в деятельности правоохранительных органов. Проведение профилактических бесед, применение методов убеждения и иных профилактических мер к семейно-бытовым дебоширам не дают должного эффекта. Практика показывает, что в данной сфере работа должна опираться не только на методы убеждения и воспитания дебоширов, но и на методы принуждения административного и уголовного характера.

По данным Министерства внутренних дел РФ, в 2016 году в результате семейных конфликтов пострадали около 10 тыс. женщин и почти 5 тыс. детей. В январе - сентябре 2016 года было зарегистрировано около 57 тыс. преступлений, совершенных на бытовой почве и квалифицированных по ст. 116 "Побои" Уголовного кодекса РФ [4]. В сфере семейно-бытовых отношений зарегистрировано более 14 тыс. таких преступлений, из них в отношении женщин - более 9 тыс., в отношении несовершеннолетних - 4,9 тыс. Статистика подобных преступлений в предшествующие году приблизительно такая же: в 2014 году от семейно-бытовых конфликтов пострадали почти 10 тыс. женщин и более 6,5 тыс. детей; в 2015 году зарегистрировано около 86,5 тыс. преступлений, квалифицированных по ст. 116 УК РФ <1>.

<1> Статистика МВД РФ: от семейных побоев в основном страдают женщины. URL: https://news.mail.ru/society/28705968/ (дата обращения: 28.03.2018).

Согласно закону административная ответственность за побои, совершенные впервые и без причинения вреда здоровью, устанавливается в виде административного ареста на срок от 10 до 15 суток, штрафа в размере от 5 тыс. до 30 тыс. рублей или обязательных работ на срок от 60 до 120 часов (ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных нарушениях) [2]. Однако привлечь семейного дебошира к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ можно только в случае, если он нарушал порядок в общественном месте и своим поведением выражал явное неуважение к обществу либо наносил побои или совершал насильственные действия, причинившие физическую боль гражданам, которые не являются для него близкими людьми. В связи с этим семейные дебоширы часто остаются безнаказанными.

Лицо, повторно привлекаемое за нанесение побоев, преследуется по уголовному законодательству в соответствии со ст. 116 УК РФ, которая предусматривает штраф в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 6 месяцев, либо арест на срок до 3 месяцев.

В законодательстве зарубежных государств одним из способов противодействия бытовому насилию выступает такая мера административного и уголовного воздействия, как "запрет на приближение". Так, с 1 января 2015 г. указанная мера воздействия начала применяться по Уголовно-процессуальному кодексу Республики Казахстан (ст. 165) [5].

Полагаем, применение указанной меры принудительного воздействия обладает рядом положительных моментов.

Во-первых, оставаясь на свободе, бытовой насильник будет продолжать работать, а значит будет иметь экономическую возможность содержать детей и иных членов семьи.

Во-вторых, государство не будет тратить средства на содержание правонарушителя в местах лишения или ограничения свободы.

В-третьих, семейный дебошир не будет подвергаться ресоциализации в местах лишения свободы [3, с. 177 - 178].

В России указанная мера принудительного воздействия не применяется, поскольку отсутствует как в уголовном, так и в административном законодательстве, что, по нашему мнению, является значительным упущением [1].

С учетом вышеизложенного считаем целесообразным внести соответствующие изменения в КоАП РФ в части включения в него новой меры обеспечения, а именно административного запрета на приближение. В этой связи предлагаем дополнить КоАП РФ статьей 27.20 "Административный запрет на приближение", изложив ее в следующей редакции:

"К лицу, совершившему административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений, в целях защиты потерпевшего и членов его семьи суд в исключительных случаях вправе применить на срок до тридцати суток меру воздействия в виде запрета указанному лицу проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим, а также вопреки воле потерпевшего разыскивать его, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать в контакты иными способами с потерпевшим, включая членов его семьи".

Список литературы

  1. Административное право Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. С.Н. Бочарова. М.: МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя, 2015. Ч. 2.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Корнейчук С.В. Особенности исключения контактов конфликтующих сторон в сфере быта // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. N 15-1. С. 177 - 178.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 04.07.2014 N 231 // URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575852 (дата обращения: 28.03.2018).

References

  1. Administrativnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: Kurs lektsii / Pod red. S.N. Bocharova. M.: MosU MVD Rossii im. V.Ia. Kikotia, 2015. Ch. 2.
  2. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh: Feder. zakon ot 30.12.2001 N 195-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. N 1 (ch. 1). St. 1.
  3. Korneichuk S.V. Osobennosti iskliucheniia kontaktov konfliktuiushchikh storon v sfere byta // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniiami i inymi pravonarusheniiami. 2017. N 15-1. S. 177 - 178.
  4. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 13.06.1996 N 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. N 25. St. 2954.
  5. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Respubliki Kazakhstan ot 04.07.2014 N 231. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575852 (data obrashcheniia: 28.03.2018).